Осознание игр, связанных с питанием

ний. Удовольствие, приписываемое еде, появляется благодаря значению, которое мы ей придаем.

Какая еда вам нравится, от какой вы «никак не можете отказаться»? Все дело в том, что с конкретной едой у вас связаны значения, воспоминания и другие мыслительные фреймы. Все они имеют смысл, не будучи, однако, обязательно здоровыми или адекватными. Ведь ту же еду мы можем воспринимать как порождающую зависимость и не~ приятную. Наш опыт и система ценностей способны создать удовольствие высшего уровня, полностью вытесняющее удовольствие первичного уровня.

Рис. 7.1

Осознание игр, связанных с питанием - student2.ru

«Хорошей» еда, подобно красоте и развлечениям, становится для каждого конкретного человека, или, точнее, для разума того, кто занят нейросемантической оценкой. Поэтому в наслаждении нашими удовольствиями все мы уникальны. Этим также объясняется продолжительность удовольствия. В отличие от удовольствия первичного уровня, преимущественно сиюминутного, метаудовольствия могут длиться бесконечно. Мы можем даже не распознать удовольствие, пока не создадим его позднее. Оглядываясь на

6 Холл М.

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

опыт прошлого, мы придаем ему значение и ценность и говорим: «Как это было приятно!»

Таким образом мы можем научиться наслаждаться тем, чему несвойственно доставлять удовольствие. Именно так некоторые люди становятся садистами. А другие наслаждаются мазохистскими ощущениями, закодировав их как важные, значимые, ценные.

Специалист по когнитивной психологии Чиксентмихаи (Csikszentmihalyi, 1991) в труде «Лоток» описывает феноменологию наслаждения с точки зрения затрат психической энергии. Наслаждение появляется, когда нам удается полностью задействовать свое сознание, чтобы внимание сфокусировалось, подобно лучу лазера, на чем-то ценном. Метаудовольствие возникает из «обостренного ощущения контроля» и особенно из ощущения его реализации - или управления нашим собственным мозгом.

«Как показали исследования, феноменология наслаждения состоит из восьми основных компонентов. Рассказывая о своем самом позитивном опыте, люди упоминают по меньшей мере один из них, а зачастую и все сразу.

Во-первых, этот опыт обычно появляется, когда мы сталкиваемся с задачами, которые есть вероятность решить (контекст появления). Во-вторых, мы должны иметь возможность сосредоточиться на том, что делаем (необходимое состояние). В-третьих и в-четвертых, сосредоточенность обычно возможна потому, что предпринятая задача связана с четкими целями и обеспечивает немедленную обратную связь (мотивы — желаемый результат и обратная связь). В-пятых, большая заинтересованность, но не подкрепленная усилиями вытесняет из

Осознание игр, связанных с питанием

сознания беспокойства и тревоги повседневной жизни (полный фокус). В-шестых, приятный опыт позволяет людям испытывать ощущение контроля над своими действиями (метасостояние самоконтроля). В-седьмых, заботы о своем «я» исчезают, но, как ни парадоксально, ощущение «я» усиливается после завершения продолжительного опыта (опыт обогащает семантику «я»). И наконец, ощущение протяженности времени меняется: часы пролетают, как минуты, а минуты тянутся, как часы (искажение времени). Сочетание всех этих элементов вызывает чувство глубокого наслаждения — настолько приятное, что люди считают, что огромные затраты энергии стоят того».

Удовольствие от значения

То, что мы находим приятным на высшем уровне, всецело зависит от нашей семантики, то есть от того, как именно мы придаем чему-либо значение и смысл. Если мы воспринимаем первичное удовольствие от еды как огромную психологическую ценность, она становится неиросемантикои этого опыта, то есть значение внедряется в нашу нервную систему. Вот почему нам незачем думать о том, что еда имеет то или иное значение: это запрограммировано в нашем организме.

Затем наши фреймы управляют нашими нейросеманти-ческими реакциями, и мы воспринимаем свое «стремление» к еде, напиткам, питанию, комфорту и т. д. как часть своей личности (кто мы), как судьбу (я ничего не могу поделать), как свои ценности и мотивации (мне просто пришлось так поступить).

6*

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»

От удовольствия к зависимости

Такое описание удовольствия на первичном и метауров-нях позволяет нам создать модель для понимания явления «зависимости».

Наши рекомендации