Просто не дадут вам играть в прежние игры?»

«И мне придется отказаться от них?»

«Не совсем так: скорее, вы поймете,

что они перестали быть полезными и ценными,

и они исчезнут».

Игры в этой главе:

«Приятие»

«Чувство собственного достоинства»

«Это просто еда»

«Еда для утоления голода»

«Осознанное питание»

«Ориентация на решение»

«Питание как поток»

• Предположим, есть некие мыслительные фреймы... фреймы, которые вы принимаете как свой образ мышления и восприятия, полностью устраняющие поеж-ние игры.

• Предположим, что эти же самые мыслительные фреймы просто препятствуют старым фрейм-играм, не позволяют активизировать их.

• Предположим, мы могли бы найти или разработать некие высшие ментальные фреймы как оружие против вредных фрейм-игр, в которые мы играли.

Все это заинтересовало бы вас?

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Игры, которые я собрал и рассмотрел в этой главе, имеют именно такую природу. Когда вы «мысленно настраиваетесь» на эти фреймы, образ мышления, чувства, восприятия и действия старых игр теряют смысл. Чем лучше мы играем в новые фрейм-игры, тем хуже - в старые. Мы получаем прививку от старых игр. Новые игры мешают нам даже вспоминать о старых.

Несколько таких фрейм-игр мы уже рассмотрели. В три фрейм-игры из этой серии вы даже успели поиграть в третьей главе, где мы рассмотрели фрейм-игру «Энергетическая зона» и игру в «Да!» и «Нет!». Пока вы играли в них, они просто не давали вам порицать, оправдываться, ныть, демонстрировать беспомощность, безнадежность и т. д.

Затем в четвертой главе была представлена фрейм-игра «Раскрытие способностей» — она помогла вам полностью признать свой личный потенциал, чтобы повысить уровень энергии и побудить вас к активным действиям. Помните? Пока вы играли в эту игру, она вытесняла многие старые бесполезные фрейм-игры.

Насколько хорошо вы освоили игру «Я умею твердо говорить «Нет!»"! Овладев искусством решительно и с достоинством говорить «нет!», мы приобретаем возможность говорить твердое «да!» тому, чего по-настоящему хотим. А это действие просто препятствует многим старым фрейм-играм. Способность говорить «нет!» дает нам возможность устанавливать рамки. Если мы не умеем говорить «нет!», то не умеем говорить и «да!». Учиться говорить «нет!» только ради приобретения навыка бесполезно. Воспринимайте это упражнение как один из уроков развития способностей, с которыми вы идете по жизни.

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

Фрейм-игра «Приятие/Признание»

В игру «Приятие» люди играют не так часто. Приятие того, что есть в жизни, не позволило бы большинству западных культур развиваться так быстро и экстенсивно, как мы. Неприятие болезней, невежества, преступлений, суеверий и т. д. позволило нам раздвинуть границы познания и вступить в совершенно новые сферы. Очевидно, что неприятие и нетерпимость — вполне закономерные и естественные явления.

Впрочем, как и приятие. Возможно, именно ориентация западной культуры на неприятие, на стремление к изменениям, на неудовлетворенность существующими условиями и т. д. вызвала такое множество распространенных сейчас стрессовых заболеваний.

В том, что касается пищи, питания, своего тела, упражнений и т. д., мы также проявляем решительное неприятие и зачастую демонстрируем его в играх «Осуждение». Противоположность осуждению самих себя, наших тел, веса, фигуры и т. д. — игра «Приятие». Мы признаем тот факт, что наши тела небезупречны, несовершенны, имеют изъяны. Кроме того, мы признаем, что из-за избыточного питания набираем вес и полнеем. Мы признаем, что наши тела созданы для деятельности, что нам необходимы физические упражнения. Это не так уж плохо, просто так устроены наши тела.

Как вы играете в эту игру?

Подумайте о чем-нибудь незначительном и простом, что вы принимаете, даже если это вам не нравится. Приятие тем и отличается от признания, что, признавая что-либо, мы широко раскрываем объятия, поскольку искренне радуемся

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

тому, что признаем. Оно нам нравится. Приятие же относится к тому, что может нам и не нравиться, не казаться приятным. Но мы все-таки принимаем его.

Например, я принимаю сам факт, что бывают дожди, несмотря на то что предпочитаю солнечную погоду. Я принимаю то, что в часы пик возникают автомобильные пробки. Они не относятся к моим предпочтениям, у меня нет ни малейшего желания торчать в них. Но тем не менее они существуют. Поэтому вместо того чтобы изводиться по этому поводу, я «принимаю» их. Точно так же я принимаю как факт то, что младенцы пачкают памперсы, наполнитель в кошачьем туалете необходимо менять, пыль в доме — вытирать, машину — заправлять бензином.

Приятие — оказание спокойного дружеского приема неприятным реалиям, и не потому, что нам этого хочется, а потому, что сила человеческой личности и заключается в том, чтобы принимать мир таким, каков он есть. Выберите что-нибудь незначительное и простое, что вы способны принять, не проявляя приязни, и обратите внимание на то, в какое психофизическое состояние вас приведет это упражнение.

Теперь воспользуйтесь этим примером как своим фреймом, чтобы поиграть в совершенно новую игру. Думая, чувствуя, находясь в состоянии опыта простого приятия, всецело ощущая его и не тратя при этом ресурсы, примените это проявление фрейма приятия к питанию, еде, своему весу, физической форме, размерам и т. д., к процессу освоения новой диеты, к новому питанию, новой программе упражнений и т. д.

Начиная играть в игру «Я принимаю себя, свое тело и процессы, связанные со здоровьем, физической формой и стройностью», обратите внимание на то, как вы будете иг-

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

рать в эту игру, где, когда, с кем, почему... особенно почему. Просто примите как данность, что это замечательная игра. Иначе говоря, начните признавать и ценить свою способность играть в эту новую игру.

Поступите с признанием так же, как с приятием. Подумайте о чем-нибудь незначительном и простом, что легко можете признать: например, представьте, что держите на руках новорожденного ребенка, наблюдаете за играми выводка котят, любуетесь изумительным восходом, с удовольствием читаете хорошую книгу, попивая кофе. Выберите то, что вам больше нравится. И опять-таки, просто чувствуйте и думайте так, как в состоянии простого, ясного признания.

Оно отличается от приятия. Теперь вы радостно принимаете выбранный вами пример. Обратите внимание на то, как вы стали дышать, выглядеть, двигаться, держаться и т. д. Воспользуйтесь этими наблюдениями, как своим значимым опытом для фрейма признания, примените его к питанию, еде, к самому себе, к весу, размеру, форме своего тела, к здоровому образу жизни и стремлению стать стройным.

Приятие и признание своих тел помогают нам понять, в каких случаях эти состояния действуют наиболее эффективно. Это позволяет нам начать доверять механизму или опыту «голода», как другу, как ценному сигналу. А потом, пользуясь истинным голодом, как сообщением организма, мы сможем играть в игру «Питание для утоления голода», которая, в свою очередь, поможет отказаться от всех видов психопитания.

В этой новой игре мы научимся задавать себе новые вопросы:

«Лучше ли я чувствую себя?»

«Чувствую ли я себя более стройным и худым?»

«Лучше ли сидит на мне одежда?»

«Прибавилось ли у меня энергии и жизненной силы?»

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Подготовка к фрейм-игре «Достойный восхищения», или «Чувство собственного / достоинства»

Но зачем ограничиваться признанием! Я не прочь перейти к состоянию благоговения и к игре, в которую играют лишь немногие, — когда участник признает себя человеком, достойным восхищения, обладателем ценных качеств, внушающим доверие и даже благоговейный трепет. Кстати, об играх, устраняющих прежние игры осуждения и презрения к самому себе, а также эффективно препятствующих им, — вот одна из таких игр!

Представьте себе, что вы проснулись утром не просто с мыслительным фреймом, помогающим принимать и признавать свое питание и упражнения, и теперь вы смотрите на себя, испытывая чувство собственного достоинства, и просто не в состоянии вредить своему телу или здоровью неправильным питанием или злоупотреблением едой. Задержитесь на момент, вообразите себе эту игру... И вперед.

Разве это не было бы здорово? Если да, тогда что же мешает вам поиграть в такую игру? А, вам нужны некие весомые представления и идеи, которые позволят вам вступить в нее? Ладно, вот они.

Идея нашей оценки своей значимости, важности, ценности как человеческого существа в психологической и философской литературе называется самоуважением, или самооценкой. Как правило, большинство представителей различных народов начинают с предположения (весьма вредного) о том, что наша ценность условна. Но раз уж мы поняли это — значит, нам предстоит «заслужить» высокую оценку, «доказать» свою значимость - это к разговору о

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

вредных фреймах. Случалось ли вам думать о новорожденном младенце следующее:

«Нет, этот ребенок никуда не годится! Он ничего не умеет! Он даже не в состоянии следить за своим весом. Не знаю, почему нам так не повезло»?

Ну разумеется, нет.

На самом деле мы путаем категории. Мы берем такую категорию, как «уверенность в себе», и ошибочно полагаем, что она — это то же самое, что и самооценка. Вовсе нет, это два совершенно разных понятия.

Уверенность в себе — вера в собственные навыки и способности, вера в то, что с их помощью я способен что-то сделать. Все люди в той или иной степени уверены в себе. И вместе с тем каждый может составить целый список «неуве-ренностей» в своих собственных способностях.

Самооценка — это, как мы оцениваем важность и значимость себя как человеческого существа, поскольку принадлежим к человеческому роду. Самооценка не имеет никакого отношения к тому, на что мы способны: это то, что мы собой представляем.

Путая эти два понятия, мы смешиваем человеческое существование с человеческими действиями. Но зная об этой путанице, мы без труда можем сыграть в игру «Мне, как человеку, присущи ценность и значимость!». Можно поиграть и в другую игру — «Никто не давал мне самооценку, никто и не отберет ее у меня!». Или в третью — «Меня нельзя оценивать по определенным критериям: моя значимость и ценность безусловны и неограниченны!».

Чтобы испытать такое ощущение, подумайте о том, что внушает вам абсолютное благоговение: о бесконечной Вселенной с ее звездами, планетами и солнечными системами, о чуде и волшебстве рождения ребенка, о загадке жизни, о

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

великолепном закате — словом, обо всем, что вызывает у вас чувство восхищения, восторг. Выберите этот пример, прикоснитесь к нему разумом и сердцем. Как следует прочувствуйте его. И теперь, пользуясь им как своим фреймом для новой фрейм-игры «Чувство собственного достоинства», испытайте то же благоговение по отношению к себе! Задайте его как фрейм, относящийся к вашему телу, питанию, упражнениям. Не теряя ощущения собственного достоинства (или самооценки), представьте, как будете питаться и упражняться в предстоящие дни, месяцы и годы в соответствии с этим мыслительным фреймом.

Игра «Это просто еда»

Если еда — всего-навсего топливо для нашего организма, следовательно, когда мы научимся оперировать этим фреймом и играть в эту игру, то еда станет все менее и менее важной для нас, ее роль в нашей психике будет незначительной. Так было со мной. Дело не в том, что я так задумал: все получилось само собой, когда я изучил свою собственную нейро-семантику еды. Когда я выяснил, какое значение придаю еде и что ассоциирую с ней, я понял, что мне незачем придавать ей такое большое значение, и просто перестал делать это.

Так поступил и Раш Лимбо. Его показывали по телевизору в начале 90-х годов, это был весьма толстый человек. Как-то я включил канал CNBC и увидел, как интервьюируют Раша. Мое внимание вдруг сразу привлекло то, что он заметно постройнел. Я никогда не видел его таким. За два года Раш сбросил 50 килограммов. Но он не просто сбросил вес, но и сохранил его потом.

Как это у него получилось?

Во-первых, он «коренным образом изменил» свой подход к питанию. Он отказался от всего фаст-фуда, пе-

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

ренасыщенных солью полуфабрикатов, большинства вин и видов красного мяса, причем никаких физических упражнений он не выполнял. Ему совсем не нравилась диета Аткинсона, он решительно высказывался против нее. Он ежедневно взвешивался, потому что «весы не врут», а ощущения того, насколько тесна или свободна одежда, обманчивы.

Однако Раш не просто изменил свое поведение — он изменил свой фрейм. И начал вести совсем другую игру с едой.

«Раньше я всегда думал о еде. Целыми днями я размышлял о том, что буду есть вечером. Меня не покидали мысли о еде, питании. Признаться, я не мог от них отделаться. Но теперь я воспринимаю их как помеху».

«Как помеху?» — спросили его.

«Да, досадную помеху. Я, конечно, по-прежнему хожу на ленчи в два часа, но это просто деловой ритуал. Еда уже не настолько важна для меня». Вот вам совсем другой мыслительный фрейм. Иная позиция — иная игра.

Фрейм-игра

«Еда для утоления

голода»

Вот вам игра. Что, если бы вы решили есть только тогда, когда по-настоящему проголодались? Представьте себе это. А если бы вы решили есть только ради утоления голода? Что бы изменилось? Как бы это произошло?

Конечно, чтобы питаться только ради утоления голода, надо научиться распознавать само чувство голода, то есть поближе познакомиться с собственным организмом.

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

• Насколько я голоден (по шкале от 0 до 10)?

• Могу ли я проголодаться сильнее? Или не так сильно?

• Что, если я возьму на себя обязательство не есть до тех пор, пока по моей шкале голод не достигнет 5—6 баллов?

• А если я просто откажусь есть, когда голод слабее 4 баллов?

• Какие перемены в моем образе жизни вызвали бы эти обязательства?

Поскольку нашему организму необходима пища, чтобы обеспечивать нас энергией, голод служит естественным сигналом организма, сообщающего нам, что он нуждается в топливе. Так у нас появляется ключевая информация: пора перекусить. Стало быть, этой фрейм-игрой управляет простое правило: ешь, только когда ты голоден.

Не слишком ли это просто?

Не обольщайтесь: не слишком.

Но почему?

Потому что для соблюдения этого правила нам необходимо научиться отличать физический голод от психологического «голода» и других эмоций (то есть беспокойства, подавленности, уныния, одиночества, гнева и т. д.). Если мы едим, только когда мы голодны, то едим с одной-един-ственной целью — утолить голод. Это означает, что мы должны заново открыть для себя «муки голода», чтобы реагировать именно на этот сигнал, а не на другие ощущения дискомфорта.

Попробуйте вот так:

«Я буду есть только ради утоления голода, поскольку еда— топливо, обеспечивающее меня энергией и жизненной силой».

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

И наоборот:

«Я не буду есть потому, что «пришло время обеда», потому, что я волнуюсь, сержусь, нахожусь в компании, подстраиваюсь под окружающих и т. д.». Как вы усвоили эту новую программу? Что приходит вам в голову, когда вы мысленно произносите эти фразы?

Научиться есть только для утоления голода и обеспечения организма топливом — значит заново научиться прислушиваться к своему телу. К сожалению, большинство людей едят совсем не потому, что голодны.

Чтобы помочь самому себе, можете воспользоваться «шкалой голода» для точной оценки силы позыва до и после еды. Если голод - единственная серьезная причина для еды, - значит, необходимо постараться есть лишь тогда, когда чувство голода станет нестерпимым. Отказывайтесь есть по любой другой причине. Воспользуйтесь «шкалой голода» как средством для ломки привычек.

Если мы не ощущаем голода, тогда что же нами владеет?

Скука Желание «пожевать и что-то про-

Усталость глотить»

Напряжение Работа пищеварительной системы

Жажда Поиск отвлекающих моментов

Гнев Раздражение

Подавленность Тревога

Ожидание Потребность в комфорте и утешении

Одиночество

Научившись думать, прежде чем взяться за еду, мы можем снабжать себя ключевой информацией о том, что калории следует поглощать с толком, а не просто так.

Каковы ваши побудительные моменты в питании?

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Вечеринки Рестораны

Шведские столы Свадьбы

Диеты Еда в одиночестве

Дни рождения Награды самому себе

Одиночество Ощущение собственного веса

Стресс Приготовление еды

Скука Усталость

Раздражение Страх

«Пора есть» Бессонница

Подавленность Гнев

Какими действиями, поведением, мыслями вы могли бы заменить питание? Чтобы перестать злоупотреблять едой и есть только ради утоления голода, нам понадобится альтернатива на момент, когда надо будет отвлечься от еды. Это может быть прогулка или любое другое занятие, несколько минут глубокого дыхания, сосредоточение внимания на чем-то приятном (игра с ребенком, кошкой, собакой, созерцание произведения искусства и т. д.), чтобы привнести в жизнь больше красоты, удовольствия, тайны. Занятие для определенных органов чувств (прослушивание музыки, уборка в комнате, мытье свежих фруктов и т. д.) также может отвлечь нас, захватить наше внимание.

Упражняясь в этой игре, признайте: поскольку желудок имеет чувствительные нервы, вам остается только принять и оценить чувство голода, чтобы получать эти сигналы — то есть обращать на них внимание, прислушиваться к ним, отличать психологический голод (волнения, тревоги, нервозность, опустошенность и т. д.) от физиологического. Как вы ощущаете «голод»?

Не знаете? Тогда на время перестаньте есть. И вы все поймете. Погуляйте полчаса. Как правило, голод сопро-

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

вождается ощущением пустоты и урчанием в желудке, вялостью, головокружением и т. д.

Фрейм-игра «Осознанное питание»

Можно играть в игру «Осознание» двумя способами. Первым мы пользуемся, когда решаем осознать сенсорные свойства еды: запах, вкус, внешний вид, ощущения, которые еда вызывает во рту и в желудке, особенности этих ощущений и т. д. При этом у нас возникает чувственное (сенсорное) осознание. На этом уровне мы обращаем внимание на температуру, текстуру еды и т. д. Тут же возникают любопытные вопросы:

• На каком уровне осознания я ем?

• Ем ли я на первичном уровне?

• Как часто я ем на метауровне, то есть ввиду различных эмоциональных потребностей?

В следующей главе, рассматривая игру «Сенсорное удовольствие», мы подробнее опишем и эту игру.

Еще одна игра «Осознание», в которую мы можем сыграть, связана с вдумчивым подходом к нашим привычкам в питании. Чтобы успешнее играть в нее, полезно иметь под рукой дневник. Запишите все особенности своего питания:

Время (когда?)

Место (где?)

Пища (какая?)

Причина (почему?)

Сила голода (по шкале от 0 до 10 баллов, до и после

еды> Пит Коэн и Джудит Верити в своих программах «Упрощенное НЛП» пишут:

«Ключ к изменению привычек в еде - осознание. В

течение дня последите за своим питанием.

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Как много вы едите? Наслаждаетесь ли вы каждым кусочком? Какие продукты вы выбираете?» Корсетти и Пирсон в «Здоровых привычках» указывают на пользу ведения записей и посвящают целую главу осознанию привычек, связанных с едой и питанием. Они пишут: «Исследования показали, что наиболее эффективный инструмент для сбрасывания ненужных фунтов на длительный срок — наблюдение за приемами пищи. Записывая количество и виды съеденной пищи, вы невольно обратите внимание на излишнее питание». Ведение дневников и таблиц в играх «Питание» позволяет нам находить препятствия на нашем пути, а также проблематичные факторы: окружающую обстановку, время, эмоции. Выбор названия для игры с едой также повышает осознание, дает возможность делать выбор в сфере питания и контролировать его.

Корсетти и Пирсон предлагают вести «Дневник питания» по следующему образцу:

Дата:______________________

Съеденная пища:____________

Количество:________________

Время: ____________________

Место: ____________________

Эмоции до/после еды: _______

К этому способу прибегла Патрисия. До знакомства с книгой «Игры, в которые играют худые люди» она принимала пищу не менее трех раз в день, не считая легких «перекусов». Но сразу после ее прочтения,

«почти ничего не предпринимая сознательно, я просто «потеряла» большую часть аппетита и обнаружи-

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

ла, что ем меньше потому, что я совсем не голодна. Подумав, я поняла, что раньше готовила что-то и съедала не потому, что была действительно голодна, а потому, что мне было скучно, хотелось отвлечься и/или потому, что «пришло время перекусить».

Ключевая информация для распознавания внутреннего голода

Все это — игра, в которую играют стройные люди и не играют обладатели избыточного веса и поклонники диет. Стройные люди играют в «Я доверяю сигналам своего организма». Диетики поступают иначе. Они верят какой-то формуле потребления калорий, каким-то планам диеты, другой внешней ключевой информации.

Дженет Поливи и Питер Херман в ходе работы над книгой «Отказ от привычки сидеть на диетах» (1983) провели широкомасштабные эксперименты и пришли к выводу: если питание контролируют внешние факторы, оно не может в той же степени подчиняться другой ключевой информации (например, чувству голода и насыщения). Исследователи предположили, что это и влечет за собой склонность «есть все, что видишь» и излишний вес.

«Все эти исследования показали, что для толстых и тучных людей информация, полученная от органов зрения, гораздо важнее информации от желудка. Обладатели избыточного веса, участвовавшие в этих экспериментах, были так поглощены борьбой со своим весом, что уже не уделяли внимания таким чувствам, как голод и сытость».

«Пока сидящий на диете игнорирует голод, но осуществляет жесткий контроль над тем, какую пищу он ви-

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

дит и какую позволено съесть, этот неестественный образ питания остается эффективным. К сожалению, оставаясь глухим к сигналам организма о голоде и насыщении, сторонник диет подвержен другим влияниям». Напротив, стройные от природы люди и те, кто не придерживаются диет, регулируют свое питание по сигналам из желудка и питаются адекватно им. «Диетики» питаются согласно выбранной программе, какой бы она ни была. Но если поклонник диет нарушает её или считает, что нарушил, обычно он начинает, есть гораздо больше, чем человек, не сидящий на Диетах. Поливи и Херман (1983) задумались об этом явлении и попытались найти его причины.

«Каждый «диетик», с которым мы позднее беседовали о результатах опытов, сразу распознавал в этом явлении то, что мы стали называть эффектом «Какого черта!». Участники эксперимента не переедали, как в предыдущих опытах с сэндвичами: их вынуждали нарушить диету. Им не пришлось даже поститься в течение пяти часов перед экспериментом. Они участвовали в опытах с поглощением молочных коктейлей и мороженого через час-два после ланча или ужина. Таким образом, молочные коктейли никоим образом не укладывались в их дневной лимит калорий. Едва диета по вине молочных коктейлей оказывалась нарушенной, «диетики» махали рукой на все ограничения и принимались за мороженое. Короче говоря, это исследование выявило проблему диет. Пока все идет хорошо, пока нарушений нет, «диетик» контролирует потребление пищи, не поддаваясь обычному регулирующему влиянию чувства голода или насыщения. Но стоит только нарушить систему, пошатнуть жесткие ментальные рамки, нару-

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

шить лимит калорий и другие заповеди, составляющие диету, — и у человека не остается других тормозов, кроме собственных физических возможностей. Если сигналы насыщения обычно не воспринимаются как запрет на продолжение еды, они атрофируются. Тот, кто решает пользоваться таблицами калорийности как руководством к действию, не может в экстренном случае рассчитывать на помощь ключевой информации о насыщении». Вот и еще одна игра — «Какого черта!». «Диетики» воспринимают одну ошибку, единственное отступление от правил диеты, как полное и окончательное фиаско. Большинству сторонников диет знакома эта игра: «Я все испортил. Ну зачем мучиться дальше?Лучше просто дать себе волю. А завтра начать все заново». А происходит все так потому, что подобные мысли действуют как фреймы.

В другом исследовании Поливи и Херман давали участникам эксперимента по две порции шоколадного пудинга весом 240 граммов «для дегустации». Одной половине участников объясняли, что они едят «высококалорийный деликатесный десерт-пудинг», второй половине — что.перед ними «диетический низкокалорийный десерт-пудинг». В действительности тех и других блюд было поровну. Все решал случай. Но как бы содержание калорий ни соотносилось с описанием, реальная калорийная ценность оказывала влияние на участников эксперимента независимо от предполагаемой. «Выяснилось, что реальное содержание калорий в пудинге не влияет на то, сколько пудинга съедают участники эксперимента, будь то сторонники диет или их противники... Значение имело лишь то, что участник думал о содержании калорий в пудинге. «Недиетики» съедали немного больше того пудинга,

8 ХоллМ.

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

который считали низкокалорийным, «диетики», как и следовало ожидать, — тот, который считали высококалорийным. Таким образом, одной только мысли об уже нарушенной диете хватало, чтобы заставить «диетиков» переедать, в то время как соображение, что они едят всего лишь низкокалорийный диетический пудинг, позволяло им контролировать себя и есть очень мало». Эти исследования продемонстрировали значение наших внутренних сигналов голода или сытости, играющих ббль-шую роль в сравнении с внешней ключевой информацией. Такие сигналы более надежны, с их помощью нам легче сохранять контроль. Когда мы следим за своим весом с помощью внешних факторов (диет, подсчета калорий и т. д.), одной мысли о нарушении диеты достаточно, чтобы потерять всякий самоконтроль. Следовательно, мысль о нарушенной диете лишает нас обычной сдержанности.

Из всего вышеописанного Поливи и Херман сделали вывод:

«Люди пытаются бороться со своим естественным весом, переставая реагировать на сигналы организма, и попадают в зависимость от окружающего мира».

Фрейм-игра «Ориентация на решение»

Тому, упоминавшемуся в седьмой главе, я сказал:

— Похоже, проблема действительно серьезная. У меня есть один вопрос: в каких случаях проблема переедания не является проблемой? Что ты делаешь, где находишься, с кем общаешься, когда правильное питание дается тебе легко и естественно? Бывали ли в твоей жизни подобные случаи?

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

— Ну разумеется, бывали.

— Расскажи о них.

Он начал описывать исключения из правила переедания, создавая при этом другую карту, чтобы ориентироваться в ситуациях, побуждающих его к бездумному поглощению пищи. Позднее он рассказывал мне, как удивился, обнаружив, что упражнение (игра) «Исключения» помогло ему увидеть иной способ действия. Он говорил, что почувствовал прилив творческой энергии, возможность управлять своей жизнью.

В игре «Расскажи об исключениях» используется процесс из шоковой психотерапии де Шазара. Он позволяет нам полностью сосредоточиться на исключениях и поиске решений на основании случаев, когда проблемы не возникало. Таким образом, в действие приводятся «легенды» нашей жизни, образующие новую «легенду», или фрейм.

Игра «Питание как поток»

Предположим, вы задали фрейм, превращающий ваше питание в игру, в которой ваша цель - стать более дисциплинированным, научиться самоконтролю в питании и есть ради пополнения запасов энергии. Превращение такого действия, как еда, в игру мешает воспринимать ее как утомительную обязанность. А если бы вы могли преобразить свое питание так, чтобы в нем появилось больше особенностей, присущих игре? Чтобы превратить питание в игру, вам понадобится следующее.

1) Конкретные цели — когда, что и в каком количестве следует есть. Установите эти цели, чтобы иметь возможность точно оценивать свое питание.

8*

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

2) Непосредственная и немедленная ответная реакция. Чем вы воспользуетесь, чтобы питание вызывало немедленную ответную реакцию?

3) Испытания и навыки. Соответствуют ли ваши навыки испытаниям игры? Если ваши навыки намного превосходят предлагаемые игрой трудности, скоро вы заскучаете и бросите ее. Если испытания превосходят ваши навыки, вы растеряетесь и смиритесь с поражением.

4) Интенсивный фокус. Притягивает ли эта игра и ее правила ваше внимание?

Если этот список показался вам знакомым, возможно, он просто напомнил вам необходимые условия «потока», описанные психологом-исследователем Михаем Чиксент-михаи. Превращение любой деятельности в поток требует прежде всего достижения осознания для развития навыков, в том числе сложного набора взаимодействий для приобретения высших навыков и дисциплины. Затем следует продолжительная сфокусированная и сосредоточенная практика. При этом высшие навыки мастерства входят у нас в привычку, становятся автоматическими. Когда это происходит, мы, подобно спортсменам в известных условиях, легко переходим к той или иной деятельности и машинально демонстрируем высшие навыки, благодаря которым действуем как профессионалы или эксперты.

• Как превратить идею подтянутости и здорового питания в поток?

• Что, если бы питание и упражнения были больше похожи на игру, а правильное питание стало потоком?

Под «потоком» подразумевается один из пиковых (напряженных, трудных, сложных) опытов, которые мы все переживаем время от времени, когда забываем обо всем, живем

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

моментом, теряемся во времени и пространстве. Наше ощущение собственного «я», времени, обстановки и т. д. просто исчезает, мы обнаруживаем, что почти сливаемся с какой-либо деятельностью. Эта деятельность может быть как простой (работа в саду, ходьба, бег, медитация), так и сложной (альпинизм, техническое изобретение, решение математических задач, написание романа, чтение книги и т. д.).

Михай Чиксентмихаи посвятил свою жизнь изучению «потоковых» опытов. Все началось случайно, с исследований «счастья» и творческих способностей. В результате он написал несколько книг, объяснив структуру «потокового» опыта и указав необходимые условия, способствующие возникновению состояния потока.

Упрощенно его выводы можно представить так: поток действует в канале, расположенном между состояниями скуки и испытания и опытом, связанным с навыками и тревогой (см. рис. 10.1). Представьте себе две оси — испытаний и навыков. Когда наш уровень навыков невысок, испытания, с которыми мы сталкиваемся, легко вводят нас в состояние растерянности. Когда наш уровень навыков высок, мы скучаем, нам недостает испытаний. Когда испытания достаточно просты, нам опять-таки становится скучно. Но если испытания слишком сложны, мы теряемся.

Именно баланс достаточных испытаний для наших навыков и постепенного нарастания сложности испытаний в соответствии с вновь приобретенными навыками — вот что позволяет нам входить в канал потока.

Эта модель демонстрирует структуру «потока» как состояния и как фрейм-игры. Если мы занимаемся какой-либо деятельностью и в ее рамках устанавливаем для себя небольшие, но постепенно усложняющиеся задачи — мы приобретаем новую позицию, смотрим вперед, день ото дня

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

стремимся к новым испытаниям, и все это превращает нашу деятельность в игру.

Рис. 10.1

Когда мы играем в эту игру, не теряя из виду общую картину и видя, как вписываются в нее наши ценности, у нас ежедневно возникает ощущение значимости происходящего.

Модель «потока» уравновешивает скуку и испытания, она дает нам возможность играть в игру «Еда ради утоления голода», или «Сенсорное удовольствие», или в любую другую из фрейм-игр «Здоровое питание» - так, чтобы в повседневной жизни мы находили множество возможностей развлекаться, питаясь и занимаясь спортом.

Эта новая игра позволяет нам развивать навыки для преодоления испытаний, которые в противном случае вызвали

Просто не дадут вам играть в прежние игры?» - student2.ru

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

бы у нас чувство растерянности или скуку. Она помогает нам добиться баланса, не оставаться на слишком низком уровне навыков, не теряться при любом испытании, не подниматься на слишком высокий уровень навыков и не скучать. Мы входим в канал потока, когда наши навыки соответствуют нашим испытаниям, а жизнь (в том числе питание и упражнения) становится для нас интересной.

Чтобы испытать какую-либо деятельность как поток, необходимо создать многочисленные фреймы, чтобы нам не приходилось задумываться о себе, своих успехах и неудачах и т. д. Чем больше наше внимание поглощено самим опытом или деятельностью, тем легче мы теряем ощущение своего «я», времени, цели и т. д.

Чтобы поиграть во фрейм-игру «Поток», выполните следующие условия:

1) Установите цели, связанные с питанием, упражнениями, снижением веса. Укажите наиболее желаемые результаты.

2) Установите правила, как добиться желаемого, как стать подтянутым и стройным, как придерживаться здорового питания, не забывая об упражнениях.

3) Определите ответную реакцию, чтобы постоянно получать информацию и при необходимости вносить коррективы.

В этом процессе возникнет растущая сложность «я». Деятельность начнет создавать структуру самого содержания нашего сознания. То есть мы будем более вдумчиво подходить к тому, что делаем, как делаем и почему. Наши навыки будут развиваться соответственно сложности возникающих испытаний. В конце концов развитые навыки сделают нас мастером каждого этапа игры, что, в свою очередь, создаст ощущение внутренней свободы и силы.

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Условия потока

Питание и упражнения как поток

1) Четкие цели Четко определенная цель, дающая немедленную ответную реакцию, о которой мы сразу узнаем. Конкретные цели, связанные с питанием и физической активностью, сначала незначительны, но постепенно становятся более серьезными. Они измеримы. Конкретны. Для подкрепления — немедленное признание и подтверждение.
2) Возможности действовать решительно весьма велики Они соответствуют нашей способности действовать. Наши личные навыки соответствуют испытаниям. Навыки в выборе еды, сознательном питании, отказе от некоторых продуктов, возможности открыть что-либо для себя заново, в поиске возможностей для физической активности в повседневной жизни, в постепенном вовлечении самого себя в эту активность.
3) Слияние действия и осознания; «однонаправленность» разума Полная сосредоточенность на вкусе и текстуре пищи во время еды, отказ от прежних представлений высшего уровня о еде, здравый подход к опыту питания. Полная сосредоточенность на другой приятной деятельно

Наши рекомендации