Мы способны перегрузить удовольствие значением. И когда это делаем, сами создаем «зависимость».

При этом пиша становится слишком важной, значительной, слишком прочно связанной с «удовольствием» и начинает воздействовать на разум и чувства так, как это бывает при болезненной зависимости. У нас возникает мысленная одержимость предметом нашего удовольствия, в эмоциональном и поведенческом аспекте наши поступки и чувства, связанные с ним, становятся повторяющимися и навязчивыми.

Уильям Глассер (1976, «Позитивная зависимость») разделяет зависимости (как деятельность и опыт, которые мы перегрузили значением и удовольствием) на позитивные и негативные.

Негативная зависимость

Вызывает ли эта зависимость чувство усталости, недостатка энергии, снижение тонуса и работоспособности, сокращение ресурсов, снижение стойкости и упорства в повседневных делах, на работе, во взаимоотношениях, спорте и т. д.?

Позитивная зависимость

Вызывает ли эта зависимость чувство бодрости, обновления, прилива энергии, творческих способностей, возобновления ресурсов, гибкости, бдительности, проницательности и т. д., а также способности применять эти ресурсы во взаимоотношениях, на работе, в играх и т. д.?

Осознание игр, связанных с питанием

Структура вашей пищевой зависимости

В конечном счете, здесь приводится механизм для обнаружения метаудовольствий, которые вы ассоциируете с едой, перегружая ее значением. Сначала нам надо выяснить, где и как мы перегрузили сенсорное удовольствие наслаждением. Как вышло, что пища стала значить для нас так много!

Здесь объясняется, почему наша нейросемантика (значения, внедренные в нервную систему) может утратить равновесие из-за приписывания слишком большого значения определенным поступкам и использования их значений как способа, ведущего к нашему «счастью». Ведь рано или поздно нам придется поплатиться за все это несчастьем, бедами и слабым здоровьем.

Далее представлена успешная стратегия счастья, примененная к слишком часто используемым удовольствиям от еды и к удовольствиям, которым мы не хотели бы придавать такое большое значение. Она поможет нам понять, что именно служило запуском для прежних фрейм-игр.

1) Выявите первичное удовольствие, имеющее слишком большое значение.

Меню: шоколадный торт, картофель-фри, молочный коктейль и т. д.

2) Выявите свои фреймы, управляющие удовольствием от еды.

Какое позитивное значение и ценность вы придаете этому удовольствию? Насколько оно важно для вас? Какое удовольствие вы получаете благодаря ему? Составьте список из четырех-пяти преимуществ, которыми вы наделяете это удовольствие.

ж пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Составьте схему метауровней значений этого удовольствия, нарисуйте окружность, обозначающую ваше первичное удовольствие. Каждый ответ станет высшим фреймом значения и чувств, связанных с этим удовольствием.

3) Выявите свои фреймы фреймов.

Повторяйте тот же вопрос для каждой реакции, переходите на более высокие уровни, пока не обнаружите все высшие значения, которые вы придаете удовольствию от еды.

Нарисуйте полную схему структуры удовольствия на всех уровнях.

4) Оцените структуру в целом.

Не делая выводов, обратите внимание на все значения, ценности, убеждения и т. д., которые вы связали с исходным первичным удовольствием от еды. Дайте себе возможность признать, что эти значения (семантика) управляют вашим удовольствием. Они придают ему смысл, энергию, мотивацию и власть. Теперь вы знаете, почему «это так много значит для вас».

5) Воспользуйтесь своим высшим удовольствием. Обратитесь к своему высшему фрейму метаудоволь-ствия, достигните его — решительно войдите в него и почувствуйте себя там. При этом дайте себе возможность осознать это значение удовольствия и представьте, как пользуетесь этим фреймом восприятия в повседневной деятельности, поскольку вы можете... Интересно, какие еще повседневные действия на сенсорной основе вы можете вообразить, пользуясь высшим мыслительным фреймом как стартером? А если вы сможете ощущать его во время ходьбы, поднимаясь по лестнице, говоря «нет» жирной пище и

Осознание игр, связанных с питанием

т. д.? Представьте себя в конкретном состоянии, в котором обычно вас что-то побуждало переедать, и предположите, что вы полностью достигли этого состояния, а теперь обратите внимание на то, как оно преобразит ваш опыт. 6) Отказ от значения и удовольствия.

Положите руку на схему набора высших фреймов значений, связанных с питанием, и задайте себе вопрос: если я лишусь этого набора фреймов, сколько удовольствия я потеряю?

Продолжайте то же самое, пока не поймете, какое из значений следует устранить, чтобы лишить удовольствие прежней власти. От скольких значений нужно отказаться, чтобы удовольствие начало существовать на первичном уровне и превратилось в питание ради здоровья и энергии, а не для комфорта, преодоления гнева, стрессов, одиночества и т. д.?

Рис. 7.2

^Ощущение самореализации/

Большая roTOB-V^opqecKHe СПо> } ность к работе/ 1 собности/спо-чналичие ресурсопУсобность играть

Награда д Расслабление\f Время, потраченное

только на себя

Поедание печенья и мороженого

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

7) Введите эту новую программу в свое будущее.

Представьте, что вы поглощены первичным удовольствием от еды. Призвав на помощь все свое воображение, послушайте, как вы произносите: «Это всего лишь еда. Она питает мой организм, доставляет минутное удовольствие, но не более того. Еда - только топливо. Я отказываюсь перегружать ее значением. Когда она мне слишком нравится, я вижу уродливые жировые наросты у себя на талии» (добавьте сюда любые неприятности и побочные эффекты удовольствия, упоминание о которых подействует на вас).

8) Достигните своих высочайших фреймов метаудоволь-ствия.

Дайте себе возможность полностью войти в значение высшего уровня. Очутившись в этом состоянии и всецело испытывая его, четко осознайте, что того же самого вы можете добиться и без определенного поведения. Затем выявите другое поведение, которое позволит вам испытывать это значение метауровня в повседневной жизни.

Выводы

• Итак, получилось: теперь вы знаете, почему и каким образом вы придаете слишком много значения еде и питанию. Вам это известно.

• Теперь решайте. Идет ли вам это на пользу? Улучшает ли вашу форму и внешний вид? Надо ли придавать еде такое значение?

• Возьмите инициативу в свои руки. В конце концов, кто здесь главный — вы или еда? Программа, заставляющая вас без конца поедать вредную пищу, имеет смысл — она соответствует фреймам значений, кото-

Осознание игр, связанных с питанием

рые вы связываете с ней. Но это всего лишь значимый фрейм, только «карта, а не территория».

• Вы готовы сыграть в совершенно новую фрейм-игру с едой? Как насчет фрейм-игры «Это всего лишь топливо»?

• Вы готовы сказать «Ну уж нет!» некоторым прежним фрейм-играм, в которые вы играли с едой, — например, навязчивой фрейм-игре «Я должен тебя съесть!».

Теперь вам надо сделать следующее

• Вам свойственно психопитание? Составьте список всех психологических причин, по которым вы переедаете или находите неверное применение еде.

• Какие удовольствия ассоциировались у вас с едой в детстве или позднее, во взрослой жизни? Стала ли еда слишком перегруженной значением и удовольствием? Нужно ли вам отказываться от этого удовольствия, чтобы еда снова стала просто едой?

• Попробуйте повторять слова: «Это просто еда... Я решительно отказываюсь перегружать ее психологическим значением и удовольствием». Всю неделю повторяйте их во время еды, как заповедь.

ПСИХОПИТАНИЕ

Неужели мои мозги заплыли жиром? Неужели этот жир мешает мне взяться за свое питание и сбросить вес? Неужели все настолько просто?

Значит, я перегрузил еду и питание значением, которого у них нет?

Какое значение я придавал еде?

Готов ли я превратить еду просто в еду, позволить ей быть топливом для моего организма, но не психотерапевтом?

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

Наши рекомендации