Рабочая классификация диктантов

Предупредительным называется диктант, при проведении которого диктуемый учителем текст (иногда лишь трудные с точки зрения правописания слова) подвергается орфографическому разбору до записи учащимися (сначала объяснение, затем запись).

Предупредительный диктант используют после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся.

При объяснительном диктанте сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материла, а также при повторении ранее пройденного.

По сравнению с предупредительным диктантом объяснительный требует от учеников большей самостоятельности.

Объяснительный диктант так же, как и предупредительный, может быть либо зрительным, либо слуховым.

Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).

При проведении комментированного диктанта ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

Выборочным диктантом называют такой диктант, при котором дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста.

Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрированно насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов.

В начальной школе при выборочном диктанте записывают чаще всего отдельные слова.

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Ценность свободного диктанта в том, что он способствует выработке навыка запоминания диктуемого, при проведении свободного диктанта у учеников развивается внимательность, сообразительность, логическая память.

Методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

Творческим диктантом принято называть работу, состоящую в составлении детьми связного текста по опорным словам с последующей записью в тетрадях.

Творческим называют диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям.

Различают несколько видов творческого диктанта:

1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

2. Творческий диктант с изменением слов, то есть с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя.

Образец работы над ошибками

1. Правописание устойчивых сочетаний.

жи – ши, ча – ща, чу – щу, ЧК – чн, нч, рщ, щн – нщ.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с этим же сочетанием.

Жираф, животное, жизнь, ужи, наживка, лужи.

2. Правописание заглавной буквы в именах собственных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов, являющихся именами собственными.

Волгоград, Москва, Антон, Елена, Енисей, Мурка.

3. Правописание предлогов со словом.

Выписать слово с предлогом, где допущена ошибка, между ними вставить слово или вопрос.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

4. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

5. Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением.

Прописать слово на всей строке несколько раз.

лопата лопата лопата лопата лопата

6. Правописание парных согласных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, подобрать проверочное, дописать 2 слова с тем же парным согласным в слабой позиции.

ягодка – ягоды

гладкий – гладенький

дождь – дождик

7. Правописание мягкого знака.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, дописать 5 слов с мягким знаком в той же позиции.

Мель, день, пень, конь, лось, дождь.

Или:

Деньки, коньки, пальто, дальний, угольки, хорьки.

Или:

Деревья, листья, белье, Софья, перья, жилье.

8. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с разделительным твердым знаком.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

9. Правописание удвоенных согласных.

Прописать слово на всей строке несколько раз.

аллея аллея аллея аллея аллея аллея

10. Правописание приставок.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с той же приставкой.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

11. Правописание непроизносимых согласных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, подобрать проверочное слово, дописать 2 слова на то же правило.

сердце – сердечко

яростный – ярость

прекрасно – прекрасен

12. Правописание мягкого знака после шипящих.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с шипящим на конце, указывая род.

ж. р. ж. р. м. р. м. р. ж. р. ж. р.
Дочь, печь, чертеж, клич, мышь, мелочь.

13. Правописание безударных окончаний имен существительных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, в словосочетании с падежным вопросом, указать склонение, падеж.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

14. Правописание о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с той же орфограммой, поставить ударение.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

15. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, в словосочетании с вопросом.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

16. Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, записать неопределенную форму глагола, указать спряжение.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

17. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Выписать слово, в котором допущена ошибка, вместе с существительным, указать род.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

18. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени перед суффиксом рабочая классификация диктантов - student2.ru

Выписать слово, в котором допущена ошибка, записать неопределенную форму.

рабочая классификация диктантов - student2.ru

* Для учителя. Образец работы над ошибками по каждому орфографическому правилу указан в Приложении.

Наши рекомендации