Часть ii. энергия для фрейм-игр
Холл М.
Игры, в которые играют худые люди:
Стань стройным и здоровым
УДК 615,8:159.9 ББК 53.51+88.3
Х72
Оформление обложки — дизайн-студия «Дикобраз»
Холл М.
Х72 Игры, в которые играют худые люди: Стань стройным и здоровым / М. Холл; Пер. с англ. У. Сапциной; Предисл. А. А. Плигина. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 300, [4] с.
ISBN 5-17-025226-9 (ООО «Издательство ACT»)
ISBN 5-271-08684-4 (ООО «Издательство Астрель»)
ISBN 1-890-00120-1 (англ.)
Чтобы стать стройным, подтянутым и энергичным, оказывается, достаточно отбросить прежние и задать новые рамки (фреймы) своему сознанию. Автор книги, разработчик популярной на Западе области практической психологии — нейро-лингвистического программирования (НЛП), описывает ключевые фреймы и фрейм-игры, связанные с контролем над нашим весом. Рассматривая их, он раскрывает причины такого комплексного симптома, как «лишний вес».
УДК 615,8:159.9 ББК 53.51+88.3
Общероссийский классификатор продукции OK-OOS-93, том 2; 953000 - книги, брошюры
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.000577.02.04 от 03.12.02.2004 г.
Подписано в печать 15.06.2004. Формат 84х 108 7эг. Усл. печ. л. 15,96. Тираж 5 000 экз. Заказ № 2506.
ISBN 5-17-025226-9 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-08684-4 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 1-890-00120-1 (англ.)
© М. Холл, 2003
© ООО «Издательство Астрель», 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Об авторе............................................4
Майкл Холл и его метод фрейм-игр для желающих
похудеть..........................................6
Предисловие.........................................10
Исходная ориентировка..............................19
Как начать..........................................23
Общие замечания....................................26
ЧАСТЬ I. МИР ФРЕЙМ-ИГР
Глава 1. Что такое фрейм-игра?........................33
Глава 2. Фреймы: движущая сила игры «Стройность
и подтянутость»..................................52
Глава 3. Как играть во фрейм-игры и достигать в них
мастерства.......................................66
ЧАСТЬ II. ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ФРЕЙМ-ИГР
Глава 4. Энергия для игры.............................82
Глава 5. Дополнительная энергия для игры..............100
Глава 6. Развитие способности спрашивать: «Почему?» ... 113
ЧАСТЬ III. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМИ
СПОСОБНОСТЯМИ, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ «НЕТ!»
Глава 7. Осознание игр, связанных с питанием..........133
Глава 8. Неэффективные фрейм-игры для контроля веса .. 156
Глава 9. «Убийство дракона» - отказ от прежних игр......168
Глава 10. Фрейм-игры, вытесняющие прежние
фрейм-игры.....................................193
ЧАСТЬ IV. ФРЕЙМ-ИГРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ И УПРАЖНЕНИЙ
Глава 11. Фрейм-игры для нового отношения к еде.......220
Глава 12. Фрейм-игры для активной жизни.............240
1лава 13. Фрейм-игры для упорства....................253
Глава 14. Реплики разума для изменения установок......266
ОБ АВТОРЕ
Доктор Майкл Холл, психолог и предприниматель, живет в Роки-Маунтин, штат Колорадо (США). На протяжении двадцати лет он занимался психотерапевтической практикой, затем начал преподавать и проводить тренинги — сначала по коммуникации (настойчивость, переговоры, взаимоотношения), затем по НЛП.
Он изучал НЛП вместе с его основателем, Ричардом Бендлером, в конце 80-х годов, успев к тому времени стать опытным специалистом. Он опубликовал более двадцати книг, в том числе «Дух НЛП» (1996), «Убить дракона», «Ме-тасостояния», «Реплики разума», «Изучение людей», «Структура совершенства», «Фрейм-игры» и др.
Майкл Холл удостоен докторской степени в области когнитивно-поведенческой психологии, его специализация -психолингвистика. Его докторская диссертация посвящена языковым особенностям четырех направлений психотерапии (НЛП, РЭТ, терапии реальности, логотерапии) и применению принципов общей семантики. На Международной междисциплинарной конференции в 1995 году он представил направление, объединяющее НЛП и общую семантику.
Об авторе
В 1994 году Холл разработал модель метасостояний при моделировании стойкости и представил результаты исследований на Международной конференции по НЛП в Денвере.
Вместе с доктором Бобом Боденхеймером он стал основателем неиросемантики, создав унифицированную модель с применением трех метасфер НЛП. Они основали «Общество неиросемантики» и создали институты неиросемантики в США и других странах мира.
Сейчас Майкл Холл занимается исследованиями и моделированием, проводит международные тренинги и пишет книги. К его последним проектам относятся моделирование совершенства в сфере торговли, убежденности, ускоренного обучения, управления государством, обретения состояния, деятельности женщин-руководителей, фитнеса, здоровья и т. д. В настоящее время проводит тренинги по метасостояниям.
МАЙКЛ ХОЛЛ
И ЕГО МЕТОД ФРЕЙМ-ИГР
ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ
ПОХУДЕТЬ
Уважаемый читатель!
Вы держите в руках первую из многочисленных книг доктора философии Майкла Холла. Он является разработчиком одной из самых популярных на Западе областей практической психологии — нейролингвистического программирования (НЛП). Оно изучает человеческий опыт, различные стратегии достижения успеха, творчества, мастерства с целью выделения в них той части, которая может быть описана и передана другим. НЛП стремится создать множество практических инструментов и даже «рецептов» там, где обычно это сделать труднее всего, и применяется в психотерапии, обучении, бизнесе, творчестве.
Впервые я познакомился с работой Майкла Холла в Университете Санта-Крус (США), на встрече лидеров нейролингвистического программирования из различных стран мира, которую организовали Роберт Дилтс и Джудит Де Лозье. На этой международной конференции присутствовало около 300 человек более чем из 25 стран! Событие действительно впечатляющее и волнующее - такого количества знаменитых в НЛП людей в одной аудитории и не
Майкл Холл и его метод фрейм-игр для желающих похудеть
припомнишь, а повод для сбора глубоко затрагивал каждого! Мы собрались, чтобы поговорить о том, что уже достигнуто с помощью НЛП и куда еще нужно продвигаться. Перемещаясь по линии времени развития НЛП, мы говорили о прошлом с позиции конструктивных критиков, о настоящем — с позиции реалистов и представляли будущее с позиции мечтателей! А затем, наоборот, на новом витке: мечтатель — реалист — критик! Роберт и Джудит филигранно направляли коллективный разум, вдыхая энергию и юмор в сотворчество, наполняя свежестью атмосферу происходящего. Благодаря этому появилось множество новых идей применения НЛП более чем в 20 областях человеческой деятельности. Особенно запомнились вечерние встречи с авторитетными и известными тренерами, среди которых необычайно ярко представил свой мастер-класс доктор Холл. Будучи философом, лингвистом и специалистом НЛП, он долгое время работал с Ричардом Бендлером и создал свое новое направление — «Метасостояния и нейросемантика». Его тренерский стиль, глубина и новизна размышлений, легкость техник и упражнений впечатляли и потрясали. Именно после этого у меня возникла идея пригласить его с семинаром в наш Центр НЛП в образовании для участия в проекте «Звезды НЛП на небосводе России». Теперь и у нас в стране светит еще одна звезда НЛП. Именно звезда! По оценке Роберта Дилтса, авторские методы Майкла Холла — самые значительные разработки в этой области за последние десять лет! Майкл любезно предоставил нам для издания некоторые из его книг.
Мы решили начать публикацию с той, которая прежде всего представляет практический интерес. В этой книге вы сможете узнать о рамках нашего мышления — фреймах. Мы специально сохранили этот термин без перевода, так как он
Майкл Холл и его метод фрейм-игр для желающих похудеть
очень многомерен, а в русском языке нет простого в употреблении и глубокого по смыслу аналога.
Представьте, уважаемый читатель, какую-нибудь картину в дорогой раме в стиле рококо и затем поместите ее в обычную тонкую деревянную рамку. А если ее мысленно перекрасить в черный цвет? Или в красный? Как вы думаете, изменится ваше восприятие картины, настроение или даже ее смысл? Наше мышление умеет создавать подобные рамки различной ценности и значимости, образовывая определенные внутренние установки, предписания для последующего поведения. Под рамками шире могут пониматься стереотип, убеждение, способ, состояние в целом. Всё в нашем опыте имеет свои рамки. И если мы хотим что-либо изменить, то важно найти новые, более подходящие рамки мышления и поведения. Знаменитый лингвист Альфред Корзибский метафорично говорил, что карта не есть территория. Он имел в виду, что «карта» — это лишь рамки, созданные нашим мышлением и речью об этом мире, а территория всегда шире и богаче! Раздвигая свои рамки, мы всегда можем приблизиться к новой территории, найти дополнительный выбор и маршрут движения, о котором даже и не подозревали ранее.
Майкл Холл, вслед за трансактным анализом, предлагает думать о собственном поведении не только в рамках одного события, но и в целом комплексе, последовательности событий — сценарии, который он называет игрой наших рамок (фрейм-игрой). В какие игры мы играем с собой и другими, имея те или иные рамки мышления? Майкл метко и педантично описывает ключевые фреймы и фрейм-игры, связанные с контролем над нашим весом. Рассматривая их, он раскрывает множество причин такого комплексного симптома, как «лишний вес».
Майкл Холл и его метод фрейм-игр для желающих похудеть
Будьте внимательны! Майкл построил эту книгу психологически так, чтобы затронуть разные аспекты нашего «я» (самооценку, ценности, убеждения, способности, действия и т. д.), мотивируя читателя то позитивно, то негативно, иногда специально подливая масла в огонь! В текст, который вам предстоит прочитать, он встроил ряд приемов, скорее всего понятных и заметных только специалистам НЛП. Например, многократные повторения ключевых идей и даже фраз в разных частях книги служат для своего рода «впечатывания» поддерживающих позитивные изменения убеждений.
Я уверен, что вдумчивый читатель, ответив на множество вопросов Майкла Холла, узнает о себе нечто большее, чем даже предполагается его методикой, и незаметно для себя встроит новые рамки мышления и способы поведения. Специалист-консультант приобретет целостный и системный инструмент в области личностного изменения и психотерапии, кстати, не только для задач, связанных с весом.
Я уверен, что вы получите удовольствие от инсайтов и открытий, которые вас ожидают!
А. А. Плигин,
научный руководитель Центра НЛП в образовании, к.п.н.,
тренер НЛП международной категории
ПРЕДИСЛОВИЕ
Игры, в которые вы играете с едой (питанием) и движением (физическими упражнениями), определяют ваши победы и поражения.
• Так в какие же игры вы играете?
• В какие игры будете играть сегодня?
Все мы играем в игры — потому, что таково наше психофизическое устройство. Есть старая поговорка: «То, как мы думаем, определяет то, чем мы являемся». Перефразируем ее на современный лад.
Как мы задаем фреймы, так и живем, то есть играем в игры, обусловленные этими рамками.
Я не знаю, в какие игры вы играете с едой. Мне известно только, что вы непременно свои игры ведете. Они состоят из постоянного и проверенного набора действий, ощущений и мыслей, которыми пользуются, когда речь заходит о еде, питании и упражнениях. Это и есть ваши игры «Питание» и «Упражнения».
В какие игры с питанием вы играли? Возможно, это были: «Я ем, чтобы чувствовать себя любимым и вознагражденным»;
Предисловие
«Процесс еды увлекает и успокаивает»;
«Отказываться от какой-либо еды — значит терпеть
лишения». Я не знаю, играете ли вы в здоровые игры, придающие вам энергии, способствующие поддержанию хорошего внешнего вида и прекрасного самочувствия, или же предпочитаете нелепые игры, сводящие на нет все ваши старания управлять своим питанием и физической формой. Мне не известно, добавляют ли вам эти игры энергии и жизненной силы или же вызывают у вас ощущения внутреннего напряжения, тяжести, упадка сил. Чтобы выяснить все это, мне придется задать несколько вопросов:
• Вам нравятся ваши игры с едой, питанием или упражнениями?
• Они обеспечивают вам желаемые результаты — стройную фигуру, энергию, жизненную силу?
• Вы хотели бы поиграть в новые игры?
• Вы согласились бы поучиться другим играм?
• Вы готовы изменить и усовершенствовать связанные с питанием и упражнениями прежние игры или заменить их на те, контролировать которые сможете самостоятельно?
• Вы хотели бы иметь возможность послать подальше прежние игры с питанием?
Почему неэффективна игра «Диета»
А теперь я расскажу вам о Дженни.
Дженни - одна из пятнадцати адресатов, получивших рукопись этой книги, и она попыталась опробовать описанную в ней модель на себе. Дженни написала, что на протяжении нескольких лет старалась сбросить вес и закрепить
Предисловие
желаемые результаты. Подробно рассказала, как испробовала различные программы, TOPS, «контроль веса», методику Дженни Крейг и так далее. В целом как быть, как правильно питаться, как изменить свое поведение, она знала прекрасно.
Несколько лет назад она отказалась от диет — они не давали устойчивого эффекта.
«После девяти месяцев применения очередной программы, — пишет Дженни, — я вдруг замечала, что опять набираю вес. И меня наконец осенило: я поняла, что проблема заключается в самих диетах!» Но это была лишь часть проблемы. По мере применения диет у Дженни по отношению к ним сформировались мыслительные фреймы. В их число входили следующие фреймы:
• проблема в еде;
• проблема в переедании;
• проблема в неправильном питании;
• проблема во мне;
• прочие.
Таким образом, проблема заключалась в представлениях Дженни о питании и диетах. Ментальные фреймы Дженни усугубляли неэффективность диет.
Игры с едой
История Дженни объясняет, почему в этой книге говорится об играх — фрейм-играх, в которые играют люди. Что же такое «фрейм-игра»! Это выражение относится к двум ключевым аспектам каждого опыта.
• Игры: набор действий и поступков, которые мы совершаем. То, что мы реально делаем, что говорим, даже то, что чувствуем. С точки зрения стороннего наблюдателя, это наши игры. Некоторые едят все, что попадает-
Предисловие
ся им на глаза. Это их игра. Другие обязательно доедают все, что лежит на тарелке. Это их игра. • Фреймы: наши представления, убеждения, ценности, взгляды и т. д., задающие правила игры, ее установку. Некоторые ментальные фреймы просты и бесхитростны: «Доешь всё, что у тебя на тарелке, — в мире голодает столько детей... в Африке, Индии, Китае...» Другие — более сложны и как бы завуалированы. К примеру, поедание сладостей после еды выглядит и воспринимается как награда. Возможно, в детстве нас поощряли сладостями за «хорошее поведение», и мы по-прежнему пользуемся этим засевшим в мозгу фреймом. Может показаться, будто проблемы с весом, размером и формой тела, перееданием, ожирением, рыхлостью мышц и т. д. — исключительно поведенческие проблемы, однако это не так. Игры, в которые мы играем, — не что иное, как проявления наших фреймов. Мы играем в них потому, что держим в голове определенные правила и представления. Вот почему попытки изменить что-либо на уровне поведения, без изменений правил игры, обычно заканчиваются неудачей. Пока мы сохраняем привычные представления о еде и упражнениях, пока пользуемся первичными фреймами, нам трудно не играть в соответствующие игры. В повседневной текучке нам кажется, что мы обречены участвовать именно в этих играх.
Но и это неправда. Это обман. Мы не созданы ни для этих, ни для каких-то других Игр. Мы играем в них потому, что знаем, как это делается, и делаем это на протяжении долгих лет. Эти игры нам знакомы, и они имеют для нас смысл, хотя с точки зрения длительного влияния на здоровье они могут оказаться деструктивными.
Предисловие
Из книги «Игры, в которые играют худые люди» Дженни почерпнула нечто новое — научилась по-другому относиться к пище и упражнениям. Это произошло в то время, когда она уже отказалась от игры «Диета». Но она еще не умела играть в «Образ жизни», для этого ей не хватало необходимых фреймов. Кроме того, она не знала, как прекратить игру «Порицание» и признать, как это ни парадоксально, что игры «Признание», «Чувствительность к питанию» и «Еда — топливо» помогут ей справиться с ситуацией.
Ей пришлось научиться нескольким новым играм, и она выполнила эту задачу. За три месяца она сбросила 9 килограммов и сумела сохранить свой новый вес. И это еще не все. Она взялась за игры с упражнениями, чтобы укрепить мышцы и улучшить обмен веществ. Такой образ жизни оказался для нее совершенно новым, она думала не о том, как бы поменьше съесть, а что надо съесть, чтобы обеспечить прилив жизненной силы: «Это совершенно другой образ жизни. Я привыкла сознательно относиться к питанию, всегда помнила о еде, думала о том, чего не следует есть, какой пищи надо избегать. Но больше я об этом не задумываюсь. Теперь все мои мысли сосредоточены на пище, обеспечивающей меня энергией и жизненной силой».
В этих словах изложена одна из основных целей, которые я преследовал при написании этой книги. А именно: я надеялся показать вам совершенно новый образ мышления, легко применимый к питанию, упражнениям, еде, весу и т. д. Наряду с другими современными публикациями в духе «хватит диет!» или о стремлении к стройности и подтянутости, эта книга предоставит вам все средства, необходимые для того, чтобы успешно контролировать свой вес и физическую форму, а именно:
Предисловие
• новую «карту» представлений об играх «Питание» и «Упражнения» — новые мыслительные фреймы;
• мотивацию для новой игры, стремление взять на себя ответственность за эти сферы жизни;
• шаблоны или процессы, которые позволят вам играть в совершенно новую игру и поддерживать ее, чтобы она стала вашим образом жизни.
Почему я сделал акцент на играх «Питание» и «Упражнения»? Этому есть несколько причин, но центральное место занимает следующая:
Игры, в которые мы играем,
определяют то, как мы живем,
И качество нашей жизни.
Само качество вашей жизни — ваше здоровье, уровень энергии, жизненная сила, выносливость, физическая форма, внешний вид, эмоции, мышление и т. д. — определяется качеством ваших игр. Поэтому, если вы хотите повысить качество собственной жизни, научитесь играть в более качественные игры. А для этого вам понадобятся качественные мыслительные фреймы.
Внимание: новые игры не панацея!
Несколько человек из первых пятнадцати, ознакомившихся с рукописью этой книги, так и не добились успеха. Почему? Некоторые не дочитали до конца даже первую главу. Одна женщина сообщила, что искала в книге «волшебный секрет», а когда не нашла его на первых страницах, потеряла к книге всякий интерес.
Так вот этот мыслительный фрейм способен убить любой интерес, долговременное упорство, обязательность, стойкость. Возьмете его на вооружение — и он введет игры «Не-
Предисловие
терпение», «Неумение доводить дело до конца», «Склон^-ность разбрасываться по мелочам, но ничего не добиваться». Вот почему эта книга предназначена отнюдь не для всех. Если вы хотите играть в старые привычные игры с пищей и хранить им верность, эта книга вам не поможет. Да она и не должна делать это — она для тех, кто хочет ею воспользоваться как моделью, дорожкой к пониманию, как изменить свою жизнь.
В этой книге не содержится никакой волшебной панацеи. Только объявления в бульварных газетах обещают помочь сбросить вес безо всяких усилий, во сне. Именно такие фреймы вынуждают вас играть в прежние игры, из-за которых вы остаетесь располневшим, обрюзгшим, подавленным, рассеянным человеком. Просмотрите восьмую главу, если хотите узнать об играх, наносящих вред вашему здоровью, физической форме и стройности. Не покупайте эту книгу, если хотите играть именно в такие игры или предпочитаете игру «Рыдающая жертва»:
«Но я же старался! Я испробовал даже эти ультрасовременные фрейм-игры, и они тоже не помогли!» Лучше сэкономьте деньги.
Поберегите их и в случае, если по-прежнему руководствуетесь нереальными детскими представлениями об игре (и множество людей хотят в нее играть), суть которой в словах: «Должен же существовать какой-то быстрый, легкий, простой способ стать подтянутым, энергичным и превосходно выглядеть!» Ваш организм устроен иначе. Так, как в этой игре, он никогда не действовал и не будет действовать. Если вы придерживаетесь такого фрейма, это только осложнит положение. Вы столкнетесь с известным сторонникам диет эффектом «йо-йо» - эффектом непостоянства результатов. Этот
Предисловие
фрейм сведет на нет все ваши усилия и добавит жира, в котором вы не нуждаетесь.
Вы сумеете освоить фрейм-игры для обретения хорошей физической формы и контроля над весом, описанные в этой книге, только в случае выполнения следующих условий:
• признайте все свои ментальные фреймы и поведенческие игры;
• потратьте время и силы, чтобы вникнуть в суть описант ной методики и попрактиковаться в ней. Да, книгу предстоит прочесть; это придется сделать, но нужно будет также применить прочитанное на практике;
• разрешите себе научиться совершенно новым играм;
• будьте добры к себе и своему нынешнему состоянию (игра «Осуждение» не только вызовет обиду, но и будет препятствовать вам);
• приготовьтесь научиться говорить «нет!» прежним играм и оставаться глухим к их соблазнительным призывам;
• приготовьтесь разрешить себе хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать, наслаждаться энергией и жизненной силой (это означает конец игры «Но разве я заслужил все это?»).
В первой части книги говорится преимущественно о пище и питании — но не потому, что для достижения результатов вам хватит только новых игр «Питание». Это не так. Все удачные длительные программы похудания включают физические упражнения. Вам придется изо дня в день вести более активную жизнь для укрепления сердечно-сосудистой системы и повышения интенсивности обмена веществ, чтобы быстрее сжигать жир.
И еще одно, последнее: при чтении этой книги вам придется призвать на помощь свой интеллект. В мои намере-
!7
Предисловие
ния не входит покровительствовать вам и кормить вас идеями с ложечки.
Почему? Почему бы не упростить текст, не сделать его доступным пониманию ученика седьмого класса? У меня есть на это свои причины, и я изложу их вам, но только в том случае, если у вас хватит решимости осуществить свою мечту — быть стройным и подтянутым, идемте со мной, мы поиграем в совершенно новую игру. Обещаю, она будет увлекательной — конечно, если вам надоело быть толстым и бесформенным.
[Кстати, в качестве семантического приема я буду пользоваться несколькими лингвистическими особенностями, которые поначалу могут показаться странными. Одна из них — «и т. д.». Позаимствованное из общей семантики, это сокращение помогает выразить мысль о том, что по какому-либо поводу «можно еще многое добавить, упомянуть или перечислить». При этом «и т. д.» бросает вызов черно-белому догматизму, подразумевающему, что все сказано раз и навсегда. Кроме того, в описании игр будут время от времени попадаться многоточия, означающие: помедлите, остановитесь, обдумайте слова в многообразии их значений...]
ИСХОДНАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Задумайтесь о фреймах и совокупностях фреймов, в данный момент управляющих вашим мышлением, восприятием, отношением к пище и физической активности. Тем временем я сообщу вам кое-что пугающее и вместе с тем интересное.
Эти фреймы действуют! Но в какой степени? Позволяют ли они вам осуществлять желаемый контроль над питанием и упражнениями? Обеспечивают ли они ваше тело и разум энергией, превращающей жизнь в приключение? Позволяют ли они вам жить с комфортом, демонстрируя грацию, легкость и энергичность? Источник наших проблем с питанием, весом и здоровьем — вовсе не пища. Еда не представляет проблемы, когда речь идет о питании, наращивании, сбрасывании или сохранении веса. Пища — всего лишь пища. Проблемы, связанные с ней, порождает наше отношение к пище и к самому процессу питания. Эти проблемы возникают, когда мы питаемся по ошибочным причинам. И конечно, источником этих ошибочных причин неизменно оказы-
Исходная ориентировка
ваются рамки нашего мышления. Так появляется «психопитание».
• Каким значимым фреймом вы пользуетесь, когда едите, сидите на диете, делаете зарядку, думаете о еде, хотите немного похудеть и т. д.?
• Какое значение вы придаете питанию?
• Какие мыслительные фреймы (мысли, идеи, воспоминания и т. д.) мешают вам контролировать свое питание и физическую форму?
• Какой мыслительный фрейм вы взяли бы на вооружение, чтобы управлять собственным весом и физической формой?
• Сколько, по-вашему, понадобится времени, чтобы сбросить/набрать вес и стать здоровым и подтянутым?
• Насколько вы терпеливы или нетерпеливы в этом отношении?
• С кем вы сравниваете себя (если вообще сравниваете)?
• Насколько, по-вашему, вы заслуживаете хорошего самочувствия, приятной внешности, положительных эмоций?
Тот же принцип применим к зарядке, спорту, физическому состоянию. Проблемы, возникающие у нас с физической формой, здоровьем или весом, не связаны с тем, есть ли у нас тренажеры, время и/или мотивация. Если у нас появились затруднения, их источник — в нашем значимом фрейме, относящемся к упражнениям, активности, движению, усилиям и отвратительному слову «дисциплина».
Проблема не в вас. И не в опыте. Проблема — во фрейме!
Этим все объясняется. Что произойдет, если мы переста- * нем обращаться к своим фреймам? Наши проблемы с питанием, упражнениями, энергией, подтянутостью и строй-
Исходная ориентировка
ностью, даже в отсутствие обращения к управляющим фреймам, будут продолжаться. Обычно мы думаем, что их создают жизненные обстоятельства, генетические особенности, семейные традиции, характер, финансы и т. д. Так мы и меняем одну диету на другую, один комплекс упражнений на другой, бросаем одно новомодное увлечение и хватаемся за следующее. Почти все они действуют — по крайней мере некоторое время. Затем наши фреймы заново подтверждают себя, и мы возвращаемся к тому, с чего начали. Если вам это надоело, пришло время разобраться с фреймами и фрейм-играми, в которые мы играем. И научиться выявлять и изменять и то и другое. Об этом и говорится в данной книге.
Вопросы для блокнота
Если вы действительно хотите поиграть в новую увлекательную игру, заведите блокнот и озаглавьте его «Игра «Стройность и подтянутость». В блокнот запишите ответы на вопросы, которые вы найдете в следующих главах. Эти вопросы будут выделены в тексте или заключены в рамки. Ответьте на них, чтобы играть в игры «Осознание», «Выбор» и «Расширение возможностей».
• Вы уже решили похудеть и стать более подтянутым и энергичным?
• Зачем вам это нужно?
• Насколько это важно и ценно для вас?
• Какими еще причинами вы руководствуетесь?
• Может ли что-нибудь помешать вам осуществить свои намерения?
• Что мешало вам в прошлом?
• Какими ресурсами вы располагаете теперь, чтобы устранить прежние препятствия?
Исходная ориентировка
• Каким вы станете, когда осуществите свои намерения?
• Каким вы станете, когда добьетесь полного успеха в этом деле?
• Вы будете продолжать в том же духе и придерживаться нового образа жизни?
• Может ли что-либо помешать вам продвигаться по жизненному пути?
КАК НАЧАТЬ
На протяжении многих лет я работал с сотнями клиентов, стремившихся к изменениям. За это время я обнаружил, что у людей появляется нечто общее, когда речь заходит:
• об изменении привычек мышления, эмоций, организма;
• о внедрении нового процесса;
• об отказе от вредных привычек.
Что же это? Вот что: большинство людей действительно не знают, как им конкретно подступиться к процессу осуществления изменений или трансформаций, с чего начать. А вы знаете?
КАК НЕ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ
Большинство людей берется за новое дело абсолютно неправильно. Приступая к чему-либо, мы совершаем одну или несколько ошибок, перечисленных ниже.
• Мы озадачиваем себя предстоящим делом, отягощаем воображение тем, как далеко придется зайти, какая предстоит трата сил, борьба и т. д. Неудивительно, что такой фрейм препятствует осуществлению даже самых продуманных планов.
Как начать
• Мы с самого начала начинаем сомневатьсяв успехе: «Способен ли я на такое?», «Вряд ли это мне под силу». Мы не принимаем во внимание первые шажки и задаемся вопросом, хотим ли идти дальше. Затем мы сомневаемся в своих силах.
• Мы начинаем оправдыватьсявымышленными причинами, по которым нам не удается сбросить вес: «У нас это семейное», «Это предрасположенность», «Чтобы потолстеть, мне достаточно только взглянуть на торт». Все это ведет к осуждениюсебя («Если бы меня не соблазняли рекламами фаст-фуда по телевизору!»).
• Мы делаем выводыежеминутно и не оставляем новым процессам времени, чтобы они смогли подействовать. В нетерпении мы становимся придирчивыми и требовательными. Мы осуждаем, критикуем каждый этап процесса и привносим в сам процесс множество негативных эмоций.
Если вы начнете с какой-либо из этих мыслительных игр, то сразу же потерпите поражение. Некоторые из них даже не дадут вам взяться за дело. Если будете продолжать играть в эти фрейм-игры, вы ничего не добьетесь — разве что почувствуете себя беспомощными и решите утопить свои печали в мороженом.
Все это — примеры того, как не надо начинать. Если вы «управляете своим мозгом», придерживаясь подобных мыслей и мышления, то наверняка проиграете прежде, чем у вас появится шанс приступить к делу. Что тут можно предпринять? Прежде всего — вспомнить об упрямстве, дарованном вам Богом. Затем - как следует разозлиться на то,-что ваш мозг ведет дурацкие игры разума, и настоять на своем. В конце концов, кто здесь главный — вы или ваше серое вещество?
Как начать
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Чтобы начать, поиграйте в новые мыслительные игры (рамки игр разума). Неважно, согласны ли вы со мной, считаете ли вы этот метод эффективным (вот опять игра «Сомнение»!), гадаете, справитесь ли (фрейм. «Неуверенность в себе»!) или изобретаете какое-нибудь новое оправдание. Если вы виртуозно освоили игру «Изобретение оправданий», это не означает, что вам следует воздерживаться от прочих игр.
Вот чего я хочу от вас: прочтите следующие строки, затем перепишите их от руки (вы уже размышляете, под каким предлогом отказаться от этого задания?) и прочтите их, глядя кому-нибудь в глаза.
• Я меняю рамки своего мышления. Я собираюсь поиграть в новую игру, связанную с питанием и физической активностью. Я намерен управлять собственным мозгом. Когда я мысленно представляю похудание, жир начинает испаряться из моего тела.
• Мне достаточно каждый день выполнять одно простое задание. Я ни за что не стану озадачивать себя сложностями новой игры, даже мелочами.
• Я буду упрямо воздерживаться от старой игры оправданий и порицаний. Я набиваю рот едой из-за своих старых рамок мышления, которые создал сам, но теперь я постепенно, день за днем буду создавать новые способы мыслить.
• Я буду играть в новые игры в мягкой манере, помня о том, что происходит, и наслаждаясь самим процессом изменения. Самое увлекательное — участие в игре, развлечение.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Глава 1
ЧТО ТАКОЕ ФРЕЙМ-ИГРА?
Мир фрейм-игр
увлечься. При этом фрейм-игра начинает играть с нами, а не мы создаем то, во что хотим играть.
• Какие игры, связанные с питанием и упражнениями, в настоящее время играют с вами?
• Осознанно ли вы выбрали эти игры?
• Помогаютлионивам, ведут ли вас в желаемом направлении, позволяя сохранить физическую форму и энергию?
• В какую игру или игры вы хотели бы поиграть?
• Какая ключевая информация, какие побудительные моменты затягивают вас в игры?
• Какими фреймами обусловлены эти игры?
• Как вы относитесь к этим играм?
• Какими историческими или концептуальными референтами вы пользуетесь при создании фрейма?
• Долго ли вы храните верность определенным фреймам?
Индикаторы нездоровых и деструктивных игр
Я уже упомянул несколько не слишком забавных игр, в которые нам иногда приходится играть в сфере питания. Они снижают качество жизни, а если их вовремя не обуздать, создадут ощущение бессмысленности и тщетности всех усилий. Близки ли вам эти игры? Ниже приведен их краткий список. Изучите собственные игры, определите, улучшают ли они вашу физическую форму, придают ли энергии и чувства уверенности в себе. Выявите игры, сводящие на нет ваши усилия и препятствующие достижению успеха. Поскольку в наш список входит лишь несколько возможных игр, задумайтесь и выявите другие бесполезные игры, играющие с вами.
Что такое фрейм-игра?
Бесполезные фрейм-игры
Беспомощность | Я не в силах что-либо изменить. Я — жертва генетического наследия, воспитания, семейных традиций и т. д. Я не в состоянии изменить свой вес, привычки, связанные с питанием и физическими упражнениями и т. д. |
Раздражительность | С какой стати столько трудиться только для того, чтобы похудеть? Это несправедливо. |
Паранойя | Все эти врачи, диеты, средства массовой информации и т. д. преследуют меня, заставляют увлекаться модными новинками. |
Порицание | Если бы не моя мать (отец, учителя, муж и т. д.)... Во всем виноваты рекламные ролики и рестораны, где готовят такую аппетитную еду. |
Чрезмерная ответственность | Я в ответе за все, вот почему я питаюсь именно так. Я должен снимать стресс. Мне приходится расхлебывать кашу, которую заваривают другие, а потом успокаиваться с помощью еды. |
Стресс | Без определенной пищи я не могу испытать чувство облегчения или комфорта. Дел слишком много, я не всесилен. |
Классификация игр
Если вам случалось обсуждать с другом или близким человеком проблемы контроля за весом, диеты с понижен-
Мир фрейм-игр
ным содержанием жиров и не встретить поддержки, — значит, этот человек втянул вас в игру. Вы общались, подразумевая каждый собственную игру, но не замечая игры собеседника. Оба полагали, что собеседник готов к игре, но постепенно возникло несоответствие. Все действия только подчеркивали, что вы находитесь на различных позициях, играя в разные игры.
А теперь предположим, что вы задумались о фрейме собеседника, ставшем причиной несоответствия:
«Ну вот, опять пустая болтовня. Ни к чему она не
приведет»;
«Надо принимать свой вес таким, каков он есть, и не
пытаться что-либо изменить — это тщетно»;
«Диеты и программы неэффективны». При таком отношении поведение близкого человека или друга приобретает конкретный смысл. В сущности, можно сказать, что ему приходится вести себя и говорить именно так, а не иначе. При подобном фрейме он не в состоянии выбирать игру, поскольку не «видит» происходящее так же, как вы, и не может принять вашу точку зрения.
Очень многие люди пытаются хоть каким-нибудь способом изменить свой уровень энергии и вес, но безуспешно. Это свидетельствует о том, что нам свойственно играть в неэффективные, бесполезные и даже деструктивные игры. Даже когда нам удается покончить с одними вредными, опасными и никчемными играми, мы тут же увлекаемся нов