Указание на таухид аль-асмаи уа-с-сыфат
В этой суре упоминание о пяти именах Всевышнего Аллаха: «Аллах», «ар-Рабб», «ар-Рахман», «ар-Рахим», «аль-Малик».
Поистине, имена Всевышнего Аллаха указывают на Его атрибуты. Именно поэтому Его имена прекрасные. Если бы имя не указывало на атрибут, то оно бы не было прекрасным. Оно не было бы достойно похвалы и совершенства. Можно было бы одно имя применять вместо другого. Например, сказать: «О Аллах! Я причинил несправедливость самому себе. Прости мне! Поистине, Ты - Отомщающий». Или человек мог бы сказать: «О Аллах! Дай мне то-то и то-то, поистине, Ты - Отказывающий».
Поэтому отрицание имен и атрибутов является одним из самых больших отклонений. Всевышний Аллах сказал:
ِِ | ِ | ِ | ِ | ﱠ | ||||||||||
﴾ نﻮﻠﻤﻌـﻳُ | اﻮﻧﺎﻛ ﺎﻣ نوﺰﺠﻴﺳ | ﻲﻓ نوﺪﺤﻠـﻳْ | ||||||||||||
ﻪﺋﺂﻤﺳَأْ | ﻦﻳﺬﻟا اورذو ﴿ | |||||||||||||
َ | َ ْ َ | ْ ُ َ َ َ ْ َ ْ ُ َ | َ | ُ | ُ | َ | ْ | ُ َ َ |
«Оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они
непременно получат воздаяние за то, что совершали».(Сура аль-А’раф,аят180)
Если бы имена не указывали на смыслы и атрибуты, нельзя было бы использовать
/масдары/, связанные с ними. Однако Всевышний Аллах описывает себя /масдаром/.
Например, слова Всевышнего Аллаха:
﴾ ﻦﻴﺘﻤْﻟاَِ ةﻮﻘِﱠُْﻟا وذُ قازﺮﻟاُﱠﱠ ﻮﻫُ َﻪﻠﻟاﱠ نإ﴿ﱠِ
َُ
«Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким».(Сура аз-Зарийат,аят58)
Мы знаем, что /аль-Къауий/ одно из Имен Всевышнего Аллаха и его смысл - «Обладатель совершенной силы». Также Его слова:
﴾ ﺎﻌﻴﻤﺟًَِ ُةﺰﻌْﻟاﱠِ ﻪِﱠﻠﻠﻓَِ ﴿
«Могущество целиком принадлежит Аллаху».(Сура Фатыр,аят10)
/аль-’Азиз/ - то есть Тот, Кому принадлежит могущество.
Передают, что Абу Муса, сказал: «Однажды посланник Аллаха, находившийся среди нас,
встал и поведал нам о пяти вещах. Он сказал: "Поистине,Аллах не спит,и не подобает
Ему спать;
Он уменьшает и увеличивает удел Своих рабов; дела ночи представляют Ему раньше, чем дела дня, а дела дня — раньше, чем дела ночи; завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние лика Аллаха непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его взор"». Муслим, 179.См. «Сахих аль-Джами’», 1860.
Здесь пророк (мир ему и благословение Аллаха) употребляет в речи /масдар/ от имени «аль-Басыр».
Или другой хадис от Айшы: «Хвала Аллаху,слух Которого охватывает все звуки». См.
«Сахих ибн Маджах», 156; «Сахих ан-Насаи», 3460.
Или ду’а истихара: «О Аллах!Поистине,я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием».
Бухари, 1162, 7390.
Всевышний Аллах сказал Мусе:
﴾ ﻲﻣﻼﻜﺑوَََِِ ﻲﺗﻻﺎﺳﺮﺑََِِِ سﺎﱠﻨﻟاِ ﻰﻠﻋََ ﻚﺘَُﻴﻔﻄﺻاََْْ ﻲﻧإﱢِ ﴿
«Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе».(Сура аль-А’раф, аят 144)
Он - Великий, Обладающий величием. Как пришло в хадисе, что Всевышний Аллах сказал: «Величие-это Мой изар,а гордость-это Моя накидка». Абу Дауд, 4090; Ахмад, 2/248; Ибн Маджах, 4174; Ибн Хиббан, 49; См. «Сильсиля ас-Сахиха», 541.
Его имя «аль-Хаким» и Он сказал:
﴾ ﺮﻴﺒﻜْﻟاَِِ ﻲﻠﻌْﻟاﱢَِ ﻪﻠﻟِﱠِ ﻢﻜﺤْﻟﺎﻓَُ ﴿
ُ
«Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Большой».(Сура Гъафир,аят12)
И мусульмане единодуны, что если кто-то клянется жизнью Аллаха, Его слухом, Его зрением, Его силой, Его могуществом, Его величием, то его клятва действительна и если он ее нарушит, тогда на нем искупление /каффара/.
У каждого имени есть смысл и есть то, что вытекает из этого имени. Например, имя
«Захир», как пришло в хадисе: «О Аллах!Ты Высочайший-нет ничего над Тобой,и ТыБлижайший и нет ничего ближе Тебя». Муслим, 2713.
В этом указание на то, что Аллах над всем. Тот, кто отрицает Его возвышенность, тем самым отрицает имя «Захир».
Имя «Аллах» указывает на все остальные имена и вовзышенные Атрибуты тремя доказательствами.
Это имя указывает на божественность /иляхийа/ Всевышнего и на атрибуты божественности, отрицая то, что им противоречит. Это такие атрибуты совершенства, которые не имеют ничего общего с творениями. В них нет никаких недостатков. Поэтому Всевышний Аллах отнес все другие имена к этому великому имени. Всевышний Аллах сказал:
﴾ ﻰﻨﺴﺤْﻟاَُ ءﺎﻤﺳﻷاََْ ﻪﻠﻟو﴿َِِّ
«У Аллаха - самые прекрасные имена».(Сура аль-А’раф,аят180)
«ар-Рахман», «ар-Рахим», «аль-Куддус», «ас-Салям», «аль-’Азиз», «аль-Хаким» из имен Всевышнего Аллаха. Но нельзя сказать, что, например, «Аллах» - это из имен «ар-Рахмана». Поэтому имя «Аллах» указывает на значение всех остальных прекрасных имен
в общем, а остальные имена уже конкретно указывают на атрибуты Всевышнего Аллаха. Имя «Аллах» произведено от атрибутов божественности. Имя «Аллах» указывает на то, что Он - Тот, Кому поклоняются - поклоняются с любовью, возвеличиванием и покорностью. Творения бегут к Нему, желая удовлетворения своих потребностей. Из этого вытекает то, что Он - Господь, и Он обладает милостью. А в этом указание на Его власть и на то, что только Он достоин похвалы.
ВОЗВЫШЕНИЕ НАД ’АРШЕМ
Атрибуты величия и красоты больше связаны с именем «Аллах». Атрибуты действия,
могущества, принесения пользы и вреда, осуществление Его воли, обладание силой,
управление делами творений - это все больше связано с именем «Рабб» - то есть Господь.
Аллах Справедливый, кого-то возвеличивает, а кого-то унижает, и тому подобное - это
больше связано с именем «аль-Малик».
Также Всевышний Аллах сказал:
﴾ ىﻮـﺘﺳاَْ شﺮﻌْﻟاَِ ﻰﻠﻋََ ﻦﻤﺣﺮﻟا﴿َْﱠ
َُ
«Милостивый вознесся на Трон».(Сура Та Ха,аят5)
А также:
﴾ اﺮﻴﺒﺧَِ ﻪﺑِِ لﺄﺳﺎﻓََْْ ﻦﻤﺣﺮﻟاَْﱠ شﺮﻌْﻟاَِ ﻰﻠﻋََ ىﻮـﺘﺳاَْ ﻢﺛﱠُ مﺎﻳَأٍﱠ ﺔﺘﺳِﱠِ ﻲﻓِ ﺎﻤﻬـﻨـﻴـﺑَََُْ ﺎﻣوََ ضرﻷاوَََْْ تاوﺎﻤﺴﻟاََِﱠ ﻖﻠﺧَََ يﺬﻟا﴿ِﱠ
ًَُ
«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он - Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего».(Сура аль-Фуркан,аят59)