Ii. знакомство с жанром рассказа.
– Вы часто используете в речи слова рассказывать, рассказ. Что называют последним из слов?
– Прочитайте сообщение авторов (с. 102, учебник).
– Что вы поняли из сообщения?
– Поясните план ответа на вопрос об особенностях рассказа.
1. Наличие сюжета (говорится о событии, случае).
2. Особое построение (особый, напряженный момент, подготовка читателя к нему, а затем завершение действия, концовка).
III. Работа с текстом для изложения(упражнение 631).
1. Первичное чтение текста.
– Прочитайте рассказ.
– О каком случае говорится в рассказе?
– Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, самый напряженный?
– Какими словами его выделяет автор?
2. Беседа по содержанию.
– Как вы оцениваете поступок петуха?
– Какова главная мысль рассказа?
– Как можно озаглавить текст по теме? («Как петух проучил обидчика».)
– Из скольких частей состоит рассказ?
– Какова роль первой части рассказа?
– О чем говорится во второй части?
– Прочитайте третью часть. Почему она состоит из одного предложения?
3. Составление плана.
– Из скольких пунктов будет состоять план?
– Дайте название каждой части текста так, чтобы была ясна главная мысль. Можете использовать и слова автора.
Примерный план.
1. Выстрел. (Или: «Попал!», «Попал в петуха!».)
2. Проучил обидчика! (Или: «Отомстил!», «Постоял за себя», «Вот так петух!».)
3. Не стало житья от петуха!
4. Повторное чтение текста.
– Понаблюдайте, как связаны между собой части текста и отдельные предложения.
– Кого автор показывает особенно ярко?
– Как вы думаете, почему?
– Слова каких частей речи он при этом использует?
– Какую оценку события можно добавить в конце текста?
IV. Орфографическая работа с текстом.
(Проводится коллективно.)
Дети находят орфограммы в словах и объясняют правописание.
V. Индивидуальная подготовка к изложению.
VI. Написание изложения.
Самопроверка.
VII. Итог урока.
– С каком жанром мы познакомились?
– Каковы его особенности?
– Прочитайте записанные вами рассказы.
Урок 155
Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем.
Работа над ошибками
Цель: продолжить знакомство с жанром рассказа, развивать умения исправлять ошибки, допущенные в изложении текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение о результатах работы.
III. Работа над ошибками.
1. Соблюдение последовательности описываемых событий, построение предложений.
– Перечитайте первую часть текста автора.
– Каково ее содержание?
– Как построены предложения первой части?
– О ком каждое из них?
– Прочитайте начало вашего рассказа. Смогли вы передать авторское начало?
– Перечитайте вторую часть.
– Какая история передана в ней?
– Сколько героев в этой истории?
– Понаблюдайте за тем, как автор передает действия героев.
– Проверьте, есть ли последовательность действий в вашем изложении.
– Какими словами автор обозначил острый момент в сюжете? Как передали это вы?
– Какова роль третьей части?
– Как вы завершили рассказ?
– У кого на поля тетради вынесены ошибки в построении предложений? В чем они заключаются?
(Дети зачитывают предложения, коллективно их исправляют.)
– В работах встречались повторы слов. Можно ли этого избежать? Как?
(Во время беседы по содержанию написанных текстов дети делают необходимые правки в тетрадях простым карандашом.)
– Кто хочет прочитать отредактированные тексты?
2. Орфографическая работа.
Проводится детьми индивидуально по имеющемуся образцу.
Те дети, которые не допустили орфографических ошибок, работают дополнительно по карточкам, выбирая их тематику по собственному желанию из предложенных учителем вариантов.
IV. Работа по теме урока.
1. Упражнение 632.
а) Прочитайте два варианта текста ученика.
– Отметьте отличия карандашом.
– Какой текст вам кажется более выразительным? Почему?
– Какими средствами автор создает выразительность повествования?
– Какую роль играет переход автора в наиболее важных для рассказа моментах на формы настоящего времени глаголов?
– Что привнесло эмоциональности во второй текст?
– Сравните последние предложения в текстах. Что заметили?
– Что изменилось с пропуском глагола?
– Считаете ли изменения, внесенные учеником в текст, улучшением текста, или нет?
– Отметьте все орфограммы в улучшенном тексте. Обратите внимание на постановку запятых.
(Взаимопроверка.)
б) Запись текста под диктовку.
(Предложение зачитывается учителем только один раз.)
в) Самопроверка по готовому образцу.
– Кто доволен своей работой?
2. Редактирование текста. Работа в парах.
– К какому жанру относится текст? Докажите.
У нас живет пушистый кот Васька. Наш кот большой проказник.
Сидел я как-то раз на крылечке и наблюдал за котом. Кот заметил на березе гнездо грача. Мгновенно кот полез на березу. Но грач увидел кота. Грач клюнул кота в лоб. Кот бросился в дом.
Так грач постоял за себя.
– Какие ошибки речи есть в тексте?
– Внесите исправления, чтобы текст стал лучше. Где нужно, замените слова на синонимы, более точно передающие действия, избегайте повтора слов.
Предложения в тексте можно заменять, сохраняя сюжет.
Не забудьте обозначить острый момент в рассказе.
V. Итог урока.
(Дети зачитывают отредактированные тексты, выбирают лучший.)
– Из каких частей состоит рассказ?
– В чем особенность этого жанра?
– Какими секретами вы пользовались, редактируя текст?
Домашнее задание: 1. Дополнить рассказ предложением со значением оценки. 2. Составьте небольшой рассказ (по желанию).
Урок 156
Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем
Цель: обучать пересказу текста от своего имени; редактированию текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие предложения со значением оценки вы составили для текста о коте Ваське?
– Кто составил свои рассказы?
(Дети зачитывают тексты, в случае необходимости коллективно обсуждают недочеты, редактируют.)