Сравнение между милостями Аллаха и своими преступлениями.

Это сравнение между тем, что человек получает от Аллаха и тем, что дает Ему. Тогда становится очевидной разница. Человек понимает, что есть только две вещи: либо прощение и милость, либо гибель и порицание.

Посредством такого сравнения человек понимает кто Господь, а кто раб. Он понимает суть своей души и ее качества, понимает величие Господства Всевышнего Аллаха, понимает, что Всевышний Аллах обладает совершенством и милостью. Каждая милость от Него - это дар, а каждое наказание - это справедливость. Пока человек не проведет такое сравнение, он будет невежественным по отношению к своей душе. Он будет невежественным относительно Господства своего Создателя. Но когда ты сравнишь, ты поймешь, что твоя душа - источник всякого зла и порока. Душа является невежественной

и несправедливой. И если бы не милость Аллаха, то рабу не удалось бы очистить душу, если бы Аллах не повел по прямому пути, то не было бы для раба прямого пути. Если бы Всевышний Аллах не помог и не указал бы на прямой путь, то не дошел бы раб никогда до блага. Если душа достигла какого-то блага, то это только по милости Господа. И тогда человек произнесет истинные слова: «Признаю милость,оказанную Тобой мне,ипризнаю грех свой». Бухари, 6306.

Затем сравни хорошие поступки /хасанат/ с плохими /сайиат/. Ты поймешь, чего больше по количеству и по качеству. Это уже сравнение между твоими собственными делами.

Трудно провести это сравнение, если нет трех вещей:

Свет мудрости.

Это свет, которым осветил Аллах сердца последователей пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это свет мудрости. В зависимости от количества этого света меняется способность призвать себя к отчету. Это то знание, благодаря которому раб различает истину и ложь, прямой путь и заблуждение, полезное и вредное, совершенное и порочное, добро и зло. Благодаря этому свету человек видит степени своих деяний.

Плохое мнение о себе самом.

Человек в этом нуждается, потому что если он будет хорошо думать о своей душе, то он не сможет призвать ее к отчету должным образом. Возникнет путаница. Человек будет видеть плохие поступки хорошими, а недостатки достоинствами, и наоборот. Ведь, любящий человек не видит недостатки того, кого он любит, считая их достоинствами.

ﺔﻠﻴﻠﻛ ﺐﻴﻋ ﻞﻛ ﻦﻋ ﻰﺿﺮﻟا ﻦﻴﻌﻓ

ﺎﻳوﺎﺴﻤﻟا يﺪﺒﺗ ﻂﺨﺴﻟا ﻦﻴﻋ نأ ﺎﻤﻛ

«Если смотришь взглядом довольства на что-то, это ослепляет и ты не видишь

недостатки,

И напротив, гневный взгляд раскрывает все недостатки».

Плохо думает о своей душе тот, кто знает ее. А тот, кто хорошо думает о душе, он самый невежественный в отношении души.

Способность различать между милостью и испытанием.

Милость приносит добро и благо, помогает обрести вечное счастье. Но наоборот, сколько людей завлечены милостями, не замечая этого. Как например, люди, обольщенные похвалой невежд в свой адрес или люди, обманутые тем, что у них есть все, что они желают. Большинство людей думают, что это признаки счастья и успеха. Это конечный предел их знаний!

Человек должен понимать, где настоящая милость, а где испытание. Испытание может придти в образе дара. И как часто люди путают одно с другим!

Раб находится между даром от Аллаха к нему и доводом против него. И в любом религиозном постановлении есть дар для раба и довод против него. Всевышний Аллах говорит:

  ِ ِ       ِ ِ     ِ   ِ ِ     ﻪﻠﻟاّ ﻦﻣ ﺪﻘﻟ﴿َ  
﴾ ﻢﻬﺴﻔﻧَأ ﻦﻣ ﻻﻮﺳر ﻢﻬﻴﻓ ﺚﻌـﺑ ذإْ ﻦﻴﻨﻣﺆﻤْﻟا ﻰﻠﻋَ  
ْ   ُ ْ ﱢ ً ُ َ ْ     َ َ َ   َ   ُ َ ُ ﱠ َ ْ َ  
                                 

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них

самих».(Сура али Имран,аят164)

А также:

ِ   ِ ِ          
﴾نﺎﻤﻳﻺﻟ ﻢﻛاﺪﻫ نَأ ﻢﻜﻴﻠﻋ ﻦﻤﻳ ﻪﻠﻟا ﻞﺑ﴿ِ
  َ ْ   ْ ُ َ َ ْ ْ ُ ََْ ﱡ ُ َ ُ   َ

«Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере».(Сура аль-Худжурат,аят

17)

А также:

﴾ﺔﻐﻟﺎﺒْﻟََُِا ُﺔﺠﺤْﻟاﱠُ ﻪﻠﻠﻓ﴿َِِّ

«У Аллаха есть убедительное доказательство».(Сура аль-Ан’ам,аят149)

Также и бытовое решение включает в себя дар и довод. Если Всевышний Аллах принял в

отношении тебя какое-то бытовое решение и это решение соответствует религиозному, то является даром. А иначе, это будет доводом.

Если есть какое-то шариатское решение и Всевышний Аллах помог тебе действовать по нему, то это является даром. А если пришло религиозное решение, но ты не исполняешь его, то это становится доводом против тебя. Поэтому, дар - это сочетание двух видов решений /хукм/. А довод - это когда присутствует одно решение, но отсутствует другое.

Наши рекомендации