Добро пожаловать в неизведанный и чудесный мир игр

Каждый день мы встаем и играем в различные игры. Куда бы мы ни собирались - на работу, в поездку на выходные или в отпуск, — мы просыпаемся в определенном настроении (мыслительном фрейме) и беремся задела. Поскольку существуют соответствующие фреймы, значит, мы играем в игры.

То же самое справедливо для еды и движений, питания и физических упражнений. Интересно, в какие игры играете вы? Нравятся ли вам игры, в которые вы научились играть? Устраивают ли вас результаты этих игр?

Питание -сквозь призму «игры»

Вы наверняка уже поняли, что слово «игра» я употребляю отнюдь не в буквальном смысле. Я выражаюсь метафорически, называя «игрой» действия и взаимодействия (трансакции), которые мы производим сами или вместе с другими людьми. Если мы воспринимаем свои повседневные действия и взаимодействия с окружающими как игру, как набор ходов и ролей, то в какие игры мы играем, ради

2 Холя М.

Мир фрейм-игр

каких последствий и результатов, как ведем счет, с кем или против кого мы играем?

Играм, в которых вы участвуете в связи с едой, питанием, диетами, упражнениями и т. д., незачем быть осознанными. В таких играх осознанность не требуется. Мы можем участвовать в них и участвуем, не сознавая, что именно делаем. Звучит странно, но тем не менее это так. Когда действия, мысли, разговоры и чувства становятся для нас привычными, мы не замечаем, что идет игра, не видим, как она влияет на окружающих или на нас — по крайней мере, за краткий период времени. Но если отступить на шаг, перевести дыхание и задуматься о картине в целом, мы, вероятно, «поймаем игру с поличным».

Чтобы получить ясное представление об играх с едой, питанием и упражнениями, на минуту отступите от своего повседневного опыта, связанного с поддержанием веса и формы или неудачами в этой области. Я хочу, чтобы вы сделали нечто особенное. Я предлагаю вам в течение минуты рассмотреть свои взаимоотношения с едой и физической активностью сквозь призму «игры». Вы согласны поиграть со мной в такую игру? Честное слово, это не больно — напротив, она может стать началом процесса обновления, который обогатит вашу жизнь, сделает вас богаче в психофизическом отношении. Вы готовы? Тогда начнем. Возьмите блокнот «Игра «Стройность и подтянутость» или магнитофон и просто ответьте на следующие вопросы. Обдумывать ответы ни к чему, просто говорите или пишите то, что приходит в голову. Поскольку вам незачем размышлять, отвечайте как можно быстрее.

• Если вспомнить о деятельности, взаимодействиях с окружающими, ролях, людях и т. д., с которыми вы сталкиваетесь, то в какие игры вы играете?

3*

Что такое фрейм-игра?

• В какие игры играют в вашей жизни другие люди? Назовите некоторые из этих игр.

• Если у вас избыточный вес, какие из игр внесли свой вклад в его возникновение? Если у вас недостаточный вес и вы питаетесь неправильно, избегая определенных продуктов, то из-за каких игр?

• Какие игры вы считаете по-настоящему увлекательными и приятными?

• Благодаря каким играм вы оказываетесь на высоте?

• Какие игры вы считаете по-настоящему нездоровыми и нелепыми?

Игры с едой

Если под «игрой» мы подразумеваем набор действий и взаимодействий, возникающих в связи с едой, тогда какие же из игр мы усвоили лучше остальных? Вы играете в какие-нибудь из игр, перечисленных ниже?

• «Я обязан доедать все, что есть на тарелке».

• «Я ем, чтобы почувствовать, что меня любят, мной дорожат».

• «Пища в награду».

• Вам случалось играть в игру «Заедание тревоги», когда вас мучает беспокойство?

• А может, вы уже играли (глубокий вздох) в игру «Я набираю вес, стоит мне только взглянуть на еду!»?

Игра подразумевает не только диалоги и действия, но и образ мышления, чувства, способы общения, роли и ритуалы. На макроуровне поведения игрой считаются все действия и поступки, которые можно продемонстрировать с помощью видеомагнитофона. Если мы зададимся вопросом «Как же вы играете в эту игру?», видеомагнитофон предо-

2*

Мир фрейм-игр

ставит нам точные свидетельства. Мы увидим игру, услышим ее, почувствуем ее ходы.

Понаблюдайте за человеком, играющим в «Порицание» по поводу переедания. Посмотрите, как многозначительно он поднимает указательный палец и грозит им присутствующему или давно ушедшему собеседнику. Послушайте, как его голос звучит все решительнее и громче, понаблюдайте за выражениями лица, за дыханием, за резкими движениями. Вы видите и слышите игру «Если бы меня воспитали иначе, я стал бы другим».

Игра предоставляет ключевую информацию и ключевые ориентиры.

Во время игры в шахматы мы видим стол, доску с клетками и два стула. Так мы получаем первичную ключевую информацию об этой игре. Затем мы видим, как кто-то открывает ящичек с черными и красными шашками, и меняем мнение: «Они будут играть не в шахматы, а в шашки». Если затем игроки начнут совершать «правильные» ходы, передвигая шашки по доске, мы убедимся в своей правоте. Но если игроки будут пользоваться шашками, как шахматными фигурами, или совершать незнакомые и непонятные нам действия, мы задумаемся: «Во что же они все-таки играют? Не в шашки, это точно. Не знаю, что происходит, но ясно одно: они играют не в шашки!»

Точно так же в играх, в которые мы играем в жизни, в бизнесе, во взаимоотношениях, в питании, присутствуют ключевая информация и ориентиры. У них есть правила и методы. Наше взаимодействие И ходы обладают определенной структурой.

Когда кто-нибудь из родителей или начальник начинает разговор словами «ты сделал это неправильно...» и поднимает указательный палец, грозя вам, можно с уверенностью

Что такое фрейм-игра?

поручиться, что кое-кто намерен сыграть партию в игру «Порицание». По крайней мере, об этом говорит исходная ключевая информация.

Но если затем последуют слова «...мне следовало объяснить тебе... тогда я выразился бы яснее...», мы изменим первоначальное мнение. «Босс вовсе не собирается играть в «Порицание». Скорее всего, он затеял другую игру — может быть, «Решение». И рано или поздно он скажет: «Давай вместе попробуем устранить это затруднение». А может, он предпочтет игру «Общая ответственность»'. «Япризнаю, что в случившемся отчасти виноват я».

Мыслительные игры

Мы играем не только во внешние игры, которые можно запечатлеть с помощью видеокамеры (то есть увидеть, услышать и ощутить), — мы участвуем и во внутренних играх, происходящих у нас в голове. Их принято называть «мыслительными играми».

В этом случае под играми могут подразумеваться наш образ мышления и наш стереотип восприятия. К примеру, убежденный пессимист знает, как регулярно и последовательно играть в игру, в которой он смотрит на мир или определенную часть мира, считая, что все изменится к худшему, испортится, создаст неприятности. Если он дорожит этой игрой, то будет играть в нее регулярно, методично и настойчиво. Но если указать пессимисту на эту игру, он вместе с нами воскликнет: «Какой ужас!»

Таким образом, мы можем рассматривать как игру то, что происходит у нас в голове при обработке информации, составлении карт, приобретении представлений и выводов. Это - ментальные игры, они отличаются от обычных толь-

Мир фрейм-игр

ко тем, что для них нам не нужен партнер - достаточно нас самих.

В такие игры мы играем по утрам. Встав, собравшись и отправившись на работу, учебу или куда-то еще, мы мысленно приводим в действие различные привычные нам способы мышления, воображения, чувств, предчувствий и т. д. То же самое происходит, когда наступает время обедать, идти за покупками, собираться в гости и т. д. А в какие игры вы играете мысленно, принимаясь за еду?

«О Господи... еще один день бесконтрольного переедания!» (Произносится с тяжкими вздохами.) «О какое чудесное утро, какой чудесный день! Я ем ради энергии, а не ради эмоций!» (Поется на мотив «Оклахома!».)

«Вот бы найти действительно эффективную диету!» (Игра «Мечтания».)

«Я старался изо всех сил, но так ничего и не добился». «Отлично! Интересно, чему я научусь сегодня, что улучшит мои навыки в области питания и физической активности?» Из следующих глав вы узнаете, что мы не только играем в игры диалогов и поступков, в мыслительные игры, но играем в них на различных уровнях — мы играем в игры, связанные с нашими играми:

«Притворимся, что мы не играем в игры»;

«Терпеть не могу игры, в которые я играю»;

«Я обожаю свои игры, я с ними ни за что не расстанусь»;

«Знаю, что я напрасно ем так много, но я терпеть не

могу ограничивать себя. При этом я лишаюсь многих

удовольствий и теряю контроль»;

«Не понимаю, откуда у меня лишний вес. Ведь я не

так много ем».

Что такое фрейм-игра?

Существует особый механизм, объясняющий этот аспект игр. Знаете, что это такое?

Дело в том, что мы думаем и чувствуем не на одном, а на множестве уровней сознания. Вступив в какую-либо ментальную игру, мы начинаем думать о ней и испытывать чувства по отношению к ней. При этом мы перемещаемся на более высокий логический уровень. В строгом смысле слова мы переходим к более высокому уровню восприятия и мышления, который называется «метапознанием». Он служит своего рода «руководителем» исходной мысли. Это означает, что мы укладываем «слоями» мысли по поводу своих мыслей, осознания своих осознаний, переходя к высшей игре — игре с игрой.

В некотором роде-все это напоминает структуру предприятия. На низшем уровне мы видим людей, производящих продукцию, оказывающих услуги, работающих с клиентами. Более высокий уровень занимают мужчины и женщины, руководящие обычными работниками. Поднимаясь еще выше, мы видим менеджеров более высокого уровня, топ-менеджеров и наконец доходим до руководителей компании, деятельность которых ничем не напоминает работу на самом нижнем уровне.

Подобная иерархия присутствует в нашей психофизической системе. У нас есть управляющие и управляемые уровни. Как вы вскоре убедитесь, возможностью вводить изменения обладают высшие уровни. Именно поэтому высочайшая реализация личных способностей, компетентность, эффективность и авторитет требуют управления высшими уровнями мышления. Об этом и говорится в данной книге. Но мы обратимся к этой теме в следующих главах, где рассмотрена модель уровней мышления (метасостояний). Именно она, эта модель, поможет вам приобрести теоретические

Мир фрейм-игр

представления, необходимые для ориентации во фрейм-играх, связанных с едой и физическими упражнениями.

Итак, игры, в которые мы играем, в определенном смысле составляют основу нашей жизни. А если они лежат в основе нашей субъективной реальности, то обусловливают качество нашей жизни, навыков и рассуждений, эффективность действий и многое другое.

А еще есть фреймы

Под фреймом мы подразумеваем процесс, лежащий в основе человеческого сознания и называемый рамкой референции. Ваш «фрейм» указывает прежде всего то, из чего вы исходите. Не зная, из чего человек исходит, мы не в состоянии общаться с ним эффективно. Вот почему мы так часто спрашиваем друг друга: «Что ты имеешь в виду?», «О чем ты говоришь?»

Чтобы говорить или мыслить, мы должны держать в уме некие референты (ссылки), исходные значения, свидетельства. Они управляют играми, в которые мы играем. Таким образом появляются уровни мыишения. Благодаря этому мы можем легко пользоваться актуальными значениями (референтами) как ментальной первичной структурой.

[Маленькое отступление: я пользуюсь терминами-существительными «фреймы», «референтные фреймы» и т. д., на самом деле имея в виду процессы. Речь идет о том, как мы мысленно создаем фреймы, или акцентируем свой опыт.] Представьте себе, что мы едим то, что нарушает диету, или вредит нашему организму, или создает некоторые проблемы. Предположим, нам известно, во что обойдется нам эта ошибка, сколько времени и сил понадобится, чтобы справиться с последствиями минутного порыва. Далее: допустим, что кто-то из друзей или близких не выдерживает и

Что такое фрейм-игра?

обращается к нам с нотациями, упреками, осуждениями. Так у нас возникает референт.

Чаще всего, видя, слыша и ощущая результаты такой ошибки, мы приходим в состояние страха, дурного предчувствия, озабоченности, стресса, волнения или других негативных эмоций. А если затем мы воспользуемся этим референтным опытом как нашим отношением к питанию в целом, к диетам, к рискованным поступкам с целью изменения привычек, к затратам времени и сил для приобретения полезных привычек и т. д.? Это будет означать, что мы только что поднялись на более высокий уровень. Референтный опыт, который некогда был реальным историческим событием и с которого все началось, теперь превратился в ментальную точку отсчета (референт) нашего мышления. Произошел сдвиг, и мы стали пользоваться этой точкой отсчета как шаблоном или рамкой мышления.

Вот что мы делаем с внешними референтами, называющимися «опытом», мы пользуемся своим жизненным опытом для создания «карт мира» и делаем выводы на его основе. Мы обобщаем собственные суждения о событиях, об участвующих в них людях, о себе и т. д. Мы разрабатываем события в поисках значений, которые, по нашему мнению, заложены в них, как разрабатываем месторождения золота, серебра, свинца и меди. Однако именно в этом заключается наша ошибка.

Почему?

Потому что события и опыт не имеют никакого значения. Вскоре вы убедитесь, что они его иметь и не могут. Значение — принадлежность разума, функция всей нашей нервной системы и мозга. Мы создаем значения. Мы выдумываем их. Они возникают только в голове творца значений, образуются в процессе установления связей и ментальных контекстов. В процессе общения мы зачастую

Мир фрейм-игр

стремимся выяснить «значения», созданные собеседником. Но это довольно сложно, так как приходится отказываться от своих ментальных фильтров, ловить каждое слово, обдумывать услышанное и в конце концов корректировать собственные впечатления.

Поскольку мы обобщаем свой опыт и пользуемся им как первичной основой, мы строим систему «значений», а затем рассматриваем мир сквозь призму этих смысловых фреймов. В конце концов мы укладываем одни пласты фреймов на другие, вкладываем значения в значения. Затем мы берем наш мыслительный фрейм, повторяем этот процесс несколько раз, чтобы он вошел в привычку, и обретаем наш способ мышления, мыслительную структуру фреймов. Вся эта структура, состоящая из вложенных друг в друга рамок, обусловливает наше понимание, мышление, восприятие, суждения, убеждения и т. д. Благодаря ей создается то, что мы называем «личностью», и наши нейросемантические состояния. Затем мы начинаем повсюду брать с собой эту референтную систему, играя с ее помощью в различные игры. В зависимости от созданных значений мыслительные фреймы готовят нас к специфическим играм:

• «Никогда не рискуй. Действуй наверняка»;

• «А если над тобой посмеются?»;

• «Совершать ошибки - это ужасно. Не забывай об этом»;

• «Полнота — это наследственное; я не в силах изменить свой вес, физическую форму, состояние здоровья»;

• «Это же просто калории»;

• «Вот если бы удалось найти простой способ!»;

• «Я уже пытался, но ничего не вышло»;

• «Из этого вообще ничего не получится!»;

• «А как же мои удовольствия?»

Фреймы описывают содержание и структуру наших мыслей, задавая игры, в которые нам позволено играть, в кото-

Что такое фрейм-игра?

рые мы умеем и хотим играть. Под фреймом мы подразумеваем все высшие мыслительные структуры. К ним относятся все ментальные феномены — обычно мы называем их убеждениями, ценностями, представлениями, парадигмами, ментальными моделями, ожиданиями, предположениями, решениями, отождествлениями и т. д.

Всё вместе - фрейм-игры

Игры и фреймы образуют фрейм-игры. Они описывают внутренние и внешние аспекты нашего опыта; широкий спектр ментальных и поведенческих игр управляет нашей жизнью и в значительной степени определяет ее. В сфере питания и занятий спортом, как и работы, личной жизни, здоровья, накопления состояния, учебы и т. д., все мы играем в различные фрейм-игры, относящиеся к образу жизни. С помощью фреймов мы вводим игры — как полезные, так и деструктивные. Наши игры подразумевают наличие обусловливающих фреймов и вытекают из них.

После такого вступления обратимся к некоторым нежелательным фрейм-играм, разворачивающимся на арене двух привычек, наиболее заметно влияющих на наш вес и физическую форму, — питания и упражнений. Одного только понимания, что в этих сферах происходят игры, недостаточно, это уже известно многим из нас, и сама по себе такая информация почти бесполезна. Но нам не помешает узнать, что наши игры - это функции наших фреймов.

Что это означает?

Осознанный подход к фреймам позволяет нам понять, откуда берутся игры, что придает им значение, мотивацию и власть. Зная об этом, мы получаем возможность выбирать, как поступить с той или иной игрой. И наоборот, когда мы не осознаем игру, фрейм или его влияние, то можем легко

Мир фрейм-игр

увлечься. При этом фрейм-игра начинает играть с нами, а не мы создаем то, во что хотим играть.

• Какие игры, связанные с питанием и упражнениями, в настоящее время играют с вами?

• Осознанно ли вы выбрали эти игры?

• Помогаютлионивам, ведут ли вас в желаемом направлении, позволяя сохранить физическую форму и энергию?

• В какую игру или игры вы хотели бы поиграть?

• Какая ключевая информация, какие побудительные моменты затягивают вас в игры?

• Какими фреймами обусловлены эти игры?

• Как вы относитесь к этим играм?

• Какими историческими или концептуальными референтами вы пользуетесь при создании фрейма?

• Долго ли вы храните верность определенным фреймам?

Индикаторы нездоровых и деструктивных игр

Я уже упомянул несколько не слишком забавных игр, в которые нам иногда приходится играть в сфере питания. Они снижают качество жизни, а если их вовремя не обуздать, создадут ощущение бессмысленности и тщетности всех усилий. Близки ли вам эти игры? Ниже приведен их краткий список. Изучите собственные игры, определите, улучшают ли они вашу физическую форму, придают ли энергии и чувства уверенности в себе. Выявите игры, сводящие на нет ваши усилия и препятствующие достижению успеха. Поскольку в наш список входит лишь несколько возможных игр, задумайтесь и выявите другие бесполезные игры, играющие с вами.

Что такое фрейм-игра?

Бесполезные фрейм-игры

Беспомощность Я не в силах что-либо изменить. Я — жертва генетического наследия, воспитания, семейных традиций и т. д. Я не в состоянии изменить свой вес, привычки, связанные с питанием и физическими упражнениями и т. д.
Раздражительность С какой стати столько трудиться только для того, чтобы похудеть? Это несправедливо.
Паранойя Все эти врачи, диеты, средства массовой информации и т. д. преследуют меня, заставляют увлекаться модными новинками.
Порицание Если бы не моя мать (отец, учителя, муж и т. д.)... Во всем виноваты рекламные ролики и рестораны, где готовят такую аппетитную еду.
Чрезмерная ответственность Я в ответе за все, вот почему я питаюсь именно так. Я должен снимать стресс. Мне приходится расхлебывать кашу, которую заваривают другие, а потом успокаиваться с помощью еды.
Стресс Без определенной пищи я не могу испытать чувство облегчения или комфорта. Дел слишком много, я не всесилен.

Классификация игр

Если вам случалось обсуждать с другом или близким человеком проблемы контроля за весом, диеты с понижен-

Мир фрейм-игр

ным содержанием жиров и не встретить поддержки, — значит, этот человек втянул вас в игру. Вы общались, подразумевая каждый собственную игру, но не замечая игры собеседника. Оба полагали, что собеседник готов к игре, но постепенно возникло несоответствие. Все действия только подчеркивали, что вы находитесь на различных позициях, играя в разные игры.

А теперь предположим, что вы задумались о фрейме собеседника, ставшем причиной несоответствия:

«Ну вот, опять пустая болтовня. Ни к чему она не

приведет»;

«Надо принимать свой вес таким, каков он есть, и не

пытаться что-либо изменить — это тщетно»;

«Диеты и программы неэффективны». При таком отношении поведение близкого человека или друга приобретает конкретный смысл. В сущности, можно сказать, что ему приходится вести себя и говорить именно так, а не иначе. При подобном фрейме он не в состоянии выбирать игру, поскольку не «видит» происходящее так же, как вы, и не может принять вашу точку зрения.

Очень многие люди пытаются хоть каким-нибудь способом изменить свой уровень энергии и вес, но безуспешно. Это свидетельствует о том, что нам свойственно играть в неэффективные, бесполезные и даже деструктивные игры. Даже когда нам удается покончить с одними вредными, опасными и никчемными играми, мы тут же увлекаемся новыми. Игра «Беспомощная скулящая жертва» особенно вредна, как и игра «Я ничего не могу поделать, я не в силах контролировать свой вес». Такие нездоровые фреймы порождают бесполезные фрейм-игры.

В какие бесполезные игры вы играете сейчас? Чтобы выяснить это, просто обратите внимание на свое душевное со-

Что такое фрейм-игра?

стояние в связи с едой, самоконтролем, здоровыми привычками, физическими упражнениями и т. д.

• Что вы об этом думаете?

• Что приходит вам в голову?

• Возникает ли у вас ощущение, что почти бесполезно принимать решительные меры, стараться выглядеть и чувствовать себя иначе, придерживаться нового подхо-» да и превращать его в свой образ жизни?

• Достаточно ли у вас чувства собственного достоинства и уверенности в себе, чтобы добиться этого?

• В какие игры вы играете мысленно, со своими размышлениями, чувствами, поведением?

«Состояния» и фрейм-игры

Существует прекрасный способ выявления присутствующих в нашей жизни игр, связанных с едой. Для этого необходимо изучить свое отношение или позицию. Я пользуюсь термином «состояние», имея в виду всю совокупность ментального, эмоционального и поведенческого опыта в конкретный момент времени. Вы возбуждены? Подавлены? Вы охарактеризовали бы свое состояние как стрессовое, раздраженное, приятное, игривое или какое-то иное?

В любой отдельно взятый день мы обычно испытываем великое множество состояний, связанных с играми, в которые играем. Некоторые из них адекватны и непродуктивны. Не занимая никакой позиции, мы обычно входим в нересурсное психофизическое состояние и находимся отнюдь не на высоте. «Состояние» - наиболее уместный термин, поскольку он целостно охватывает и ментальный (когнитивный), и эмоциональный (физический) аспекты нашего опыта.

Ведущий исследователь в сфере психобиологии Эрнест Росси (1987) отмечал, что наши состояния создают психиче-

47

Мир фрейм-игр

скую или позиционную установку. Это означает, что как только мы входим в такое состояние, оно само начинает управлять нашим обучением, памятью, восприятием, общением и поведением. Росси назвал это явление «подчиненностью состоянию».

К примеру, в состоянии гнева мы склонны воспринимать мир с позиций враждебности. При этом наше образование и память служат гневу, как и наши действия и общение. То же самое справедливо для любого острого состояния (радости, игривости, расслабления, напряжения, страха и т. д.): как только мы входим в него, состояние начинает управлять нашими психологическими возможностями.

Представьте, что вы — спринтер, изо всех сил бегущий по дорожке. Насколько вероятны у вас в этот момент депрессивные мысли? Независимо от ваших мыслей до и после забега ваша психическая установка и химические процессы, необходимые для депрессии, во время бега недоступны для вас. Как и любой другой опыт, подобный бег целостно затрагивает и разум; и тело. И даже когда вы задумаетесь о забеге, ваше состояние начнет меняться, порождая иные ощущения.

Применительно к играм, связанным с питанием и упражнениями, это означает, что наше состояние в любой конкретный момент задает физический и эмоциональный фон (и фреймы) для наших игр и определяет их качество.

• В какое состояние вам необходимо прийти, чтобы кого-то осудить?

• В каком состоянии вы способны искать позитивные решения?

• Какое состояние поддерживает вас при разрешении проблем?

• Какое состояние усиливает ваши ощущения бессилия, - страха или чрезмерного контроля?

Что такое фрейм-игра?

Мотивированные состояния и фрейм-игры

Когда мы рассуждаем о том, как следить за весом, в особенности — как эффективно управлять привычками, связанными с питанием и физическими упражнениями, неизбежно всплывает тема мотивации. В сфере питания особое значение имеет все, что связано с внешними и/или внутренними мотиваторами, их воздействием и т. д. Фрейм-игры помогают нам разобраться в этих вопросах.

• В какие игры вы играете в связи с едой, диетами и упражнениями, когда речь заходит о «мотивации»?

• Просыпаетесь ли вы по утрам с радостным предвкушением и азартом, вызванными вашим самоуправлением или контролем?

• Или вы просыпаетесь с жалобами и стонами, играя в «Почему я должен следить за своим питанием?»?

Как бы вы ни играли в эту игру - радуясь возможности находить и приобретать новые привычки, помогающие здоровому питанию и образу жизни в целом, или досадуя на нее, — у вас есть фреймы и фреймы фреймов, обусловливающие подобные игры и поддерживающие их. При этом они и создают определенное состояние, и отражают его.

Удивляет ли вас то, что и желание предпринять конкретные действия ради достижения цели, и нежелание делать что-либо связаны с одним и тем же процессом введения и актуализации фрейма? В обоих случаях мы пользуемся умением сосредотачиваться на своей цели. Мы движемся к ней, способствуя каким-либо событиям или следя, чтобы не произошли другие.

Как получается, что иногда человек приходит в новую для него сферу, почти не имея опыта действий в ней, и до-

!.

Мир фрейм-игр

бивается поразительных успехов? Как некоторым людям удается настойчиво стремиться к осуществлению своих мечтаний и добиваться их, в то время как другие, может быть, гораздо более компетентные и талантливые, упускают время из-за нерешительности?

Ответ таков: все дело во фреймах.

Одни люди играют во фрейм-игру «Сосредоточенность на цели и умение достичь ее», другие - во фрейм-игру «Я не хотел бы и сегодня потерпеть фиаско. Этим я уже сыт по горло».

Выводы

• За пределами сфер питания и физической формы существуют игры, радикально и глубоко воздействующие на то, как мы справляемся с этими аспектами повседневной жизни. Мы играем в игры по поводу того, как и почему едим, чего добиваемся, принимая пищу, и т. д. Кроме того, мы играем в ментальные игры с собой и окружающими, когда едим, занимаемся спортом или фитнесом и т. д.

• За каждой игрой (и над нею) стоит фрейм. Фреймы управляют играми. Чтобы играть в какую-либо игру, необходимо знать ее правила, структуру, результаты и т. д.

• Фрейм-игры позволяют нам по-новому воспринимать набор взаимодействий на поведенческом, коммуникативном и психологическом уровнях, чтобы анализировать и понимать игры, а также эффективно работать с бесполезными играми.

• Поскольку нездоровых, вредных и опасных игр существует очень много и они способны свести нас с ума, следует помнить о том, что есть множество полезных, вдохновляющих и увлекательных игр, помогающих сохранить здравый рассудок и повысить собственную результативность.

Что такое фрейм-игра?

• Если мы хотим стать экспертами в области управления питанием и физической формой, а также улучшить в этом плане качество своей жизни, нужно только знать, как перестать играть в нелепые и деструктивные игры и как выбирать те, благодаря которым мы оказываемся на высоте.

Теперь вам надо сделать следующее

• Составьте список своих игр, связанных с питанием. Понаблюдайте за собой следующую неделю и дайте играм названия. В какие игры вы играете с едой? Дайте им забавные и запоминающиеся названия.

• Попросите кого-нибудь из своих близких поиграть вместе с вами в игру «Названия для игр с питанием». Просто повеселитесь.

ВСЯЖИЗНЬ - ИГРА,

КОТОРАЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ

ВНУТРИ НЕКОЕГО ФРЕЙМА

Зная об этом, остается только выяснить, в какие игры вы играете и какие фреймы задают эти игры.

Каковы правила этих игр?

Когда они начинаются?

Когда они заканчиваются?

Каквы ведете подсчет очков?

Как вы выигрываете?

Каковы результаты игр?

Наши рекомендации