Приемы формирования у детей «Я-позиции»
«Почувствуй ребенка»
Родителям предлагается почувствовать в повседневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и называть их при обращении к ребенку. Например. «Ты огорчен...», «Тебя радует...»
«Что нам должны дети?»
Заметить, сколько раз во время разговора с ребенком было произнесено слово «должен». Почувствовать, как реагирует ребенок на слово «должен», - попробовать заменить это слово другим, отметить реакцию.
«Насколько вы принимаете своего ребенка»
В течение 2-3-х дней подсчитайте, сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радость, приветствие, одобрение, поддержка) и сколько - с отрицательными (упреки, замечания, критика, обвинение и др.) Если количество положительных равно либо больше отрицательных, то с общением все благополучно.
«Радостная встреча»
Представьте, что встречаете лучшего друга. Как вы показываете, что он дорог вам и близок? Теперь представьте, что это ваш ребенок, который приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Теперь это надо проделать на самом деле до всех других слов и вопросов. Хорошо бы продолжить эту встречу в том же духе в течение нескольких минут.
«Я-сообщение»
Попробуйте говорить от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не давая характеристику ребенку и его поведению.
«Ты мне дорог»
Обнимайте вашего ребенка не менее 4-х раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные
Тема 9. «Профессиональное самоопределение»
Теоретическая часть
Проблема с выбором профессии перед детьми с ограниченными возможностями стоит более остро, чем у обычных детей. Отпечаток накладывают ограничения по состоянию здоровья при выборе той или иной профессии.
При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ваш ребенок любишь технику – интерес к ней будет поддерживать в деятельности инженера, специалиста по информационным технологиям, строителя, физика...
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у вашего ребенка СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения пусть дети выбирают ту профессию, где его способности будут максимально реализованы, в этой деятельности он добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с его ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ребенок общителен – ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Кем по профессии могут стать дети-инвалиды, когда они вырастут?... Этот вопрос, наверное, один из самых мучительных для родителей, имеющих детей с ограниченными физическими возможностями. Больно сознавать, что твой ребенок обречен всю жизнь заниматься малоквалифицированным, неинтересны и плохо оплачиваемым трудом. А ничего другого общество, как правило, не предлагает.
Профессиональный потенциал инвалида обусловлен как его психофизиологическим и социально-экономическим статусом, так и возможностью общества предоставить инвалиду условия для получения общего профессионального образования и рабочего места. В оптимальном варианте рабочее место должно соответствовать желаниям человека, его профессиональным способностям и состоянию здоровья, а это возможно только при нормальных социально-экономических отношениях в обществе, когда инвалид сам может выбирать себе рабочее место, а не ждать его как милостыню, находясь на периферии рынка труда и имея гораздо меньшие шансы по сравнению со здоровыми претендентами. Профессиональная ориентация – это выбор такого трудового пути инвалида в общественно необходимой профессии, работа по которой будет протекать при минимальном напряжении основных функциональных систем организма. Эта профессия должна выбираться с учетом особенностей заболевания, его прогноза, склонностей и способностей инвалида. Профориентация проводится по определенной методике группой специалистов. На основе экспертно-диагностического обследования определяется круг объективно показанных и доступных видов профессиональной деятельности: выделяются профессии, которые соответствуют склонностям, способностям, интересам и установкам инвалида; определяется степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов будущей профессиональной деятельности; оцениваются социально-экономические факторы, препятствующие овладению инвалидом показанными видами деятельности; формируются профессиональные или трудовые рекомендации. Профессиональная ориентация инвалида – это научно обоснованный выбор трудового пути и сопровождение его профессиональной карьеры, что включает в себя выбор общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, а также эффективность обучения и дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии. Профориентация инвалида должна проводиться по индивидуальной программе по реабилитации инвалида.
Особенностью выбора профессии для инвалидов является то, что она должна отражать не только потребности работодателей, но и особенности физического состояния для различных категорий инвалидов. Исходя из особенностей адаптации к рынку труда, можно выделить две группы инвалидов, с которыми необходимо вести профориентационную работу: а) инвалиды с детства; б) инвалиды с приобретенной инвалидностью.
При профориентации инвалидов с детства рекомендуется педагогическая направленность реабилитационных мероприятий. Педагогические реабилитационные меры в виде школьного, дошкольного воспитания, профессионального обучения в сочетании с мерами медицинской реабилитации направлены на развитие психических и физических способностей этих детей, облегчение их интеграции в общество. Профессиональная ориентация должна начинаться среди детей-инвалидов как можно раньше и осуществляться в процессе их обучения. Для наиболее успешной работы в данном направлении необходимо, чтобы в процессе принимали участие не только преподаватели, врачи, но и родители. При организации профессиональной подготовки и обеспечении профессионального образования в специальных учреждениях необходимо обращать внимание на то, чтобы они осуществлялись в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе общей образовательной программы, адаптированной для обучения инвалидов. Это необходимо для свободной конкуренции инвалидов как профессионалов на рынке труда. Основные принципы профориентации детей-инвалидов заключаются в ранней и непрерывно продолжающейся трудотерапии в мастерских разного профиля и завершающейся привитием навыков простых видов труда.
В процессе профессиональной подготовки немаловажным фактором является психотерапевтическая и психокоррекционная работа. Следующим немаловажным фактором социальной интеграции инвалидов в сферу труда является профессиональное обучение. Профессиональное обучение, осуществляемое на основе рациональной и всесторонне обоснованной профориентации позволяет инвалидам с детства приобрести знания и практические навыки в конкурентоспособных квалифицированных профессиях. Работу по профессиональной ориентации с данной категорией инвалидов нужно начинать как можно раньше. Руководствуясь "Примерным перечнем рекомендуемых профессий для обучения инвалидов" (см. Приложение ), необходимо проводить профессиональные консультации с целью формирования ориентации инвалидов в соответствии с их физическими возможностями, интересами и потребностями в той или иной специальности на современном этапе. В процессе профконсультации инвалидов с детства доминирующей проблемой является первичный выбор профессии.
В комплекс мер по профориентации инвалидов с приобретенной инвалидностью входит профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор. Все эти меры осуществляются органами социальной защиты, занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов. Переобучение инвалидов, имевших ранее квалифицированные профессии, но утративших возможность работать по своей профессии вследствие травмы или болезни, проводится с целью возвращения инвалида к квалифицированному труду в другой доступной профессии. Благодаря обучению или переобучению инвалидов, может быть достигнута полная или частичная реабилитация с прекращением инвалидности или снижением ее тяжести.
Успешность профессионального обучения инвалидов определяется правильной оценкой их профессиональной пригодности при освидетельствовании МСЭК с учетом психологических, медицинских и социальных факторов. При профессиональном обучении инвалидов большое значение имеет наличие трудовой установки, мотивации, интереса и склонности к избранному виду труда. Социальными факторами, определяющими целесообразность, профиль и способы профессионального обучения инвалидов, являются возраст, пол, предшествующее образование, семейное положение, место жительства, наличие до инвалидности основной профессии и ее характер. Для инвалидов с приобретенной инвалидностью большое значение приобретает обучение квалифицированным профессиям непосредственно на производстве, проводимое, как правило, в порядке переобучения работников. Одним из методов профессиональной реабилитации является рациональное трудоустройство, при котором рекомендуемая работа была бы адекватна возможностям больного человека.
Практическая часть