Если у ребенка преобладают черты сангвинистического темперамента.
· Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки.
· Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки)
· Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством – это по силам такому ребенку.
· Целесообразно, небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий.
· Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности.
· Учить внимательно относится к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у ребенка преобладают черты холерического темперамента.
· С пониманием относиться к проявлению активности ребенка.
· Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров.
· Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.
· Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры ( но не те,где соревнуются ), конструирование, рисование, лепка – все что требует усидчивости.
· Воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться).
· Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего. Считаться с желаниями других, просить, а не требовать.
· Необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у ребенка преобладают черты флегматического темперамента.
· Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка.
· Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий.
· Следует чаще хвалить его за скорые действия.
· Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера.
· Следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег.)
· Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его.
· Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.
· Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Если у ребенка преобладают черты меланхолического темперамента.
· Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в тоже время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.
· Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки.
· Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно.
· Ребенку полезно заниматься спортом
· Необходимо разнообразить жизнь ребенка.
· Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми.
· Важно развивать его общительность.
· Необходимо поддерживать у него положительные качества.
ТЕМА 2: «Уверенное и неуверенное поведение»
Теоретическая часть
Уверенность– это свойство человека, связанное с ощущением внутренней силы, веры в себя, в свою способность двигаться вперед, решать задачи, преодолевать трудности, совершать поступки... и при этом, не боясь совершить ошибки.
Разница между уверенностью и уверенным поведением - это разница между "быть и казаться", и естественность, натуральность уверенного поведения- это натуральность внутреннего, уверенного, сильного Я.
Как выглядит, уверенность, уверенное поведение, уверенный в себе человек?
- взгляд: открытый, прямой, доброжелательный, если надо, твердый...
- поза: свободная, все действия уместны и функциональны; движения спокойны, точны и размеренны...
- речь: темп, интонация, тембр, громкость - все в норме...
Неуверенность в свою очередь... это
- когда в потенциале вы большой, а ощущаете себя маленьким …
- когда голова вместо того, чтобы думать о хорошем, занята переработкой негативных и противоречивых переживаний... ("что делать? что я наделал? что обо мне подумают? а что, если не получится или получится, но не так?")
- когда надо двигаться вперед, а вы тормозите, потому что напрягаетесь, и боитесь... (ответственности, последствий, ошибок...)
- когда надо познакомиться с понравившимся человеком, вы проходите мимо...
- когда надо сказать "нет" - вы говорите "да" (и наоборот...)
- когда надо постоять за близких, за себя - вы разворачиваетесь, и пытаетесь побыстрее уйти...
Из чего складывается внутренняя сила, уверенность в себе?
Именно уверенность в себе, а не уверенное поведение, которое может быть просто поведением, ширмой, когда очень надо быть уверенным.
1. Сила духа, внутренний стержень человека.
Это жизненная сила, стойкость, вера в себя. С ней рождаются и по жизни укрепляют успехом, способностью преодолевать трудности, достигать поставленные цели...
2. Сила ума, разума, сознания…
"Знание - сила" (Френсис Бэкон). "Нет такого знания, которое не обладало бы силой" (Ралф Эмерсон). Человек, который знает «почему? что? и как?» уверен, потому что имеет особое преимущество - он знает...
3. Сила крепкого, здорового тела
А в здоровом теле и дух здоровый...
4. Высокая самооценка
Все, что касается нашего уважительного отношения к себе, мыслей о себе, нашего достойного Я.
5. Социальная самодостаточность…
Это когда ты не просто умный и сильный, но еще и успешный, обеспеченный, при своем деле… - такая самодостаточность придает не только внешнего, социального веса, но и, не мало силы, достоинства, уверенности...
6. Сила особой мотивации достигать, изменять, созидать, преодолевать…