Пять вещей, которые портят сердце

Знай, что сердце человека движется к Аллаху, движется к Вечной обители. И речь пойдет о пяти вещах, которые тушат свет, благодаря которому человек идет к Аллаху! Они ослепляют человека, вредят слуху сердца. Они ослабляют сердце человека, слабеет его здоровье, слабеет решимость, уменьшается пыл и сердце возвращается назад. Если человек не чувствует этого, значит сердце его погибло, так как раны, наносимые мертвецу, не доставляют ему боли. Эти пять вещей преграждают путь сердца к совершенству. Они мешают сердцу достигнуть того, ради чего оно было сотворено.
Нет наслаждения, нет счастья, нет блаженства, нет совершенства, кроме как через познание Всевышнего Аллаха и любовь к Нему. Должна быть радость от близости к Аллаху и томление по встрече с Ним. И тогда человек почувствует рай уже в этой жизни! У человек будет два Рая и он не войдет во второй Рай, пока не попадет в первый.
Я слышал, как шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да почтит Аллах его душу) сказал:

« ان في الدنيا جنة من لم يدخلها لم يدخل جنة الآخرة »

«Поистине, в этом мире есть Рай, кто не войдет в него, тот не войдет в Вечный Рай».

Некоторые люди, которые полюбили Аллаха сказали:

« مساكين أهل الدنيا خرجوا من الدنيا و ما ذاقوا أطيب ما فيها »

«Бедняками этого мира являются те, кто ушли из этого мира и не вкусили самого благого, что в нём есть».

У них спросили: «А что является самым благим в этом мире?» Они ответили: «Это любовь к Аллаху, общение с Ним, томление по встрече с Ним, устремление к Нему и отстранение от всего, кроме Него».
Каждый человек, обладающий живым сердцем, знает вкус этого!

1 - Многочисленность общения.
Сердце человека пропитывается дымом после общения с некоторыми людьми, а затем чернеет! Сердце человека слабеет и загружается тем, что не в состоянии понести. Речь идёт об общении с плохими товарищами, после которого сердце теряет то, что ему полезно. Что тогда останется для Аллаха и для Вечной обители?
Действительно это так! Сколько страданий и наказаний приносит человеку общение с такими людьми! Скольких наслаждений оно лишает! И разве беды людей не из-за самих людей?
И в итоге такое общение оборачивается враждой. Всевышний Аллах говорит:

وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ عَلَى يَدَيْهِ يَقُولُ يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلا (27) يَا وَيْلَتَى لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلانًا خَلِيلا (28) لَقَدْ أَضَلَّنِي عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءَنِي


«В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: "Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня"». (Сура аль-Фуркъан, аяты 27-29)

А также:

الأَخِلاَّءُ يَوْمَئِذٍ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ إِلاَّ الْمُتَّقِينَ

«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных».(Сура аз-Зухруф, аят 67)

А также сказал Ибрахим (мир ему) своему народу:

إِنَّمَا اتَّخَذْتُم مِّن دُونِ اللَّهِ أَوْثَانًا مَّوَدَّةَ بَيْنِكُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا ثُمَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُ بَعْضُكُم بِبَعْضٍ وَيَلْعَنُ بَعْضُكُم بَعْضًا وَمَأْوَاكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُم مِّن نَّاصِرِينَ


«Вы стали поклоняться идолам вместо Аллаха только ради любви друг к другу в мирской жизни. Но потом, в День воскресения, одни из вас станут отвергать и проклинать других. Вашим пристанищем будет Огонь, и не будет у вас защитников». (Сура аль-‘Анкабут, аят 25)

Таково положение всех людей, которые общаются с кем-то ради целей, неугодных Всевышнему Аллаху.
Общайся с людьми только в благом! Встречайся с ними во время пятничной молитвы, а также ежедневных коллективных молитв. Встречайся с ними во время праздничных молитв, во время хаджа, во время получения знаний и так далее. Отстраняйся от людей в плохом, а также не чрезмерствуй в дозволенных вещах. Если же нет никакой возможности отстраниться от них, тогда остерегайся очень сильно того, чтобы ты соглашался с ними. Знай, что тебе придется терпеть обиды с их стороны! Но в итоге эта обида обернется величием и любовью, она непременно возвысит тебя. Эти люди станут хвалить тебя, а также верующие будут хвалить тебя, а самое главное - Господь миров. А если ты пойдешь у них на поводу, то это обернется для тебя унижением и ненавистью по отношению к тебе. Верующие начнут порицать тебя, а самое главное - Господь миров.

2 - Море мечтаний.
Это море, которое безбрежно. По нему пускаются в плавание только банкроты этого мира. Эти мечты и есть основной капитал этих банкротов. Товаром тех, кто плывет по этому морю, являются обещания шайтана. Это товар каждой презренной души.
Но мечты праведных людей связаны со знанием и верой, с делами, которые приближают к Аллаху. Мечты такого человека являются светом и мудростью, а мечты тех людей - обманом и самообольщением.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хвалил тех, кто мечтает о благом, а в некоторых местах даже обещал таким людям награду. Например, человек говорит: «Вот если бы у меня были деньги, то я бы потратил их как тот, который отдал свое имущество ради Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Они оба одинаковы в награде».

3 - Привязанность не к Аллаху.
Это самое страшное из того, что портит сердце. Нет ничего вреднее этого! Нет ничего, что более сильно мешает обрести пользу и счастье. Если человек привязался к чему-либо, кроме Всевышнего Аллаха, то Аллах поручает человека этой вещи. Всевышний Аллах сказал:

﴾ وَاتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ آلِهَةً لِّيَكُونُوا لَهُمْ عِزًّا (81) كَلاَّ سَيَكْفُرُونَ بِعِبَادَتِهِمْ وَيَكُونُونَ عَلَيْهِمْ ضِدًّا ﴿


«Они стали поклоняться наряду с Аллахом другим божествам, чтобы те одарили их могуществом. Но нет! Они отрекутся от поклонения им и станут их противниками». (Сура Марйам, аяты 81-82)
А также:

﴾ وَاتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ آلِهَةً لَعَلَّهُمْ يُنْصَرُونَ (74) لا يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَهُمْ وَهُمْ لَهُمْ جُندٌ مُّحْضَرُونَ ﴿


«Но они поклоняются вместо Аллаха другим божествам в надежде на то, что им окажут помощь. Они не могут помочь им, напротив идолы будут в Последней жизни готовым войском против язычников».(Сура Йа Син, аяты 74-75)
Больше всего остается без помощи тот, кто привязался не к Аллаху. То, что он теряет из счастья, пользы и успеха, гораздо больше того, что он обретает от того, к кому привязался. Ведь, то, к чему он привязался - тленно. Он подобен человеку, который пытается укрыться от зноя или холода в паутине.
Привязанность не к Аллаху - это основа многобожия (ширка). Тот, кто привязался не к Аллаху, заслуживает порицания и оставления без помощи. Как сказал Всевышний Аллах:

﴾ لاَّ تَجْعَل مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ فَتَقْعُدَ مَذْمُومًا مَّخْذُولاً ﴿


«Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому божеству, а не то сядешь униженным и покинутым». (Сура аль-Исра, аят 22)

4 - Чревоугодие, то есть прием большого количества пищи.
Есть пища, которая портит сердце человека по своей сути, как, например, запрещенная пища. Запрещенная пища делится на два вида:
а)Пища, запрещенная потому, что поедание её является нарушением прав Всевышнего Аллаха. Это касается мертвечины, крови, свинины, мяса животных, у которых есть клыки, и так далее.
б)Пища, запрещенная потому, что поедание её является нарушением прав рабов. Например, пища, которую человек украл или отобрал у кого-то.
Также есть пища, которая дозволена сама по себе, но человек ест её сверх меры. Это мешает человеку поклоняться Аллаху. Чрезмерное употребление пищи усиливает похоть человека. Шайтан получает возможно искушать сына Адама. Сообщается, что Абу Карима аль-Микдам бин Ма‘дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:«Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть останется пустой для лёгкости дыхания».Передал Тирмизи, 3/378; Хаким, 4/121, 331; Абдуллах ибн Мубарак в «аз-Зухд», 603; Ахмад, 4/132; ибн Са’д, 1/410.

5 - Большое количества сна.
Когда человек много спит, умерщвляется его сердце, отягощается тело. Это приводит к потере времени, у человека появляется беспечность. Сон в начале ночи более похвален и полезен, чем сон в конце. Сон в середине дня полезнее, чем сон в начале или в конце дня. Чем ближе дневной сон к середине дня, тем он полезнее.
Также считается нежелательным сон после утренней молитвы до восхода солнца, так как в это время у человека есть возможность получить много блага.
Но полный отказ от сна также ведет к большим бедам, таким как нарушение характера, мрачность, отсутствие настроения, отклонение в душе, ведет тому, что высыхают те жидкости, которые способствуют пониманию человека, способствуют работе его разума. Также ведет к возникновению различных губительных болезней и так далее.

Состояние поминания


Всевышний Аллах сказал:

﴾ وَمَا يَتَذَكَّرُ إِلاَّ مَن يُنِيبُ ﴿


«Но поминают назидание только обращающиеся к Аллаху». (Сура Гъафир, аят 13)
А также:

﴾ تَبْصِرَةً وَذِكْرَى لِكُلِّ عَبْدٍ مُّنِيبٍ ﴿


«...для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается к Аллаху». (Сура Къаф, аят 8)


Состояние поминания касается людей, обладающих разумом, как сказал Аллах:

﴾ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ ﴿


«Однако поминают назидание только обладающие разумом». (Сура аль-Бакъара, аят 269)
«Поминание» и «Размышление» - это две степени, которые дают человеку различные виды знаний, понимание веры (имана) и ихсана. Знающий человек всегда приходит к поминанию путем размышления, и наоборот, путем поминания к размышлению, до тех пор, пока не откроются замки его сердца по воле Открывающего, Знающего. Хасан аль-Басри сказал:

« ما زال أهل العلم يعودون بالتذكر على التفكر , و بالتفكر على التذكر , و يناطقون القلوب حتى نطقت »

«Обладатели знания постоянно возвращаются через поминание к размышлению, а через размышление - к поминанию, и говорят со своими сердцами, пока те не отвечают им».


Имам аль-Харауи сказал, что поминание стоит выше размышления, так как размышление - это поиск, а поминание - это нахождение. Поминание противоположно забывчивости. Человек получает желаемое после поиска. Поэтому знамения Всевышнего Аллаха делятся на два вида: читаемые (аяты) и видимые. Оба этих вида являются напоминанием для людей. Всевышний Аллах сказал:

﴾ وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى الْهُدَى وَأَوْرَثْنَا بَنِي إِسْرَائِيلَ الْكِتَابَ (53) هُدًى وَذِكْرَى لِأُولِي الأَلْبَابِ ﴿


«Мы даровали Мусе (Моисею) верное руководство и дали в наследство сынам Исраила (Израиля) Писание как верное руководство и напоминание для обладающих разумом». (Сура Гъафир, аяты 53-54)
Также Всевышний Аллах сказал о Коране:

﴾ وَإِنَّهُ لَتَذْكِرَةٌ لِّلْمُتَّقِينَ ﴿


«Воистину, это - напоминание для богобоязненных». (Сура аль-Хакка, аят 48)
Также видимые знамения Всевышнего Аллаха являются напоминанием, как сказал Аллах:

﴾ أَفَلَمْ يَنظُرُوا إِلَى السَّمَاء فَوْقَهُمْ كَيْفَ بَنَيْنَاهَا وَزَيَّنَّاهَا وَمَا لَهَا مِن فُرُوجٍ (6) وَالأَرْضَ مَدَدْنَاهَا وَأَلْقَيْنَا فِيهَا رَوَاسِيَ وَأَنبَتْنَا فِيهَا مِن كُلِّ زَوْجٍ بَهِيجٍ (7) تَبْصِرَةً وَذِكْرَى لِكُلِّ عَبْدٍ مُّنِيبٍ ﴿


«Неужели они не смотрели на то, как Мы воздвигли и украсили небо над ними? В нем нет расщелин. Мы простерли землю, установили на ней незыблемые горы и взрастили на ней всякие великолепные пары растений для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается к Аллаху». (Сура Къаф, аяты 6-8)
Также Всевышний Аллах сказал:

﴾ وَكَمْ أَهْلَكْنَا قَبْلَهُم مِّن قَرْنٍ هُمْ أَشَدُّ مِنْهُم بَطْشًا فَنَقَّبُوا فِي الْبِلادِ هَلْ مِن مَّحِيصٍ (36) إِنَّ فِي ذَلِكَ لَذِكْرَى لِمَن كَانَ لَهُ قَلْبٌ أَوْ أَلْقَى السَّمْعَ وَهُوَ شَهِيدٌ ﴿


«Сколько же Мы истребили до них поколений, которые превосходили их мощью! Они странствовали по земле. Но разве они могли сбежать? Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом».(Сура Къаф, аяты 36-37)
Поэтому люди делятся на три группы:
1 - Люди с мертвым сердцем - то есть у человека нет сердца. Для такого человека знамения не являются напоминанием. Он подобен слепому, который ничего не видит.
2 - Люди с живым сердцем, которое не прислушивается к аятам - либо до человека не дошли эти аяты, либо они дошли, но сердце было занято другим. У такого человека есть сердце, но в данный момент оно отсутствует. Для такого человека аяты также не послужат напоминанием, хотя сердце его живёт. Он подобен человеку, у которого есть зрение, но он смотрит не в ту сторону.
3 - Люди с живым сердцем, которое прислушивается к аятам - то есть сердце человека присутствует. Сердце не занято чем-то другим, кроме понимания того, что он слушает.

فسبحان من جعل كلامه شفاء لما في الصدور

Пречист Тот, Кто сделал Свою Речь исцелением для того, что в сердцах!

Наши рекомендации