Тема: Суждение как форма мышления (сложные суждения)
I. План
1. Определение сложного суждения.
2. Структура сложного суждения
3. Логические союзы и соответствующие им виды сложных суждений.
П. Контрольные вопросы и задания
1. Чем различаются структуры простого и сложного суждений?
2. Какую роль играют логические союзы в сложных суждениях?
3. По какому основанию сложные суждения делятся на виды? Приведите схемы, соответствующие каждому виду сложных суждений.
4. Сколько конъюнктов (членов конъюнкции) может входить в состав соединительного суждения? Может ли конъюнктом быть сложное суждение?
5. Чем отличается строгая дизъюнкция от слабой?
6. Сколько дизъюнктов (членов дизъюнкции) может входить в состав разделительного суждения? Может ли дизъюнктом быть сложное суждение?
7. Сколько антецедентов (консеквентов) может входить в состав условного суждения? Может ли антецедент (консеквент) быть сложным суждением?
8. Чем эквивалентные суждения отличаются от условных?
9. От чего зависит истинностное значение сложных суждений?
Ш. Практические задания
1. Определите, сложными или простыми являются следующие суждения; свой ответ аргументируйте:
1.1.Уральские горы отделяют Европу от Азии.
1.2.Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
1.3.Если еще в прошлом веке автомобиль был роскошью, то в нынешнем – это средство передвижения.
1.4.Явление, представляющее собой причину другого явления, предшествует своему действию во времени.
1.5.Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах.
2. Установите вид сложных суждений, запишите их на языке логики высказываний, обозначив простые суждения, входящие в их состав, отдельными буквами:
2.1.Экзамены хорошо сдают только те студенты, которые систематически занимались в течение семестра.
2.2.Медицинская экспертиза может признать человека либо вменяемым, либо невменяемым.
2.3.Если некоторое число N оканчивается на 0 или на 5, то оно делится на 5, и если число N не делится на 5, то оно не оканчивается ни на 0, ни на 5.
2.4.Памятники культуры, истории и природы являются достоянием народа.
2.5.Если москвичи считают лето жарким при устойчивой температуре + 25º, то афиняне такое лето считают достаточно прохладным.
2.6.Если человек при пожаре выпрыгнет из окна, то он рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое.
2.7.Люди, не выполняющие своих обещаний, являются безвольными или непорядочными.
2.8.Я буду очень удивлен, если моя догадка подтвердится.
Рекомендуемая литература
1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика.– М.: Проспект, 2014.– С. 78–87.
2. Фивейская Л. В. Практический курс логики: учебное пособие. Вологда. ВИПЭ ФСИН России. 2017. С. 42–52.
3. Дрянных Н. В. Логика. Учебно-методическое пособие.– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.– С.35–36.
4. Кириллов В. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И., под ред. В. И. Кириллова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, 2008. – 184 с.
5. Тема: Дедуктивные умозаключения (непосредственные силлогизмы)
I. План
1. Принцип построения силлогизма. Виды силлогизмов.
2. Непосредственные силлогизмы.
2.1.Умозаключения по логическому квадрату.
2.2.Умозаключения посредством преобразования суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату.
П. Контрольные вопросы
1. По какому основанию силлогизмы делятся на непосредственные и опосредованные?
2. Какие умозаключения можно построить на основании отношений между категорическими суждениями:
а) отношения подчинения?
б) отношения частичной совместимости?
в) отношения противоположности?
г) отношения противоречия?
3. Какова познавательная ценность умозаключений посредством преобразования простых категорических суждений?
4. Обоснуйте правило ограничения обращения общеутвердительных суждений.
5. Почему нельзя обращать частноотрицательные суждения?
6. Почему в частноутвердительном суждении нельзя произвести противопоставление предикату?
Ш. Практические задания
1. Постройте все возможные умозаключения по логическому квадрату из следующих посылок, принимая во внимание их истинностное значение:
1.1.«Любой человек мечтает быть счастливым» – истинное суждение.
1.2.«Встречаются студенты, не имеющие среднего образования» – ложное суждение.
2. По логическому квадрату определите, являются ли правильными умозаключения:
2.1.Если неверно, что всякое явление познаваемо, то неверно также, что всякое явление непознаваемо.
2.2.Из того, что некоторые юристы являются адвокатами, следует, что некоторые юристы таковыми не являются.
2.3.Поскольку истинно, что некоторые живородящие животные не являются млекопитающими, следовательно, некоторые млекопитающие животные не являются живородящими.
2.4.Если неверно, что все преступления умышленны, значит истинным будет противоположное суждение.
3. Постройте умозаключения посредством превращения, обращения и противопоставления предикату, используя в качестве посылки следующие суждения:
3.1.Никакой из законов логики не является результатом соглашения.
3.2.Многие люди, вошедшие в историю как великие личности, были тиранами.
3.3.Все народы желают мира.
3.4.Некоторые люди, прославившиеся после смерти, не были замечены своими современниками как выдающиеся личности.
4. Определите форму и правильность непосредственных умозаключений:
4.1.Всякое рациональное число является вещественным, следовательно, любое не вещественное число не рационально.
4.2.Если верно, что некоторые юристы являются адвокатами, то отсюда следует, что адвокаты не принадлежат к людям, не являющимся юристами.
4.3.Истинно, что некоторые живородящие животные не являются млекопитающими, следовательно, истинно, что некоторые млекопитающие животные не являются живородящими.
4.4.Иные из категорических суждений можно отнести к частным суждениям, значит все частные суждения являются категорическими.
4.5.Все млекопитающие – позвоночные животные, следовательно, ни одно беспозвоночное животное не является млекопитающим.
4.6.Интеллигенты редко занимаются бизнесом. Отсюда следует, что некоторые бизнесмены являются интеллигентными людьми.
4.7.Все невменяемые подлежат изоляции, следовательно, все находящиеся в изоляции люди – невменяемы.
Рекомендуемая литература
1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика.– М.: Проспект, 2014.– С. 74–77, 104–111.
2. Фивейская Л. В. Практический курс логики: учебное пособие. Вологда. ВИПЭ ФСИН России. 2017. С. 57–65.
3. Дрянных Н. В. Логика. Учебно-методическое пособие.– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.– С. 43–46.
4. Кириллов В. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И., под ред. В. И. Кириллова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, 2008. – 184 с.
Типовые практические задания для проведения зачета
1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.