Кулак-ладонь-ребро (Батарея Тархан)

В начале реабилитации пациент мог выполнять данное задание только синхронно с исследователем, комментируя вслух каждое действие. При самостоятельном выполнении редко получалось сделать больше 1 серии без ошибки. Данное задание требовало активной работы исполнительных функций в виде сохранения плана действий, соблюдения выделенных этапов, оттормаживания текущего движения и переключения на следующий этап. В ходе тренировки испытуемый сначала научился делать 3 серии без ошибок левой рукой, для такого же результата на правой руке потребовалось значительно больше времени. Как уже упоминалось ранее, при описании результатов, полученных в ходе проведения методики «Моторные навыки», особенные трудности при торможении текущего действия возникали именно с правой рукой, что и проявилось в данной методике: время затраченное на обучение выполнению последовательности правой рукой значительно превосходило тот же показатель для левой руки. К концу реабилитации пациент без ошибок выполнял подряд 3 серии правой и левой руками, а также синхронно обеими.

3.3. Влияние обратной связи на эффективность выполнения методик.

Как описывалось ранее, за время наблюдения были использованы различные способы поддержания внимания испытуемого во время выполнения методик.

Напомним использовавшиеся приемы:

- комментарии экспериментатора, информирующие испытуемого о успешности выполнения задания;

- включение этапа обратной связи непосредственно в выполняемое задание;

- побуждение пациента к использованию собственного речевого контроля.

Для начала рассмотрим первый вариант поддержки. Данный способ стал наиболее часто употребляемым за весь период реабилитации. Во-первых, во многих методиках подразумевается наличие регламентированной или свободной обратной связи: информирования пациента о правильности/ошибочности выполненной пробы. Во-вторых, в случае возникновения затруднений при выполнении задания, экспериментатором оказывается поддержка в виде побуждения продолжить или оказания помощи, допустимой в рамках выполняемой методики.

К сожалению, в силу специфики данного способа (высокая вариативность комментариев, отсутствие предписанного порядка предоставления поддержки, влияние ситуативных факторов и личности экспериментатора) его результативность может оцениваться только по средствам качественного анализа.

Особенно ярко эффект от вмешательства экспериментатора проявился в следующих методиках.

Двигательный тест с фишками из батареи краткого исследования когнитивных функций при шизофрении (BACS). В данной методике испытуемый часто начинал поднимать/опускать фишки поочередно левой и правой руками вместо того, чтобы выполнять действия синхронно. Возможно, это становилось результатом потери инструкции или, может быть, из-за невозможности оттормозить текущее действие, однажды ошибившись, пациент не мог вернуться к выполнению теста по заданной инструкции. В данной методике вмешательство эксперименатора проявлялось в комментариях, побуждающих придерживаться инструкции: «старайтесь поднимать фишки синхронно», «не забывайте выравнивать руки перед опусканием фишки в контейнер» и пр. Подобные замечания значительно сказывались на действиях реабилитируемого: после каждого комментария он возвращался к инструкции и некоторое время продолжал выполнение без ошибок. После очередного отхождения от инструкции, экспериментатор снова обращал внимание пациента на совершенные ошибки, чем добивался улучшения выполнения задачи.
На данном примере мы видим, что искусственное привлечение внимания испытуемого к выполняемой деятельности помогало ему удерживать инструкцию и верно выполнять поставленную задачу, что свидетельствует об эффективности внешней поддержки.

Субтест «Кубики Кооса» теста Векслера. Выполнение данного задания оказалось практически невозможно без поддержки экспериментатора. Особенно во время первых занятий, на которых проводилась данная методика, пациенту особенно трудно давалось выполнение пробы. Работа с каждым отдельным образцом, который испытуемый должен был собрать из кубиков, начиналась с самостоятельной деятельности пациента без вмешательства экспериментатора. Обычно, через одну-две минуты безуспешных проб, реабилитируемый начинал сильно раздражаться и высказывать сомнения относительно своей способности выполнить данное задание. На что экспериментатор предлагал пациенту попробовать снова или задавал уточняющие вопросы из серии «сравните свою фигуру с образцом, какая часть не совпадает?», «какого цвета верхняя половина фигуры в образце?», тем самым концентрируя внимание пациента на какой-либо части задания. После получения помощи, реабилитируемый продолжал выполнение задания, концентрируясь на замечаниях экспериментатора (которые продолжали озвучиваться в трудных для пациента ситуациях), вплоть до достижения необходимого результата.
Возможно, что в данной ситуации пациент терял концентрацию внимания, что приводило к нецеленаправленным манипуляциям с кубиками, которые не приводили к достижению необходимого результата. Это в свою очередь раздражало и расстраивало испытуемого, еще больше отвлекая от задачи, и без помощи экспериментатора он не мог вернуться к выполнению теста. Таким образом, на данном примере мы снова можем заметить корректирующую роль внешнего воздействия экспериментатора, направленное на концентрацию внимания.

Также во всех тестах экспериментатор предлагал испытуемому продолжить выполнение задания, если тот отвлекался, что случалось довольно часто.

Вторым способом поддержания внимания было включение обратной связи непосредственно в выполняемое задание. Примером данного способа является модернизированный вариант теста цветовой интерференции Струпа. Как уже описывалось ранее, испытуемому был предоставлен компьютерный вариант данного теста, в котором присутствовали часть с и без обратной связи. Обратная связь предоставлялась в виде графических изображений (знаков «+» и «-») после каждого ответа испытуемого, предоставляя информацию о правильности/ошибочности выполненного действия.

Учитывалось количество ошибок, произведенных в каждой части задания, а также время реакции, затраченное на ответ при каждом предъявлении стимульного слова. При обработке результатов не было выявлено значимой корреляции между количеством ошибок, типом задания (выбирать цвет шрифта или значение слова) и наличием обратной связи. Тогда был найдет показатель, отражающий скорость принятия правильных решений, что по сути можно назвать эффективностью или успешностью выполнения задания. Данный показатель является частным от общего количества правильных ответов в каждой части задания, деленым на общее время выполнения данной части. Полученный показатель является количеством верных решений за секунду.

Обнаружилась значимая корреляция между эффективностью выполнения, типом задачи и наличием обратной связи.

Как видно из рис.12 эффект наличия обратной связи сильно расходится в двух типах задания: в части, где было необходимо выбирать значение слова, игнорируя цвет, которым оно написано, количество верных ответов за секунду значительно выше при наличии обратной связи, что свидетельствует о её положительном влиянии на успешность выполнения задания. Тем не менее данный эффект отсутствует в части, где было необходимо выбирать цвет шрифта, игнорируя при этом значение слова. В данном задании обратная связь не только не улучшила показатели, но и оказала негативный эффект.

Кулак-ладонь-ребро (Батарея Тархан) - student2.ru

Рис. 12. Результаты дисперсионного анализа, изучающего влияние типа задачи и обратной связи на эффективность выполнения теста Струпа.

Возможно, данный эффект стал результатом более упроченного в опыте пациента навыка чтения, который оказывал более сильное интерферирующее воздействие в части эксперимента, где было необходимо игнорировать значение текста и выбирать цвет шрифта. Из-за субъективно более сложной задачи, пациент затрачивал большее время для обдумывания результата, что увеличивает время введения ответа и снижает показатель успешности (количества верных ответов за единицу времени). Наличие обратной связи является дополнительной информационной нагрузкой, что в свою очередь может также увеличивать время решения задачи. Различная реакция на обратную связь в двух типах задачи может быть результатом эмоционального состояния испытуемого: часть, где целевым параметром было значение слова, давалась испытуемому легче, он реже раздражался и демонстрировал типичные для этого состояния поведенческие акты, в отличии от части, задачей которой было распознавание цвета шрифта. В случае выполнения данной инструкции, испытуемый часто разражался, что сопровождалось эмоциональными и поведенческими проявлениями, характерными для данного состояния, а также комментировал действия, выражая негативное отношение к выполняемой задаче. Особенно остро пациент реагировал в случае предъявления негативной обратной связи, сам описывая это состояние, как переживание расстройства из-за неспособности выполнить задание корректно. Таким образом, снижение эффективности в части теста на распознавание цвета шрифта может являться результатом изменения эмоционального состояния, которое приводило к увеличению времени реакции и снижало показатель эффективности, в то время как в части с целевым параметром в виде значения слова интерферирующее воздействие цвета шрифта имело меньший эффект, пациент оценивал свою деятельность как более успешную и сохранял оптимальное эмоциональное состояние, что позволяло ему рационально использовать обратную связь, демонстрирую большую эффективность.

Данные результаты позволяют сделать два важных вывода. Во-первых, наличие обратной связи значительно увеличивает эффективность выполнения задачи на распознавание значения слова при интерферирующем влиянии цвета шрифта. Во-вторых, эмоциональное состояние пациента оказывает сильное влияние на выполняемую деятельность, что является подтверждением нарушения процессов регуляции поведения.

Последним вариантом поддержания внимания испытуемого был его собственный речевой контроль.

Начнем описание данного способа поддержания внимания с методики «Двигательный тест с фишками из батареи краткого исследования когнитивных функций при шизофрении (BACS)». Чтобы проследить влияние речевого контроля на успешность выполнения данного задания, было введено дополнительное условие, а именно счет во время подъема фишек со стола и опускания в контейнер. Испытуемого просили произносить «один», когда он поднимает фишки со стола, и «два», когда опускает их в контейнер.

 
  Кулак-ладонь-ребро (Батарея Тархан) - student2.ru

Рис.13. Количество ошибок при выполнении методики «Двигательный тест с фишками из батареи краткого исследования когнитивных функций при шизофрении (BACS)» при наличии/отсутствии речевого контроля.

На рис.13 приведены графики, демонстрирующие среднее количество ошибок в случае выполнения задания с речевым контролем и без него. Как видно из рис.13 количество ошибок без речевого контроля значительно больше, чем в случае проб, выполняемых с комментированием испытуемого своих действия, что наглядно демонстрирует значимость речевого контроля как механизма, помогающего концентрации внимания.

Также стоит отметить значительное влияние речевого контроля в методиках «Кулак - ладонь - ребро» и «Тест Струпа». При выполнении данных заданий испытуемый самостоятельно начинал комментировать действия, проговаривая положения руки в случае выполнения батареи Тархан и цвета в тесте Струпа. В случае проговаривания действий, испытуемый оставался более эмоционально стабильным, выполнял задания быстрее и допускал меньше ошибок, что в свою очередь демонстрирует положительный эффект влияния речевого контроля, который способствует удержанию внимания и подавлению интерферирующих воздействий.

3.4.Выводы.

1. Добавление этапа обратной связи в структуру компьютерных тестов увеличивает эффективность выполнения задания в случае отсутствия эмоционального возбуждения.

2. Речевой контроль испытуемого помогает удерживать инструкцию, переключаться между разными этапами выполняемого задания, подавлять влияние интерферирующего воздействия, что увеличивает эффективность выполнения заданий на исполнительные функции.

3. Внешняя помощь в виде комментариев экспериментатора способствует концентрации и переключению внимания, что снижает количество ошибок.

Заключение.

В ходе проведения исследовательской работы помимо сбора данных выполнялась реабилитационная работа с пациентом, имеющим нейродегенеративное заболевание, что, во-первых, позволило на практике оценить изучаемый эффект влияния обратной связи на исполнительное функционирование, а во-вторых, повысить показатели тестов на внимание, память, моторные функции, эмоциональное состояние испытуемого, что свидетельствует о позитивном эффекте от реабилитации, который положительно отразился на когнитивных функциях, регуляции поведения пациента и его социальной адаптации.

Полученные данные демонстрируют возможность коррекции нарушений исполнительных функций по средствам внешнего контроля выполняемой деятельности. Данный эффект может стать значимым компонентом реабилитации пациентов с нарушениями когнитивных функций дизрегуляторного характера.

Также полученный эффект может стать основой для будущих исследований, целью которых будет сравнительная оценка разных видов коррекционных воздействий, изучение влияния обратной связи на различные компоненты исполнительных функций, а также разработка методов реабилитации.

Список использованной литературы:

1.Алексеев А. А., Рупчев Г. Е. Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречия // Психологические исследования. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.03.2017). 0421000116/0036.

2.Алфимова М. В., Голимбет В. Е., Егорова М. С. Личностные черты, управляющие функции и генетические особенности метаболизма моноаминов // Психология. Журн. Высшей Школы экономики. 2009. N 4. С. 24-41.

3.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. Москва, "Медицина", 1975.

4.Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н.Б Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 512 с. Величковский Б. Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля. Экспериментальная психология. 2009. N 3. С. 78-91.

5.Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал. 2016. N 4. С. 21-31.

6.Виленская Г. А. Средовые и генетические влияния на контроль поведения в раннем онтогенезе человека // Психол. журн. 2007. Т. 28 .N 4. С. 52-63.

7.Грачёв В. В., Обухова Е. Ю., Строганова Т. А. Нарушения внимания у детей с особенностями развития // Вопр. психол. 2008. N 3. С. 61.

8.Григорьева В. Н., Ковязина М. С., Тхостов А. Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: учеб. пособие. М.: УМК "Психология": Изд-во МПСИ, 2006.

9.Захаров В.В., Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте. Методическое пособие для врачей. Москва, 2005. 71 с.

10.Ковалева Ю. В., Сергиенко Е. А. Контроль поведения при различном течении беременности // Психол. журн. 2007. Т. 28. N 1. С. 70-82.

11.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. 432 с.

12.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 375 с

13.Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: в 2 т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. 312 с.

14.Саркисян Г.Р., Гурович И.Я., Киф Р.С. Нормативные данные для российской популяции и стандартизация шкалы "Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с шизофренией" (BACS) // Соц. и клин. психиатрия. 2010. N.3. С. 13-19.

15.Семенова О. А., Кошельков Д. А. Возрастные особенности выработки стратегии когнитивной деятельности детьми восьми лет и взрослыми // Культурно-историческая психология. 2009. N 1. С. 85-96.

16.Тархан А.У. Нейропсихологическая диагностика минимальной мозговой дефицитарности у больных с алкогольной зависимостью. Усовершенствованная медицинская технология. Санкт-Петербургский научно- исследовательский психоневрологический институт имени В. М. Бехтерева. 2006. — 43 с.

17.Чувгунова О.А. Планирование как предмет психологического исследования // Психологические исследования. 2015. Т. 8, N 43. С. 11.

18.Чухутова Г. Л., Цетлин М. М., Пушина Н. П., Грачев В. В., Строганова Т. А. Когнитивные стратегии конструирования у детей с аутизмом // Психологические исследования. 2011. N 4 (18). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 31.03.2017).

19.Alvarez J. A., Emory E. Executive function and the frontal lobes: A meta-analytic review // Neuropsychology Review. 2006. No. 16 (1). P. 17-42.

20.Aron A.R. The neural basis of inhibition in cognitive control // Neuroscientist. 2007. No. 13(3). P. 214-228.

21.Baddeley A.D. Working memory. Oxford: Clarendon Press, 1986.

22.Banich M. T. Executive function: The search for an integrated account // Current Directions in Psychological Science. 2009. No. 18 (2). P. 89-94.

23.Barkley R. A. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: Constructing a unifying theory of ADHD // Psychological Bulletin. 1997. 121 (1). P. 65-94.

24.Benedict R., Brandt J. Hopkins verbal learning test-revised / Brief visuospatial memory test - revised. Professional manual supllement. PAR inc. 1997. P. 57.

25.Benedict R. H. B., Schretlen D., Groninger L., Dobraski M., Sphritz B. Revision of the Brief Visuospatial Memory Test: Studies of normal performance, reliability and validity. Psychological Assessment. 1996. N. 8, 145-153.

26.Bjorklund D.F., Harnishfeger K.K. The evolution of inhibition mechanisms and their role in human cognition and behavior / Dempster F.N. & Brainerd C.J. Interference and inhibition in cognition. San Diego: Academic Press, 1995. P. 142-169

27.Botvinick M.M., Cohen J.D. The Computational and Neural Basis of Cognitive Control: Charted Territory and New Frontiers // Cognitive Science. 2014. No. 38. P. 1249–1285.

28.Brown J.W. Medial prefrontal cortex activity correlates with time-on-task: What does this tell us about theories of cognitive control? // NeuroImage.2011. No. 57. P. 314–315.

29.Burgess P.W. Theory and methodology in executive function research // Methodology of Frontal and Executive Function / еd. by P.Rabbitt. Hove UK: Psychology Press, 1997. P. 81–117.

30.Burgess P.W., Simons J.S. Theories of frontal lobe executive function: clinical applications // Effectivenese of rehaliabilitation for cognitive deficite / еd. by P.W.Halligan, D.T.Wade. N.Y.: Oxford Un Press, 2005. P. 211–231.

31.Burgess P. W. Alderman N., Evans J.J. et al. The ecological validity of tests of executive function // Journ. of the International Neuropsychological Society. No. 4. 1998. P. 547-558.

32.Carlson S.M., Moses L.J., Claxton L.J. Individual differences in executive functioning and theory of mind: An investigation of inhibitory control and planning ability // Journ. of Experimental Child Psychology. 2004. No. 87(4). P. 299-319.

33.Chan R.C., Shum D., Toulopoulou Т., Chen E. Y. Assessment of executive functions: Review of instruments and identification of critical issues // Archives of Clinical Neuropsychology. 2008. Vol. 2. No. 23 (2). P. 201-216.

34.Conners C.K. Continuous Performance Test 2. Toronto: Multi-Health Systems, 2000.

35.Cooper R. P. Cognitive Control: Componential or Emergent? // Topics in Cognitive Science. 2010. No. 2. P. 598–613.

36.Cooper R. P. Complementary Perspectives on Cognitive Control // Topics in Cognitive Science. 2011. No. 3. P. 208–211.

37.Cragg L., Keeble S., Richardson S. et al. Direct and indirect influences of executive functions on mathematics achievement // Cognition. 2017. No. 162. P. 12-26.

38.Diamond A. Toward an understanding of the human frontal lobes. [Review of the book The human frontal lobes: Functions and disorders. The science and practice of neuropsychology series, by Bruce L. Miller (Ed); Jeffrey L. Cummings (Ed)] // Contemporary Psychology: АРА Review of Books. 2000. No. 45. P. 564-565.

39.Friedman N. P., Miyake A. Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure // ScienceDirect. 2017. No. 86. P. 186-204.

40.Fuster J.M. Physiology of executive function: the perception-action cycle // Principles of Frontal Lobe Function / еd. by D.T.Stuss, R.T.Knight. N.Y.: Oxford University Press, 2002. P. 96–109.

41.Garon N., Bryson S.E., Smith I.M. Executive function in preschoolers: a review using an integrative framework // Psychological Bulletin. 2008. Jan. No. 134 (1). P. 31 60.

42.Harris P. S., Harris P. R., Miles E. Self-affirmation improves performance on tasks related to executive functioning // Journal of Experimental Social Psychology. 2017. No. 70. P. 281-285.

43.Hellea S., Loberga E.M., Gjestada R. et al. The positive link between executive function and lifetime cannabis use in schizophrenia is not explained by current levels of superior social cognition // Psychiatry Research. 2017. No. 250. P. 92-98.

44.Lezak M.D. Neuropsychological assessment. New York: Oxford University Press, 2004.

45.Lezak M.D., Howieson D.В., Loring D.W. Neuropsychological Assessment (4th ed.). New York: Oxford University Press, 2004.

46.Loring D.W. (Ed.) Dictionary of Neuropsychology. N.Y.: Oxford University Press, 1999. 193 p.

47.Lynch, W. J. A new neuropsychological test battery: The NAB // The Journal of Head Trauma Rehabilitation. 2004. N.19. P. 180-183.

48.Mackie M.A., Van Dam N. T., Fan J. Cognitive Control and Attentional Functions // Brain Cogn. 2013. No. 82 (3). P. 301–312.

49.Miller E.K., Cohen J.D. An integrative theory of prefrontal cortex function // Annual Review of Neuroscience. 2001. No. 24 (1). P. 167-202.

50.Miyake A., Friedman N.P. The Nature and Organization of Individual Differences in Executive Functions: Four General Conclusions // Current Directions in Psychological Science. February 2012. Vol. 21. No. 1. P. 8-14.

51.Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J. et al. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex 'frontal lobe' tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. No. 41 (1) P. 49-100.

52.Morton J. B., Ezekiel F., Wilka H.A. Cognitive Control: Easy to Identify But Hard to Define // Topics in Cognitive Science. 2011. No. 3. P. 212–216.

53.Norman D.A., Shallice T. Attention to action: Willed and automatic control of behavior // Cognitive neuroscience: a reader / by by M.S.Gazzaniga. Oxford: Blackwell, 2000. P. 376–392.

54.Nowakowska-Domagalaa K., Jablkowska-Góreckab K., Mokrosc L. et al. Differences in the verbal fluency, working memory and executive functions in alcoholics: Short-term vs. long-term abstainers // Psychiatry Research. 2017. No. 249. P. 1-8.

55.Nuechterlein K.N., Green M.F. The MATRICS Consensus Cognitive Battery, Part 1: Test Selection, Reliability, and Validity // AM. J. Psychiatry. 2008. Vol. 165. P. 203-213.

56.Owen A.M. Cognitive planning in humans: neuropsychological, neuroanatomical and neuropharmacological perspectives // Prog Neurobiol. 1997. Nov. 53 (4). P. 431-450.

57.Posner M.I., Petersen S.E. The attention system of the human brain // Annual Review of Neuroscience. 1990. No. 13 (1). P. 25-42.

58.Rabbitt P. Methodology of Frontal and Executive Function. Hove, UK: Psychology Press, 1997. 264 p.

59.Redick T. S., Engle R. W. Rapid communication Integrating working memory capacity and context-processing views of cognitive control // The quarterly journal of experimental psychology. 2011. No. 64 (6). P. 1048–1055.

60.Robbins T.W., James M., Owen A.M. et al. Cognitive deficits in progressive su-pranuclear palsy, Parkinson's disease and multiple system atrophy in tests sensi-tive to frontal lobe dys- function. J Neurol Neurosurg Psychiatry 1994;57:79—88.

61.Shallice T. From neuropsychology to mental structure. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1988.

62.Shallice Т. Specific impairments of planning // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1982. N 298. P. 199–209.

63.Shallice T., Burgess P. W. The domain of supervisory processes and temporal organisation of behaviour // Philosophical Transactions of the Royal Society. 1996. No. 351 (1346). P. 1405-1412.

64.Sperduti M., Makowski D., Arcangeli M. et al. The distinctive role of executive functions in implicit emotion regulation // Acta Psychologica.2017. No. 173. P. 13-20.

65.Strauss E., Sherman E. M. S., Spreen O. Wisconsin Card Sorting Test // A Compendium of Neuropsychological Tests: Administration, Norms, and Commentary. — Oxford: Oxford University Press, 2006. P. 526

66.Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions // Journal of experimental psychology. 1935. Vol. 18. N. 6. P. 643-662.

67.Stuss D.T. New approaches to prefrontal lobetesting // Miller B.L., Cummings J.L. (Eds.). The Human Frontal Lobes: functions and disorders. N.Y.: Guilford Press; 2007. P. 292–306.

68.Stuss D.T., Alexander M.P. Executive function and the frontal lobes: a conceptual view // Psychological research. 2000. Vol. 63, N 3–4. P. 289–298.

69.Stuss D.T., Benson D.F. The Frontal Lobes. N.Y.: Raven Press, 1986. 303 p.

70.Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale-Third Edition (WAIS-III). San Antonio, TX: The Psychological Corporation. 1997.

71.Zelazo P.D., Carter A., Reznick J., Frye D. Early development of executive function: A problem-solving framework // Review of General Psychology. 1997. No. 1 (2). P. 198-226.

72.Zigmond A.C., Snaith R.P. The Hospital Anxiety and Depression scale. // Acta Psychiatr. Scand. 1983 - Vol.67 - P.361 - 370.

Наши рекомендации