Упражнения для сенсорного развития детей
От двух до трех лет
«Угадай на вкус»Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов. Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус и как называется то, что он ест.
«Растопи лед»Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе. Предложите малышу растопить лед и прокомментировать, как это происходит.
«Кто летает?»Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. Ракета? Голубь? Стол?» и т.д. Дайте малышу время подумать. Аналогично проводятся игры: «Что идет» и т. д.
«Найди такой же»Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов. Диаметр маленького круга-3см, большого-4,5см. Смешайте круги, покажите ребенку со словами: «Это круги разные». Покажите сначала большие, затем – маленькие по одному (это круги большие, а это маленькие). Большие круги складывайте на широкую полоску бумаги, а маленькие – на узкую полоску бумаги. Свои действия комментируйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда - маленький круг. Далее ребенок самостоятельно раскладывает круги. Варианты: используется в качестве формы квадрат, треугольник и т. д.; используются одновременно несколько фигур: круг и квадрат.
«Где круг, а где квадрат»Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные. Начните группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы. Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д.
«Что куда»Приготовьте 5 вкладышей круглой и квадратной формы и решетку с соответствующими отверстиями (можно использовать готовое пособие, можно изготовить самостоятельно из картона или фанеры). Объясните малышу, что вкладыши разной формы – круглые и квадратные, а в решетке сделаны разные окна, которые нужно закрыть кругами и квадратами. Покажите, как это делается и попросите ребенка продолжить. Варианты: используются разные геометрические формы.
Если малыш затрудняется, предложите ему опускать в большие и маленькие баночки большие и маленькие шарики – тогда ребенок сможет ощутить соразмерность вкладыша и окна. Можно использовать и другие аналогичные предметы, например класть шарики в контейнер для яиц. Продемонстрируйте ребенку, что шарики входят в гнезда, а кубики – нет. Пусть он сам попробует произвести действия с шариками. Если ребенок справляется с такой работой, попробуйте более сложные вкладыши – елочки, листочки, грибочки и т.д.
«Подбери фигуру»Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а так же несколько фигур.
Вначале предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его выполнить задание. Постепенно увеличивается количество фигур.
«Подбери картинку»Предыдущая игра выполняется наоборот: подбирается изображение к фигуре.
«Большой и маленький»Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, пуговицы, игрушки, … Попросите малыша из каждой пары выбрать большой. Можно попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.
Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.
«Прятки»Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).
«Подбери образцы»Приготовьте два мешочка, и в каждый положите образцы ткани различной фактуры. Предложите ребенку, не глядя, достать образец из одного мешочка и затем искать такой же на ощупь в другом мешочке.
Сперва образцов должно быть 2-3. Если малыш справляется с заданием, количество можно увеличить до 6-7. Обсудите с ребенком, какие это образцы на ощупь: гладкие, пушистые, шершавые и т. д.
«Найди предмет такого же цвета»Приготовьте разноцветные палочки (пуговицы): красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, черные, белые. Перемешайте 5 желтых и 5 черных палочек и попросите малыша положить палочки одного цвета в одну сторону, а другого – в другую. Сперва сделайте это сами, спрашивая ребенка, куда класть предмет: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда положить такую же палочку?» Затем положите желтую палочку вплотную к черной и объясните, что они разные. После этого палочки раскладывает ребенок. Полочки выкладываются на белом фоне.
«Спрячь листок»Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните, что бумага двух цветов. Дайте ребенку 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие – зеленые). Положите желтый листик на желтую половину бумаги, объясните, что листик спрятался, его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка спрятать листики.
«Собери головоломку»Приготовьте разрезанную на две (три) части предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.
«Собери матрешку»Сначала возьмите 2 матрешки и соберите их вместе с ребенком, обращая внимание малыша на размер игрушки. Затем добавьте еще две фигурки. Можно помогать малышу советом: «Возьми самую маленькую» и т.д. Если ребенок хорошо справляется с заданием, добавьте еще 1 матрешку.
«Собери пирамиду»Приготовьте 2 кольца разного размера и наденьте сами каждое кольцо на стержень, сопровождая свои действия словами. Затем снимите кольца и предложите малышу повторить то, что вы делали. Когда порядок установки двух колец будет усвоен, добавьте дополнительные кольца. Если ребенок затрудняется, предложите ему разложить кольца на столе и сравнить их размеры.
Собирая матрешку, ребенок соотносит части игрушки по форме, величине, детали одежды – по цвету. Играя с кубами-вкладышами, учитывает форму и величину предметов.
«Заклей дырки»Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на белый лист бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурками, которые из нее вырезаны.
Используя разнообразные детали строительного материала, обучаем малыша конструированию.
«Построй поезд» Из 10-12 кубиков строим поезд, проговариваем свои действия. Просим ребенка самостоятельно «цеплять» вагончики.
«Построй заборчик» Из 10-12 кубиков 2-х цветов строим «забор», располагая кубики поочередно вплотную друг к другу.
Построй башенку»Приготовьте 10-12 кубиков. Объясните ребенку, как укладывать кубик на кубик, и покажите ему. Постройте с ребенком различные башенки, сравните их высоту, цвет.
«Чего не хватает»Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: мишку, зайца, петуха, …, попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, затем уберите игрушку. Спросите: «Чего не хватает?». Усложняем, вводя по одной игрушке и спрашиваем: «Что добавилось».
«Сделай, как было»Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машинка, кубик, …). Предложите посмотреть, где что лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
«Угадай, что я делаю»Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять. Показывайте без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия (если речь отсутствует, проговаривайте после показа сами название действия).