Исследование зрительной и речеслуховой памяти
1. Умение воспроизводить ряд геометрических фигур
Материал — 4 карты с различно расположенными геометрическими фигурами: квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником.
Процедура и инструкция. Логопед просит ученика рассмотреть предложенные поочередно карты, запомнить расположение геометрических фигур. Затем изображения убирают и учащемуся предлагают нарисовать их самому, располагая по порядку.
133
Оценка результатов: высокий уровень — правильное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего — отдельные ошибки проявляются в пропусках или перестановках сти-мульного материала, исправляются после указания логопеда; средний уровень — многочисленные пропуски, перестановки предъявляемого материала, однако указание логопеда на допущенные ошибки ведет к их устранению; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, подсказка логопеда позволяет исправить лишь отдельные из них; низкий уровень — единичные правильные воспроизведения изображений.
2. Умение воспроизводить ряд букв
Материал — карточки с напечатанными на них сериями строчных и прописных букв:
а) А, И, П. В, Л, Д, У, Щ;
б) п, ы, р, п, ц, о, и, д, х;
в) А, ы, Ч, Ц, л, Л, 3, ж.
Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается внимательно рассмотреть ряд букв и запомнить его. Затем карточка убирается. Учащийся отбирает в кассе буквы и воспроизводит их последовательность.
Оценка результатов: см. п. 2.15.1.
3. Умение воспроизводить ряд слов
Регевой материал — слова: а) оценки, перчатка, синица, опускается, тихо, аккуратная, белый; б) осень, тяжесть, мокро, нигде, лижет, грохотать, пестрая.
Процедура и инструкция. Перед началом исследования учащийся получает задание прослушать произнесенные логопедом семь слов, запомнить их, затем повторить. Затем слова произносятся логопедом еще два раза. Учащемуся предлагается воспроизвести их снова. 134
Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное воспроизведение слов (предложений); уровень выше среднего — пропуски, перестановки одного слова, правильное воспроизведение при повторной попытке; средний уровень — пропуск или перестановка двух-трех слов; уровень ниже среднего — пропуск или перестановка более трех слов, изменение грамматической категории отдельных слов; низкий уровень — воспроизведение двух-трех слов, нарушение порядка слов, а также изменение грамматической категории большинства слов.
4. Умение воспроизводить предложения
Регевой материал — предложения: Вечером мы смотрели интересный фильм. Ранней весной на проталинах зазеленеет нежная травка. Аисты кормят своих птенцов мелкой рыбешкой, лягушками и жуками.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай и повтори каждое предложение.
Оценка результатов: высокий уровень — правильное воспроизведение предложений; уровень выше среднего — отдельные пропуски или перестановки второстепенных членов последнего предложения; средний уровень — аналогичные затруднения при воспроизведении всех предложений; уровень ниже среднего — сокращение структуры предложений, а также изменение грамматической отнесенности форм слов; низкий уровень — изменение структуры предложений, замены слов по звуковому сходству, нарушение смысла высказывания.
Исследование особенностей ручной моторики
(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.)
1. Определение ведущей руки, ноги
135
2. Выполнение пробы Хэда
3. Оптико-кинестетическая организация движений пальцев (праксис «позы»)
4. Динамическая организация движений пальцев
5. Состояние грасромоторных навыков
6. Наличие леворукости
Исследование особенностей речевой моторики
(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Определение особенностей движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам:
— наличие или отсутствие движений;
— тонус арктикуляторных мышц;
— характер движений артикуляторных органов (нормальная активность, заторможенность, расторможенность);
— объем движений;
— точность движений;
— длительность выполнения движений, способность удержать артикуляторныи уклад в заданном положении в течение определенного времени;
— переключаемость движений;
— темп;
— замены одного движения другим.
Исследование особенностей динамической стороны речи
(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Указывается:
— темп (нормальный, замедленный, быстрый) и ритм речи (нормальный или отмечается дисритмия);
— употребление ударения (словесного, логического);
— употребление пауз в потоке речи;
— особенности голоса (его громкость, высота, тембр);
136
— употребление основных видов интонации, и их оттенков;
— выразительность речи (нормальная, монотонная, маловыразительная.
Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи
1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением
А. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Регевой материал — слоги: да - да, да - да,
ро — ро, ро — ро,
лу — лу, лу — лу.
Процедура и инструкция: внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением. Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного; уровень выше среднего — правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога, необходимость в процессе выполнения задания их повторного воспроизведения; средний уровень — единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога; уровень ниже среднего — воспроизведение единичных слоговых рядов с выделением ударного слога при активной помощи логопеда в виде неоднократного повторения серии слогов; низкий уровень — помощь педагога неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.
Б. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
137
Регевой материал — слоги:
ма — да', ма' — да,
ро — со, ро - со,
гу — лу, гу — лу. Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А.
В. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
Регевой материал — слоги:
та — да, та — да, по — бо, по — 66, ку — ку, ку - гу.
Процедура и инструкция: внимательно прослушай пары слогов, запомни ударный и повтори слоги с таким же ударением.
Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога; уровень выше среднего — правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога, необходимость повторного воспроизведения в процессе выполнения задания; средний уровень — единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога; уровень ниже среднего — воспроизведение единичных слоговых рядов с выделением ударного слога при активной помощи логопеда в виде неоднократного повторения серии слогов; низкий уровень — помощь педагога неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.
Г. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), сменяющимся ударением.
Регевой материал — слоги:
ва — су ва — су
го — сы го - сы ту — ма ту — ма
Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А. 138
Д. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Регевой материал — слоги:
ва — ва — ва ва — ва — ва ва — ва — ва
ло — ло — ло ло — ло — ло ло — ло - ло
шу — шу — шу шу — шу — шу шу — шу — шу
Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А.
Е. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением. Регевой материал — слоги:
га — да — са га — да — са га — да — са
ру — ву — ку ру — ву — ку ру — ву — ку
фа — ла — за фа — ла - за фа — ла — за
Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А.
Ж. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Регевой материал — слоги:
шу - ла — гы шу — ла — гы шу — ла — гы
мо — фа — ры мо — фа — ры мо — фа — ры
ча — зу — до ча ~ зу — до ча — зу — до
Процедура и инструкция, оценка результатов: см. п. 1.А.
2. Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
Регевой материал — картинки на слова-квазиомонимы: зовет — завод, выть — вить, мышка — мишка, мыло — Мила, ел — ель, лук — люк, Юля — юла, галка — галька, угол — уголь, Лешка — ложка, сова — софа, класс — глаз, картина — гардина, кот — год, колос — голос, почка — бочка, пашня — башня, Паня — баня, пой — бой, топор — табор, порт - борт, тушь —
139
душ, катушка — кадушка, уточка — удочка, том — дом, трава -дрова, тачка — дачка, тоска - доска, затор - задор, сайка -зайка, косы — козы, суп — зуб, вышить — выжить, Саша — сажа, крушить — кружить, рама — яма, марка — майка, рот — йод, рожки — ложки, бурки — булки, гроза - глаза, рукавица — луковица, прорыв - пролив, барон — баллон, корона — колонна, Марина - малина, жарит -- жалит, усы — уши, мишка — миска, сук — жук, сыр - жир, косы — кожи, челка — щелка, читает — считает, дочь — дождь, плач - плащ, горячий — горящий, точить — тащить, Петька - печка, редька — речка, плачет — платит, телка — челка, катается — качается, светик — цветик, лиса — лица, весы — вещи, лес — лещ, чашки — шашки, нож — ночь, честь — шесть, печка — пешка, мочка — мошка.
Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова-квазиомонимы. По указанию педагога он показывает то или иное изображение. В случае затруднения при выполнении задания учащемуся задают дополнительные вопросы.
Оценка результатов: высокий уровень — правильное, быстрое выполнение задания; уровень выше среднего — показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда приводит к исправлению ошибок; средний уровень — выраженные трудности в дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок; низкий уровень — неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.
3. Исследование ударения в слогах и словах
Умение младших школьников