Рабочая классификация диктантов
Предупредительным называется диктант, при проведении которого диктуемый учителем текст (иногда лишь трудные с точки зрения правописания слова) подвергается орфографическому разбору до записи учащимися (сначала объяснение, затем запись).
Предупредительный диктант используют после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся.
При объяснительном диктанте сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материла, а также при повторении ранее пройденного.
По сравнению с предупредительным диктантом объяснительный требует от учеников большей самостоятельности.
Объяснительный диктант так же, как и предупредительный, может быть либо зрительным, либо слуховым.
Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).
При проведении комментированного диктанта ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.
Выборочным диктантом называют такой диктант, при котором дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста.
Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрированно насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов.
В начальной школе при выборочном диктанте записывают чаще всего отдельные слова.
Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.
Ценность свободного диктанта в том, что он способствует выработке навыка запоминания диктуемого, при проведении свободного диктанта у учеников развивается внимательность, сообразительность, логическая память.
Методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.
Творческим диктантом принято называть работу, состоящую в составлении детьми связного текста по опорным словам с последующей записью в тетрадях.
Творческим называют диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям.
Различают несколько видов творческого диктанта:
1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).
2. Творческий диктант с изменением слов, то есть с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя.
Образец работы над ошибками
1. Правописание устойчивых сочетаний.
жи – ши, ча – ща, чу – щу, ЧК – чн, нч, рщ, щн – нщ.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с этим же сочетанием.
Жираф, животное, жизнь, ужи, наживка, лужи.
2. Правописание заглавной буквы в именах собственных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов, являющихся именами собственными.
Волгоград, Москва, Антон, Елена, Енисей, Мурка.
3. Правописание предлогов со словом.
Выписать слово с предлогом, где допущена ошибка, между ними вставить слово или вопрос.
4. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
5. Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением.
Прописать слово на всей строке несколько раз.
лопата лопата лопата лопата лопата
6. Правописание парных согласных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, подобрать проверочное, дописать 2 слова с тем же парным согласным в слабой позиции.
ягодка – ягоды
гладкий – гладенький
дождь – дождик
7. Правописание мягкого знака.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, дописать 5 слов с мягким знаком в той же позиции.
Мель, день, пень, конь, лось, дождь.
Или:
Деньки, коньки, пальто, дальний, угольки, хорьки.
Или:
Деревья, листья, белье, Софья, перья, жилье.
8. Правописание слов с разделительным твердым знаком.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с разделительным твердым знаком.
9. Правописание удвоенных согласных.
Прописать слово на всей строке несколько раз.
аллея аллея аллея аллея аллея аллея
10. Правописание приставок.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с той же приставкой.
11. Правописание непроизносимых согласных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, подобрать проверочное слово, дописать 2 слова на то же правило.
сердце – сердечко
яростный – ярость
прекрасно – прекрасен
12. Правописание мягкого знака после шипящих.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с шипящим на конце, указывая род.
ж. р. | ж. р. | м. р. | м. р. | ж. р. | ж. р. |
Дочь, | печь, | чертеж, | клич, | мышь, | мелочь. |
13. Правописание безударных окончаний имен существительных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, в словосочетании с падежным вопросом, указать склонение, падеж.
14. Правописание о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с той же орфограммой, поставить ударение.
15. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, в словосочетании с вопросом.
16. Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, записать неопределенную форму глагола, указать спряжение.
17. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, вместе с существительным, указать род.
18. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени перед суффиксом
Выписать слово, в котором допущена ошибка, записать неопределенную форму.
* Для учителя. Образец работы над ошибками по каждому орфографическому правилу указан в Приложении.