Анкета для изучения школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.)
Цель: выявление сформированности у детей основных личностных универсальных действий.
Оцениваемые УУД: действия смыслообразования.
Возраст: начальная школа.
Форма проведения: групповая форма работы.
Материалы: бланки с текстом анкеты.
Время обследования: не ограничивается.
Методика ориентирована на изучение особенностей мотивации младших школьников. Новые стандарты предполагают, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить о степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.
Анкета содержит 10 вопросов с тремя вариантами ответов. Диагностика проводится в малых группах (по 5 чел.). Можно провести диагностику сразу со всем классом при условии, что к каждому ряду будут прикреплены по 2 человека в помощь экспериментатору. Текст анкеты зачитывается вслух экспериментатором. На столах у первоклассников листы бумаги с номерами вопросов и вариантами ответов.
1. а б в
...
Инструкция: «Ребята, вам предлагается выбрать подходящие ответы на вопросы. Вопросы и ответы к ним я вам буду читать 2 раза, а вы внимательно меня слушайте и выбирайте тот ответ, который вы считаете правильным для себя. Подчерните этот ответ карандашом и переходите к следующему вопросу. Таким образом, поступайте и с другими вопросами. Если надо что-либо прояснить – поднимите руку.»
Важно проследить за тем, чтобы дети не выражали вслух своего отношения и не обменивались мнениями. Лучше, если за партами они будут сидеть по одному. Заранее следует проговорить случаи, когда у ребенка возникает вопрос. В этом случае он молча поднимает руку, студент подходит и делает необходимые пояснения.
Полученные листы обрабатываются с помощью ключа квалификации результатов.
Текст анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
1. Тебе нравится в школе?
§ не очень
§ нравится
§ не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
§ чаще хочется остаться дома
§ бывает по-разному
§ иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
§ не знаю
§ остался бы дома
§ пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
§ не нравится
§ бывает по-разному
§ нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
§ хотел бы
§ не хотел бы
§ не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
§ не знаю
§ не хотел бы
§ хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
§ часто
§ редко
§ не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
§ точно не знаю
§ хотел бы
§ не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
§ мало
§ много
§ нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
§ нравятся
§ не очень
§ не нравятся
Ключ к анкете
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
Квалификация ответов:
-ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ- 1 балл, отрицательный ответ - 0 баллов.
После подсчета (простого суммирования баллов) заполняются протоколы (эл. таблицы) данных.«Сырые» данные и данные об уровне выполнения заносятся в разные таблицы.
Для оформления уровневой таблицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели:
1 уровень - 25-30 баллов
2 уровень– 20-24 балла
3 уровень– 19 и ниже
Примечание 1: для соблюдения основных принципов диагностического обследования персональные данные заносятся в зашифрованном виде (предлагаем просто проставить номер по порядку и литер класса, при этом сохраняется листок с шифрами, чтобы при необходимости можно было к нему обратиться). Обработка данных осуществляется путем подсчета индивидуальных баллов с помощью ключа методики, вычисления процентного соотношения детей с разным уровнем мотивации. Количественный и качественный и анализ проводится в обобщенном виде.
Пример: таблица Excel, где проставляются «сырые» баллы. Сходным образом оформляются данные по другим методикам программы.
Таблица 1.