Глава i средства общения как способ включения детей в социальные контакты

ГЛАВА III

Репродуктивный этап

(или этап использования невербальных средств коммуникации)

Общение на основе использования жестов. Первым компонентом репродуктивного этапа обучения коммуникаци является общение на основе использования жестовой системы. Главные преимущества этой системы заключаются в том, что она не требует никакого специального оборудовании может быть введена на довольно ранней стадии развития, так как первые движения, действия — уже есть первична коммуникация.

По мнению зарубежных исследователей, преимущества жестовой системы относительно языковой заключаются в следующем: визуальное восприятие проще для детей с умственными нарушениями; знаки не столь абстрак­тны, как слова, что упрощает их усвоение ребёнком уже на ранних стадиях развитии; движения рук и пальцев проще, чем артикуляционные движения; знаки легче воспринима­ются, потому что знаковая коммуникация «медленнее», чем речевая.

Самый первый жест, который появляется в процессе разви­тия ребёнка, — указательный жест. Он означает выделение объекта из окружения, т. е. происходит выбор, стремление к нему, координация внимания. Указательный жест можно расценивать как «посмотри на меня», «хочу это взять» и т. п. В зависимости от ситуации он может соответствовать вопросу «что это?» или быть заменителем другого вопроса.

Жест «я» — указательный жест, направленный на самого себя. Для его освоения используются упражнения «Прятки» («Кто где спрятался»), «Ладушки», пальчиковые игры, игры с мячом, передача игрушки или какого-то предмета по кругу с называнием имён детей. Начиная вводить жест «я» — ука- зывание пальцем или кулачком на себя, — следует помнить: вначале это движение учащийся выполняет вместе с педаго­гом (педагог берёт руку ребёнка и указывает на него кулач­ком, затем работает с указательным пальцем).

Для более эффективного закрепления жеста можно через определённое время предъявить фотографию ребёнка. Она должна быть достаточно чёткой, чтобы лицо ребёнка не бы­ло скрыто или спрятано. В дальнейшем можно использовать фотографии из семейного альбома (мама, папа), фотографии учащихся класса, которых ребёнок хорошо знает. На протя­жении всей работы используется речевое сопровождение: «Где Маша?», «Кто Вадим?»

Жесты «привет» и «пока» выполняются всей ладонью руки, преимущественно в вертикальном положении. В ис­полнении они являются несложными и осваиваются очень хорошо. Для закрепления этих жестов не нужно никаких специальных упражнений. Они постоянно повторяются в те­чение дня: в начале и в конце дня; в ситуации, когда кто-то заходит или уходит из помещения; когда дети идут на экс­курсию, прогулку и т. д.

Жесты «дай» и «на» выполняются преимущественно в горизонтальной плоскости также всей ладонью руки. Для их закрепления целесообразно использовать:

• игры с мячом типа «Возьми и дай»: вначале, когда ре­бенок собирается ловить мяч, он протягивает руки и ожидает его, затем захватывает мяч обеими руками (в момент ожида­ния его пальцы выпрямлены);

• игры-поручения типа «Дай мне куклу», «Возьми (на) мишку» и др.

Эти жесты могут использоваться на всех уроках и в раз­ные режимные моменты.

Жесты «да» и «нет», согласие и отрицание, сочетаются с движениями тела и хорошо их дополняют. При показе этих жестов можно двигать головой в направлении вперёд-назад в случае согласия и поворачивать в сторону (влево-вправо) в случае отрицания или отказа. При выполнении этих жестов детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями разви­тия часто задействовано всё тело (раскачивание, покачивание и разные стороны). Это может допускаться, если амплитуда таких движений незначительна и они не являются стерео­типными.

При выполнении жестов «хорошо», «плохо» активно рабо­тает большой палец руки: большой палец вверх — «хорошо», вниз — «плохо». Для развития движений большим пальцем руки можно использовать следующие упражнения: вклады­вание в руку небольшого мячика, шарика, яблока, при этом нужно следить и фиксировать палец; массаж кисти и паль­цев; вдавливание и надавливание большим пальцем; расти­рание по поверхности ладони с акцентом на большой палец; разминание, раскатывание пластилина, теста.

Освоению учащимися жестов «хорошо», «плохо» спо­собствуют игры с мелкими игрушками, пальчиковые игры, игры-поручения, в которых дети успешно выполняют задания (ситуация успеха), поощряются за любую помощь. Перечис­ленные виды работы позволяют закреплять изучаемый жест в различных ситуациях.

В случае, когда ребёнку сложно показывать «хорошо» и «плохо» руками (двигательные ограничения), используются символы, соответствующие этим жестам.

Действие, соответствующее, например, понятию «хорошо», можно представить следующим образом:

• показ педагогом жеста «хорошо»;

• фиксация положения пальцев руки (большой палец под­нят вверх, остальные спрятаны в кулак);

• показ символа «хорошо»;

• соединение жеста и символа (педагог одной рукой по­казывает жест, а другой рядом показывает символ).

Кроме того, жесты «хорошо» и «плохо» включают в себя эмоциональный компонент, т. е. сопровождаются соответ­ствующими эмоциями («радость» и «грусть»). Одним из про­явлений эмоций является мимика. У детей данной категории наблюдается бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций. Для развития мимики можно использовать этюды и упражнения по психогимнастике: этюды на выраже­ние удовольствия и радости — «Вкусные конфеты»; этюды на выражение страдания и печали — «Ой, ой живот болит», «Я так устал».

Жест «иди ко мне» имитирует простое движение, ис­пользуемое в ситуациях, когда хотят привлечь, позвать к себе ребёнка. При этом задействованы не только ладонь, но и рука (до локтя). Этот жест отличается от жеста «дай» направлением и амплитудой движения. При демонстрации можно использовать сразу обе руки. Это делает жест более понятным и узнаваемым. Закрепление жеста не требует специальной учебной ситуации, так как потребность в привлечении к се­бе; ребёнка является постоянным и необходимым условием в обучении и воспитании.

Жест «спасибо» используется при выражении благодарно­сти. Он представляет собой комбинацию движений: прикосно­вение рукой (левой или правой) к груди и одновременный на­клон головы или наклонное движение вперёд всем корпусом тела. Многочисленные бытовые и учебные ситуации (просьбы, совместная работа и др.) дают возможность активно использо­вать, а следовательно, и закреплять этот жест.

Жест «достаточно» означает «стоп», «закончить работу» или «остановиться». Для выполнения этого жеста нужно вы­тянуть вперёд руку и поднять ладонь так, чтобы внутренняя сторона была обращена к другому человеку. Этот жест ими­тирует движение отталкивания или отстранения от какого-то предмета или человека. Движение рукой должно быть энер­гичным, чтобы окружающие сразу понимали, что хочет «ска­лить» ребёнок. Жест «достаточно» хорошо закреплять в конце игры или урока, когда учащийся уже поиграл или поработал с каким-то материалом, начинает уставать или терять интерес. И этот момент можно спросить, хочет ли он играть или за­ниматься дальше. В случае отсутствия желания используется жест «достаточно».

Игры и упражнения на восприятие и изучение своего тела играют важную роль в овладении детьми жестами, обозначаю­щие части тела и лица, и направлены на решение следующих задач:

• осознанное восприятие собственного тела, функций ча­стей тела и лица;

• умение управлять движениями частей тела;

• развитие моторных умений и навыков, значимых для осуществления гигиены и самообслуживания, предметно-практической деятельности, сенсомоторного развития, ком­муникации.

Представление о собственном теле («схема тела») может формироваться только на основе многостороннего опыта, пре­доставляемого органами чувств. Для этого применяются спе­циальные игры и упражнения. Это могут быть массаж лица, частей тела; использование вибрирующих игрушек; игры с мячом; различные упражнения на подражание типа «Делай как я»; игры-разрядки.

Основная цель игры-разрядки — активизация, концен­трация внимания при выполнении различных заданий. Игра- разрядка может быть составной частью любого урока, когда возникает необходимость смены одного вида деятельности другим.

Формированию представлений о собственном теле помога­ют упражнения с сенсорными материалами педагогической системы М. Монтессори: «Ткани», «Что тёплое — что холод­ное», «Что мягкое — что шершавое» и др. Полезны упражне­ния с использованием различных подручных материалов:

• пульверизатора для распыления тонкой струёй воды по поверхности кожи рук, ног, других частей тела;

• фонаря (игры ярким лучом);

• резинок с нанизанными звучащими предметами для на­девания на руки, ноги;

• переводных картинок для наклеивания на руки, ноги и другие части тела.

При изучении и овладении схемой тела на данном этапе необходимо использовать указательный жест.

Жесты «глаза», «нос», «рот», «зубы» выполняются указа­тельными движениями в направлении соответствующий части лица. При показе жеста «глаза» легче и удобнее использовать обе руки (симметричное движение). При выполнении жестов «нос», «рот», «зубы», как правило, используется одна рука. Эти жесты следует постоянно закреплять во время гигиениче­ских процедур, приёма пищи, на физкультурных минутках, музыкальных занятиях при инсценировках песенок и т. д.

В обучение детей можно включать различные игры и упражнения, стихи с движениями или песенки, при ис­полнении которых уместно выполнять движения с указа­нием элементов лица: «Нарисуем лицо», «Чего не хватает» (дорисовать, долепить, доклеить, приложить нужную часть), «Для чего нам нужен...», «Просыпайся, умывайся», «Я на солнышке лежу» (песенка).

Жесты «уши», «волосы» также являются указательными, их лучше выполнять двумя руками. При закреплении жеста «уши» используют различные музыкальные игрушки, инстру­менты и другие звучащие предметы.

Жест «волосы» имитирует движение поглаживания по голове (волосам). При выполнении этого жеста ребёнок может проводить рукой по волосам, дотрагиваться до них или захва­тывать отдельные пряди.

Для закрепления представлений о частях лица и головы используются такие игры и упражнения:

• «Волшебное пёрышко» — поглаживание мягким пёрыш- |,ом по отдельным частям лица и всему лицу;

• лёгкий массаж лица материалами различной текстуры;

• использование вибрирующих игрушек (в том случае, если это не вызывает неприятных ощущений);

• аппликация «Мой портрет», «Мой друг» и т. п.;

• лепка «Весёлые человечки» и др.

Жесты «рука(и)», «нога(и)», «живот», «спина», «ко­лени», «ступни», «локти» по способу выполнения также являются указательными. Для их закрепления можно ис­пользовать стихи с движениями, считалки, детские песенки: «Хлоп, ладошки», «Наши ножки в лес пошли», «Наши ручки спрятались», инсценировку детских песенок, стихов и т. д. Псе жесты, указывающие на части тела, целесообразно закре­плять на разных уроках, во время режимных моментов.

Далее можно перейти к обучению жестам, связанным с практическими умениями и навыками по уходу за своим телом: посещение туалета, мытьё рук и лица, чистка зубов, вытирание полотенцем рук и лица, промокание салфеткой, причёсывание и др.

Для их формирования и закрепления большие возможно­сти предоставляет педагогическая система М. Монтессори, ко­торая предполагает использование специальных упражнений и материалов. Полезными будут следующие задания:

• переноска коробки (подноса, корзины и т. д.);

• открывание и закрывание дверей;

• пересыпание в разные ёмкости зёрен, орехов с помощью ложки;

• сметание пыли со стола;

• мытьё стола;

• чистка щёткой одежды;

• сгребание и собирание мусора (мелких бумажек, лоскут­ков для тренировки);

• закручивание и раскручивание крышек пластиковых бутылок, банок, флаконов и др.;

• шнуровка;

• расстёгивание и застегивание пуговиц, кнопок, «ли­пучек»;

• скручивание и раскручивание носового платка.

Такие умения и навыки формируются и закрепляются на уроках по основам жизнедеятельности, сенсомоторного обуче­ния, предметно-практической деятельности.

Жест «хочу в туалет». Как правило, дети просто пока­зывают на низ живота, и если у ребёнка этот жест уже сфор­мирован, то лучше использовать его, не прибегая к новому. Задача педагога состоит в том, чтобы вовремя «прочитать» данный жест, т. е. понять ребёнка.

Жест «расчёсываться» имитирует движение расчёски по волосам. Практические действия для закрепления этого жеста лучше проводить у зеркала.

Жест «мыть руки». При выполнении этого жеста ла­дони рук совершают потирающие движения вперёд-назад. Закреплению его помогает раскатывание пластилина или теста. Можно использовать режимные моменты и, конечно, ситуации, при которых нужно вымыть руки, — после лепки, рисования, перед едой. Этот жест можно закреплять посред­ством подвижных игр и упражнений: работа с природным материалом (перетирание в руках каштанов, зёрен и др.), игра «Скатай трубочку». Дети, которые не могут выполнять такие движения, используют фотографии и соответствующий символ «мыть руки».

Жест «чистить зубы». В этом жесте может быть задей­ствован указательный палец, указательный и средний пальцы или ладонь руки. Движениями вдоль губ имитируется движе­ние зубной щётки по направлению вправо-влево. Для закре­пления этого жеста можно использовать стихи с движениями, упражнения перед зеркалом.

Жест «спать» обычно знаком детям, так как складывать руки ладошкой и подкладывать их под щеку учат родители. Для закрепления этого движения можно использовать детские игры-песенки «Ладушки», «Наши ручки».

Жест «чистый». Чтобы показать чистоту — аккуратный внешний вид, нужно тыльной стороной ладони провести по своей одежде от шеи до пупка.

Жест «грязный» представляет собой движение, имитирую­щее стряхивание пыли или грязи с одежды. Для закрепления итого жеста подойдут практические упражнения по уходу за своей внешностью перед зеркалом в ванной и других местах. Педагог вместе с ребёнком стоит перед зеркалом (взрослый находится за ребёнком) и его рукой (совместные действия) выполняет нужные движения.

Жесты предполагают не только овладение определёнными моторными навыками, которые помогут сообщить о своих проблемах, но и параллельное закрепление необходимых ги­гиенических умений и навыков ухода за собой.

Жест «есть» имитирует движение руки во время еды. Действие выполняется одной рукой: ко рту подносится рука (указательный палец или кулачок). При выполнении жеста рот можно слегка открывать (если это возможно). Это сделает движение более выразительным и понятным.

Жест «пить» имитирует движение руки при питье из ста­кана. Пальцы руки следует расположить так, будто в руках находится стакан. Кисть подносят ко рту и слегка приподни­мают её, как будто выпивается содержимое стакана.

Жесты «есть» и «пить» являются простыми и естественны­ми движениями, которые ребёнок использует постоянно. Для закрепления этих жестов подходят игры «Покорми куклу», «Мы в гостях» и др., во время которых закрепляются нужные движения, организуется взаимодействие взрослого и ребёнка, закрепляется последовательность действий при приёме пищи и т. д. Отработанные жесты становятся средством выражения желаний ребёнка. Он уже сможет не только показывать кон­кретное действие, но и делать выбор — «хочу есть» или «хочу пить». Для закрепления этих навыков педагогом создаются ситуации, в которых ребёнку нужно сделать выбор.

Двигательные ограничения зачастую не позволяют уча­щимся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью пока­зывать с помощью жестов продукты питания. Тем не менее для «разговора» о некоторых продуктах можно отработать специальные жесты.

Среди значимых практических умений и навыков важная роль отводится процессу одевания (раздевания).

Жест «надевать брюки» выполняется следующим обра­зом: двумя руками по наружной стороне ног в направлении от коленей к талии производятся скользящие движения.

Жест «надевать кофту, верхнюю одежду» имитирует на­девание кофты или верхней одежды (запахивание на груди).

Жест «свитер» можно выполнять одной или двумя рукам: двигать руками по телу в направлении от шеи к животу.

Жесты «надевать шапку*, «надевать варежки» имити­руют движения надевания шапки на голову (двумя руками) и варежек на руки (одна рука с вытянутыми плотно прижа­тыми друг к другу пальцами, другая рука — это варежка, которую надо надеть).

Для закрепления этих жестов можно использовать упраж­нения и задания на уроках по сенсомоторному обучению, практической математике, а также непосредственно в быту.

Все жесты, связанные с жизненно важными процессами, на данном этапе выполняются двумя руками.

Жест «обуваться»: рукой (одной или двумя) выполняется движение в направлении от пальцев к пятке по стопе (имита­ция движения обувать ботинки или сапоги). При обучении этому жесту повторяются и закрепляются жесты «нога(и)» и «ступня».

Жесты, связанные с одеванием и обуванием, носят прак­тический характер. Их отработку и закрепление лучше всего осуществлять во время режимных моментов (приход в класс и уход домой), на музыкальных занятиях (переодевание в костюмы для праздников).

Восприятие окружающего мира выражается через соответствующие реакции — эмоции и ощущения. Всё то, что мы видим, слышим, к чему прикасаемся, сопровождается выражением различных эмоций. Для передачи эмоций и ощу­щений используются такие жесты, как «хороший», «плохой», «жарко», «холодно», «улыбаться», «грустить», «плакать», «тихо» («тишина»). Все они являются имитацией движений, которые выполняются в соответствующей ситуации.

Жест «хороший» — поглаживание головы. Движение вы­полняется, когда ребёнка хвалят, благодарят за что-то, про­являют нежность или ласку (при этом надо учитывать, что не нее дети любят прикосновения к ним).

Жест «плохой» — движение указательным пальцем ру­ки, имитирующее движение «погрозить пальцем». Этот жест также является простым и знакомым. В жизни мы часто ис­пользуем его, когда хотим показать ребёнку, что он сделал что-нибудь не так.

Жест «жарко» — кистью руки выполняются помахиваю­щие движения (как будто в руках веер).

Жест «холодно» — двумя руками движением крест на­крест обхватывается тело (имитация движения, когда человек, замерзая от холода, пытается согреться).

Жест «улыбаться» — указательными пальцами или обеи­ми руками дотронуться уголков рта и слегка растянуть их в стороны (повторение движений мышц лица при улыбке).

Жест «плакать» — указательным пальцем одной руки (можно двумя руками) провести от глаза вниз по щеке, по­казывая, как капают слёзы, когда человек плачет.

Жест «тихо (тишина)» — общепринятый жест, указа­тельный палец прикладываем к губам. Если это движение выполнить трудно из-за двигательных ограничений детей, то жест можно показывать по-другому: прикрыть рот всей ладонью.

Приведённые выше жесты отражают простые и доступные эмоции и ощущения. Кроме этого, при демонстрации того или иного жеста всегда участвует мимика, и, работая над жестами, мы развиваем также мимические навыки детей.

Для того чтобы понять окружающий мир, необходимо понимать процессы и явления, происходящие в нём. Учащимся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью понимание! этих процессов даётся очень сложно. Тем не менее самые яркие, характерные явления и сезонные изменения в природе в определённом объёме могут ими восприниматься.

Жест «дождь» — пальцем одной руки стучим по тыльной стороне ладони другой руки, имитируя стук капель (кап- кап-кап).

Жест «снежок (снежки)» имитирует игру в снежки зи­мой. Педагог с детьми повторяет действия, которые выполня­ют, когда из снега лепят снежок. Для того чтобы повторить и закрепить этот жест, можно:

• в зимнее время во время прогулки лепить снежки (са­мый лучший пример и образец);

• делать снежки из бумаги (сминать в комок);

• играть с небольшими клубочками.

Для учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточно­стью изучение животных и птиц ограничивается представите­лями нашей полосы: медведь, лиса, заяц, кот, рыба, петух, курица, цыплёнок.

Жест «заяц» — пальцы обеих рук прикладываем к голове так, чтобы получились «заячьи уши».

Жест «рыба» — ладони обеих рук соединяем вместе и со­вершаем волнообразные движения, повторяющие движения рыбы в воде.

Жест «кот»: при показе опираемся на один признак — усы. Одним пальцем или несколькими (зависит от двигатель­ных возможностей) над верхней губой «рисуем» усы. Во вре­мя показа можно использовать звукоподражание «мяу».

Жесты «медведь» и «лиса» представляют собой подража­ние походке или повадке данных животных. Так, медведь тяжело переступает с ноги на ногу при ходьбе, а лиса кра­дётся. В отличие от всех предыдущих жестов эти показывают не столько руками, сколько всем телом. Для такой работы необходим уже некоторый двигательный опыт. Жесты, обозначающие животных, можно использовать для инсценировок мм музыкальных занятиях, физкультминутках, в подвижных играх и т. д.

Можно обучать детей жестам, обозначающим транспорт. Здесь также используется имитация.

Жест «машина». Для изображения машины имитируют и ращение руля. Закрепляют жест в игре «Водитель автобу­са» или «Водитель машины». При выполнении этого жеста у учащихся могут возникнуть трудности с совместным движением обеих рук. Чтобы избежать этого, можно предваритель­но поднимать руки вверх и опускать вниз, махать флажками одновременно и поочерёдно, доставать что-нибудь с полки то одной рукой, то другой.

Жест «поезд». Имитируют вращательные движения колёс (днижения двумя руками можно делать синхронно или пооче­редно). Во время выполнения жеста дети могут произносить (при: возможности) «ту-ту».

Жест «самолёт». При показе этого жеста изображают с помощью рук крылья самолёта. Руки расставлены в стороны, движение можно сопровождать звуком «у-у-у».

Накопленный двигательный опыт позволяет показывать жестами школьные принадлежности, отдельные действия и трудовые операции.

Жест «писать» — одним пальцем или щепотью выполня­ют движение, похожее на письмо.

Жест «ножницы» — дети имитируют движение ножниц: указательный и средний пальцы попеременно разводят и соединяют, как будто это режущие части ножниц. Этот жест хорошо закрепляется на уроках по предметно-практической деятельности при работе с тканью или бумагой.

Жест «книга» — ладони обеих рук надо сложить вместе и затем раскрыть, как раскрывается книга. Жест удобно за­креплять во время чтения книг.

Жест «часы» — пальцем одной руки показываем на за­пястье другой руки место, где обычно люди носят часы. Жест отрабатывают в течение дня.

К жестам, которые отражают школьные принадлежности, можно отнести жесты, обозначающие некоторые качественные характеристики предметов: высокий-низкий, широкий-узкий Они выполняются одной или двумя руками.

Жесты, «высокий», «низкий» — чтобы показать высоки: предмет, руку поднимают вверх (на уровень головы); чтобы показать низкий предмет, руку опускают вниз.

Жесты «широкий», «узкий» — если показывают широкий предмет, руки разводят в стороны тыльной стороной ладони внутрь (расстояние между ладонями примерно равно ширине плеч); если показывают узкий предмет, то ладони приближают друг к другу, оставляя между ними небольшое расстояние.

Жест «смотреть». При показе используется указательны! жест на глаза и произносится соответствующая инструкция; «Смотри». Обычно этот жест сопровождается дополнительным указательным жестом на то, куда нужно смотреть: «Смотри на меня», «Смотри на машинку» и т. д.

Жест «слушать» — ладони «ракушкой» располагают возле уха, как бы показывая, что нужно прислушаться.

Жесты «собирать в», «доставать из» показывают дей­ствия, совершаемые с игрушками, счётным материалом, место хранения которых какая-либо ёмкость (коробка, контейнер). Детям показывают, что предметы нужно достать из чего-то или собрать во что-то. Этими жестами сопровождают действия ребёнка во время игры или урока.

Жесты «расстёгивать», «застёгивать». Легче всего ими­тировать действия расстёгивания и застёгивания молнии. Одной рукой совершается движение вверх или, соответствен­но, вниз. Эти жесты хорошо закрепляются во время одевания и раздевания, когда ребёнок приходит или уходит домой, со­бирается на прогулку.

Жест «танцевать». Под музыку дети могут совершать покачивающиеся движения, повороты.

Жест «вытирать» — имитация движения вытирания пыли, крошек со стола.

Жест «подметать» имитирует процесс подметания пола веником или метлой.

Жест «копать» — имитация движения лопаты во время копания.

Общение на основе использования символов. Вторым компонентом репродуктивного этапа является общение на основе использования символов. В системе невербальной коммуникации при формировании навыков общения у уча­щихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, кро­ме жестов, активно используются различные графические изображения (фотографии, рисунки, напечатанные слова). И исследованиях эти средства обозначаются как визуальные речевые коды, пиктограммы. Эти средства, так же как и жесты, выступают заместителями речи или дополнением к пербальному общению.

Существуют различные графические системы — от фото­графий и детских цветных картинок до чёрно-белых идео­грамм. По степени абстракции различают наборы картинок и наборы символов.

У визуальных символов дополнительной (альтернативной) коммуникации перед речью есть ряд преимуществ: усилено противопоставление фигуры и фона; оптимизирована устойчивость символа; увеличена временная протяжённость символа.

Впервые графические изображения были определены Ллой­дом и Карланом (1984). Так, термин «пиктограмма» — это общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка». Он больше относится к конкретным персонажам или предметам. Представление написанного по-средством рисунка имеет и другие значения: икона (от греч. картина) — представление как в виде фигуры, так и в виде фотографии или вполне реалистичного рисунка; символ — представление, отражающее объект или идею частичным, непрямым образом.

Достоинство метода пиктограмм заключается в том, что он и многофункциональны, могут символизировать конкрет­ные предметы, а также выражать абстрактные понятия. Болшое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем

символическим изображениям, которые часто встречаются в окружении ребёнка. Речь абстрактна, а визуальная инфор­мация, напротив, остаётся видимой. Она очень конкретна и ограничивается только самым существенным. Пиктограмм: позволяют визуализировать, т. е. делать наглядными абстрактные слова, временные представления, закреплять сенсорные эталоны и ориентироваться в пространстве.

Структурирование мысли с помощью символов предпо­лагает предоставление ребёнку специальной системы знаков для передачи всего того, что он наблюдает, переживает и понимает, что позволяет взрослому понять его потребности и внутреннее состояние.

Работу по обучению ребёнка невербальной коммуникации! (система символов) условно можно разделить на несколько этапов.

Этап работы с предметом. Учащийся изучает окружающий предметный мир. Далее он знакомится с символами и устанавливает связь между реальным предметом и его графи­ческим изображением. Предъявив реальный предмет, учитель выясняет, точно ли ребёнок ассоциирует название и пред­мет, может ли он выбрать и показать названный предмет из определённого множества других. Если ребёнок правильно выполняет это задание, то учитель показывает ему фотогра­фии (цветные картинки) с изображением предмета.

Работу рекомендуется начинать со слов и предметов, наи­более знакомых ребёнку и значимых для него. Выбор симво­лов, подлежащих освоению в первую очередь, определяется зоной актуального развития ребёнка, информацию о которой учитель получает, беседуя с его родителями, работающими с ним специалистами и на основе собственных наблюдений. Ра­бота по освоению новых символов должна строиться с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

На этом этапе происходит расширение словарного запаса ребёнка и накопление максимального количества символов для начала общения, обучения, активизации и развития по­знавательной деятельности ребёнка.

Этап введения коммуникативного кода. Реализации этой задачи служит использование индивидуальных папок

(журналов и др.), подготовленных для каждого ребёнка. В них в определённой последовательности располагаются картинки, фотографии, символы с письменным пояснением изображённой ситуации. С помощью такой формы работы учащийся может организовать процесс общения, информируя другого человека о каком-то значимом для него действии, событии. У ребёнка формируется навык переноса символов ми другие события, т. е. расширяются возможности передачи информации и формирования навыков общения.

Этап грамматического структурирования предполагает обучение умению отвечать на вопросы, ознакомление ребёнка с символами, обозначающими грамматические категории рода, числа и т. д. К сожалению, цель этого этапа не всегда может быть достигнута, поскольку развитие речи у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью весьма затруд­нено. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что символ в коммуникации с ребёнком никогда не заменяет слово, а лишь дополняет его.

Вышеперечисленные этапы являются основой и определя­ют последовательность и порядок введения символов: предмет, предмет с этикеткой-названием, цветное изображение (фото­графия, цветной символ), чёрно-белое изображение (чёрно- белый символ), слово (как символ).

Введение предмета. Приступая к изучению символов, необходимо предварительно пройти подготовительный этап — ознакомление с предметным миром. Исследование и выделе­ние реальных объектов является одной из первых ступенек в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Умение узнавать и выделять реальные предметы позволяет сформировать у ребёнка необходимый начальный уровень, на который будет опираться вся дальнейшая работа. В процессе исследо­вания предметов важно отмечать не только признаки цвета, ввеличины и формы, но и качественные параметры (тактильные ощущения, ощущения веса, температуры и др.). Эти знания необходимы для того, чтобы ребёнок смог подняться на более высокую ступеньку — перейти от действия с предметами и через предметы к общению посредством рисунка как более ка­чественного способа взаимодействия с окружающим миром.

Достижению цели способствуют следующие упражнения: ощупывание предмета, изучение выделенных и скрытых ча­стей; определение цвета, формы и величины; определение запаха или вкуса (продукты); определение веса путём удер­живания и взвешивания в руках, перекладывания из руки в руку и т. д.; надавливание или сжатие предмета (мягкий или твёрдый); прикосновение к коже для изучения свойств поверхности. В процессе работы ребёнок узнаёт и показывает нужный предмет (Что это? Это кукла. Где кукла? и т. д.).

Введение знака-символа. Идентификация предмета и сим­вола — сложный процесс. Для того чтобы облегчить эту рабо­ту, на данном этапе можно использовать фотографии людей, игрушек, помещений, отдельных действий. Здесь фотография выступает как дополнительное средство, помогающее перейти от образного материала к его изображению. Через фотогра­фию ребёнку проще «узнавать» окружающие предметы, само­го себя и других людей.

Задания и упражнения хорошо отрабатываются на уроках по предметно-практической деятельности, сенсомоторному обу­чению, основах жизнедеятельности, практической математи­ки. Когда у ребёнка накопились определённые представления о предметном мире, тогда можно начинать знакомить его со знаком-символом (Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Ло­патина, 2004). Знакомство с символом и уточнение его пони­мания происходит по следующей схеме.

1.Идентификация символа. Учитель демонстрирует учаще­муся символ (мяч). Ребёнок опознает его и соотносит с реаль­ным предметом. Для этой цели лучше использовать игровой материал. Учитель кладёт символ рядом с реальным предме­том, сопровождая свои действия речью: «Это мяч», «Это кук­ла» и т. д. Время введения нового символа определяется тем, насколько ребёнок освоил предыдущий материал. На уроке ребёнок знакомится не более чем с одним новым символом.

2.Выбор нужного символа из двух. Учитель показывает учащемуся два символа, и тот узнаёт и показывает нуж­ный. Для этой работы используются символы одной группы (игрушки, школьные принадлежности, фрукты, овощи). Да­лее выбор осуществляется из трёх, четырёх символов.

3.Выбор двух одинаковых символов среди ряда других (кукла — мишка — машина — кукла; шапка — шапка — пальто — платье). На этом этапе можно использовать игры типа «Найди пару».

4.Выбор такого же символа среди определённого мно­жества других (ребёнок держит в руках символ «чашка» и располагает этот символ под таким же в серии других — та­релка, стакан, чашка, ложка).

5.Составление фразы с помощью символов. Учитель вы­кладывает перед ребёнком символы с изображением мальчика (девочки), действия (игра), игрушки (мяч, машинка и др.) и произносит фразу «Мальчик играет с мячом». Ребёнку нужно разложить символы в той последовательности, в которой про­износятся слова, чтобы получилась нужная фраза.

Составление отдельных символьных фраз и выбор той, которую произнёс учитель. Например, «Я ем яблоко» и «Я смотрю телевизор». Учитель произносит одну из фраз, а ребёнок показывает нужную.

Данная схема показывает основные ступени при обучении ребёнка символам. Они связаны между собой постепенным и поступательным движением (увеличение количества и разно­образия символов). На каждой ступеньке могут использовать­ся различные способы и приёмы работы.

Описанный план работы с цветным изображением (фотографией, цветным символом) применяется и при работе с чёрно-белым изображением (чёрно-белый символ). Переход от цветного к чёрно-белому изображению осуществляется, когда ребёнок уже достаточно хорошо освоил систему симво­лов и уровень его представлений позволяет перейти к более схематичному изображению. Распознавание символа будет происходить уже преимущественно на основе графического восприятия без цветной подсказки.

При изучении символов на уроках можно использовать следующие задания и упражнения.

1. Объединение символов в пары.

• На столе перед учителем расположены символы, изобра­жающие предметы (мишка, банан, карандаш). Перед ребёнком лежат символы, которые изображают действия: играть, есть рисовать. Учитель берёт один из «своих» символов и показывает его учащемуся. Ребёнок должен найти в своём набор символ, соответствующий тому, что показывает учитель.

• Перед учителем находятся символы с изображением действий, перед ребёнком — предметов. Упражнение проводите так же, как и в первом варианте.

2. «Домино». На столе перед учителем и ребёнком разложено одинаковое количество символов. Учитель произноси фразу «Девочка рисует карандашом» и выкладывает один символ из своего набора. Ребёнку нужно выбрать из своего набора и положить рядом символ «рисует». Затем учитель кладёт символ «карандаш».

3. Среди определённого множества символов (платье, юб­ка, свитер, тарелка, машина) нужно выбрать только те, ко­торые относятся к одной тематической группе (одежда).

4. Раскладывание символов по тематическим блокам (одеж­да, обувь, мебель и т. д.).

5. Проведение игры «Четвёртый — лишний». Учитель рас­кладывает перед учащимся четыре символа, три из которых обозначают предметы, принадлежащие к одной группе, а чет­вёртый — к другой. Необходимо найти «лишний» символ.

6. Предлагается найти и исправить нес<

Наши рекомендации