Разработка и внедрение системы заданий по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики
На основе проведенного анализа психолого–педагогической литературы, а также экспериментального исследования развития логического мышления младших школьников была разработана программа заданий по повышению уровня развития логического мышления младших школьников.
Цель развивающей программы – развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью системы дополнительных заданий.
Количество занятий и включенные в них задания представлены в (Приложение 5).
Программа проводилась 3 раза в неделю в течение 4 недель, занятия включались в уроки математики и русского языка, длительность 20 минут. Задания выполнялись в рабочих тетрадях и на специально подготовленных бланках.
Структура программы развития логического мышления у детей младшего школьного возраста представлена в таблице 11 (Приложение 6).
Эти задания можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
Логические задачи, ребусы, задачи на переливание, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико–лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли [17].
Задачи на аналогию и исключение лишнего используется для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.
Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.
Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать. Логические упражнения прямо и непосредственно ориентированы на развитие логического мышления учеников. Логические упражнения представляют собой задания творческого характера. От обычных они отличаются тем, что не требуют вычислений, а решаются с помощью рассуждений [1].
Система развивающих заданий позволяет привить интерес к предмету, дает более глубокое и полное понимание изучаемых тем, развивает мышление учащихся. В результате повышается успеваемость учащихся.
Устойчивые положительные результаты можно получить при подборе заданий, имеющих отношение к заданной теме. Не следует предлагать занимательные задачи как средство заполнения досуга или развлечения [7]. Проблема включения задач подобного вида в учебный процесс должна решаться естественным образом. Анализ показывает, что среди занимательных задач много задач чисто учебного назначения, но поданных в нестандартной или проблемной форме [18].
С целью реализации всех заданий нами было предложено разделить материал комплекса упражнений по блокам для пошаговой работы над формированием:
1. Умения описывать признаки числа, фигур и узнавать предметы по заданным числам.
2. Умения классифицировать.
3. Операции сравнения.
4. Умения обобщать.
5. Умения устанавливать закономерности.
6. Умения решать логические задачи.
Так же мы не забыли и про создание ситуации успеха, на данных этапах нами были использованы различные способы и приёмы.
В первом блоке использовались различные задания, направленные на развитие умения описывать признаки числа, фигур и узнавать предметы по заданным числам. В течение 5–8 минут проводились игровые тренинги по методикам «Признаки предмета» и «Признаки чисел». Например, на уроке по изучению периметра и площади фигуры было дано задание назвать, признаки пятиугольника. Для создания ситуации успеха нами был использован приём операции снятие страха и авансирование успешного результата, данные операции применялись на организационном этапе урока и на этапе подведения итогов и рефлексии. Например, опасение и страх был снят с помощью напутственных слов «Мы все пробуем и ищем, только так может что–то получиться». А на уроке закрепления этой же темы ситуация успеха была создана на организационном этапе с помощью убеждения детей в их способностях, словами «Ребята мы с вами уже так долго изучаем эту тему, вы всё знаете и на сегодняшнем уроке у вас не будет затруднений, уверенна вы все сегодня получите хорошие оценки ». На этапе актуализации знаний было предложено найти отличительные признаки двух фигур, ученики с легкостью выполнили задание, таким образом, был снят страх перед предстоящей контрольной, которую готовил учитель.
Во втором блоке заданий выбранные способы работ были направлены на формирование навыка классификации. Для этого в течение урока учащимся давались задания: «Раздели на группы», «Определи место расположения». Например, на уроке закрепления знаний по теме «Соотношение величин.1 кг = 1000г 1т =1000кг» было выполнено задание: найдите сумму всех трехзначных чисел, которые можно записать с помощью цифр 1,2,3 так, что бы в каждом числе все цифры были разные. Так же на данном этапе работы был использован приём «Персональная исключительность» благодаря индивидуальной оценки учащихся словами «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…». А на уроке изучения римских чисел ребятам было предложено самим придумать задание на умение классифицировать связанное с рисунками на доске, таким образом, учащиеся почувствовали себя увереннее и с удовольствием продолжили работу на уроке.
В третьем блоке мы использовали различные формы работ, так на уроке путешествии ребята столкнулись с множеством упражнений, формирующих логическое мышление. Такими как: «Сравни числа» и «Найди отличия». Для создания ситуации успеха нами был использован приём операции мобилизация активности или педагогическое внушение и высокая оценка детали. Например, на уроке контроля перед началом выполнения заданий ребятам был дан ряд пожеланий, каждому без исключения было напомнено, как хорошо он делает то–то, потом было дано небольшое устное задание «Найди отличия между двумя картинками».
В четвертом блоке нами были использованы упражнения «Назови общим словом». Данные задания давались учащимся на этапе активизации знаний, решались в течении 1–2 минут, на этом же этапе нами была создана ситуация успеха благодаря несколькими способами «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности» и «Внесение мотива». Например, при изучении темы «Знакомство с римскими цифрами A и B» упражнение «Назови группу чисел общим словом», было выполнено с затруднениями, и именно этот факт помог создать ситуацию успеха, которая в свою очередь помогла им справиться с работой. На другом уроке при изучении новой единицы счета учащимся никак не удавалось найти подходящие слово к трём разным фигурам, для помощи нами была создана ситуация успеха. Одного из учащихся мы вызвали к доске и сказали что никто кроме него не сможет решить это задание, таким образом, был применён прием «Персональная исключительность», результатом которого ответ был найден.
В пятом блоке были выбраны задания «Найди закономерности», «Выдели особенности», «Продолжи ряд». Они были направлены на формирование умения устанавливать закономерности. Использовались на различных этапах урока в течение 3–6 минут. Так же на данном этапе работы был использован приём «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности» благодаря которому учащиеся поверили в свой успех. Например, при решении задач на движение было предложено задание найди закономерности чисел и продолжи ряд. Учащимся было сложно найти закономерность так как они отнеслись к данному заданию как к отдельной части урока тогда нами была создана ситуация успеха словами «Я бы на вашем месте оценила работу сегодняшнего урока прежде чем отвечать», благодаря этому учащиеся вышли на верный путь и дали ответ.
В шестом блоке целенаправленной работы по формированию умения решать логические задачи, были выбраны различные интересные упражнения, использовались в течение 10–12 минут на этапе закрепления изученного материала или первичного закрепления, на этом же этапе нами была создана ситуация успеха благодаря способам «Авансирование успешного результата» и «Снятие страха». Например, при проведении контрольной работы на этапе инструктажа ребятам была дана небольшая логическая задача: В прямоугольной комнате нужно расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 3 стула. Нарисовать ответ. Позже при непосредственном выполнением работы учащимся было необходимо использовать данный рисунок для определения периметра и площади самой комнаты.
При самостоятельной работе дети со средними и низкими уровнями развития логического мышления испытывают затруднения и неловкость. Для решения данной проблемы были разработаны задания разного уровня: задания низкого уровня – стандартные; задания среднего уровня – самостоятельные; задания высокого уровня – творческие (Приложение 5).
Анализ деятельности младших школьников на формирующем этапе показал, что разработанный комплекс упражнений направленный на создание благоприятных педагогических условий развития логического мышления был успешно реализован, учащиеся стали активнее работать на уроках, в ответах появилась связность и законченность. В процессе данного этапа произошло формирование логических операций, которые в свою очередь повлияли на формирование логического мышления.