III. Анализ ошибок и работа по их исправлению.
Текст изложения и тетради с выполненными работами лежат перед учащимися для сравнения.
1. Структура текста. Последовательность передачи действий.
– Прочитайте начало рассказа.
– О чем сообщает первое предложение.
– О чем говорится во втором абзаце?
– Попробуйте выписать из текста глаголы (если нужно, добавляя другие слова) к «кадрам фильма»:
· отдыхал;
· шел;
· послышались крики;
· вырвало кран;
· била струя;
· могла уничтожить.
– Проверьте в своих работах последовательность происходящих действий. Если действие пропущено, надпишите его карандашом.
– О чем рассказывается в следующем абзаце?
– Подпишите «кадры фильма» словами из текста:
· подбежал и зажал;
· остановился поток;
· сдерживал давление;
· почернел, но не отпустил;
· перекрыли воду.
– Посмотрите, не нарушили ли вы в работах последовательность действий. Сделайте необходимые уточнения простым карандашом.
– О чем последняя часть текста?
– Что в ней передано?
– Сравните с написанным вами заключением, сделайте поправки, если нужно.
– Прочитайте текст вашего изложения, учитывая исправления и дополнения. (По желанию учеников.)
2. Правильность построения предложений.
Пунктуационные ошибки.
– Что такое предложение?
– Какие правила построения предложения вы знаете?
– Какие знаки внутри предложения могут быть и при каких условиях?
– Найдите отмеченные учителем недостатки в построении предложений в своих работах.
– Исправьте. (В случае затруднения учитель оказывает индивидуальную помощь.)
– Кто хочет поделиться со всеми результатом проделанной работы?
Ребята по желанию зачитывают сначала неверный вариант построения предложения, а затем – исправленный и объясняют причину исправления.
Тихо встали, тихо сели,
Мы друг друга не задели,
Ручками похлопали,
Покивали головой,
Мы готовы снова в бой!
– Кто допустил пунктуационные ошибки?
– Объясните правописание запятых в этих предложениях.
4. Орфографические ошибки.
а) – В каких случаях в тексте нужно было писать заглавную букву?
– Какие имена собственные встретились в изложении?
– Проверьте правильность их написания.
(Если ошибка на данное орфографическое правило встретилась в работе, ребенок работает над ней индивидуально.)[1]
б) Какие корневые орфограммы вы знаете?
– Назовите примеры слов из текста на каждое правило.
Например:
безуд. гл. –
парн. согл. – сад
непроизн. согл – прекрасное
– Как проверить безударную гласную в корне слова? Парную согласную? Непроизносимую согласную?
– Выпишите слова, в которых на перечисленные орфограммы допущена ошибка, подберите проверочные.
в) Что такое предлог? Что такое приставка?
– Ошибки, допущенные на это правило написания, исправьте самостоятельно.
г) Назовите наречия, которые встретились в тексте. Как вы их отличили от других частей речи? (Вдруг, прямо, очень, больно.)
– Объясните правописание этих слов.
д) Как вы определяли окончание у имен прилагательных? Что в этом помогало?
IV. Итог урока.
– Кто удовлетворен проведенной работой?
– Прочитайте исправленные тексты изложений (по желанию учащихся).
Домашнее задание: записать отредактированные и исправленные тексты изложений, обозначить орфограммы в тех словах, в которых первоначально были допущены ошибки.
Тем, кто с изложением справился на «отлично», домашнее задание можно не выполнять.
Урок 53
Известное правило подсказывает новое
Цель: познакомить со способом действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление изученного.
1. Что нового вы узнали об имени существительном?
– Как определить, к какому склонению относится имя существительное?
– Какие существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му склонению? К 3-му склонению?