Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

Е.В. новикова

Методические указания

По выполнению курсовых работ

для обучающихся очной и заочной форм обучения образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

Cевастополь, 2017

УДК

ББК

Методические указания по выполнению курсовых работ для обучающихся очной и заочной форм обучения образовательно-квалификационных уровней «бакалавр» Составитель: Новикова Е. В. – Севастополь: ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского» Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал), 2017. – 29 с.

Cодержание

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ………………………………………………………
1.ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………
2.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПОВ РАБОТЫ. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………….  
3.РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ. СБОР И ОБРАБОТКА ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА…………………………………................  
4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ……………………
4.1 Структура курсовой работы……………………………………………
4.2 Требования к содержанию курсовой работы………………………….
4.3Технические требования к оформлению работы……………………..
5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………..
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ…………………………………………………………………..  
7.1 Направления подготовки 38.03.04 Государственное муниципальное управление и 38.03.02 Менеджмент……………………………………….  
7.2 Направление подготовки 37.03.01 Психология……………………….
7.3 Направление подготовки 43.03.01 Туризм……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Курсовая работа (КР) – один из видов индивидуальной работы обучающихся с элементами научно-исследовательского, творческого характера. Система курсовых работ предусматривает подготовку обучающегося к выполнению выпускных квалификационных работ на завершающем этапе их обучения в Севастопольском экономико-гуманитарном институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» образовательно-квалификационного уровня «бакалавр».

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы КР является одним из важнейших этапов ее подготовки. Тематика КР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки. При выборе тематики рекомендуется учитывать реальные задачи развития исследуемой отрасли. При выборе темы необходимо руководствоваться личным интересом обучающегося к ней, его опытом работы, возможностью практического и теоретического роста обучающегося в профессиональной деятельности, повышением его научной и профессиональной компетентности в процессе исследовательской работы, возможностью применения полученных результатов на практике. Точно сформулированная в смысловом отношении тема исследования уточняет проблему, обозначает рамки и конкретизирует основной замысел исследования.

Тема КР должна быть сформулирована в соответствии с ее содержанием, отражать проблему исследования, быть краткой. Не рекомендуется допускать в заглавии КР следующих формулировок: «Некоторые вопросы…», «К проблеме….», «Анализ вопроса…», «Рекомендации к …», «Обобщение опыта…», «Роль….» и т.п. Эти формулировки приемлемы для статей.

При выборе темы необходимо обратить внимание и на ее практическую и теоретическую значимость, а также обеспеченность необходимыми источниками и литературой. Особое место в исследованиях должна занимать разработка проблем прикладного характера на основе региональных и местных материалов. Правильный выбор свидетельствует о профессиональной зрелости обучающегося, а удачная, точная формулировка темы позволяет очертить рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Темы курсовых работ определяются направлением научно-исследовательской работы кафедры. Обучающийся имеет право выбрать тему курсовой работы из имеющегося перечня или своевременно предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПОВ РАБОТЫ. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Подготовка курсовой работы включает три основных этапа:

I этапсостоит из выбора области исследования и включает:

- выбор проблемы и темы исследования, формирование замысла работы;

- определение объекта, предмета, целей и задач исследования.

II этап носит ярко выраженный индивидуализированный характер и в обобщенном виде содержит:

- выбор методов и разработку методики исследования, составление предварительного плана;

- библиографический поиск, отбор и подготовку необходимых материалов;

- группировку и систематизацию материала, составление подробного плана работы;

- формулирование предварительных выводов и их уточнение в ходе проведения научного исследования;

- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;

III этап (заключительный) включает написание и оформление выполненной работы.

Подготовка курсовых работ осуществляется под руководством научных руководителей, в качестве которых утверждаются ведущие преподаватели кафедры, как правило, имеющие ученые степени и звания, успешно занимающиеся научными исследованиями, а также известные специалисты соответствующего профиля.

Научный руководитель выполняет следующие основные функции:

- оказывает помощь обучающемуся в разработке календарного графика работы на весь период выполнения курсовой работы;

- оказывает помощь в составлении индивидуального плана и графика выполнения работы;

- рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы, другие источники по теме;

- проводит систематические, предусмотренные расписанием, консультации по выполнению курсовой работы;

- проверяет выполнение курсовой работы (по частям и в целом);

- дает согласие на представление работы к защите.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

Структура курсовой работы

Первая КР носит реферативный характер. Ее цель – освоение обучающимися методики реферирования, обзора, сопоставления различных научных точек зрения по избранной теме. Объем КР не менее 20 машинописных страниц. Начиная с первой курсовой работы, обучающийся должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии, которая должна содержать не менее 12 источников.

Последующие курсовые работы включают более сложные элементы научно-исследовательской работы: проведение эксперимента, анкетирования, использование различных научных методов для решения поставленных в курсовой работе задач.

Вторая КР представляет собой уже самостоятельное изложение материала с элементами исследования или даже собственное экспериментальное исследование. В отношении стандартных требований предполагается, что обучающийся уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25 – 30 машинописных страниц, библиография – не менее 20 источников.

К третьей КР предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически последовательна, включать глубокий анализ значительного числа источников и подтверждаться аргументированными выводами. Объем последней КР должен составлять 30 – 35 машинописных страниц и объем библиографии – не менее 25 источников.

Требования к объему и количеству источников в курсовых работах направлений подготовки 38.03.04 Государственное муниципальное управление и 38.03.02 Менеджмент изложены в Рекомендациях для обучающихся по направлению подготовки (см. пункт 7. 1).

В связи с тем, что по учебному плану для обучающихся направления подготовки 37.03.01 Психология предусмотрена одна курсовая работа, требования к объему курсовой изложены в Рекомендациях для обучающихся по направлению подготовки (см. пункт 7. 2).

Обучающимся направления подготовки 43.03.01 Туризм следует обратить внимание на Рекомендациях для обучающихся по направлению подготовки (см. пункт 7. 3).

Структура каждой курсовой работы включает следующие обязательные элементы, каждый из которых оформляется с нового листа:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников и литературы.

7. Приложения (если есть).

Титульный лист является первой страницей курсовой работы, где указываются: полное наименование учебного заведения; кафедры; тема; фамилия, имя и отчество обучающегося; его курс; фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание научного руководителя; место и год выполнения работы.

Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом по центру строки. Содержание включает полное, без сокращений описание всех структурных элементов работы и их названий: введение; наименование всех разделов, подразделов и пунктов; заключение; список использованной литературы; наименование приложений. В правой части страницы указываются номера страниц, с которых начинаются соответствующие элементы работы. Подразделы нумеруются двумя цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая – номер подраздела (примеры: 2.1 – первый параграф второго раздела или 1.2.1 – первый пункт второго подраздела первого раздела; после последней цифры точка не ставится). В конце заголовков точки не ставятся.

Требования к содержанию курсовой работы

Заголовок ВВЕДЕНИЕпишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. Во введении должны быть отражены параметры, характеризующие курсовую работу как учебно-научный труд. Объем введения составляет 2 – 3 страницы.

Элементы введения включают в себя:

1. Актуальность темы – обоснование ее выбора, необходимости научной разработки. Под актуальностью темы исследования понимается степень его важности в данный момент в конкретной социокультурной ситуации.

2. Оценка степени разработанности проблемы (состояние научной разработки темы), когда на основе анализа использованной литературы делается вывод о степени изученности рассматриваемой проблемы, определяются наиболее значимые и наименее изученные ее аспекты, что свидетельствует о востребованности данной работы. Работы указанных авторов должны находиться в списке использованной литературы.

3. Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования. Можно выделить следующие характеристики формулировки цели: краткость, предельная точность, выражение сущности изучаемого явления, его результатов. То есть, цель представляет собой модель ожидаемого результата, выражающую в смысловом отношении то основное, что намеревается сделать исследователь. При этом, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой научной работы, ее объектом и предметом. Необходимо помнить, что формулировку цели рекомендуется начинать фразами: «теоретически обосновать…», «экспериментально апробировать…», «разработать…» (маршрут, экскурсию, тур и т.п.), «создать и апробировать…» (основы, модель, методику, программу, критерии и т.п.), «выявить эффективные методы…». Некорректно при формулировании цели употребление слов «проанализировать», «исследовать», «рассмотреть», «описать» и т.п. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

4. Задачи работы (в научных работах обучающихся, как правило, 2 – 4), конкретизирующие и развивающие цель исследования. Задачи исследования отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Необходимо сформулировать конкретные цель и задачи, относящиеся непосредственно к теме работы. Реализация задач осуществляется в главах и параграфах, поэтому их содержание должно прямо быть связано с поставленными задачами. Цель и большинство задач должны носить исследовательский характер, лишь одна или две задачи могут предполагать выработку практических рекомендаций для решения поставленной проблемы. Первая задача, как правило, связана с выполнением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности исследуемого явления, процесса, т.е. с прогнозом развития исследуемого предмета или с разработкой практических рекомендаций. Как правило, при формулировке задач используются слова: «выявить», «изучить», «раскрыть», «определить», «предложить» и т.п.

5. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию,которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается?

6. Предмет исследования – более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. С предметом исследования связаны цель и задачи работы. Предмет исследования отображает конкретную проблему в самой теме исследования.

7. Теоретическая база исследования – это характеристика основных подходов, теорий, идей отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, на которые опирается автор. Рекомендуется писать следующим образом: Теоретической основой научного исследования послужила теория экономического районирования, разработанная Н.Н. Баранским. В списке использованной литературы обязательно должны быть упомянуты труды данного автора.

8. Методология исследования – это совокупность операций и приемов, с помощью которых можно изучить тему курсовой работы. Данный раздел является обязательным для обучающихся 2 – 3 курса обучения. Научный руководитель консультирует обучающегося при выборе методов исследования.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

Основная часть работы включает не менее 2 разделов (включая внутреннее деление на подразделы). Ее объем не должен превышать 80% общего объема курсовой работы. Разделы подразделяются на подразделы, исходя из специфики решаемых в работе исследовательских задач. Объем подразделов – 5 – 8 листов. Несоразмерность разделов и подразделов свидетельствует о неумении автора найти и правильно скомпоновать материал. Все разделы и подразделы должны быть логически взаимосвязаны между собой, завершаться краткими выводами. Название подраздела не должно повторять название раздела.

Первый раздел раскрывает теоретико-методологические основы избранной темы исследования, являясь своеобразным теоретическим обоснованием последующих разработок. В этом разделе раскрывается теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, приводятся идеи, концепции ученых, формулируется собственная точка зрения.

Второй раздел носит аналитический и, по возможности, прикладной характер, раскрывает анализ изучаемой проблемы, подтверждаемый статистической информацией из официальных источников, а также содержит обобщенные сведения по региону, городу.

Третий раздел(если есть) является логическим завершением общего замысла исследования, содержит, как правило, сформулированные исследователем выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию функционирования, а также описание процесса апробации и его результаты.

В конце каждого раздела необходимо делать краткое обобщение или выводы, подытожив этим то, о чем говорилось на протяжении всего раздела. Такие выводы выступают своеобразным связующим звеном между разделами и помогают впоследствии написать Заключение. Выводы к разделам помещают в конце каждого раздела, с отступом в один межстрочный интервал, при этом формулировку «Выводы к разделу 1» не пишут.

Заголовок ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. В заключении подводятся итоги курсовой работы, характеризуется выполнение поставленных задач, кратко формулируются результаты исследования. Заключение должно соответствовать содержанию основной части и может также включать практические предложения (рекомендации) по улучшению дальнейшей деятельности исследованного объекта. Выводы формулируются тезисно (по пунктам) и, как правило, соответствуют цели и задачам, которые были решены в ходе исследования. Объем заключения составляет 2 – 3 страницы.

список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы представляет собой перечень источников и научных изданий, послуживших основой для написания работы. Список использованной литературы представляет собой одну из существенных частей курсовой работы, по которой можно судить о степени осведомленности обучающегося в области изучаемой проблемы, масштабности выполненного исследования. Список литературы должен включать только источники, непосредственно использованные в работе, на которые делались ссылки, которые цитировались и послужили основой при формировании точки зрения обучающегося. Ссылки располагаются в тексте работы в квадратных скобках. Точка ставиться после ссылки.

Пример

На сферу туризма приходится около 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений [6, с. 48].

6 – означает номер в списке использованной литературы, а с. 48 – номер страницы, откуда использованы цифровые данные.

Все работы, на которые имеются ссылки в тексте, должны присутствовать в списке литературы. Если в списке только печатные издания, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Если имеются и электронные ресурсы, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАУРЫ.

Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Источники в списке литературы принято располагать в алфавитном порядке. При этом, независимо от алфавитного порядка, впереди идут нормативные акты даже если это электронный ресурс. Исходя из этого, установлен следующий порядок расположения источников:

1) нормативные акты;

2) нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы, САНПины)

3) материалы Госкомстата РФ, отчетные материалы и документы предприятий;

4) печатные издания;

5) источники на электронных носителях локального доступа;

6) источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут в алфавитном порядке источники на русском языке, а потом – на иностранных языках.

Нормативные акты располагают в следующем порядке:

1) международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;

2) Конституция России;

3) кодексы;

4) федеральные законы;

5) указы Президента России;

6) постановления Правительства России;

7) приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

8) законы субъектов России;

9) распоряжения губернаторов;

10) распоряжения областных (республиканских) правительств;

11) судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);

12) законодательные акты, утратившие силу.

Федеральные законы следует записывать в последней редакции в формате:

Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» ( [в ред. ] ) // [официальный источник публикации, год, номер, статья]

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) – впереди принятые ранее.

Если при написании работы использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т.п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета».

Список литературы оформляется сквозной нумерацией от первой работы и до последней, включая нормативные акты, источники на иностранных языках и электронные ресурсы.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСОБИЯ ДОРОШКО М. В., ЧЕХ Л. А. «ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО АППАРАТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ РАБОТ»:

Книга одного автора

Яковенко, И. М. Рекреационное природопользование: методология и ме­тодика исследований [Текст] : монография / И. М. Яковенко. – Симферополь : Таврия, 2003. – 331 с.

Многотомное издание одного автора

Вернадский, В. И. Размышления натуралиста [Текст] : в 2 кн. / В. И. Вернадский. – М. : Наука, 1975 – 1977. – Кн. 1 : Пространство и время в неживой и живой природе. – 1975. – 173 с. ; кн. 2 : Научная мысль, как планетное явление . – 1977. – 191 с.

Книга двух авторов

Олиферов, А. Н.Реки и озера Крыма [Текст] / А. Н. Олиферов, 3. В. Тимченко. – Симферополь : Доля, 2005. – 214 с.

Книга трех авторов

Храпунов, И. Н. Поселения в Барабановской балке (по результатам раскопок 2004-2006 гг.) [Текст] / И. Н. Храпунов, В. П. Власов, А. В. Смокотина ; Ист.-археол. благотв. фонд «Наследие тысячелетий», НАН Украины, Ин-т востоковедения. – Симферополь : Доля, 2007. – 54 с.

Книга четырех авторов

Севастополь на рубеже тысячелетий [Текст] / И.И. Куликов, С.И. Кулик, А.А. Скрипниченко, П.А. Шунько – Севастополь : Арт-Политика : Флот Украины, 2003. – 642 с.

Диссертации

Петренко, Т. Ф. Импликация глагольной связки в двусоставном предложении французского языка [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.05 : защищена 25.03.83 : утв. 22.06.83 / Т. Ф. Петренко. – М., 1983. – 145 с.

Авторефераты диссертаций

Майкова, А. Н. Интерпретация литературных произведений в аспекте теории архетипов Карла Юнга [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Н. Майкова. – М., 2000. – 22 с. – Защищена в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Сборники

«Калевала» в творчестве художников [Текст] : книжная и станковая графика Карелии / сост. и автор вступ. ст. С. К. Полякова. – Петрозаводск : Карелия, 1984. – 119с.

Отдельные тома многотомного издания

Боспорские исследования [Текст] / Крымское отд-ние Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины [и др.]; ред.-сост. В. Н. Зинько. – Симферополь : Керчь, 2004. – Вып. 6. Храпунов, И. Н. Этническая история Крыма в раннем железном веке / И. Н. Храпунов. – 239 с.

Сериальное издание

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки» [Текст] / Таврический нац. ун-т им. В. И. Вернадского. – Симферополь : Информ.-изд. отдел ТНУ, 2008. – Т. 21 (60), №1. – 397 с.

Картографическое издание

Мир. Политическая карта мира [Карты] : полит, устройство на 1 янв. 2001 г. / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2001 г.; гл. ред. Н. Н. Полункина ; ред. О. И. Иванцова, Н. Р. Монахова ; рук. проекта М. Ю. Орлов. – 1 : 25 000 000 ; поликон. пр-ция ЦНИИГАИК. – М. : Картография, 2001. – 1 к. (2л.): цв.; 98x71 см.

Составная часть документа

Гиляревский, Р. С.Знаковые средства создания отраслевой и межотрас­левой библиографической информации [Текст] / Р. С. Гиляревский, Г. Я. Узилевский // Совершенствование отраслевой библиографии в условиях ускорения научно-технического прогресса : межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. ин-т культуры. – М., 1989. – С. 28-42.

Калинников, Л. А. Духовная культура и проблемы ее детерминации [Текст] / Л. А. Калинников // Социальная детерминация познания : тез. докл. науч. конф., 19-20 окт. 1985 г. – Тарту, 1985. – С. 237-240.

Капчинский, Л. М. Телевизионные антенны [Текст] / Л. М. Капчинский. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Энергия, 1979. – 128 с. : ил. – (Массовая радиобиблиотека ; вып. 992). – Из содерж.: Гл. 9 : Системы коллективного приема телевидения. – С. 109-112.

Андрушак, Г. Система оценивания преподавателей студентами [Текст] : управленческие инновации в российских вузах / Г. Андрущак // Вопросы экономики. – 2008. – № 6. – С. 108-116.

Балацкий, Е. Роль государственного сектора в построении «новой экономики» [Текст] / Е. Балацкий, В. Конышев // Общество и экономика. – 2004. – № 2. – С. 86-99.

Дубровин, Б. Свое место в жизни [Текст] / Б. Дубровин // Москва. — 1988 . – № 10. – С. 202. – Рец. на повесть: Баруздин, С. Пора листопада / С. Баруздин // Октябрь. – 1982. – № 5. – С. 7-51.

4.3 Технические требования к оформлению работы

Текст выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги, формата А4, шрифт – Times New Roman 14-го размера, межстрочный интервал – 1,5.

Номер страницы проставляют в правом верхнем углу листа, страницы текстового материала следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Титульный лист текстового документа включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Расстояние от края бумаги до границ текста следует оставлять: в начале строк – 30 мм; в конце строк – 10 мм; от верхней или нижней строки текста до верхнего или нижнего края бумаги – 20 мм.

Размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему тексту и равным 12,5 мм.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Нумерация пунктов должна состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой. В конце точка не ставится.

Каждый раздел начинается с новой страницы с абзацного отступа. Заголовок раздела печатается жирным шрифтом прописными буквами. Заголовок подразделов и пунктов следует печатать жирным шрифтом с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки структурных элементов отделяют от текста интервалом в одну строку. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 1 интервал. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 1 интервал. (Приложение А).

Графическая часть (чертежи, схемы и т. п.) выполняется с соблюдением соответствующих стандартов.

На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1). Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью (например, Рисунок 2 – Структура фирмы). Точка в конце названия не ставится.

Образец оформления рисунка

Условные обозначения

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) - student2.ru

Рисунок 1.8 – Состав работников туристской фирмы «Агат»

(составлен по данным [20])

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела – в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 – Доходы фирмы). Точка в конце названия не ставится.

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).

Образец оформления таблицы

Таблица 4.1 – Перечень дополнительных услуг, предоставляемых отелями

Севастополя в летнем сезоне 2014 г. [3]

Вид услуг Трансфер Стоянка Услуги прачечной Конференц-зал Сауна
Название отеля
«Морской» + +
«Олимп» + + + + +
«Ярд» + + + +

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».

Если нужны пояснения к символам и коэффициентам, то они приводятся сразу под формулой в той же последовательности, в которой они идут в формуле.

Все формулы нумеруются. Обычно нумерация сквозная. Номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

А = а:b (1)

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой, например: (1.4).

Формулы в приложениях имеют отдельную нумерацию в пределах каждого приложения с добавлением впереди обозначения приложения, например: (В.2).

Если в тексте есть необходимость использовать перечисления, то перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ).

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

а) ___________

б) ___________

1) ___________

2) ___________

в) ___________

Приложения. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ В). Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ

7.1 Направления подготовки 38.03.04 Государственное муниципальное управление и 38.03.02 Менеджмент

Учебным планом для направления подготовки Государственное муниципальное управление предусмотрены две курсовые работы.

Первая КР должна быть объемом не меньше 35 страниц, и иметь не меньше 20 источников литературы

Вторая КР включает в себя расчетно – графическую часть (таблицы, диаграммы, графики). Состоит из 3-х разделов (теоритический анализ, расчетно-аналитическая часть, предложения и рекомендации для решения научной проблемы) Объем источников составляет 20 – 25. Объем курсовой работы 35 – 40 страниц.

Учебным планом для направления подготовки Менеджмент предусмотрено три курсовых работы

Первая КР должна быть объемом не меньше 35 страниц, и иметь не меньше 20 источников литературы

Вторая и третья курсовые работы включают в себя расчетно – графическую часть (таблицы, диаграммы, графики). Каждая из КР состоит из 3-х разделов (теоритический анализ, расчетно-аналитическая часть, предложения и рекомендации для решения научной проблемы) Объем источников составляет 20 – 25. Объем курсовой работы 35 – 40 страниц.

7.2 Направление подготовки 37.03.01 Психология

По направлению подготовки 37.03.01 Психология предусмотрена одна курсовая работа, за весь период обучения. Поэтому объем курсовой работы должен быть не менее 40 страниц основного текста. Основной текст – это количество страниц работы без первых двух страниц и без приложений.

Курсовая работа по психологии может быть реферативной или исследовательской.

В первом случае работа имеет теоретический характер и пишется на основе анализа и обобщения литературных источников: монографий, статей, методических рекомендаций и т.п. Обучающийся должен взять из литературы основной материал, который касается изучаемой проблемы, дать оценку изученным работам, высказать свою точку зрения, связно, грамотно и логично обосновать выбранную тему, сделать научные или методические выводы.

Во втором случае, когда работа имеет исследовательский характер, обучающийся обрабатывает как научно-методическую литературу, так и свои наблюдения и факты, результаты эксперимента, если он проводился. Курсовая работа такого типа должна иметь теоретическую часть 30-40% общего объёма, анализ и обобщение научных данных и выводы. Теоретические положения научной работы следует подтверждать фактами и примерами [5, с.8].

Тема курсовой работы может быть продолжена в выпускной квалификационной работе. Обучающимся заочной формы обучения рекомендуется выбирать тему, связанную со сферой их деятельности.

Структура введения(объем введения от 3 до 5 страниц).

Актуальность. Почему необходимо исследование этой проблемы? Для доказательства можно использовать данные современных статистических и психологических исследований.

Уровень изученности данной проблемы в психологии. Перечислить исследователей, которые занимались проблемой, что именно изучали, в том числе работы современных ученых.

Проблема (противоречие, недостаточно исследований в данной области).

Формулировка темы своей курсовой работы (Таким образом, тема нашей работы «Профессиональное самоопределение старшеклассников»).

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее пробле

Наши рекомендации