Как говорить, чтобы вас слушали?
Как говорить, чтобы вас слушали?
Имеет значение - как и что мы говорим. Выступление должно быть: увлекательным, убедительным и подготовленным.
1. Как сделать выступление увлекательным?
Идеи выступления должны быть эффективно структурированы:
введение (позволяет зацепить внимание аудитории: чётко формулируйте проблему, покажите её своевременность, назовите цель и задачи выступления);
повествование (расскажите историю, в которой факты выстроены в прямой последовательности, за которой аудитории легко уследить);
обозначение разногласия (укажите на своё не согласие, уточните почему это важно);
доказательство (изложите доводы в пользу своей позиции, состоящие из обращения к результатам опыта, логических выводов, рассуждений и апелляции к общеизвестным положениям и авторитетным традициям);
опровержение (выступите против возможных возражений оппонента);
заключение (повторите с энтузиазмом самый важный аргумент, чтобы он отпечатался в памяти слушателей).
2. Как быть убедительным?
Выступающий, прежде всего, должен уметь вызвать доверие к себе как личности. Для этого нужно соблюдать принципы:
· вежливость (придерживайтесь правил поведения, которые ожидают слушатели);
· ясность (мысли должны быть сформулированы чётко и недвусмысленно, используйте слова, которые сами понимаете и понимает аудитория);
· искренность (информация сообщается открыто и без превосходства);
· последовательность (последовательное изложение информации создает впечатление о вашей уравновешенности);
· контроль (контролировать реакцию аудитории и подстраивать темп выступления);
· уверенность (говорите прямо, используя сильные слова, демонстрируйте свою убежденность, а не сглаживайте и обесценивайте свою позицию употребляя «возможно», «может быть», «иногда»).
Продемонстрируйте компетентность – обращайтесь к разуму слушателей. Используйте убедительную аргументацию, сочетайте факты, полученные в опыте и логические размышления. Объясните – «почему это так и зачем это нужно?».
Объяснение – это такое описание фактов, которое делает их понятным. Цель объяснения – улучшить понимание. Объясняя, поставьте себя на место другого человека. Используйте в объяснении: определения (давайте точную характеристику используемым понятиям); описание (прямой отчёт о действие, событии); иллюстрации (приводите примеры, разъясняющие идеи); детализируйте (сообщайте подробную информацию, необходимую для всестороннего и точного представления о какой-либо концепции, идее и теории).
Затрагивайте эмоции слушателей. Впечатляйте – вызывая позитивные эмоции по отношению к вашей точке зрения (идеям), и негативные эмоции относительно опровергаемых вами идей. Говорите искренно и с энтузиазмом, передавая свой интерес к освещаемой теме. Унылый рассказ, в замедленном или слишком быстром темпе никогда не вызовет сочувствия и интереса аудитории.
Классификация определений
По роли и функции в познании | |
номинальные | реальные |
вводят новые термины или выбирают из многих возможных значений какое-то одно для конкретной цели («позитроном будет называться элементарная частица, являющаяся античастицей по отношению к электрону») | передают точный смысл, содержание широко употребляемому и интуитивно ясному понятию («человек – это двуногое бесперое существо», «человек – это двуногое бесперое существо с плоскими ногтями, имеющее мягкие мочки ушей») |
По структуре (А - определяемое, В – определяющее, С – видовой признак) | |
явные | неявные |
«А есть В» «А – это такое В, которое есть С» | «Аесть то, что удовлетворяет условиям В1, В2, …Вn |
Генетические: видовой признак (С) указывает на способ образования определяемого (А) («Окружность есть замкнутая кривая линия, образованная вращением отрезка вокруг одного из концов»); Операциональные: видовое отличие указывает на процедуру, позволяющую распознать предметы определяемого (А) («Кислота – жидкость, окрашивающая лакмус в красный цвет»); Функциональные: видовое отличие (С) указывает на функции, предназначение предметов определяемого (А) («Транспорт – средство, с помощью которого осуществляется перевозка людей и грузов»); Атрибутивные: видовое отличие (С) есть описание особенностей самих предметов описываемого (А) («Ромб – это равносторонний параллелограмм»); Перечислительные: видовое отличие (С) есть перечисление всех объектов тип описываемого (А) («Элементарные частицы – электрон, позитрон, нейтрино…»). | Аксиоматические: определяемое (А) есть то, что описывается аксиомами определяющими (В1, В2, …Вn) (В геометрии Евклида точка и прямая определяются как удовлетворяющие системе утверждений: «Через любую пару различных точек проходит прямая», «Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную данной, и не только одну». Эти утверждения неявно задают свойства «точек» и «прямых»); Индуктивные: в них указывают – начальные объекты, попадающие под данный термин; и процедуры, порождающие из простых подобных объектов более сложные; в итоге определяется объём данного термина. («Например, в качестве начального объекта возьмём единицу. Тогда все натуральные числа получаются прибавлением некоторого конечного числа единиц к единице»); |
Деление суждений
Общее | Частные |
Все S суть P «Все медики являются людьми, внушающими доверие» | Некоторые S суть P «Доктор Васечкин является человеком, внушающим доверие» |
Утвердительные | Отрицательные |
S есть P «Все кандидаты наук являются учёными» | S не есть P «Не все физики есть доктора наук» |
Исключительные | Исключающие |
толькоS есть P «Только те, кто умён, счастлив» | все S кроме P есть «Все студенты, кроме первокурсников, могут посещать семинар по квантовой механике» |
Суждения могут находится в разных отношениях друг к другу. Важно устанавливать отношения между суждениями, благодаря которым возможная истинность или ложность одного суждения ограничивает возможную истинность или ложность другого суждения. Принято использовать следующие символы: p – одно суждение, q – любое другое суждение, (и) – истина, (л) – ложь.
Виды суждений
Описательные | Оценочные | Нормативные | |
В чём заключается | описывает состояние дел и событий в действительности. | оценивается соответствие действий общепринятым моральным и эстетическим ценностям | устанавливают или предписывают определённый порядок действий и поведение людей |
Что характеризуется | соответствие действительности: истинные, ложные, неопределённые. | соответствия системе ценностей: хорошо, плохо, безразлично; лучше, хуже, равноценно. | соответствия системе норм: обязательно, разрешено, запрещено |
Пример | «Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира» (Коперник «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям», между 1510-1543) | Учение Коперника «глупое и абсурдное с философской и формальной точки зрения, поскольку оно явно еретическое, противоречит Священному Писанию» (вердикт теологов 1615 г.) | «Отцы св. Конгрегации Индекса признали необходимым запретить сочинение Коперника… по причине того, что принципы, касающиеся положения и движения земного шара, несовместимы со Св. Писанием» (1620) |
Умозаключение –форма мышления, в которой из исходных суждений (посылок), выводиться новое суждение (вывод).
Посылка 1: Все небесные тела либо планеты, либо звёзды.
Посылка 2: Сатурн – небесное тело не являющееся звездой.
Вывод: Следовательно, Сатурн – планета.
Во время рассуждений важно, чтобы суждения-посылки были истинными, а умозаключение было правильным. Истинность посылок и заключения не гарантирует правильности умозаключения. Ложность посылок не гарантирует неправильности умозаключения. Правильность умозаключения не означает истинности вывода, а неправильность – ложность.
Например,
Если число делится на 4, оно делится на 2 (истина)
Число 6 не делится на 4 (истина)
Вывод: Число 6 не делится на 2 (ложь).
Сама форма рассуждения в данном примере не обеспечила сохранение истинности при переходе от посылок к заключению. Осталась возможность построить контрпример.
Правильное умозаключение имеет такую форму, которая гарантирует, что при истинных посылках получается истинное заключение(не существует умозаключений такой же логической формы с истинными посылками и ложным заключением). Посылки и заключение находятся в отношении логического следования(«и», «или», «если, то», «неверно, что…», «для всякого…», «тогда и только тогда, когда…», «если и только если…», «либо, либо…», «в том и только в том случае, если…», «необходимым и достаточным условием для… является…»)[3].
Например,
Доказываем тезис: «Все металлы проводят электрический ток».
Подбираем в качестве аргументов утверждения, которые являются, во-первых, истинными и из которых, во-вторых, логически вытекает тезис.
Аргументы:
«Все вещества, имеющие в своей кристаллической решетке свободные электроны, проводят электрический ток»
«Все металлы имеют в своей кристаллической решетке свободные электроны».
Строим умозаключение: Все вещества, имеющие в своей кристаллической решетке свободные электроны, проводят электрический ток.
Все металлы имеют в своей кристаллической решетке свободные электроны.
Следовательно, все металлы проводят электрический ток.
Данное умозаключение является правильным, посылки его истинны; значит, умозаключение является доказательством исходного тезиса.
Логические принципы присутствуют в каждом успешном рассуждении и доказательстве, осуществлённом анализе. Пренебрежение ими делает мышление бессвязным. В традиционной логике выделяют четыре основных принципа или закона мышления. Три из них были открыты и сформулированы Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), четвертый закон был добавлен Г.В. Лейбницем (1646 – 1716).
Виды обобщающей индукции
Полная умозаключение обо всех предметах класса на основании знания каждого предмета данного класса | Неполная умозаключение о всём классе предметов на основании исследования части предметов данного класса | |
Математическая | Эмпирическая | Эмпирическая |
Если имеется последовательность утверждений, из которых первое утверждение верно и за каждым верным утверждением следует верное, то все утверждения в последовательности верны. | Заключается в сплошной проверке объектов исследуемого класса. Возможна лишь в случае конечного счетного множества объектов в её предметной области. | Обобщение строится путём отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств |
«Если некоторое свойство принадлежит числу 1 и если, когда оно принадлежит числу n, можно доказать что оно принадлежит и n+1, то оно принадлежит всем числам» | «Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Венера, Плутон, Уран, Нептун, Меркурий вращаются вокруг Солнца по эллиптической орбите. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по эллиптической орбите». | «С к. 19 в. считалось что валентность хлора 7, так как были известны соединения, в которых хлор проявляет высшую валентность по кислороду (7). К сер. 20 века установили физическую основу, причину валентности. Атом хлора имеет 7 электронов во внешнем слое». |
Например,
известно, что сложный многогранник (М) имеет много углов (У), граней (Г) и рёбер (Р). Зададимся вопросом: всегда ли верно, что число граней (Г) возрастает, когда возрастает число вершин (В)? Используя индуктивное рассуждение, рассмотрим конкретные многогранники. Составим таблицу, в которой зафиксируем наблюдения.
Многогранники | Г | В | Р |
Куб | |||
Трехгранная призма | |||
Пятигранная призма | |||
Трехгранная пирамида | |||
Четырёхгранная пирамида | |||
Пятигранная пирамида | |||
Октаэдр | |||
Башня | |||
Усечённый куб |
Теперь очевидно, что число граней не обязательно возрастает с числом вершин. Так сравнивая куб и октаэдр видно, что один имеет больше вершин, а другой больше граней.
Зададим другой вопрос: возрастает ли Р вместе с Г? Или с В? Чтобы систематически ответить на эти вопросы, необходимо перестроить таблицу. Записываем многогранники так, чтобы Р возрастало, когда последовательно читаются строки сверху вниз.
Многогранники | Г | В | Р |
Трехгранная пирамида | |||
Четырёхгранная пирамида | |||
Трехгранная призма | |||
Пятигранная пирамида | |||
Куб | |||
Октаэдр | |||
Пятигранная призма | |||
Усечённый куб | |||
Башня |
Вновь никакой закономерности предполагаемого типа мы не выявили.
Еще раз переформулируем вопрос: возможно Г и В возрастают в совокупности, «совместно»? Сумма Г + В возрастает, когда строки читаются сверху вниз. Ещё более точная закономерность:
Г + В = Р + 2
Это соотношение подтверждено во всех наблюдаемых случаях, записанных в таблице. Мы можем сформулировать предположение, что не только в наблюдавшихся случаях, но и в любом многограннике число граней, увеличенное на число вершин, равно числу рёбер, увеличенному на два[4].
Исключающая индукция – это форма рассуждения, при которой из некоторого множества возможных причин явления путём исключения случайных совпадений выявляется его действительная причина.
Причинная связь между явлениями x и y присутствует если существование x обуславливает существование y. То есть «причин x влечёт следствие y». Причина – это необходимое и достаточное условие для наступления именно этого события (следствия).
Имея установленные опытным (эмпирическим) путём данные нужно определить есть ли причинная связь между явлениями. «Железо ржавеет, если есть повышенная влажность воздуха». С точки зрения здравого смысла это выявленная причинно-следственная связь. Но не только повышенная влажность воздуха является причиной возникновения ржавчины. Чтобы понять причину этого процесса необходимо перейти от приблизительных, наблюдаемых в обыденном опыте единообразий, к более неизменным отношениям, выявляемым в результате углубленного научного анализа.
Например, закон Ома утверждает, что сила тока равна отношению между напряжением и сопротивлением. Согласно принципу рычага, равновесие достигается, когда два веса изменяются обратно пропорционально расстояниям до точки опоры.
Методы установления причинных зависимостей[5]
Метод | Суть | Пример |
Единственного сходства | если два или более случая исследуемого явления сходятся в одном только обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина или часть причины исследуемого явления. | Биолог Р. Шовен обнаружил, что рабочие пчёлы не строят в улье маточников, если в нём есть как живая, так и мёртвая матка. Он обнаружил тот же эффект от применения в улье спиртовой настойки из мёртвой матки. Сделал вывод, что причиной является выделяемое пчелиной маткой вещество, которое сохраняется в её теле и после смерти. |
Единственного различия | если случай, в котором встречается исследуемое явление, и случай, в котором оно не встречается, совершенно сходны во всех подробностях, за исключением исследуемой, то обстоятельство, встречающееся в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причина явления. | Разделив подопытную и контрольную группу исследовали влияние витамина тиамина на рост и здоровье организма. Условия, питание и режим приёма пищи был одинаков в обоих группах крыс, но в подопытной группе тиамин не присутствовал в пище, а в контрольной – присутствовал. В подопытной группе крысы росли плохо и болели полиневритом. Вывод – причина задержки роста – отсутствие тиамина в пище. |
Сходства и различия | если два и более случая возникновения явления имеют общим лишь одно обстоятельство и два или больше случая отсутствия того же явления имеют общим только отсутствие того же обстоятельства, то это обстоятельство, в котором только и разняться оба ряда случаев, есть причина явления. | Исландский шпат обладает свойством двойного преломления. Свойство зависит от кристаллического строения. Однородные некристаллические вещества сходны в том, что не обладают двойным преломлением, а кристаллические прозрачные вещества сходны в том, что этим свойством обладают. |
Сопутствующих изменений | если вслед за изменением одного явления замечается изменение другого, то мы можем заключить о причинной связи между ними. | Исследуя возникновение теплоты Д. Джоуль сосредоточился на рассмотрении трения как её причины. Используя на трение одного вещества с другим определённое количество силы, он установил, что количество полученной при этом теплоты было больше или меньше в точной зависимости от того, больше или меньше было приложено силы. |
Остатков | если в исследуемом явлении часть обстоятельств может быть объяснена определенными причинами, то оставшаяся часть явления объясняется из оставшихся предшествующих фактов. | И. Ньютон определял упругость разных веществ по методу остатков. Подвешенные на нити шары раскачивал и они ударялись друг о друга, а он сравнивал как они отскакивают сравнительно с первоначальным отведением в сторону. Потеря движения происходила отчасти из-за сопротивления воздуха, отчасти от недостаточной упругости. Исключив фактор сопротивления воздуха (наблюдая изменение качания без предварительного столкновения) он рассчитал потерю движения, происходящую за счёт столкновения. |
При исследовании сложных явлений применение этих методов затруднено, так чрезвычайно проблематично выполнять необходимые условия – выделения только одного аспекта, схожесть во всех аспектах кроме одного, обособление или изолирование причины и т.д. Используя эти методы, мы ориентируемся в понимании того, что есть «причинно-следственные отношения». Они позволяют выбраковывать ложные предположения и приближают к обнаружению истинного (достоверного) суждения, концепции.
Рассуждая о сходных объектах, мы стремимся выделить те признаки, по которым они сравнимы. Умозаключение по аналогии – это рассуждение, в котором из сходства двух предметов в некоторых признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Когда набор объектов обладает общим свойством, можно сказать, что эти объекты являются аналогичными в отношении указанного свойства и данное свойство является аналогией для этих вещей. Например, у воронов есть свойство – чернота, по этому свойству они аналогичны. Все известные общие свойства некоторого набора объектов – известная положительная аналогия, а все общие свойства, которые известны или же нет – общая аналогия. При анализе некоторого набора объектов мы ориентированы на выявление неизменной связи одной части положительной аналогии с другой частью положительной аналогии. Создаваемые нами общие суждения не распространяются на всю положительную аналогию. Так, свойство быть человеком и свойство быть смертным не исчерпывает всех присущих людям общих свойств.
Рассуждение осуществляется в соответствии со следующими схемами.
Аналогия свойств:
a есть (не есть) P, Q, R, S
b есть (не есть) P, Q, R
b есть (не есть) S.
Например, элементарные аналогии в геометрии. Треугольник и пирамида могут быть представлены как аналогичные фигуры. Будем рассматривать – прямоугольный отрезок и многоугольник. Вначале соединим все точки отрезка с точкой, не лежащей на содержащей отрезок прямой, и получим треугольник. Теперь соединим все точки многоугольника с точкой, не лежащей в плоскости многоугольника, и получим пирамиду. Таким же образом как аналогичные фигуры можно рассмотреть параллелограмм и призму. Для этого переместим отрезок или многоугольник параллельно самому себе в направлении прямой, пересекающей содержащую его прямую или плоскость, и первый шаг опишет параллелограмм, а второй – призму. Сравнивая плоскую и пространственную геометрию можно обнаружить, что треугольник в плоскости аналогичен тетраэдру в пространстве, а так же что треугольник аналогичен пирамиде. Каждая из аналогий имеет значение в своём месте.
Аналогия отношений:
a1 a2…. an находится (не находится) в отношениях Pn, Qn, Rn,Sn
b1 b2 b n находится (не находится) в отношениях Pn, Qn, Rn
b1 b2 b n находится (не находится) в отношениях Sn.
Например, у Юпитера есть спутники. Есть периодические ускорения в движении спутников. Выяснено, что причина вековых неравенств в средних движениях спутников в вековых изменениях эксцентриситета орбиты Юпитера.
У Земли есть спутник – Луна. Есть периодические ускорения движения Луны. Установлены периодические колебания орбиты Земли. Следовательно, вековые изменения эксцентриситета земной орбиты вызывают в среднем движении Луны наблюдаемую неравномерность её движения.
Структура доказательства
Способы аргументации
Универсальная аргументация | Контекстуальная аргументация |
прямое и косвенное индуктивное подтверждение | Ссылка на интуицию «Это очевидно…», «Я чувствую, что…» |
дедукция тезиса из принятых общих положений | Ссылка на авторитет, традицию, веру «Я постарше вас, поэтому...», «В Библии сказано…», «Эйнштейн говорил, что…» |
проверка тезиса на совместимость с другими принятыми законами и принципами | Ссылка на этику «Безнравственно полагать, что…» |
Апелляция к здравому смыслу, к вкусу «Присутствующие - здравомыслящие люди и согласятся с тем, что...» |
Убедительность аргументации зависит не только от того кто и как выступает, представляя свои аргументы и доказательства, но и от того кто слушает. Доказательство имеет обезличенно-универсального адресата, который оценивает истинность тезисов и правильность формы умозаключения. Аргументация строиться исходя из ожидаемого адресата, на которого будет оказываться эмоционально-психологическое воздействие через апелляцию к его убеждениям.
Задание:
1. Какой приём рассуждения использовал Бесиал Аррэ, доктор Сорбонны, в 1671 году: «Теология учит нас тому, что Солнце было создано для того, чтобы освещать Землю. Однако для того, чтобы освещать дом, нужно перемещать факел, а не сам дом. Следовательно, Солнце движется вокруг Земли, а не Земля вокруг Солнца». В какой аудитории такой способ аргументации будет убедителен и почему? Как можно опровергнуть данный способ рассуждения?
2. Являются ли приведённые ниже умозаключения обоснованными только потому, что посылки и следствия в них являются истинными?
Рыбы живут в воде.
Обезьяны не рыбы.
Следовательно, обезьяны не живут в воде
Сравните аргументы:
Рыбы живут в воде.
Киты не рыбы.
Следовательно, киты не живут в воде
Какие ошибки в доказательстве допущены?
3. Оцените степень обоснованности нижеприведённого рассуждения при постановке диагноза:
Болезнь, вызванная гепатитом В имеет признаки лихорадка, увеличение размера печени, желтый цвет кожных покровов, нарушение билирубинового обмена,
У пациента лихорадка, увеличение размера печени, желтый цвет кожных покровов.
Вероятно, у пациента – нарушение билирубинового обмена и болезнь вызвана гепатитом В.
4. Используя схему дедуктивного рассуждения, объясните - почему при превышении груза происходит разрыв нити:
Для всякого объекта верно, что если он имеет свойство S, то он имеет свойство P.
Данный объект А имеет свойство S
Следовательно, объект А имеет свойство P.
5. Х. Дэви (1778-1829) в «Элементы химической философии» (1812) описал особенности познания в естественных науках. Проанализируйте его размышления: какие методы получения знания он считал базовыми и какой способ рассуждения предпочитал? Вставьте в оставленные пропуски (…….) методы получения знания, которые описал Дэви. Обоснуйте его позицию.
«Нежные зеленые растительные волокна (Conferva rivularis) обитают летом почти во всех ручьях, речках, озерах и прудах, в различных сочетаниях света и тени. Всякий, кто будет их внимательно рассматривать, обнаружит пузырьки газа на тех нитях, которые находятся в тени. Он поймет, что данный эффект связан со светом. Это (……..), но оно не дает информации относительно природы газа. Перевернем стакан с водой над водорослью. Газ начнет собираться в верхней части стакана. Когда стакан будет целиком наполнен газом, его можно, накрыв рукой, перевернуть в обычное положение и внести внутрь горящую свечу. Свеча станет гореть гораздо ярче, чем в обычном воздухе. Это (……..). Если рассуждают о явлениях и ставят вопрос о том, производят ли все пресноводные и морские растения такой газ при таких обстоятельствах, то спрашивающий будет руководствоваться (………). Когда после новых опытов будет установлено, что это имеет место всегда, будет установлена общая научная истина о том, что все водоросли Confervae производят на свету особый газ, который в высшей степени способствует горению, о чем свидетельствуют многочисленные подробные исследования».
[1] Позднее мы подробно рассмотрим понятия, характеризующие познавательную деятельность и её результаты. Уточним сейчас только предварительно смысл понятий «информации», «знание, «истина». Информация – это совокупность сведений, образующих идеальное сообщение, уменьшающее или исключающее неопределённость в выборе одной из нескольких возможных альтернатив. Знание – это информация, носителем которой может выступать коллективный субъект и отдельная личность. Для коллективного субъекта знание это сведения об исследуемом объекте, отношениях, а так же свернутая схема деятельности и общения, полученные в процессе коллективного познания. Для личности знание это сведения, полученные как из коллективного, так и индивидуально опыта, представляющие собой относительно осмысленные убеждения об исследуемых объектах и отношениях, как полагает, истинные и рационально аргументированные. Истина – это категория, позволяющая оценить качество знания, которое соответствует реальному положению дел и адекватно представляет предмет и отношение, о которых делается умозаключение. Основаниям полагать, что эти сведения соответствуют реальному положению дел, являются факты, полученные в результате опыта и сделанные на их основании непротиворечивые логические умозаключения, а так же возможность практически применить это знание, получив желаемый результат. В коллективном познании сведения фиксируются как истинные с согласия (конвенции) экспертного сообщества по этому поводу.
[2] Схематическое изображение объёмов понятий и отношений между объёмами понятий с помощью геометрических фигур (кругов, прямоугольников, эллипсов) ввёл выдающийся математик, физик и астроном Леонард Эйлер (1707-1783). Если имеются два каких-либо понятия А и В, то объёмы этих понятий можно представить в виде кругов, а возможные отношения между этими объёмами – в виде пар кругов.
Несовместимость:
Совместимость:
[3] Основные логические операции:
Логическая операция | Обозначение | Смысл | Пример |
Высказывание (суждение) | Х | «Есть» (Утверждается что-либо) | «3 есть простое число» |
Инверсия (логическое отрицание) | Х | «не несть, неверно» (Отрицается что-либо) | «неверно, что 3 есть простое число» |
Конъюнкция (логическое произведение) | ^ | «и» (Получение нового высказывания путём их объединения) | «6 делится на 2», «6 делится на 3». Их конъюнкция: « 6 делится на 2 и 6 делится на 3» |
Дизъюнкция (логическое сложение) | > | «или» (Получение нового высказывания путём их включающего объединения) | «2 меньше 3 или 3 меньше 5» |
Импликация (логическая связка) | → | «если…, то» (Получение нового высказывания, которое считается ложным, если х истинно, а у – ложно, и истинным во всех остальных случаях) | «Если число 12 делится на 6, то оно делится на 3»; «Если Волга – озеро, то Москва – большая страна» (связь по содержанию и осмысленность не имеют значения) |
Эквивалентность (логическая равнозначность) | ~ | «если и только если» (объединение двух высказываний, имеющих одинаковое значение истинности или ложности) | «Треугольник является равносторонним, если и только если он является равноугольным»» |
[4] Дальнейшее рассуждение и проверку этого предположения можно посмотреть в книге Пойа Д. «Математика и правдоподобные рассуждения». М., 1975, с. 56 – 64.
[5] Сформулированы Д. С. Миллем (1806-1873) в «Системе логики силлогистической и индуктивной» (1843).
[6] Итальянский физик и астроном Галилео Галилей (1564–1642) открыл параболическую траекторию брошенных тел и количественные законы их движения. С помощью телескопа он наблюдал спутники Юпитера и заметил, что они обращаются вокруг Юпитера аналогично Луне, обращающейся вокруг Земли, а также аналогичны планетам, обращающимся вокруг Солнца. Он открыл также фазы Венеры и отметил их сходство с фазами Луны. Всё это было аргументами в пользу гелиоцентрической теории Коперника. Но Галилей не заметил аналогию между движением небесных тел и движением брошенных тел, которую увидел Ньютон. Траектория брошенного тела обращена своей вогнутостью к земле, и то же самое имеет место для траектории Луны. Эта аналогия важна для понимания закона всемирного тяготения. Ньютон в «Математических началах натуральной философии писал» (1687): «… брошенный камень под действием собственного веса отклоняется от прямолинейного пути, по которому он должен был бы следовать под влиянием только начального броска, и вынужден описать кривую линию в воздухе, и … наконец, упасть на землю; и чем больше скорость, с которой он брошен, тем дальше он пролетит, прежде чем упадёт на землю. Поэтому мы можем предположить, что при соответственно возрастающей скорости он опишет дуги в 1, 2, 5, 10, 100, 1000 миль, прежде чем упадёт на землю, пока наконец, покинув пределы Земли, он не должен будет перейти в пространство, не коснувшись её».
[7] Гипотеза – это не полностью обоснованное предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями. Теория – это обоснованное и подтверждённое объяснение явлений, выявляющее обуславливающие их закономерности.
[8] Классификация чисел. Математики различают несколько видов чисел. Число – это математическая абстракция, используемая для счёта и указания порядкового номера предметов.
Натуральные числа – это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, …. Наименьшее натуральное число – 1, но наибольшего – нет. За каждым натуральным числом следует в порядке возрастания ещё одно, на единицу большее натуральное число.
Целые положительные числа – это натуральные числа с нулём: 0, 1, 2, 3, 4, ….
Целые числа – это расширенный ряд натуральных чисел и противоположные им числа меньше нуля, отрицательные числа: … - 4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4 …
Рациональные или дробные числа – числа, которые можно записать как дробь, например 1/2, 1/3. Они включают и целые числа, так как их можно записать дробью: 1/1, 2/1. Они включают все дроби между целыми числами, так как их можно записать дробью 1 1/2 - то же самое, что 3/2.. Все рациональные числа можно записать как конечные периодические десятичные дроби. Так, 1/2 – это 0,5, а 1/3 – это 0, 333333….
Иррациональные числа – те числа, которые нельзя записать как конечные или периодические десятичные дроби или выразить как рациональные между двумя числами. Эти десятичные дроби представляют собой бесконечную повторяющуюся последовательность. Примерами являются ∏, √2 и ℮.
Вещественные числа или действительные числа – все вышеперечисленные.
Комплексные числа – в их состав входит ί , определяемое как квадратный корень из -1.
[9] Обратная теорема Пифагора: если в каком-то треугольнике сумма квадратов двух сторон равна квадрату третьей, то треугольник прямоугольный и против большей стороны лежит прямой угол. Доказательство: пусть длины треугольника ∆ суть a , b, c, причём a2 + b2 = c2. На сторонах прямого угла отложим от его вершины О отрезки О X и ОY, равные a и b соответственно. Получается прямоугольный треугольник ОXY, гипотенуза XY которого имеет, по теореме Пифагора, длину √ a2 + b2, то есть с. Таким образом, треугольники ∆ и ОXY имеют соответственно равные стороны и, следовательно, равны. Значит, треугольник ∆ прямоугольный, и против стороны с длинной с лежит прямой угол.
[10] Более подробное описание способов математических доказательств можно посмотреть в книгах: Успенский В.А. «Простейшие примеры математических доказательств». М., 2009; Пойа Д. «Математика и правдоподобные рассуждения». М., 1975; Кранц С. «Изменчивая природа математического доказательства». М., 2016.
[11] Общий обзор развития аксиоматического метода от Евклида до Д. Гильберта можно посмотреть в книге: Молодший В.Н. Очерки по философским вопросам математики. М., 1969.
[12] Применение аксиоматического метода в естественных науках носит локальный характер. Например, результативным признаётся аксиоматизация теории эволюционной морфологии.
[13] Наблюдение – это основанное на ощущениях целенаправленное изучение предметов, в результате чего формируется знание