Анкета для изучения школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.)

Цель: выявление сформированности у детей основных личностных универсальных действий.

Оцениваемые УУД: действия смыслообразования.

Возраст: начальная школа.

Форма проведения: групповая форма работы.

Материалы: бланки с текстом анкеты.

Время обследования: не ограничивается.

Методика ориентирована на изучение особенностей мотивации младших школьников. Новые стандарты предполагают, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить о степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.

Анкета содержит 10 вопросов с тремя вариантами ответов. Диагностика проводится в малых группах (по 5 чел.). Можно провести диагностику сразу со всем классом при условии, что к каждому ряду будут прикреплены по 2 человека в помощь экспериментатору. Текст анкеты зачитывается вслух экспериментатором. На столах у первоклассников листы бумаги с номерами вопросов и вариантами ответов.

1. а б в

...

Инструкция: «Ребята, вам предлагается выбрать подходящие ответы на вопросы. Вопросы и ответы к ним я вам буду читать 2 раза, а вы внимательно меня слушайте и выбирайте тот ответ, который вы считаете правильным для себя. Подчерните этот ответ карандашом и переходите к следующему вопросу. Таким образом, поступайте и с другими вопросами. Если надо что-либо прояснить – поднимите руку.»

Важно проследить за тем, чтобы дети не выражали вслух своего отношения и не обменивались мнениями. Лучше, если за партами они будут сидеть по одному. Заранее следует проговорить случаи, когда у ребенка возникает вопрос. В этом случае он молча поднимает руку, студент подходит и делает необходимые пояснения.

Полученные листы обрабатываются с помощью ключа квалификации результатов.

Текст анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1. Тебе нравится в школе?

§ не очень

§ нравится

§ не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

§ чаще хочется остаться дома

§ бывает по-разному

§ иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

§ не знаю

§ остался бы дома

§ пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

§ не нравится

§ бывает по-разному

§ нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

§ хотел бы

§ не хотел бы

§ не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

§ не знаю

§ не хотел бы

§ хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

§ часто

§ редко

§ не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

§ точно не знаю

§ хотел бы

§ не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

§ мало

§ много

§ нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

§ нравятся

§ не очень

§ не нравятся

Ключ к анкете

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ

Квалификация ответов:

-ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ- 1 балл, отрицательный ответ - 0 баллов.

После подсчета (простого суммирования баллов) заполняются протоколы (эл. таблицы) данных.«Сырые» данные и данные об уровне выполнения заносятся в разные таблицы.

Для оформления уровневой таблицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели:

1 уровень - 25-30 баллов

2 уровень– 20-24 балла

3 уровень– 19 и ниже

Примечание 1: для соблюдения основных принципов диагностического обследования персональные данные заносятся в зашифрованном виде (предлагаем просто проставить номер по порядку и литер класса, при этом сохраняется листок с шифрами, чтобы при необходимости можно было к нему обратиться). Обработка данных осуществляется путем подсчета индивидуальных баллов с помощью ключа методики, вычисления процентного соотношения детей с разным уровнем мотивации. Количественный и качественный и анализ проводится в обобщенном виде.

Пример: таблица Excel, где проставляются «сырые» баллы. Сходным образом оформляются данные по другим методикам программы.

Таблица 1.

Наши рекомендации