Перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране , где сказано: “О
и пророк, поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости,
Я увещателя …”, и защитника для неграмотных. Ты — Мой раб и Мой посланник. назвал тебя уповающим /аль-мутаваккиль/. Он не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его к Себе до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину, чтобы люди говорили: “Нет божества достойного поклонения, кроме
и Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши,
жестокие сердца». Бухари, 2125.
Также Всевышний Аллах говорит:
﴿ﻓـﺒﺸﺮﱢ | ِ ِ | ﱠ | ِ | ِ | َ | ِ | ﴾ | ||||||||||||
ﻋﺒﺎد اﻟﺬﻳﻦ ﻳﺴﺘﻤﻌﻮن | ﻓـﻴﺘﺒﻌﻮنﱠ | أَﺣﺴﻨﻪْ | |||||||||||||||||
َ | َ | ْ | َ | َ | َ ْ | ُ | َ | اﻟْﻘﻮل | َ | َ | ُ | َ | |||||||
َ | َ | ُ | |||||||||||||||||
«Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим
из них».(Сура аз-Зумар,аяты17-18)
Здесь речь идет о благой вести от Всевышнего Аллаха. Также Он говорит о безопасности
для Своих рабов:
ِ | ِ | ﱠ | ِ | ِ | ِ | ِ | ِ | ||||||||||||||||
﴿ﻳﺎ ﻋﺒﺎد ﻻ ﺧﻮفٌ | ﻋﻠﻴﻜﻢَ | ||||||||||||||||||||||
اﻟْﻴـﻮمََ | وﻻ أَﻧﺘﻢ ﺗﺤﺰﻧﻮن اﻟﺬﻳﻦ آﻣﻨﻮا ﺑﺂﻳﺎﺗﻨﺎ وﻛﺎﻧﻮا ﻣﺴﻠﻤﻴﻦ ﴾ | ||||||||||||||||||||||
َ | َ | َ | َ ْ | َ ْ ُ ُ | ََ | ُ ْ َ ْ َُ | َ | َ | َُ | َ | َ | ََ ُ | ُ ْ | َ |
«О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы были теми,
которые уверовали в Наши знамения и были мусульманами».(Сура аз-Зухруф,аяты
68-69)
Всевышний Аллах не дал шайтану власти над Своими рабами, а дал власть шайтану
только над его приспешниками и многобожниками. Всевышний Аллах говорит:
﴿إنِﱠ ﻋﺒﺎديَِِ ﻟﻴﺲََْ ﻟﻚََ ﻋﻠﻴﻬﻢََِْْ ﺳﻠﻄﺎنٌَُْ ِإﻻﱠ ﻣﻦَِ اﺗـﺒـﻌﻚﱠَََ ﻣﻦَِ اﻟْﻐﺎوﻳﻦََِ ﴾
«Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».(Сура аль-Хиджр,аят42)А также:
ِﱠ | ﻟﻴﺲَ ﻟﻪَ | ﺳﻠﻄﺎنَْ | ﻋﻠﻰَ | ﱠ ِ | ِ | ﱠ | ِﱠ | ﻋﻠﻰَ | ﱠ ِ | ﱠ | ﱠ ِ | ِِ | ِ | |||||||||||||||||||||||
﴿إﻧﻪ | اﻟﺬﻳﻦ آﻣﻨﻮا وﻋﻠﻰَ | رﺑﻬﻢ ﻳـﺘـﻮﻛﻠﻮنُ | إﻧﻤﺎ ﺳﻠﻄﺎﻧﻪَْ | اﻟﺬﻳﻦ ﻳـﺘـﻮﻟﻮﻧﻪ واﻟﺬﻳﻦ ﻫﻢ ﺑﻪ ﻣﺸﺮﻛﻮن ﴾ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ُ | ْ َ | ُ | ُ | ٌ | َ | َ | َُ ْ َ َ | َﱢ | ْ | ََ َ | َ | َ | ُ | ُُ | َ | َ | ََ َ | ْ َُ | َ | َ | ُ | ُ | ْ | ُ | َ | |||||||||||
«Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (дьявола) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей».(Сура ан-Нахль, аяты 99-100)
И самой высокой степенью религии является наилучшее выполнение своей функции, то
и есть рабства перед Аллахом /ихсан/. Когда Джибриль спросил пророка (мир ему благословение Аллаха) об /ихсане/ , тот ответил: «Суть/ихсана/в том,чтобы ты
поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то помни о том, что Он видит тебя». Бухари, 50;Муслим, 9.
Виды рабства перед Аллахом: общее рабство и особое рабство. Общее рабство:Это рабство всех обитателей небес и земли,так как все онипринадлежат Всевышнему Аллаху, будь они праведными или нечестивыми , верующими или неверными. Это рабство власти и подчинения. Всевышний Аллах сказал:
﴿وﻗﺎﻟﻮاََُ اﺗﺨﺬﱠََ اﻟﺮﺣﻤﻦﱠَْ وﻟﺪاًََ ﻟﻘﺪََْ ﺟﺌﺘﻢُِْْ ﺷﻴﺌﺎًَْ إدِا ﺗﻜﺎدََُ اﻟﺴﻤﺎواتﱠََُ ﻳـﺘـﻔﻄﺮنَََﱠَْ ﻣﻨﻪُِْ وﺗﻨﺸﻖَََﱡ اﻷرضَُْْ وﺗﺨﺮََِﱡ اﻟْﺠﺒﺎلَُِ ﻫﺪاَ أَن دﻋﻮاََْ
ُ
ﻟﻠﺮﺣﻤﻦِﱠَِْ وﻟﺪاًََ وَﻣﺎَ ﻳﻨﺒﻐﻲََِ ﻟﻠﺮﺣﻤﻦِﱠَِْ أَن ﻳـﺘﺨﺬَﱠَِ وﻟﺪاًََ إنِ ﻛﻞُﱡ ﻣﻦَ ﻓﻲِ اﻟﺴﻤﺎواتﱠََِ واﻷرضََِْْ ِإﻻﱠ آﺗﻲِ اﻟﺮﺣﻤﻦﱠَِْ ﻋﺒﺪاًَْ ﴾
«Они говорят: "Милостивый взял Себе сына". Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает
к Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится Милостивому только в качестве раба».(Сура Марйам,аяты88-93)
А также:
ِ | ِ | ﱠ | ِ | ِ | ِ | ||||||||
أَأَﻧﺘﻢ أَﺿﻠﻠﺘﻢْ | ﻋﺒﺎدي ﻫﺆﻻء ﴾ | ||||||||||||
ﻳﺤﺸﺮﻫﻢ وﻣﺎ ﻳـﻌﺒﺪون ﻣﻦ دون اﻟﻠﻪ ﻓـﻴـﻘﻮلُ | |||||||||||||
﴿َﻳـﻮمَْ َ ْ ُ ُ ُ ْ َ َ َ ُْ ُ َ | ُ | ََ ُ | ُ ْ | ْ | ُ ْ | َ | َ َُ |
«В тот день Он соберет их и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: "Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов?"»(Сура аль-Фуркан,аят17)
Всевышний Аллах назвал их Своими рабами, несмотря на то, что они заблудились. Особое рабство:Это рабство подчинения и любви,следования приказам.ВсевышнийАллах говорит:
﴿ﻳﺎَ ﻋﺒﺎدَِِ ﻻَ ﺧﻮفٌَْ ﻋﻠﻴﻜﻢََُْ اﻟْﻴـﻮمََ وﻻََ أَﻧﺘﻢُْ ﺗﺤﺰﻧﻮن﴾َََُْ
ُ
«О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены».(Сура аз-
Зухруф, аят 68)
А также:
﴿ﻓـﺒﺸﺮﱢ | ِ ِ | ﱠ | ِ | ِ | َ | ِ | ﴾ | ||||||||||||
ﻋﺒﺎد اﻟﺬﻳﻦ ﻳﺴﺘﻤﻌﻮن | ﻓـﻴﺘﺒﻌﻮنﱠ | أَﺣﺴﻨﻪْ | |||||||||||||||||
َ | َ | ْ | َ | َ | َ ْ | ُ | َ | اﻟْﻘﻮل | َ | َ | ُ | َ | |||||||
َ | َ | ُ | |||||||||||||||||
«Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим
из них».(Сура аз-Зумар,аяты17-18)
А также:
﴿وﻋﺒﺎدََُِ اﻟﺮﺣﻤﻦﱠَِْ اﻟﺬﻳﻦﱠَِ ﻳﻤﺸﻮنََُْ ﻋﻠﻰََ اﻷرضَِْْ ﻫﻮﻧﺎًَْ وإذاََِ ﺧﺎﻃﺒـﻬﻢَََُ اﻟْﺠﺎﻫﻠﻮنََُِ ﻗﺎﻟﻮاَُ ﺳﻼﻣﺎًََ ﴾
ُ
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: "Мир!"»(Сура аль-Фуркан,аят63)Всевышний Аллах рассказал о том , что Иблис сказал:
﴿َﻷﻏﻮﻳـﻨـُِْﱠﻬﻢُْ أَﺟﻤﻌﻴﻦِْ ِإﻻﱠ ﻋﺒﺎدكَََِ ﻣﻨـﻬﻢُُِْ اﻟْﻤﺨﻠﺼﻴﻦََُِ ﴾
«Я непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов».
(Сура аль-Хиджр, аяты 39-40)
А также:
﴿ ِإنﱠ ﻋﺒﺎديَِِ ﻟﻴﺲََْ ﻟﻚََ ﻋﻠﻴﻬﻢََِْْ ﺳﻠﻄﺎنٌَُْ ﴾
«Воистину, ты не властен над Моими рабами ».(Сура аль-Хиджр,аят42)Все творения являются рабами Аллаха в /рубубийа/. А приближенные и покорные Аллаху люди, являются рабами в /улюхийа/.
Говоря о тех, кто является рабами только в /рубубийа/, Всевышний Аллах использует пять
методов описания.
1 - Используется слово в неопределенном состоянии /накира/. Как например, слова Аллаха:
﴿إنِ ﻛﻞُﱡ ﻣﻦَ ﻓﻲِ اﻟﺴﻤﺎواتﱠََِ واﻷرضََِْْ ِإﻻﱠ آﺗﻲِ اﻟﺮﺣﻤﻦﱠَِْ ﻋﺒﺪاًَْ ﴾
«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба».(Сура Марйам, аят 93)
2 - Используется /алиф уа лям /.
Как например, слова Аллаха:
ﱠ | ِ | ﱢ ِ ِ | |||||||
ﻟﻠﻌﺒﺎدْ | ﴾ | ||||||||
﴿وﻣﺎ اﻟﻠﻪ ﻳﺮﻳﺪ ﻇﻠﻤﺎُْ | |||||||||
َ َ | ُ | ُ | ُ | ً | َ |
«Аллах не желает поступать несправедливо с рабами».(Сура Гъафир,аят31)А также:
﴿إنِﱠ اﻟﻠﻪﱠَ ﻗﺪَْ ﺣﻜﻢَََ ﺑـﻴﻦََْ اﻟْﻌﺒﺎدَِِ ﴾
«Воистину, Аллах уже рассудил между рабами».(Сура Гъафир,аят48)
3 - Используется указательное местоимение или нечто подобное. Как например, слова Аллаха:
﴿ أَأَﻧﺘﻢُْ أَﺿﻠﻠﺘﻢُْْْ ﻋﺒﺎديَِِ ﻫﺆﻻءََُ ﴾
«Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов?»(Сура аль-Фуркан,аят17)
4 - Упоминаются все рабы в общем.
Как например, слова Аллаха:
﴿ أَﻧﺖ ﺗﺤﻜﻢَُْ ﺑـﻴﻦََْ ﻋﺒﺎدكََِِ ﻓﻲِ ﻣﺎَ ﻛﺎﻧﻮاَُ ﻓﻴﻪِِ ﻳﺨﺘﻠﻔﻮنَََُِْ ﴾
ُ
«Ты рассудишь Своих рабов в том, в чем они расходились во мнениях».(Сура аз-Зумар, аят 46)
5 - Упоминаются их действия.
Как например, слова Аллаха:
﴿ﻗﻞُْ ﻳﺎَ ﻋﺒﺎديََِِ اﻟﺬﻳﻦﱠَِ أَﺳﺮﻓﻮاَُْ ﻋﻠﻰََ أَﻧﻔﺴﻬﻢُِِْ ﻻَ ﺗـﻘﻨﻄﻮاََُْ ﻣﻦِ رﺣﻤﺔﱠَِْ اﻟﻠﻪﱠِ ﴾
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха"».(Сура аз-Зумар,аят53)
Хотя некоторые толкователи сказали, что здесь речь идет о рабах в /улюхийа/. Как мы сказали, рабство делится на общее и особое. А само слово /’ибада/ в арабском языке означает смирение и подчинение. Однако, рабы Его особые подчиняются Ему добровольно. Враги Его тоже подчиняются Ему, но вопреки своей воле.
СТЕПЕНИ ИДУЩИХ:Знай,что порядок степеней не означает,что при переходе к
следующей степени позади остается предыдущая. Это неподобно земным путям. Например, степень пробуждения, переходя от нее к следующей степени, человек несет предыдущую степень с собой. Например, степень покаяния начинается с первых степеней и идет вместе с человеком до конца пути. Поэтому Всевышний Аллах сделал покаяние последней степенью, когда речь шла о походе в Табук. Это был последний поход пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:
ﺗﺎبﱠ | ِ | ِ ِ | ِ | ﱠ ِ | ِ | ِ | ِ ِ | ِ | ِ | ِ ٍ | ||||||||||||||||||||||
﴿ﻟﻘﺪََ | اﷲ ﻋﻠﻰ اﻟﻨﱠﺒﻲ واﻟْﻤﻬﺎﺟﺮﻳﻦ واﻷﻧﺼﺎرَ اﻟﺬﻳﻦ اﺗـﺒـﻌﻮﻩﱠ | ﻓﻲ ﺳﺎﻋﺔ | اﻟْﻌﺴﺮةَُ | ﻣﻦ ﺑـﻌﺪ ﻣﺎ ﻛﺎد ﻳﺰﻳﻎ ﻗـﻠﻮب ﻓﺮﻳﻖ ﻣﻨـﻬﻢ | ||||||||||||||||||||||||||||
َ | ََ | ﱢ َ ُ َ | َ | َ | َ | ِ | َ | َ ُ ُ | َ َ | َ ْ | َ | َ َ َ | ُ | ُ ُ | ُ َ | ﱢْ ُ ْ | ||||||||||||||||
ِﱠ | ِِ | ِ | ||||||||||||||||||||||||||||||
ﺛﻢ ﺗﺎب ﻋﻠﻴﻬﻢَ | إﻧﻪ ﺑﻬﻢ رؤوفٌ | رﺣﻴﻢ ﴾ | ||||||||||||||||||||||||||||||
ُ ﱠ | َ | َ | َ ْ | ْ | ُ | ْ َُ | ﱠ | ٌ |
«Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он - Сострадательный, Милосердный».(Сура ат-Тауба,аят117)
Всевышний Аллах упомянул о покаянии в начале и в конце аята. Взгляните также на суру, которая снизошла перед смертью пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:
ِ | ﱠِ | اﻟﻨﱠﺎس ﻳﺪﺧﻠﻮنُ | ِ ِ ِ | ﱠِ | ْ | ِ | ِ | ِ | ِﱠ | ||||||||||||||||||||||||
﴿إذا ﺟﺎء ﻧﺼﺮ اﻟﻠﻪ | واﻟْﻔﺘﺢَ | ﻓﻲ دﻳﻦ اﻟﻠﻪ | ﻓﺴﺒﺢ ﺑﺤﻤﺪ رﺑﻚ واﺳﺘـﻐﻔﺮﻩ إﻧﻪ ﻛﺎن ﺗـﻮاﺑﺎ﴾ | ||||||||||||||||||||||||||||||
َ | َ | َ | ْ | ُ | ورأَﻳﺖْ | َ َ | ْ | ُ | َ | أَﻓـﻮاﺟﺎً | َ | َ | ﱢ | ْ َ ْ | َ | ﱢ َ | َ | ْ | َ ْ | ْ | ُ | ُ َ | َ | َ ﱠ | ً | ||||||||
َ | ُ |
«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди
и толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния».(Сура ан-Наср,
аяты 1-3)
и Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая поясные
земные поклоны , пророк, да благословит его Аллах и приветствует , обычно говорил: “Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-
кя, Аллахумма, Рабба- на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/”» Бухари, 817;Муслим, 484.
В другой версии этого хадиса сообщается также, что она сказала: «Он говорил так,
выполняя то, что было велено ему делать в Коране». Покаяние бывает в конце пути каждого, кто идет по прямому пути. К покаянию движутся все познавшие Аллаха и познавшие суть рабства. Всевышний Аллах говорит:
ِﱠ | ِ | ِ | ِ | ِ | ِ | ْ | ِ | ِ | ِﱠ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
﴿إﻧﺎ ﻋﺮﺿﻨﺎ اﻷﻣﺎﻧﺔَْ | ﻋﻠﻰَ اﻟﺴﻤﺎوات واﻷرضَْ | واﻟْﺠﺒﺎل ﻓﺄﺑـﻴﻦََ | أَن ﻳﺤﻤﻠﻨـﻬﺎْ | ﻣﻨـﻬﺎ وﺣﻤﻠﻬﺎَ | اﻹْ | ﻧﺴﺎن إﻧﻪ ﻛﺎن ﻇﻠﻮﻣﺎَُ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
َ | َ | ْ | َ | َ | ََ | َ | ﱠ | َ َ | َ | ْ | َ | َ | َ | ْ | َ | َ | ْ | َ َ | وأَﺷﻔﻘﻦ | ْ َ | َ | َ َ | َ | َ | ُ | ُ َ | َ | ً | ||||||||||||||||||||||||
ﱢ | ِ | ِ | ِ | ِ | ِ | ْ | ﱠ | ِ ِ | ِ | ِ | ﱠ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ِ | ﱠ | ِِ | ِ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ﺟﻬﻮﻻ ﻟﻴـﻌﺬب اﻟﻠﻪ اﻟْﻤﻨﺎﻓﻘﻴﻦ واﻟْﻤﻨﺎﻓﻘﺎت | ﻛﻴﻦ | ﻛﺎت وﻳـﺘﻮب اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻰَ | اﻟْﻤﺆﻣﻨﻴﻦ واﻟْﻤﺆﻣﻨﺎت | وﻛﺎن اﻟﻠﻪ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
َ ُ | ً | ُ َ | َ | ُ َُ | َ َ َُ | َ | واﻟْﻤﺸﺮ | واﻟْﻤﺸﺮَ | َ َُ | َ | ُ َ | َ | َ | َ | ُ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
َ ُ | َ َ ُِ | ُ | َ | َ ُ | َ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ﻏﻔﻮرا رﺣﻴﻤﺎ ﴾ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
َُ | ً | ﱠ | ً |
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они
отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах - Прощающий, Милосердный».(Сурааль-Ахзаб, аяты 72-73)
Всевышний Аллах сделал принятие покаяния конечной целью для каждого верующего и каждой верующей.
Другая степень - это степень терпения, которая также неразлучно находится с человеком на всех этапах. Также степень довольства вытекает из терпения и довольство не может быть без терпения. И это не значит, что когда человек переходит к степени довольства, терпение ему больше не нужно.
ﺔﻈﻘﻴﻟا
ПРОБУЖДЕНИЕ
Это обеспокоенность, которая возникает в сердце от пробуждения человека от сна беспечности. И это пробуждение настолько важное, что трудно представить нечто более важное в движении по прямому пути. Кто почувствовал это, то, клянусь Аллахом, он почувствовал счастье, так как до этого он пребывал в беспечности. Затем он проснулся и начал усердно работать ради Всевышнего Аллаха, чтобы отправиться в путь.
ﺎﻬﻧﺈﻓ نﺪﻋ تﺎﻨﺟ ﻰﻠﻋ ﻲﺤﻓ
ﻢﻴﺨﻤﻟا ﺎﻬﻴﻓو ﻰﻟوﻷا ﻚﻟزﺎﻨﻣ
ىﺮﺗ ﻞﻬﻓ وﺪﻌﻟا ﻰﺒﺳ ﺎﻨﻨﻜﻟو
ﻢﻠﺴﻧو ﺎﻨﻧﺎﻃوأ ﻰﻟإ دﻮﻌﻧ
«Идем в высшие Сады, поистине,
Это твоя первоначальная обитель.
Почему бы не вернуться нам на нашу родину туда И обрести там спасение».
Человек начинает готовиться к путешествию и переходит к степени решимости. Это решительно намерение выйти в путь, оставить все то, что мешает ему идти. Человек ухватывается за все, что помогает идти по этому пути. В зависимости от степени своего пробуждения будет меняться решимость.
До того, как придет призывающий раб находится во сне беспечности. Он слышит голос, который призывает его к спасению, голос милости, который говорит: «Идем к счастью». И первый шаг спящего - это пробуждение.
Имам аль-Харауи сказал: «Это тот самый подъем, о котором говорит Аллах:
ِﱠِ | ٍ | ِ | ِ | ِ | ِ | ﻞﻗ﴿ | |||||||||
﴾ ىداﺮـﻓو ﻰﻨـﺜﻣ ﻪﻠﻟ اﻮﻣﻮﻘـﺗ نَأ ةﺪﺣاﻮﺑ ﻢﻜﻈﻋَأ ﺎﻤﻧإﱠ | |||||||||||||||
َ َُ َ | َْ َ | ُ | ُ َ | َ | َ | ُ ُ | َ | ْ ُ |
"Скажи: “Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному”"».(Сура Саба,аят46)
Имам аль-Харауи сказал: «Этот подъем ради Аллаха, и есть пробуждение от сна беспечности, от беды пренебрежения. Это первое, что освещает сердце человека жизнью. Оно строится на трех вещах».
Первое:Сердце замечает милости Всевышнего Аллаха,отчаиваясь сосчитать их,ипонимает насколько оно неблагодарно. Это обязательно приводит к возникновению двух вещей: любовь к Аллаху и постоянное поминание Его. Возникает презрение к самому се бе. Человек выполняет слова пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Передают со слов Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучше всего просить прощения у Аллаха, произнося (такие слова): “О Аллах,Ты—Господь мой,и нет божества достойногопоклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал,
признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Аллахумма,Анта Рабби,ля иляхаилля Анта, халякта-ни ва ана ‘абду-Кя, ва ана ‘аля ‘ахди-Кя ва ва‘ди-кя ма-стата‘ту.
А‘узу би-Кя мин шарри ма сана‘ту, абу’у ля-Кя би-ни‘мати-Кя ‘аляййа, ва абу’у ля-Кя би-занби, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!/”» Сказав это,пророк,даблагословит его Аллах и приветствует, добавил: «Тот,кто станет повторять этислова днём, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей рая, и тот, кто станет повторять эти слова ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется среди обитателей рая». Бухари, 6306.
Эта мольба является господином всех мольб о прощении. Человек, понимает, что если бы Всевышний Аллах наказал всех жителей небес и земли, то это наказание не было бы несправедливым. Потому что Всевышний Аллах дает столько милостей, что люди не в состоянии отблагодарить его должным образом. Раб всегда должен идти к Аллаху, видя Его милости и понимая свое упущение.
Второе:Раб начинает видеть свои грехи,понимает,что находится в страшной опасности
и засучивает рукава, чтобы спасти себя. Видя свои грехи, он понимает, что находится в великой опасности, находится на краю гибели. Всевышний Аллах порицает тех, которые забыли свои грехи, говоря:
﴾ ﻩاﺪﻳ ﺖﻣﺪﻗﱠ | ِ | ِ | ِ ِ | ﱢ | ِ | |||||||||
ﺎﻣ ﻲﺴﻧو ﺎﻬـﻨﻋ ضﺮﻋﺄﻓَ | ﻦﻣو﴿ | |||||||||||||
ﻪﺑر تﺎﻳﺂﺑ ﺮﻛذ ﻦﻤﻣ | ﻢﻠﻇَأْ | |||||||||||||
ُ َ َ ْ | َ | َ | َ َ َ َ َ َْ َ | َ ْ | َ | ﱢ | َ | َ | ُ | ﱠ | ْ َ َ | |||
َ | ُ |
«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили о знамениях его Господа, а он отвернулся от них и забыл то, что совершили его руки?»(Сура аль-Кахф,аят57)Видя свои прошлые грехи, человек старается наверстать упущенное с помощью знания и деяния. Он ищет спасения от преступлений путем прошения прощения /истигъфар/ и сожаления. Он очищает свой иман, очищает свое знание от скверны грехов, подобно тому, как очищают золото и серебро от всяких примесей. Ведь, войти в Рай невозможно без полного очищения, так как Рай - благой и в него войдут только благие. Поэтому ангелы говорят тем людям, которые вошли в Рай:
﴾ ﻦﻳﺪﻟﺎﺧََِِ ﺎﻫﻮﻠﺧدﺎﻓََُُْ ﻢﺘﺒﻃُِْْ ﻢﻜﻴﻠﻋََُْْ ٌمﻼﺳََ ﴿
«Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!»(Сура аз-Зумар,аят73)
Также Всевышний Аллах говорит:
﴾ﺔﱠﻨﺠْﻟا اﻮʌ |