Памятка-алгоритм для самоанализа нод
- Какой был замысел, план НОД и почему?
- Каково место НОД в теме, разделе методики?
- Как НОД была связана с предыдущими и на что в них опирается?
- Как НОД сработает на усвоение последующих тем?
- Какие особенности детей были учтены при подготовке к НОД?
- Какие задачи ставились и решались в процессе НОД, почему?
- Почему была избрана именно такая структура НОД?
- Обоснование хода НОД, деятельности педагога и воспитанников.
- Выбор содержания и его целесообразность.
- Сочетаемость методов, приёмов, средств и форм обучения.
- Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе НОД.
- Какие условия были созданы для проведения НОД (материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические и временные)?
- Были ли отклонения от плана НОД, если да, то почему?
- Удалось ли решить на должном уровне поставленные задачи и избежать перегрузки дошкольников?
Самооценка непосредственно образовательной деятельности.
- Каковы причины неудач и недостатков проведенной непосредственно образовательной деятельности?
- Какие выводы из результатов НОД необходимо сделалась на будущее?
Педагогический анализ позволяет:
- выявить резервы, потенциальные возможности педагога;
- выявить условия реализации выбранных методик и технологий;
- определить интересы, способности и уровень развития детей.
- способствует грамотному ведению образовательного процесса.
Приложение
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.
Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.
Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
· учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
· мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
· завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.
Коммуникативный фактор отражает способность педагога оптимально проводить процесс благодаря умению общаться, поддерживать контакт с детьми. В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированной непосредственно образовательной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми.
Дидактический фактор отражает дидактические, методические способности педагога. Педагог умеет раскрывать тему доступно, использует разнообразие форм, приемов, методик. Методики, применяемые педагогом в процессе НОД, не только разнообразны, но и следуют в логической последовательности с учетом темы дня и своеобразием группы детей. Применение методик продуманно и эффективно. Педагог умеет объяснять, добивается понимания и заинтересованности детей.
Очень важно дать устную характеристику ответам детей, доброжелательно указать на достоинства и недостатки. Воспитатель хвалит за успехи, помня, что только успех порождает успех.
Для компетентности современного педагога очень важным является интеллектуальный фактор, который отражает широту кругозора, эрудицию. Умения детально проанализировать, показать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, побуждать детей к поисковым вопросам говорит об умении специалиста грамотно раскрыть тему НОД.
Оригинальность и гибкость мышления педагога всегда видна, когда он гибко перестраивается в ходе НОД, импровизирует, обладает чувством юмора, допускает экспромт, но при этом соблюдает чувство меры.
Педагог поощряет любознательность детей, которая проявляется в желании ответить, высказаться, задать вопросы.
Анализ (самоанализ) НОД может проводиться в различных формах:
1. Краткий (оценочный) анализ – общая оценка НОД, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализация.
2. Структурный (поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур (элементов) НОД, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей.
3. Системный анализ – рассмотрение НОД как единой системы с т.з. решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач НОД, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов развития.
4. Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей НОД, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развития детей, реализации дидактических принципов.
5. Структурно – временной анализ – оценка использования времени НОД по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ – оценка(одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов.
7. Психологический анализ – изучение выполнения психологических требований к НОД (обеспечение познавательной деятельности детей развивающего типа).
8. Дидактический анализ – исследование основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств развития дошкольников, дидактическая обработка развивающего материала НОД, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.).
9. Комплексный анализ – одновременное изучение дидактических, психологических и других основ НОД (чаще всего системы НОД).
В практике ДОУ зам. зав по ВМР используют разнообразные памятки, схемы, вопросники, помогающие грамотно выстроить диагностико-аналитическую деятельность. Сегодня вам будет предложена одна из таких схем.
В любой непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) выделяют три компонента:
· проектировочный
· организационный
· рефлексивный
Проектировочный –
· Определение темы и ведущих понятий
Определить целевую установку НОД – для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно.
1.Четко определить и сформулировать тему (совпадает с содержанием).
2. Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данная НОД.
4.Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других НОДах.
· Программное содержание:
Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую задачу НОД.
· Использованные медиа – объекты:
– художественное слово, музыкальные произведения, иллюстрированные материалы, фильмы, игры, ЭОРы – название, автор и т.д.
– ЭОРы (презентации, слайды и т. д.)
Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
- Использованное оборудование(игрушки, компьютер, проектор, спорт – инвентарь и т. д.)
- Предварительная работа(интеграция образовательных областей, направление - разделы)
- Словарная работа
Для себя определяем – методы, приемы и т.д.
Организационный –
· Составление:
«…в соответствии с СанПиН и здоровьесберегающей технологией». Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового. Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала,
· воспроизведение,
· творческий подход к заданию.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
· подводящие детей к воспроизведению материала,
· способствующие осмыслению материала,
· способствующие закреплению материала.
· Мотивация:
«…вызвать положительно-эмоциональный отклик». Каждое НОД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для раннего или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. (Какпривлечьдетей, успокоить(методы, приемы и т. д.)
- Количество инвентаря(не обязательно, но…)
Ход деятельности (форма подразумевает цель)
- Организационный момент
Начало НОД предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).
· Основная часть
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Особое внимание хочется уделить ответам детей – необходимо обобщение ответов детей.
· Окончание
Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной.
Рефлексивный –
После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в НОД? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?
При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику НОД в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении.
На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из НОД, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу НОД, причины и результат изменений:
1.Определить место НОД в теме, задать вопрос, насколько ясным стало это место для детей после НОД.
2.Охарактеризовать триединую дидактическую задачу НОД, определить причины успеха или неудачи.
3. Определить уровень формирования НОД (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
4.Ответить на вопрос, что нового дало НОД для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли и т.д.
5. Подумать, насколько оптимально было выстроено НОД: соответствовало ли оно интересам, темпераменту и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?
6. Оценить степень активности детей на занятии? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к НОД? Оценивать необходимо деятельность ребенка.
7.Каким был темп НОД? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых НОД, а до чего додумались сами дети?
8. Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?»
9. Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
10. Охарактеризовать психологическую атмосферу НОД, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников процесса.
11. Эмоциональное состояние педагога до НОД и после него: изменилось ли оно?
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу с детьми педагогов ДОУ. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает нашим педагогам работать, а нашим малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.
Приложение 2.