Субтест №4 «Числовые ряды» по Л.А. Ясюковой
Инструкция: вы видите числовые ряды. Числа в них написаны не просто так, а с учетом определенных закономерностей. Вам надо понять, какой закономерностью связан ряд, и вычислить то число, которое должно продолжить этот ряд. Давайте разберем пример, как надо считать. Вот числовой ряд: 2 4 6 8 10 12. Какое будет следующее число? (Выслушать ответы.) Правильно, 14. А каким числом должен продолжиться этот ряд: 9 7 10 8 11 9 12? (Выслушать ответы.) Правильно, 10. Здесь для решения можно использовать два способа. Сначала простой: 7, через цифру –8, через цифру –9, через цифру будет 10. Но этим способом все ряды не решить, хотя и он может пригодиться. Давайте разберем общий принцип решения числовых рядов. Надо считать, как из первого числа получить второе, как из второго получить третье и так далее. Как из 9 получить 7? Правильно, надо отнять 2.(Записываете «–2» под промежутком между 9 и 7.) Как из 7 получить 10? Прибавить 3.(Записываете «+3» под промежутком между7 и 10.) Как из 10 получить 8? Отнять 2.(Подписываете: «–2».) Как из 8 получить 11? Прибавить 3. (Подписываете: «+3».) Как из 11 получить 9? Вычесть 2. (Подписываете. «–2».) Как из 9 получить 12? Прибавить 3.(Подписываете: «+3».) Что у нас получилось (читаете): –2, +3, –2, +3, –2, +3. Какая должна быть следующая операция? –2. И если мы от 12 отнимем 2, то и получим 10. Достаточно вычислить одно число, которым продолжается ряд, и его надо записать вместо точек. Каждый может работать так, как ему удобно. На работу отводится 10 минут.
Обработка результатов.
Исправления за ошибку не считаются, в качестве «правильного» ответа рассматривается тот, который в итоге оставил ребенок. За каждую выполненную закономерность дается 1 балл.
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица 8 – Результаты диагностического исследования уровней развития логического мышления по субтесту Л.А. Ясюковой у младших школьников в экспериментальной группе
№ | Имя | Уровень | Баллы |
Атманская Софья | Средний | 60,1 | |
Бурлакова Дарья | Средний | 53,2 | |
Виноходова Дарья | Средний | 46,8 | |
Вьюгинова Валерия | Слабый | 30,9 | |
Дашкина Дарья | Средний | 43,8 | |
Зырянова Карина | Слабый | 44,0 | |
Инкина Вероника | Средний | 66,6 | |
Казенов Иван | Средний | 61,3 | |
Корзюкова Анна | Хороший | 74,6 | |
Кузнецова Софья | Средний | 71,5 | |
Лавров Кирилл | Средний | 67,8 | |
Лавров Никита | Средний | 66,6 | |
Лазарев Илья | Хороший | 75,8 | |
Лукьянов Вениамин | Средний | 68,9 | |
Мельничук Мария | Средний | 54,8 | |
Петровская Лидия | Хороший | 78,9 | |
Сагулина Екатерина | Средний | 73,7 | |
Сидоров Макар | Средний | 71,1 | |
Сидякина Ульяна | Слабый | 46,7 | |
Тарарака Милана | Средний | 69,8 | |
Тарасова Вероника | Слабый | 49,3 | |
Трифонов Денис | Слабый | 47,0 | |
Туруто Глеб | Слабый | 43,8 | |
Храмова Ксения | Средний | 62,1 | |
Шахбазян Юра | Хороший | 70,6 | |
Штефуряк Иван | Средний | 63,2 |
Таблица 9 – Результаты диагностического исследования уровней развития логического мышления по субтесту Л.А. Ясюковой у младших школьников в контрольной группе
№ | Имя | Уровень | Баллы |
Абдулина Светлана | Средний | 73,3 | |
Авдеева Алла | Средний | 66,7 | |
Астафьев Анатолий | Средний | 62,5 | |
Биев Иван | Слабый | 53,4 | |
Бунеева Кристина | Слабый | 48,2 | |
Виднев Дмитрий | Высокий | 84,9 | |
Винодеева Фаина | Средний | 59,3 | |
Денисова Марина | Средний | 63,5 | |
Ейник Кирилл | Хороший | 73,6 | |
Идрисова Ирина | Слабый | 43,9 | |
Кирилов Константин | Средний | 68,3 | |
Кулибина Анна | Хороший | 73,6 | |
Лазарева Мария | Средний | 64,4 | |
Локтева Елена | Хороший | 78,1 | |
Савина Милана | Хороший | 76,6 | |
Сидорчук Денис | Средний | 74,5 | |
Сорокин Денис | Средний | 64,3 | |
Сухова Ксения | Средний | 57,3 | |
Тимофеев Никита | Средний | 67,2 | |
Трифонова Диана | Слабый | 57,9 | |
Тэсс Даниил | Слабый | 53,3 | |
Устинов Вячеслав | Хороший | 78,1 | |
Хороводов Илья | Средний | 75,7 | |
Харитонов Виктор | Средний | 72,3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Развитие умения описывать признаки числа, фигур и узнавать предметы по заданным числам.
Задача на смекалку.
Упражнение 1.
Цель: научить младшего школьника описывать признаки чисел.
Задание: из каких цифр состоят числа:
3698; 14325; 24009; 34098.
Задачи с геометрическим материалом
Упражнение 2.
Цель: научить младшего школьника находить признаки геометрических фигур.
Задание: назвать признаки пятиугольника. Где в обычной жизни ты встречался с данной фигурой? Есть ли у нас в классе предметы в форме пятиугольника. Подумай может ли пятиугольник выглядеть иначе?
Упражнение 3.
Цель: научить младшего школьника узнавать предметы по данным признакам.
Задание: назвать предмет, который обладает следующими признаками: имеет 4 стороны и 4 угла. Нарисуй 5 предметов которые имеют 4 стороны и 4 угла.