Справочный материал для учителя.
Пирог – печёное изделие из раскатанного теста с начинкой. Сладкий п. П. с мясом, с грибами, с капустой. Поживиться от общего пирога (перен.: урвать для себя; неодобр.). Пригласить на пироги (чтобы угостить пирогами).
Вот такие (какие) пироги (прост. шутл.) – вот как обстоят дела, вот что получилось (обычно о чём-нибудь сложном, неприятном).
Работа по учебнику (с. 21).
Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения находить начало урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради, умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями.
– Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте пословицы.
– Какая из них относится к письменной речи? («Что написано пером, не вырубишь топором».)
– Как вы догадались?
– Какая пословица относится к устной речи? («Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».)
– О какой особенности устной речи эта пословица? (Это живая речь, произносимая, звучащая.)
– Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда его участники отдалены друг от друга во времени и в пространстве. Такое общение возможно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает ее доступной для восприятия слушающего, что предполагает прочтение им текста.)
– Попробуйте определить, какая речь – устная или письменная – самая главная? (Предположения учащихся.)
– Сегодня мы не будем однозначно отвечать на этот вопрос, так как на следующем уроке нам предстоит раскрыть секреты как письменной, так и устной речи.
V. Итог урока.
– Что же такое речь? (Речь – это то, что мы слышим или произносим сами, что мы пишем или читаем, чем пользуемся в общении друг с другом.)
В народе говорят:
Сначала подумай, потом говори!
Красна речь слушанием.
Бог дал два уха, а один язык.
– Объясните смысл этих пословиц.
– Рассмотрите иллюстрации. (На доске картинки с изображением технических средств: телевизор, компьютер, телефон, микрофон.)
– Какую речь может передавать каждое из этих технических средств? (Ответы учащихся.)
Урок 9
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
Цель деятельности педагога:создать условия для формированияпредставления об интонации, умения различать предложения по цели высказывания, правильно интонировать предложения в соответствии с целью высказывания.
Планируемые результаты образования: предметные:познакомятся со знаками препинания в конце предложения для обозначения цели высказывания; научатся определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии); метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя;познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию; личностные УУД:имеют представление о понятии «хороший ученик» и соотносят его с собственными мотивами учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: карточки; альбом, изготовленный из листов ватмана, на страницах написаны названия разделов устного журнала, изречения о языке, пословицы.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Сегодня наш урок русского языка мы проведем в форме устного журнала, который называется «Секреты устной и письменной речи».
II. Чистописание.
Упражнение в парах.
Мы сплели большие пальцы,
А теперь начнем тянуть,
Чтоб победы нам добиться,
Надо сделать что-нибудь.
Указательные пальцы
Мы сплетем сейчас ловчей.
Будем мы соревноваться
И узнаем, кто сильней?
Пальцы средние сплетем
И к себе тянуть начнем.
Каждый хочет сильным быть,
Чтобы честно победить.
Безымянные борцы –
Настоящие бойцы!
Нам теперь решить придется:
Лучше может кто бороться?
Наши пальчики сцепились,
И в борьбу они вступили –
Как хотят мизинцы тоже
На братишек быть похожи!
Учащиеся сгибают поочередно пальчики правой руки и начинают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки.
На доске: в б // в б; бв вб.