СУРДОПСИХОЛОГИЯ В США (Исторический экскурс)

Как и во всем мире, в США сурдопсихология начала оформляться как наука в начале XX в. Несмотря на сходство проблем, и некоторых методов изучения особенностей психического развития лиц с нарушениями слуха, пути развития сурдопсихологии у нас в стране и в США различаются. Эти различия обусловлены многими причинами — разными историческими, социально-экономическими и национальными условиями, а также особенностями развития психологии как науки.

Психология развивается как часть большой культуры, поэтому подвержена внутренним влияниям. Становление психологических теорий и гипотез нельзя понять вне общего контекста развития науки, вне развития естествознания, философии, других областей знания. Подвержена она и внешним влияниям — социальным, экономическим и другим.

В начале XX в. в США произошли изменения, как в самой психологии, так и в работе психологов, предопределившие становление психологии и ее отраслей на многие годы вперед. В этот период в США хлынул поток иммигрантов, что сказалось на повышении уровня рождаемости и соответственно увеличении приема в государственные школы. «Многие психологи, воспользовавшись открывающимися возможностями, искали пути применения своим знаниям в сфере образования. Так начиналась стремительная смена акцентов в американской психологии — от экспериментирования в университетских лабораториях к применению психологии к проблемам обучения, воспитания и другим практическим вопросам педагогики» (Шульц Д., Шульц С.-Э. История современной психологии. — СПб., 1998. — С. 26 — 27). Вот как характеризуют эту ситуацию в американской психологии начала века те же авторы: поскольку американская культура ориентирована на практику, в ней ценится то, что дает видимый результат, психология тоже должна была стать «практической», приобрести прикладной характер. В русле этой направленности появились клиники, цель которых состояла в максимально ранней диагностике и лечении нарушений психического развития у детей. В них использовался бригадный метод работы: психологи, психиатры и социальные работники совместно оценивали, а затем занимались коррекцией нарушений у пациента. Эти тенденции сказались и на развитии сурдопсихологии. Рассмотрим кратко историю развития сурдопсихологии в США и те проблемы, которые исследовались здесь в последние десятилетия.

Начало изучения детей с нарушениями слуха относится к XIX в., когда в США открылись первые государственные школы. Учителя столкнулись со множеством проблем, связанных с особенностями поведения глухих детей, и были вынуждены заняться изучением особенностей их психики. Одной из первых в этой области была работа Д. Гринбергера (1889), автор которой предложил свою методику обследования интеллектуальных возможностей глухих детей. Методика была направлена на решение задач дифференциальной диагностики детей при поступлении в школу. Фактически это была одна из первых работ по оценке психического развития детей, но в то время она не получила признания. Подвижником на пути к пониманию проблем развития глухих был Н.Тейлор, который, как и Д. Гринбергер, работал учителем в школе и в 1894 г. опубликовал статью о важности психологических исследований для специального образования и о необходимости тщательного психологического изучения глухих школьников.

Исследования начала XX в. в основном представляют собой сравнительные описания умственного и психофизического развития глухих и слышащих детей. Применялись такие методики, как проверка остроты зрения, состояния слуха, запоминания материала разного плана — образного, схематического, словесного, проговаривания слов по буквам и т. п. Результаты свидетельствовали в одних случаях о соответствии, в других — об отставании глухих детей от слышащих сверстников. Исследуя образную зрительную память, Р. Пинтнер (1917) представил данные о более низком уровне ее развития у глухих детей по сравнению со слышащими.

Перевод на английский язык в 1910 г. шкалы Бине — Симона способствовал началу нового периода развития сурдопсихологии. При изучении глухих детей исследователи в первую очередь стремились установить их интеллектуальный статус, используя для этого всевозможные появляющиеся тесты. Первая попытка такого рода была сделана Р. Пинтнером и Д. Паттерсоном в 1915 г. с использованием шкалы Бине—Симона. При обследовании 22 глухих школьников со средним возрастом 12 лет они обнаружили, что умственное развитие этих детей соответствует 7—9 годам, средняя задержка интеллектуального развития составила 4—5 лет. Ученые пришли к выводу, что при обследовании глухих детей не могут быть использованы обычные словесные инструкции. Результатом этих исследований явилось создание одной из самых известных в психологии шкал действия — шкалы Р.Пинтнера—Д. Паттерсона (1917), которая до сих пор используется в США при изучении психологических особенностей детей с нарушениями слуха.

В последующие десятилетия до начала Второй мировой войны сурдопсихология в США продолжала активно развиваться. Психологи исследовали академические достижения глухих, их навыки и умения, личностные особенности, но главным по-прежнему оставался вопрос об интеллектуальном развитии. В основном исследования проводились с помощью шкал действия и невербальных тестов. Часто полученные результаты противоречили друг другу: одни говорили о соответствии или минимальном отставании глухих детей, другие — о значительной их задержке в интеллектуальном развитии. Р. Пинтнер в 1941 г. попытался подвести итог этим исследованиям и пришел к выводу, что глухие отстают от слышащих в развитии интеллекта, среднее отставание, если использовать коэффициент интеллектуальности (IQ), составляет примерно 10 баллов.

Новый подъем в развитии сурдопсихологии в США начался в 60-х годах. Поиски адекватных методик исследования интеллекта шли в двух направлениях: создание и стандартизация методик, созданных специально для обследования глухих; поиск и апробация на глухих детях и взрослых тех методик, которые хорошо себя зарекомендовали при исследовании слышащих. Именно в эти годы были апробированы различные версии шкалы Векслера, усовершенствованные матрицы Дж. Равена. Результаты исследований показали, что глухие дети обладают нормальными интеллектуальными возможностями, показывают средние и выше среднего результаты по невербальным шкалам и низкие результаты по вербальным. Из этого некоторые психологи сделали вывод, что стойкое отставание по вербальным тестам при нормальном интеллекте — результат неправильно организованного обучения глухих детей.

Еще одним направлением развития сурдопсихологии в эти годы стала разработка проблем реабилитации. Отмечалось, что психологическая реабилитация не менее важна, чем физическая или социальная. В специальной психологической литературе появились такие термины, как «реабилитация», «помощь человеку» и т.п. В 1954 г. Бюро по работе с детьми-инвалидами Департамента образования г. Нью-Йорка провело конференцию по работе психологических служб для глухих детей. Участники этой конференции рассмотрели такие вопросы, как потребность в подобных службах, обязанности сотрудников психологических служб, возможные методики обследования.

Таким образом, уже в середине XX в. в США был совершен переход от исследований особенностей психического развития людей, имеющих нарушения слуха, к оказанию им реальной психологической помощи, осуществляемой специалистами. Подлинное признание эти службы получили в 1959 г. на Первой национальной конференции по психологической помощи глухим, а с 1974 г. работа с людьми, имеющими нарушения слуха, получила профессиональный статус психологической специализации. С тех пор число программ по подготовке сурдопсихологов в университетах США заметно увеличилось. Многие из проходящих обучение по этой специализации и работающих сурдопсихологов сами имеют нарушения слуха. Специалисты по сурдопсихологии могут работать в различных образовательных учреждениях, местных психологических службах, психологических консультациях, клиниках. Их профессиональная деятельность весьма разнообразна и включает в себя экспериментальные исследования, психологическую диагностику, психологическую коррекцию, психотерапию, консультирование, помощь в кризисных ситуациях, в приобретении профессий и др.

На всех этапах своего развития сурдопсихология в США, как и в других развитых странах, была тесно связана с проблемами обучения детей с нарушениями слуха, с сурдопедагогикой. Подобно отечественным сурдопсихологам, о чем говорилось выше, американские ученые отмечали, что на начальных этапах обучения важно обеспечить готовность ребенка к этому процессу, как к самому обучению, так и к общению со взрослыми и сверстниками, что требует определенного уровня интеллектуального развития и социальной готовности. В процессе обучения такая готовность влияет на формирование учебных навыков и уровень академических достижений, развитие познавательной сферы и успешность социализации. Эти проблемы, связанные с успешностью обучения детей с нарушениями слуха, и являются в последние десятилетия предметом особого внимания сурдопсихологов США.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Важными показателями развития познавательных способностей детей с нарушениями слуха служат достижения в учебной деятельности, уровень сформированности учебных навыков по различным школьным предметам, особенно по чтению, письму и математике.

Американскими психологами были проведены разнообразные исследования по оценке сформированности учебных навыков и академических достижений глухих детей. Неоднократно обследовались навыки чтения. Так, X. Фурт (1974) протестировал более 5 тыс. глухих детей в возрасте от 10,5 до 16,5 лет. Определив 4,9 балла как минимальный уровень грамотности, он обнаружил, что 4,9 и более баллов набрал 1 % глухих детей в возрасте от 10,5 до 11,5 лет, в возрасте от 13,5 до 14,5 лет — 7 % детей и в возрасте от 15 до 16 лет — 13 %. Более поздние исследования учебных навыков, проведенные в 1969, 1971, 1974 гг. под эгидой Галлодетского университета, показали, что у девочек уровень сформированности учебных навыков выше, чем у мальчиков, навыки чтения у всех детей лучше развиваются в первые три года обучения, после III класса лучше формируются навыки письма и арифметических вычислений. Прирост достижений в возрасте от 12 до 19 лет происходит медленнее, чем на начальных этапах обучения. Навыки чтения зависят от тяжести нарушения и сложности дефекта — у детей, не имеющих дополнительных нарушений, навыки чтения формировались быстрее, чем у детей со сложными дефектами; раннее начало обучения положительно влияет на развитие навыков чтения. На академические достижения детей оказывает влияние наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей: так, школьники, имеющие неслышащих родителей, обнаружили более высокий уровень сформированности учебных навыков, чем дети из семей слышащих. Обследование выпускников Калифорнийской школы для глухих показало, что средний уровень академических достижений в 7 баллов характерен для школьников, имевших слышащих родителей, и 8,4 балла — для школьников, имевших родителей с нарушениями слуха. Исследование К. Мидоу (1980) выявило отставание глухих детей слышащих родителей от своих сверстников, имевших глухих родителей, на 2,1 года в чтении, на 1,3 года в арифметических навыках и на 1,3 года в общем интеллектуальном развитии. В работе М. Вернона и С.Коха (1970) отмечена значительная разница между двумя группами детей в пользу глухих детей глухих родителей по следующим типам заданий: понимание отрывка, определение значения слов и чтение.

Важным аспектом исследований сформированности учебных навыков и академических достижений у детей с нарушениями слуха является зависимость этих показателей от условий интеграции. В США детям с нарушениями слуха предлагается на выбор три варианта интегрированного обучения: первый тип интеграции — обучение в обычной школе в классе, где учатся дети с нарушениями слуха; второй тип — совместное обучение глухих и слышащих детей в классе, при этом часть предметов глухие дети изучают отдельно; третий — прохождение глухими детьми общеобразовательных программ вместе и наравне со слышащими детьми. Чтобы определить, какой тип интегрированного обучения наиболее эффективен, неоднократно исследовались учебные навыки и достижения глухих детей, обучавшихся в разных условиях. Так, Т.Аллен и Т. Осборн (1984) изучили навыки чтения и математических вычислений 1500 школьников с нарушениями слуха в возрасте от 8 до 18 лет. Результаты сравнения показали, что у школьников, обучавшихся в условиях интеграции, лучше сформированы навыки чтения и решения математических задач, а навыки арифметических вычислений такие же, как у школьников из специальных школ. Сравнительный попарный анализ (по степени нарушения слуха, социальным условиям и предыдущим успехам в учебе) достижений в математике детей, обучавшихся в трех типах условий (специальные школы, специальные классы и обычные школы), обнаружил самый высокий уровень достижений у глухих школьников, учившихся вместе со слышащими в обычном классе, на втором месте были ученики из специальных классов, на третьем — учащиеся из специальных школ для глухих.

Интересные результаты были получены Т.Алленом с сотрудниками (1989) в исследовании влияния на академические достижения ряда факторов, таких, как возраст, степень потери слуха, пол, этническая принадлежность, навыки общения, уровень развития речи, наличие нарушений слуха у родителей и условия обучения (обследовано около тысячи детей с нарушениями слуха). Было выявлено несколько зависимостей: наиболее высокий уровень академических достижений наблюдается в условиях полной интеграции. При этом обнаружилось, что полная интеграция больше шла на пользу глухим детям с плохими навыками общения, чем детям с хорошими навыками общения. Частичная интеграция не оказала заметного влияния ни на навыки чтения, ни на достижения в области математики. Тот факт, что наибольшую пользу — как в формировании учебных навыков, так и в социальном развитии — от интегрированного обучения получают дети с плохими навыками общения и низким уровнем достижений, не учитывается при организации обучения детей и выборе типа интегрированного обучения. Глухие дети, проходящие обучение в массовой школе, традиционно квалифицировались психологами и педагогами как дети, имеющие меньшую степень нарушения слуха, более поздний срок потери слуха, высокий социально-экономический статус, хорошие навыки общения и средний или выше среднего уровень развития интеллекта.

Таким образом, исследования американских сурдопсихологов свидетельствуют о достаточно хорошем уровне сформированности учебных навыков у детей с нарушениями слуха. Но, как правило, этот уровень оказывается ниже, чем у слышащих детей того же возраста. Лучшие учебные достижения выявлены у тех школьников, родители которых также имели нарушения слуха. В ряде исследований обнаружен более высокий уровень сформированности школьных навыков у детей, обучавшихся в условиях полной интеграции.

Наши рекомендации