Что такое «рецензируемый научный журнал?
Лабораторная работа №2
Составление литературного обзора по тематике исследования
Цель работы: Обрести навыки составления литературного обзора по теме выпускной квалификационной работы при помощи ресурсов электронной библиотеки elibrary.ru.
Краткая теория
Вторичные документы и издания представляют собой конечные результаты аналитико-синтетической переработки первичных научных документов. К ним относятся библиографические пособия, реферативные журналы, обзоры, сигнальная информация, каталоги и картотеки, вспомогательные указатели и справочная литература.
Библиографический обзор представляет собой характеристику литературы вопроса (темы) в виде связного текста, чаще всего с отнесением внешних сведений об отдельных произведениях печати в подстрочные примечания или приложенный перечень.
Обзор может содержать сведения о книгах, отдельных их разделах и частях, о журналах в целом и об отдельных публикациях, о других видах документов. Вопрос о количестве включаемых в обзор документов решается в зависимости от широты темы, читательского и целевого назначения, от полноты раскрытия темы в отдельных произведениях печати. Если обзор рекомендательный, то количество произведений обычно ограничивается до десяти.
Оценка печатных материалов, включаемых в обзор, носит ориентировочный характер, поскольку глубокий анализ достоинств произведений может дать лишь специалист в данной области знания. Однако составитель должен сознавать ответственность за качество рекомендуемой литературы: малозначительные, не представляющие информационной ценности документы не следует включать в обзор. Именно отбор первостепенно определяет качество обзора.
Группировка документов в обзоре может быть различной. Обычно документы группируются по принципу «от общего к частному», что позволяет конкретизировать содержание документов, заострить внимание на каких-либо аспектах темы, являющихся, по мнению составителя, наиболее интересными и важными. В ряде случаев рассказ о документах строится по принципу «от простого к сложному», что требует от составителя тщательного продумывания характеристик каждого документа, зато облегчает читателям восприятие информации.
Написание обзора - творческий процесс, и если он не может быть полностью формализован, то по крайней мере “уложен” в определенный набор правил и рекомендаций, ориентированных на подготовку различных видов обзоров.
Результативность написания обзора зависит от трех факторов - качества и объема собранного материала, аналитических способностей составителя и его литературного опыта. При написании обзора составитель все время должен помнить о функциональном назначении обзора - библиографического ли, реферативного, или аналитического: обзор как средство ориентации читателя в документальном или информационном потоке. Это отличает его от монографии, учебника, справочника, руководства. В соответствии с этим характер и уровень свертывания материала в обзоре должны соответствовать именно ориентации, а не служить учебным целям или, допустим, стать руководством при решении какой-либо практической задачи. Этот уровень свертывания должен обеспечить читателю панорамное видение какой-либо проблемы; любой обзор должен “подвести черту” под определенным этапом развития научного направления и формулировать основные тенденции его дальнейшего развития.
По своему характеру, форме библиографические обзоры могут значительно различаться - от некоторого подобия систематизированного тематического библиографического указателя с отдельными лексическими связками для придания ему текстовой формы до связного развернутого рассказа о произведениях печати, по отдельным темам обзора с обязательными, обычно в скобках, библиографическими данными упоминаемых в рассказе произведений. Между такими крайними формами может быть большое разнообразие промежуточных форм.
Подобные крайние варианты могут носить и реферативные обзоры - от подробного, “плавного” описания состояния какой-либо проблемы до развернутой сопоставительной таблицы параметров или свойств обозреваемых предметов с сопроводительной пояснительной запиской к такой таблице.
Различают три основных способа изложения обзорного материала: индуктивный, дедуктивный и инструктивно-методический. Первый способ - от конкретных фактов и точек зрения к их обобщениям (или от частного к общему) - способствует развитию у читателя синтезирующего восприятия материала; в случае дедуктивного способа изложения автор обзора формирует вначале общие положения, правила, закономерности, а затем на фактическом материале, примерах раскрывает и конкретизирует изложенный материал. Иногда эти способы в одном и том же обзоре могут сочетаться. В случае инструктивно-методического способа материал излагается в последовательности описания объектов или способов их изготовления, конструирования и пр. Применение того или иного способа изложения зависит во многом от характера обозреваемой информации, отрасли знания, читательского назначения обзора. Важной особенностью материалов обзорного характера является наличие в них элементов сопоставления точек зрения различных авторов по обозреваемым вопросам. В реферативном обзоре следует по возможности привести все точки зрения по обсуждаемому вопросу с максимальной объективностью их изложения. В аналитическом обзоре, помимо указанных условий, очень желательным является авторское отношение к взглядам, рассматриваемым в обзоре. При этом необходимо по возможности выявлять достоинства и недостатки в работах обозреваемых авторов, противоречия в их суждениях, алогизмы и тем самым подводить читателя к возможности самостоятельно делать вывод о степени достоверности, новизны и полезности излагаемых в обзоре данных.
Каждый квалифицированно составленный обзор наряду с основной частью, о которой речь шла выше, должен включать также введение (причина появления обзора, читательское назначение, хронологический охват литературы), заключение (выводы) и справочный аппарат, состоящий обычно из библиографического списка источников, предметного и именного указателей, а также оглавления и аннотации. Специфика содержания обзора может потребовать включения в справочный аппарат и иных указателей (к примеру, географический, химических формул, глоссарий и т. д.).
Задание и порядок выполнение работы
1. Воспользовавшись результатами лабораторной работы №1 ознакомится с полнотекстовыми вариантами 25 научных публикаций по теме выпускной квалификационной работы
2. Осуществить литературный обзор изученных научных публикаций с указанием ключевых элементов статей, касающихся области исследования.
3. Оформить отчет по работе, включающий в себя не менее 10 страниц аналитического текста, посвященного обзору выбранных научных статей.
Контрольные вопросы к защите отчета
1. Какой способ изложения обзорного материала применялся при написании отчета?
2. Каким образом осуществлялась группировка документов в обзоре?
3. Что относится ко вторичным документам и изданиям?