Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалида мнаибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда

Приложение к постановлению Министерства труда Российской Федерации № 150 от 08.09.93 г.

Автоматчик игольно-платинных изделий

Автоматчик картонажного производства

Агент

Архивариус

Аудиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизион­ной аппаратуры

Банщик

Библиотекарь

Бухгалтер

Весовщик

Весовщик-счетчик

Видеотекарь

Вышивалыцик(ца)

Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров

Гравер

Градуировщик

Декоратор витрин

Делопроизводитель

Диспетчер

Доводчик-притирщик

Дозиметрист

Живописец

Закройщик

Изготовитель

Измеритель

Инспектор

Киномеханик

Ковровщица

Комплектовщик

Кондитер

Контролер

Концертмейстер

Кружевница

Культорганизатор

Лаборант

Лектор (экскурсовод)

Литейщик пластмасс

Лифтер

Маникюрша

Медицинская сестра по массажу

Медицинский регистратор

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Наборщик на наборно-печатающих машинах

Налоговый инспектор

Намотчик

Обдирщик алмазов

Обработчик

Обувщик

Огранщик алмазов в бриллианты

Озеленитель

Оператор акустических испытаний

Оператор диспетчерской службы

Оператор заправочных станций

Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов

Оператор теплового пункта

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных ма­шин

Операционист банка

Организатор путешествий

Переводчик рисунков

Переплетчик (документов)

Печатник циферблатов

Повар

Портной

Портье

Прессовщик изделий из пластмасс

Приемщик заказов

Программист

Распилыцик алмазов

Распределитель работ

Резчик

Ремонтировщик респираторов и противогазов

Ретушер

Руководитель кружка (коллектива, секции)

Садовник

Сборщик

Секретарь-машинистка

Сестра-хозяйка

Склейщик-окрасчик очковых оправ из пластмасс

Слесарь механосборочных работ

Слесарь-сборщик

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автома­тике

Смотритель музейный

Сортировщик

Станочник жестяно-баночного оборудования

Статистик Столяр

Сторож (вахтер)

Суфлер

Счетовод

Топограф

Упаковщик изделий

Учитель

Факсировщик

Фасовщица

Фильмотекарь

Фонотекарь

Фотограф

Фототекарь

Хранитель фондов

Художник

Цветовод

Часовщик

Чертежник

Чертежник-конструктор

Швея

Штамповщик

Экспедитор

Электромонтажник

Ювелир

Юрист

Примечание. При обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации ВТЭК.

Противопоказания для детей с ДЦП: Тяжелый физический труд. Работа в ночные смены. Длительное пребывание на ногах (ходьба, подъ­емы на этажи, работа у станка). Воздейст­вие вредных физиче­ских и химических факторов.

Приложение 2

Перечень образовательных учреждений среднего профессионального образования для инвалидов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации

№ п/п Учебные заведения Специальность Уровень образо­вания Форма обучения Срок обу­чения Примечание
Ивановский радиотехнический техни­кум-интернат Тел.7-01-18, 153345, г. Иваново, ул. Музыкальная, д. 4 Техническое обслужива­ние и ре­монт радиоэлектронной техники Основное1 общее Очная 3 г. 10 мес  
Среднее2 (полное) общее Очная 2 г. 10 мес
2 Калачевский техникум-интернат бухгалтеров Тел.23-84, 404520, Волго- градская обл., г. Калач н/Д, ул. 65-й Армии, 2 Экономика, бухгалтерский учет и контроль Основное общее Очная 2 г. 10 мес    
Среднее (полное) общее Очная 1 г. 10 мес  
Калужский сельскохозяй- ственный тех- никум-интернат. Тел. 71- 134,249102, Калужскаяобл , Дзержинский район, село Льва Толстого Агрономия Среднее (полное) общее Очная 2 г. 10 мес  
Кинешемский технологический техникум- интернат. Тел. 5-33-12, 155400, Ивановскаяобл, г. Кинешма, 1 , ул. Юрьевецкая, 46 Производство изделий из кожи Основное общее Очная 3 г. 7 мес  
Среднее (полное) общее Очная 2 г. 7 мес  
Кунгурский техникум-интернат бухгалтеров. Тел. 3-50-87,617401, Пермскаяобл. г. Кунгур п/о Садоягодное Экономика, бухгалтерский учет и контроль Основное общее Очная 2 г. 10 мес  
Среднее (полное) общее Очная 1 г. 10 мес
Курское музы- кальное училище-интернат для слепых. Тел. 2-40-84, 305004, г. Курск, ул. Карла Маркса, 23 Народное исполнительство, хоровое дирижирование, подготовитель-ное отделение Основное общее Очная 3 г. 10 мес Принимаются инвалиды по зрению, имеющие начальную музыкальную подготовку
Михайловский техникум- интернат бухгалтеров. Тел. 2-15-62,391710, Экономика, бухгалтерский учет и контроль менеджмент программное Основное общее Очная 2г. 10 мес  
Среднее (полное) общее Очная 1 г. 10 мес
Основное общее Очная 3 г. 10 мес
    Рязанская обл., г. Михайлов обеспечение вычисли- тельной техники и автома- тизированных систем        
Среднее (полное) общее Очная 2г. 10мес
Новочеркасский технологический техникум-интернат. Тел. 2-31- 17, 346430, г. Новочеркасск, просп. Подтелкова, 116 Швейное производство, производство изделий из кожи Основное общее Очная 3 г. 7 мес  
Среднее (полное) общее Очная 2 г. 7 мес
Оренбургский техникум-интернат. Тел. 3-13-58,460021, г. Оренбург, просп. Гагарина, 9 Экономика, бухгалтерский учет и контроль Основное общее Очная 2 г. 8 мес  
Среднее (полное) общее Очная 1 г. 8 мес
Московский политехникум Тел.267-75-41, 107082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, 20 Делопро- изводство и архиво- ведение Экономика, бухгалтерский учет и контроль Основное общее Очная 2г. 10 мес Принимаются инвалиды, проживающие в г. Москве
Среднее (полное) общее Очная 1 г. 10 мес
Среднее (полное) общее Очная 1 г. 10 мес
Межрегиональ- ный центр реа- билитации лиц с проблемами слуха Тел.470-64-13, 188623, г. Санкт-Пе- тербург, Павловск, ул.Коммунаров, Дизайн Право и ор- ганизация социального обеспечения Организация социально-ре- абилитацион- ной работы с глухими Социально- культурная деятельность и народные промыслы Художественное оформление На базе специальной обще- образовательной школы- интерната для глухих детей Основное общее Среднее (полное) общее Среднее (полное) общее Среднее (полное) общее Среднее (полное) общее Очная 2г. 10 мес Принимаются инвалиды по слуху
Очная 4г.
Заочная 2 г. 8 мес
Заочная 2 г. 8 мес
Очная 3 г. 10 мес
Заочная 3 г. 8 мес
Сиверский тех- никум-интернат. Тел. 92- 041,188230, Ленинградская обл., Гатчинский район, пос. Сиверский, Республиканский пр., 72 Экономика, бухгалтерский учет и контроль Основное общее Очная 2г. 10 мес  
Среднее (полное) общее Очная 1 г. 10 мес  
Новокузнецкое среднее про- фессионально- техническое училище- интернат. Тел. 37-96-14, 654000, Кеме- ровская обл., г. Новокузнецк, ул. Малая, 9 Менеджмент Радиомеха- ник по обслу- живанию и ремонту ра- диотелеви- зионной ап- паратуры Изготови- тель художе- ственных из- делий из де- рева Среднее (полное) общее Очная 3 г.  
Среднее (полное) общее Очная 3 г.  
Основное общее с по- лучением среднего (полного) общего Очная 3 г.  

1 Основное общее (на базе 9 классов общеобразовательной школы)

2 Среднее (полное) общее (на базе 11 классов общеобразовательной школы).

Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалида мнаибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда - student2.ru Тема 10. «Позиция «Я и общество»

Теоретическая часть

Социально-психологическая адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

Существуют 4 этапа социально-психологической адаптации:

1. Уравновешивание - минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы.

2.Псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3.Приноровление - признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками.

4. Уподобление - трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

Следует учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации таких детей к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников.

Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;

- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;

- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного процесса.

Адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:

1. Характером инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические и общие заболевания).

2. Психофизиологическими особенностями (тип ВНД, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти и др.).

3. Недостатком физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность, страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.

4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно еспомощную).

5. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (средства передвижения, , специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.

6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.

7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей с ограниченнымии возможностями здоровья и интеграцию их в общество.

8. Нахождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.

Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Социальная недостаточность представляет собой ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.

Составляя особую социальную группу, дети с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, двигательного развития, а также соматических заболеваний.

Особенности социализации проявляются у детей с ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях. При этом нарушение на исходном – физиологическом уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.

Таким образом, необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Традиционно выделяют следующие стадии социализации:

1.Первичная социализация, или стадия адаптации (от рож­дения до подросткового периода). Ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведе­ния). Данная стадия по-разному протекает у подростков и юношей. В подростковом возрасте стадия индивидуализации в ходе самоопреде­ления «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не сформировались и явля­ются неустойчивыми.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства, которыми обладает личность, принимаются обществом или группой, в ко­торую он включается. Если же особенности конкретной личности не находят признания, то возможны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимо­действий с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4.Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости человека, его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на других людей, окружающую действительность через свою деятельность.

Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль в этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для ребенка людям.

Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью. Больной ребенок требует несравни­мо больше, чем здоровый, материальных, духовных и физиче­ских затрат. Люди из семей этой категории становятся малообщительными, избирательными в общении. Они сужают кругсвоих знакомых и ограничивают общение с родственниками.Это связано с состоянием ребенка, а также с личностными установками родителей.

Психологические исследования показали, что у детей-инвалидов обычная психика развивается по тем же психологическим законам, что и у детей, которых мы называем нормальными. У инвалидов те же духовные потребности, но их жизненная ситуация совершенно иная.

1. В каждом обществе и в каждую эпоху существуют свои каноны красоты физического и духовного. Сейчас эти каноны строги, как никогда. По сравнению с такими нормами инвалид сегодня особенно проигрывает и это усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности.
Чувство неполноценности у ребенка возникает в зависимости от восприятия этих норм воспитателями: «Какую ценность представляет здоровое и физическое совершенство для детей семьи в рамках детского общества?».
Это зависит от социально-экономического положения семьи, обусловленного уровнем образованности отдельных ее членов, их доходами, общественным престижем, от состава семьи, количества детей в семье, от того, каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть ли бабушки и дедушки, каковы их качества и возможности; эмоциональной значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего от него ожидали, какие надежды возлагали, и т. д.
2. Важен возраст ребенка, точнее, уровень его развития в период, когда произошло несчастье, или когда родители заметили дефект. Каждый вид инвалидности, отставание в развитии имеют особые последствия. Дефективный с рождения ребенок со временем «искривляется», а приобретенный позже дефект «ломает» его. Ранний дефект создает угрозу, прежде всего, интеллектуальному развитию, а более поздний – осложняет духовное и социальное становление. С 3-х лет детский коллектив становится важнейшим фактором социализации ребенка. Если ребенок, вследствие своего дефекта, не может не может войти по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе, тревоги, чувство неполноценности. Нависает угроза здоровому развитию личности, сознанию собственного «Я», своей общественной значимости. Кроме того, в средней школьном возрасте, примерно с 8 до 11-12 лет, формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот период ребенок лишен контактов с другими детьми, такая принадлежность может быть им до конца не осознана.Если ребенок родился калекой, семья с самого начала должна примириться с этим фактом, научиться жить с таким ребенком, и она скорее врастает в свою роль.
Степень приспособления к новым условиям тоже индивидуальна у каждой семьи. Она равна адаптационным способностям самого слабого, уязвимого члена семьи (Если у матери, к примеру, большие адаптационные возможности, а у отца – маленькие, то семья как целое выдержит столько невзгод, сколько выдержит отец. Если трудности станут для него непосильными, в семье появится тенденция к распаду, который может вскоре наступить.)
3. Ещё одним фактором, обусловливающим положение ребёнка-инвалида в семье и обществе, является его индивидуальность. Имеются в виду основные характеристики личности: темперамент, или особенности нервной системы: раздражительность, ранимость, сопротивляемость, и т. д.

Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается ребенок и его семья с инвалидностью. Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их контактах с ребенком. Запоздалое развитие не бывает правильно понято окружением, по-своему растолковывающим отдельные проявления, включающим их в неправильные взаимосвязи и потому переутомляющим детей раздражителями, которые не приносят пользы, лишь вызывают в детях с отклонениями развития оборонительный механизм. Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие изменения нет, вызывает настоящее потрясение. Рушится заветный идеал, готовый образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе.
Для нормального духовного развития ребенка надо удовлетворять его основные психические потребности. Эти и потребность в соответствующей по количеству и качеству стимуляции, потребность в осмысленном порядке стимуляции, чтобы ребенок мог учиться и приобретать жизненный опыт, потребность в опоре, поддержке, потребность осознать собственное «Я» в системе общественных ценностей, и, наконец, потребность перспективы будущего. Эти потребности присущи не только ребенку, они неотъемлемы от человека на протяжении всей его жизни. Взрослые удовлетворяют их в большей степени при воспитании детей.
Главное, чтобы родители детей с дефектами понимали свое положение и воспринимали его нормально. Важно понимание родителей здоровых детей и общества в целом.

Практическая часть

Памятка для родителей

Если мама и папа хотят воспитать своего ребенка полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:

1. У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.

2. Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.

Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

Советы родителям

1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените их неповторимость и индивидуальность.

2.Проблемы и конфликты решайте в атмосфере сотрудничества; очень важно побуждать ребят оказать помощь друг другу, радоваться успеху других.

3. Соблюдайте единство требований. Несогласие взрослых создает для младших сложную ситуацию: кого слушать? Младшие вынуждены приспосабливаться, скрывать свои негативные чувства к старшим.

4. Чаще создавайте дома ситуацию разговора «по душам», чтобы дети могли спокойно рассказать о своих проблемах.

5. Не вините детей за создавшуюся сложную экономическую ситуацию в семье. Не применяйте физические наказания, когда они испортили куртку, порвали брюки и т. д. Ребенок будет бережнее относится к вещам, если Вы ему вежливо и спокойно объясните, каких трудов вам стоило их купить.

6. Помните о том, что многие дети не выносят сравнения себя с другими (братьями и сестрами), но безболезненно воспринимают сравнение с самим собой.

7. Реализовывайте важнейшие средства воспитания - труд, режим, игры. Поощряйте проявления в характере детей таких качеств, как ответственность, самостоятельность. Не делать за него то, что он обязан делать сам. Приучать ежедневно планировать свою деятельность, отработав умение планировать каждый день, приступать к следующему шагу: планирование дел на неделю и т.д.
8. Идти к здоровью не рядом с детьми, а вместе с ними, стать здоровыми дети могут только в здоровой семье.

Каждому родителю необходимо помнить:

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА КОМПЕТЕНТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

1. Диагноз, который поставили ребенку, не повод для изоляции Вашей семьи от мира.

2. Общение — великое благо для Вас и основное условие успешной адаптации Вашего ребенка.

3. Обучайте ребенка без напряжения (система разумных требований, организация).

4. Используйте любую помощь, ищите помощников.

5. Приобретайте полезные привычки содержать дом в порядке, создавать в нем уют и комфорт. Учитесь планировать свой день и время ребенка.

6. Приобретайте новые нания, они будут полезными для ваших детей и в то же время стимулом вашего развития.

7.Активно формируйте интерес ребенка к доступной ему творческой деятельности (рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, танцам и пр.) и постоянно поддерживайте этот интерес, сделайте творчество частью жизни Вашего ребенка.

8. Секрет успешного преодоления болезни Вашего ребенка заключается в правильной расстановке приоритетов: лечение не имеет приоритет перед обучением и социальным развитием.

9. Будьте терпимы к «необычному поведению» своего ребенка.

10. .Привлекайте к решению проблем и других своих детей.

РАЗДЕЛ 3.

Наши рекомендации