III. Беседа с рассматриванием картины.
– Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений А. А. Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.
– Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, а сейчас утро, дети второпях выбежали из дома на крыльцо.)
– Опишите внешний вид детей.
– Что можно сказать, глядя на их выражения лиц?
– Ребятам нравится первый снег?
– Посмотрите на карточки, выберите слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей.
радость | восторг | волнение |
удивление | восхищение | беспокойство |
испуг | грусть | интерес |
(Учащиеся объясняют свой выбор.)
– Почему их удивляет первый снег?
– Что еще показывает художник на переднем плане?
– Здесь есть еще один герой – ворона. А что она переживает?
– Художник на картине подчеркивает единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?
– Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?
– А какой цвет здесь главный? Почему?
(Главный цвет – розовый. Он везде: на земле, в небе, на веточках деревьев.)
IV. Речевая подготовка к сочинению.
– Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег | дети |
земля | ворона |
небо | береза |
– Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
Снег
как стеклянный дождь | укрыл землю |
очень к лицу земле | порошил |
как чистые капли воды | щекотал лицо |
белая скатерть полей | кружился |
лебяжий пух земли | порхал |
робкий и тихий | танцевал |
пушистый и мохнатый | опускался большими хлопьями |
Аналогично учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам, не повторяя уже названные.
– Попробуйте смотреть глазами художника.
Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными.
– Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
– Как бы закончили свой рассказ по этой картине? (Выберите лучший из предложенных вариантов.)
V. Определение варианта сочинения.
– Я предлагаю вам несколько вариантов написания сочинения:
– Сочинение от лица мальчика.
– Сочинение от лица девочки.
– Сочинение от лица детей.
– Сочинение от имени вороны.
– Сочинение от своего имени (человека, любующегося картиной).
VI. Написание сочинений.
Индивидуальная помощь учащимся.
Самопроверка.
VII. Итог урока.
Дети зачитывают сочинения, выбирают наиболее понравившиеся.
Домашнее задание: упражнение 260.
Урок 65
Склоняются ли имена существительные
и имена прилагательные
во множественном числе?
Цель: учить правильно писать безударные окончания имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1. Определение темы урока.
– Прочитайте слова. К каждой паре слов подберите общее понятие, выразите его словосочетанием.
Ответы детей | ||
Москва, Лондон | – | столичные города |
Соловей, канарейка | – | певчие птицы |
Добрый, честный | – | положительные качества |
– Найдите общее в сформулированных вами понятиях. (Слова во множественном числе.)
– Итак, мы сегодня поговорим о склонении имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.
– А возможно ли такое склонение?
– Устно просклоняйте словосочетание чистые руки и ответьте на вопрос, указанный в теме нашего урока.
2. – Прочитайте высказывание мальчика-иностранца на с. 109.
– В чем он ошибается?
– Сравните свой ответ с сообщением авторов в упр. 263.
3. – Просклоняйте письменно словосочетания во множественном числе (упр. 264).
– Соблюдайте все советы авторов учебника.
– Существительные каких склонений вы писали? Одинаковы ли у них окончания в одних и тех же падежах?
– В каких падежах окончания имен существительных не зависят от склонений?
– В этих случаях какие слова можно назвать проверочными? По какому признаку вы это определили?
– Понаблюдайте за окончаниями имен прилагательных. Что вы увидели?
– Познакомьтесь с сообщениями на с. 111, чтобы обобщить свои наблюдения.
– Какие полученные сведения необходимы вам для грамотного написания окончаний?
4. Упражнение 266.
– По заданию учебника поработайте в парах.
– Расскажите все, что узнали о падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных во множественном числе?
5. Упражнение 267.
– Прочитайте текст. Что с ним случилось?
– Стал ли он от этого лучше, интереснее?
– «Потерявшиеся» прилагательные находятся в справочном бюро.
– Что вы можете сказать об их форме?
– Уместно ли употребление прилагательных в тексте в таком виде?
– Что мы должны сделать? (Изменить форму прилагательного по команде главного слова.)
– Впишите имена прилагательные в текст, изменяя форму, укажите падеж.
– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе.
Если назову словосочетание, где слова употреблены в единственном числе – сделайте наклон вперед; если слова во множественном числе – наклон назад.
Зимние деньки, осенняя погода, зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, серебряные искры.
6. Запишите словосочетания под диктовку.
Указывайте падеж только у имен прилагательных во множественном числе.
(На доске работают учащиеся по очереди.)
– Объясните правописание окончаний.
От давн. встреч., в соседн. подъезды, син. море, у жгуч. солнца, о давн. спорах, около соседн. веток, на бескрайн. равнине, с громк. стуком, о настоящ. друзьях, с блестящ. капельками, по летн. облаку.
III. Самостоятельная работа.
– Напишите предложения, отражая последовательность событий. Определите падеж имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.
Решите орфографические задачи.
Мать пов.ла крош.чных пт.нцов к в.де.
По.вились пт.нцы гаги (на) свет.
Ярк. отбл.сками засв.тилась поляна.
Пок.зал.сь над лесом зол.тое солнышко.
Лесные пч.лы нач.ли жалить м.дведя.
М.дведь закр.чал и пок.тился по з.мле.
– В каком порядке вы записали предложения?
– Какие правила при решении орфографических задач применили?
– В каких падежах вам встретились имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?
IV. Итог урока.
– Как вы ответите на вопрос, обозначенный в теме урока?
– Что вы узнали об особенностях склонения имен существительных во множественном числе? А об особенностях имен прилагательных во множественном числе?
– Какие слова-подсказки запомнили?
– В каких случаях они помогут?
Домашнее задание: упражнение 268.
Урок 66
Склоняются ли имена существительные
и имена прилагательные
во множественном числе?
Цель: совершенствовать умения распознавать безударные окончания имен прилагательных и имен существительных во множественном числе и объяснять их написание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какое название вы дали отрывку?
– Что оно отражает?
– Как вы узнавали падеж имен прилагательных?
– Прочитайте словосочетания с именами прилагательными, указывая падеж.
III. Работа по теме урока.
1. Письмо по памяти.
– Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
– Объясните все известные вам орфограммы.
– Повторите отрывок молча (про себя).
(Учитель стирает с доски отрывок, оставляя только последние слова каждой строки.)
– Запишите отрывок по памяти.
– Определите у прилагательных род и падеж.
– В каких случаях задание полностью вы выполнить не сможете? (Во множественном числе.)
– Почему?
– Выделите окончания у всех имен.
– Встретились ли окончания, над написанием которых нужно было подумать?
– В каких случаях это было? (Когда окончания были безударные.)
2. Работа с таблицей (упражнение 269).
– Посмотрите внимательно на таблицу. Нам нужно дать ей название.
– Обратите внимание, на что указывает значок сверху? (Окончание.)
– О каких частях речи говорится в таблице?
– Какое общее слово есть в их названиях?
– На какой вопрос помогают ответить все показанные действия?
– Как же назвать таблицу? (Как узнавать безударные окончания имен?)
– Напишите название таблицы на отведенную строку.
– Какое действие показывает знак ×?
– Для чего выполнять это действие?
– Почему склонение особенно важно определять у имен существительных в единственном числе?
– А почему о нем не говорится в колонке имен прилагательных?
– Почему слово падеж в двух случаях взято в скобки, а в третьем – нет?
– Какие окончания впишете в оставленные места?
– Нужно ли нам умение свободно выполнять все действия, указанные в таблице? Зачем?
3. Упражнение 270.
– А теперь давайте проверим, научились ли мы оперировать полученными знаниями. Запишите словосочетания, объясняйте каждый свой шаг, прежде чем напишете безударное окончание имени.
(Задания выполняют с комментированием у доски.)
– Помогли ли вам слова, записанные в скобках?
4. Работа в парах (упражнение 271).
– Помогите исправить испорченный компьютером текст.
– Рассмотрите внимательно рисунки. Найдите различия.
– Мнение товарища выслушивайте до конца.
– Когда текст восстановите, запишите его в тетради.
Для учителя. После исправления текст должен получиться таким:
Заболел человек. К нему приезжает «скорая» с красным крестом. И на вывеске больницы для людей тоже есть красный крест.
Но есть больница с синим крестом. В ней лечат животных.
– Прочитайте получившийся текст.
– Слова какой части речи уточнили сведения о крестах?
– В этом тексте есть два секрета.
– Чтобы отгадать первый, нужно определить, к какой части речи относится последнее слово, и доказать свой ответ.
– Но что же необычного в этом существительном? (Это существительное с окончанием имени прилагательного.)
– Таких имен существительных в русском языке много. Предложите свои варианты. (Дежурный, рабочие.)
– А вот второй секрет спрятан в словах человек – люди. Что в них особенного?
– В каком числе они употреблены? А можно ли им поменять форму числа? Попробуйте.
– Сможете еще подобрать примеры таких слов? (Ребенок – дети.)
IV. Самостоятельная работа.
– Прочитайте предложения. Запишите их в порядке, указанном в таблице.
Решите орфографические задачи. Выделите окончания прилагательных и существительных во множественном числе.
Д.л.ко на гор.зонт. .тсвечивали ч.рн. вершины ск.листых гор.
Н.чные св.тила пр.ветлив. см.трели на землю.
В з.леных зарослях путник.в встретили в.сел. г.л.са п.р.летных птиц.
Осл.пительн. потоки солнечных лучей з.жигают ж.вописн. массы д.ревьев.
Номер предложения | Имена прилагательные по множественном числе | |||||
Им. п. | Р. п. | Д. п. | В. п. | Т. п. | П. п. | |
– | – | – | – | – | ||
– | – | – | – | |||
– | – | – | ||||
– | – | – |
V. Итог урока.
– Откройте с. 65 в тетради-задачнике.
– Расскажите, опираясь на таблицу, как узнать безударные окончания имен.
Домашнее задание: упражнение 272.
Урок 67
Поговорим об именах существительных
в именительном и родительном падежах
множественного числа
Цель: формировать умения грамотно употреблять в речи форму именительного падежа имен существительных множественного числа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что вы узнали из текста о том, как лечат животных в зоопарке?
– В каком предложении ошибка в знаке препинания в конце предложения?
– Написание каких гласных вы не смогли объяснить?
– Объясните правописание окончаний имен существительных и прилагательных, называя падеж, в котором они употреблены.
– С какими трудностями вы столкнулись при звукобуквенном анализе слова РУЖЬЁ?
III. Работа по теме урока.
1. Словарно-орфографическая работа.
– Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось выделенное слово. Причину исключения каждого слова обосновывайте. Объясните правописание слов.
Быстро – лишнее слово, так как это наречие, а остальные слова имена существительные.
Облака – лишнее слово, так как стоит в форме множественного числа, а остальные – в единственном числе.
Пятница – лишнее слово, так как с непроверяемым написанием, а в остальных гласную можно проверить ударением.
Зелень – лишнее слово, так как в нем звуков меньше, чем букв.
– Об этом слове мы тоже сможем сказать подробнее, выполнив упражнение.
2. Упражнение 273.
– Перед вами снова текст, испорченный компьютером. Вставьте стертые окончания.
– Не забывайте определять падежи, в которых они употреблены.
– В каком числе употреблено слово лекарство?
– Какое же окончание вы напишете? Почему оно не такое, как у других слов в такой же форме?
– Узнать об этом секрете речи вам поможет сообщение на с. 115. Прочитайте его.
– Так почему же у этого слова окончание ? (Оно среднего рода.)
3. Упражнение 275.
– Давайте попробуем применить полученные знания на письме.
– Внесите слова в таблицу, изменяя их форму.
– О чем будете помнить при выполнении данного задания?
4. Упражнение 276.
– Разрешите спор ребят. Кто же из них прав?
– Запишите правильные формы слов в словосочетании с прилагательными. Укажите число и род имен существительных, выделите окончания.
– Какой признак вам помог определиться в выборе окончания у имени существительного?
– Допишите словосочетания со словами РАМА и ПОДОКОННИК, употребив их во множественном числе.
– Перечитайте сообщение. Какие слова в нем говорят о том, что правило действует не всегда?
– Будьте внимательны, многие формы слов нужно просто запомнить.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
5. Игра «Поймай форму слова».
– Я называю имя существительное и бросаю мяч одному из вас. Тот, кто ловит мяч, называет форму множественного числа данного существительного.
Крыло, перо, рот, змея, зеркало, брат, звено, ухо, день, друг, окно, пальто(?), сон, метро(?), озеро, река, улей, полотенце.
– Почему у слов пальто и метро вы не смогли назвать форму множественного числа?
– Какие слова в форме множественного числа нарушили правило? (Брат, ухо, друг.)
6. Упражнение 277.
– То же задание мы выполним письменно. Слова записывайте парами. Будьте внимательны, помните о расхождениях.
– Какую орфографическую задачу вы решали при записи слов? (Непроверяемые гласные.)
(Сигнальными карточками дети показывают буквы, которые поставили на месте «окошек».)
– Какое слово нарушило правило?
7. Упражнение 278.
Сигнальными карточками покажите, какие буквы вы поставите на месте пропусков в словах.
– Поставьте данные слова в форму множественного числа. Почему это не получилось?
8. Упражнение 279.
Работа в парах.
1) Решите орфографические задачи, проверьте работы друг друга.
2) Укажите склонение существительных, во 2-м склонении укажите род.
3) Расскажите друг другу правило об окончаниях имен существительных во множественном числе.
4) Посоветуйтесь, подумайте, в каком числе и падеже нужно поставить имена существительные, данные в скобках, чтобы текст имел смысл.
5) Если вы пришли к единому мнению, на свободных строках запишите слова в нужной форме.
Если задание оказалось для вас сложным, обратитесь за помощью к учителю.
(Порядок действий при работе в парах напечатан на бумаге и находится на каждой парте в одном экземпляре.)
После выполнения задания учащиеся зачитывают тексты, которые у них получились.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 279, записать текст в тетрадь, обозначить все орфограммы.
Урок 68
Поговорим об именах существительных
в именительном и родительном падежах
множественного числа
Цель: формировать умение грамотно употреблять в речи формы именительного и родительного падежей имен существительных множественного числа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Работа в парах.
(На каждом столе у детей лежит одна карточка.)
– Впишите в карточку форму множественного числа данных имен существительных. Слова вписывайте по очереди, рассуждая вслух.
Третья колонка на карточке останется свободной.
(Предлагается 6 вариантов карточек.)
Им. п., ед. ч. | Им. п., мн. ч. | Р. п., мн. ч. |
яблоко | ||
подруга | ||
прут | ||
ухо | ||
колос | ||
чулок |
Им. п., ед. ч. | Им. п., мн. ч. | Р. п., мн. ч. |
облако | ||
антилопа | ||
кол | ||
глаз | ||
карандаш | ||
сапог |
Им. п., ед. ч. | Им. п., мн. ч. | Р. п., мн. ч. |
озеро | ||
веревка | ||
лист | ||
окно | ||
полотенце | ||
килограмм |
Им. п., ед. ч. | Им. п., мн. ч. | Р. п., мн. ч. |
перо | ||
лисица | ||
брат | ||
зеркало | ||
сторож | ||
апельсин |
Им. п., ед. ч. | Им. п., мн. ч. | Р. п., мн. ч. |
море | ||
собака | ||
клин | ||
дело | ||
мышь | ||
носок |
Им. п., ед. ч. | Им. п., мн. ч. | Р. п., мн. ч. |
звено | ||
корова | ||
стул | ||
колесо | ||
кресло | ||
солдат |
– Прочитайте, какие слова во множественном числе вы записали.
– Что вы запомнили об образовании формы множественного числа имен существительных?
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 280.
– Прочитайте диалог двух ребят.
– Какие слова они говорили неверно?
– Как сказать правильно?
– Определите форму числа и падежа, в которой допустили ошибки малыши. (Р. п., мн. ч.)
– Прочитайте совет авторов.
– Что вы узнали о словаре?
– Проверьте по словарю формы, в которых вы поправили ребят.
– Верно ли вы исправили ошибки?
– Запишите формы этих слов по схеме, выделите окончания.
(Губа – губы – губ, зуб – зубы – зубов.)
– Укажите склонение в начальной форме, во 2-м склонении укажите род.
– Познакомьтесь с сообщениями авторов на с. 118.
– Какие слова в сообщениях говорят о том, что существуют и исключения из правила?
– Как в таких случаях вы будете решать орфографическую задачу в окончании имен существительных множественного числа в родительном падеже.
2. Работа в парах по карточкам.
– Вернемся к карточкам. В третьей колонке запишите форму родительного падежа множественного числа имен существительных, но сначала посоветуйтесь с товарищем.
Там, где вы затрудняетесь, ставьте «?» карандашом.
(Дети выполняют задание.)
– В каких словах вы затруднились определить форму слов?
– Чьей помощью мы можем воспользоваться?
– Откройте словарь в своих учебниках на с. 141.
– Теперь смело вписывайте слова в карточки, выделите окончания.
3. Упражнение 282.
– Теперь, я думаю, вы самостоятельно справитесь с заданием учебника. Как действовать в сложных случаях, вы уже знаете.
(Дети выполняют задание.)
– Какие формы слов 1-го склонения вы записали?
– Прочитайте слова в форме родительного падежа 2-го склонения мужского рода.
– Прочитайте слова в форме родительного падежа 2-го склонения среднего рода.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
4. Упражнение 283.
– Как проверить парную согласную в середине слова?
– Можем ли мы воспользоваться формой множественного числа родительного падежа имен существительных?
– Прежде чем выполнить задание, прочитайте правило на с. 119.
– Запишите пары слов, укажите форму слов во втором столбике.
5. – От данных глаголов образуйте однокоренные существительные. Напишите словосочетания, укажите форму существительных множественного числа.
Доставлять письма, журналы, газеты, телеграммы; покупать платья, пальто, костюмы; собирать помидоры, яблоки, апельсины; сушить грибы, ягоды, яблоки, груши; строить стадион, мосты, дороги; посадить астры, тюльпаны, гвоздики; починить сапоги, ботинки, туфли.
6. Упражнение 285.
– Какие секреты правописания существительных множественного числа в именительном и родительном падежах нами уже открыты?
– Исправьте и объясните несколько детских ошибок в тетради-задачнике.
(Коллективная работа.)
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 284.
Урок 69
Повторяем, тренируемся в правильном письме
Цель: совершенствовать знания о склонении имен существительных и прилагательных, формировать умения грамотно писать безударные окончания при склонении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Почему в тексте слова взяты в скобки?
– Форму какого слова вы изменяли раньше? Почему?
– Прочитайте предложения с неверным знаком на конце. На какой знак вы изменили? Почему?
– В форме какого числа и падежа вы употребили имена существительные?