II. Повторение ранее изученного об имени существительном.
1. Упражнение 171.
– Среди предложенных слов найдите имена существительные.
– Запишите их. (Шутка, смех, чистота.)
– Какие знания вам помогли с этим справиться?
– Дайте характеристику первым двум словам.
– Какими признаками похожи эти слова, а какими отличаются?
(Сходство – число, различие – род.)
– Сколько родов у имен существительных?
– Приведите примеры имен существительных среднего рода.
– Есть ли в русском языке существительные, у которых род определить нельзя? (Это существительные, которые имеют только форму множественного числа: ножницы, санки, брюки.)
– Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Почему?
– Как могут изменяться существительные? (По числам.)
2. Изменение имен существительных по числам.
– Определите число имени существительного и измените его.
палатки – … | лыжи – … |
глаз – … | очки – … |
игрушки – … | листва – … |
заводы – … | рубашки – … |
зубок – … | вилы – … |
– В каких случаях вам не удалось выполнить задание? Почему?
3. Упражнение 172.
– Какое из предложений является пословицей?
– В каких случаях так говорят? О ком?
– Решите орфографические задачи.
– Какие правила написания необходимо вспомнить?
– Какое слово встретилось в обоих предложениях?
– Почему оно написано по-разному?
– Каким признаком различаются слова? (Падежом.)
– Как определить падеж имени существительного?
4. Упражнение 173.
– В каких строках говорится о человеке, про которого можно сказать пословицей «Дело мастера боится»?
– Объясните постановку букв на месте пропусков.
– Дайте характеристику предложениям второго отрывка, подчеркните главные члены.
– Слово гвоздь встречается в обоих отрывках. В одном ли падеже оно употреблено?
– Докажите.
– А для чего в русском языке имена существительные изменяются по падежам?
5. Прочитайте сказку.
Жила была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. Но и он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке даже на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. Зато подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
– Здесь часто встречаются два слова: ромашка и мотылек.
– Выпишите из сказки эти слова в порядке следования падежей.
I вариант | II вариант | |||
И. | ромашка | И. | мотылек | |
Р. | для ромашки | Р. | мотылька | |
Д. | ромашке | Д. | мотыльку | |
В. | ромашку | В. | мотылька | |
Т. | ромашкой | Т. | с мотыльком | |
П. | о ромашке | П. | о мотыльке |
– Что меняется у слов в зависимости от формы падежа? (Окончание.)
– Одинаковые ли окончания у этих слов в одних падежах?
Если я произношу слово мотылек, вы размахиваете руками.
Если я говорю ромашка, вы приседаете.
– В физкультминутке мы обошлись без замены окончаний у слов, а вот в предложении сможем обойтись?
– Представьте себе: «Очень они дружили с мотылек… Подружка часто думала о мотылек, когда мотылек не было рядом…».
– Что же получилось?
6. Упражнение 174.
– Прочитайте сообщение авторов.
– Закончите предложение:
Просклонять – это…
– Просклоняйте слова доска и гвоздь в тетради-задачнике.
– Одинаковы ли окончания у этих слов в одних и тех же падежах?
7. Упражнение 177.
– Просклоняйте слова лиса и кот.
– Сравните, одинаковы ли у них окончания в одних и тех же падежах.
– Внимательно посмотрите на изменение слов по падежам, попробуйте догадаться, почему окончания в одних и тех же падежах разные?
– Каким признаком отличались склоняемые нами слова в каждом задании?
8. Упражнение 178.
– Укажите признаки слов тетрадь и тетрадка как частей речи.
– Одинаковы ли у них окончания в предложном падеже?
– Почему же в словах, похожих по значению и по признакам, разные окончания?
III. Итог урока.
– Что мы повторили сегодня об имени существительном?
Домашнее задание: упражнение 176.
Урок 47
Открываем новый секрет
имен существительных
Цель: познакомить с распределением имен существительных по склонениям, обучить определению склонения, к которому относится то или иное существительное.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Чем был испорчен рассказ?
– После вашего исправления форму какого падежа принимало каждое имя существительное?
– От чего это зависело?
– К какой части речи относится подчеркнутое слово? Что вы о нем знаете?