III. Работа над правописанием орфограмм корня.
1. «Разгадай ребус».
– Слова, спрятанные в ребусе, имеют то же орфографическое правило, что и слово АРБУЗ.
1) Период времени в двенадцать месяцев.
2) Специальный знак государства, города.
3) Помещение для автомобиля.
4) Птица.
5) Животное, обитающее в пустыне.
2. Работа по карточкам.
– Прочитайте слова, записанные в карточке.
– Какая орфограмма их объединяет?
– Как проверить безударную гласную в корне?
– Запишите слова, исправив ошибки, обозначьте безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Вариант I. Побирежье, канёк, единица, даждливый, зимной, обламать, скасить, лицо, литучий, махнатый, маладой, орёл, питёрка, пинёчек. |
Вариант II. Слитеть, малчком, занести, пирина, расистый, силение, честюля, ленейка, далина, звирёк, гразовые, поезд, занозить, гребник. |
После выполнения задания проводится проверка при помощи сигнальных карточек.
3. – Какую орфограмму корня мы еще не проверили? (Правописание непроизносимых согласных.)
– Какие непроизносимые согласные вы знаете? (На каждый случай дети называют слово в качестве примера.)
– Подберите к данным словам однокоренные с непроизносимыми согласными звуками.
– Запишите словосочетания с полученными словами, обозначьте части речи.
уста – счастье – честь – радость – | опоздать – солнышко – свист – капуста – |
Задание выполняется под руководством учителя.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щечки моет,
Шейку трёт,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют движения хомячка.)
IV. Повторение пройденных орфограмм.
1. Работа с упражнением 13.
Дети записывают слова в тетрадь, объясняя выбор решения орфографических задач.
– В каких словах вы затрудняетесь выбрать букву?
– Что в таких случаях нужно делать?
– Выделите часть слова, где находится эта буква.
(Задание выполняется на доске под руководством учителя.)
2. Работа с упражнением 12.
Работа в парах.
Дети выполняют задание в тетради-задачнике после обсуждения с товарищем и выбора правильного решения.
Задание после выполнения проверяется устно.
V. Итог урока.
– Какие орфограммы вызвали затруднения?
– Что вы считаете необходимым повторить на следующем уроке?
Домашнее задание: упражнение 14.
Урок 5
Все ли ты помнишь о речи?
Цель: повторить изученное о речи, её видах, развивать умения правильно выражать свои мысли.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы поработали дома в роли учителей. Какие же ошибки вы обнаружили в тексте? (Дети называют слова, в которых допущены ошибки, и объясняют их правописание.)
– Какие встретились предложения по интонации? (Дети объясняют постановку знаков в конце предложения.)
– Чем воспользовался рассказчик, чтобы донести информацию? (Речью.)