II. Повторение ранее изученного об имени существительном.

1. Упражнение 171.

– Среди предложенных слов найдите имена существительные.

– Запишите их. (Шутка, смех, чистота.)

– Какие знания вам помогли с этим справиться?

– Дайте характеристику первым двум словам.

– Какими признаками похожи эти слова, а какими отличаются?

(Сходство – число, различие – род.)

– Сколько родов у имен существительных?

– Приведите примеры имен существительных среднего рода.

– Есть ли в русском языке существительные, у которых род определить нельзя? (Это существительные, которые имеют только форму множественного числа: ножницы, санки, брюки.)

– Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Почему?

– Как могут изменяться существительные? (По числам.)

2. Изменение имен существительных по числам.

– Определите число имени существительного и измените его.

палатки – … лыжи – …
глаз – … очки – …
игрушки – … листва – …
заводы – … рубашки – …
зубок – … вилы – …

– В каких случаях вам не удалось выполнить задание? Почему?

3. Упражнение 172.

– Какое из предложений является пословицей?

– В каких случаях так говорят? О ком?

– Решите орфографические задачи.

– Какие правила написания необходимо вспомнить?

– Какое слово встретилось в обоих предложениях?

– Почему оно написано по-разному?

– Каким признаком различаются слова? (Падежом.)

– Как определить падеж имени существительного?

4. Упражнение 173.

– В каких строках говорится о человеке, про которого можно сказать пословицей «Дело мастера боится»?

– Объясните постановку букв на месте пропусков.

– Дайте характеристику предложениям второго отрывка, подчеркните главные члены.

– Слово гвоздь встречается в обоих отрывках. В одном ли падеже оно употреблено?

– Докажите.

– А для чего в русском языке имена существительные изменяются по падежам?

5. Прочитайте сказку.

Жила была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. Но и он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке даже на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. Зато подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

– Здесь часто встречаются два слова: ромашка и мотылек.

– Выпишите из сказки эти слова в порядке следования падежей.

  I вариант     II вариант
И. ромашка   И. мотылек
Р. для ромашки   Р. мотылька
Д. ромашке   Д. мотыльку
В. ромашку   В. мотылька
Т. ромашкой   Т. с мотыльком
П. о ромашке   П. о мотыльке

– Что меняется у слов в зависимости от формы падежа? (Окончание.)

– Одинаковые ли окончания у этих слов в одних падежах?

II. Повторение ранее изученного об имени существительном. - student2.ru

Если я произношу слово мотылек, вы размахиваете руками.

Если я говорю ромашка, вы приседаете.

– В физкультминутке мы обошлись без замены окончаний у слов, а вот в предложении сможем обойтись?

– Представьте себе: «Очень они дружили с мотылек… Подружка часто думала о мотылек, когда мотылек не было рядом…».

– Что же получилось?

6. Упражнение 174.

– Прочитайте сообщение авторов.

– Закончите предложение:

Просклонять – это…

– Просклоняйте слова доска и гвоздь в тетради-задачнике.

– Одинаковы ли окончания у этих слов в одних и тех же падежах?

7. Упражнение 177.

– Просклоняйте слова лиса и кот.

– Сравните, одинаковы ли у них окончания в одних и тех же падежах.

– Внимательно посмотрите на изменение слов по падежам, попробуйте догадаться, почему окончания в одних и тех же падежах разные?

– Каким признаком отличались склоняемые нами слова в каждом задании?

8. Упражнение 178.

– Укажите признаки слов тетрадь и тетрадка как частей речи.

– Одинаковы ли у них окончания в предложном падеже?

– Почему же в словах, похожих по значению и по признакам, разные окончания?

III. Итог урока.

– Что мы повторили сегодня об имени существительном?

Домашнее задание: упражнение 176.

Урок 47
Открываем новый секрет
имен существительных

Цель: познакомить с распределением имен существительных по склонениям, обучить определению склонения, к которому относится то или иное существительное.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Чем был испорчен рассказ?

– После вашего исправления форму какого падежа принимало каждое имя существительное?

– От чего это зависело?

– К какой части речи относится подчеркнутое слово? Что вы о нем знаете?

Наши рекомендации