Добра. Разве он равен тому, кто отдает справедливые приказы и следует прямым
путем?»(Сура ан-Нахль,аят76)
Этот пример касается идолов , которые ничего не слышат и ничего не разумеют. Как они
могут сравнится с Аллахом, Который приказывает справедливость и таухид. Он обладает могуществом, Он говорит и Он богат. Он на прямом пути в Своих действиях и словах. В
Его словах правдивость, доброе наставление и прямой путь. В Его действиях есть мудрость, справедливость, милость и польза. Это самое верное толкование данных аятов. Некоторые говорят, что в этом аяте имеется ввиду посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он на прямом пути, так как он приказывает справедливость. Да, это верно! Но эти слова не противоречат первому мнению. Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) на прямом пути, так как посланник (мир ему
и благословение Аллаха) приказывает только то, что несет в себе этот путь. Эта притча также относится и к предводителям неверных. Это немые идолы, которые не способны дать прямой путь или благо. Также это притча о пророке (мир ему и благословение Аллаха), предводителе благочестивых, который приказывает справедливость. Он на прямом пути. Согласно первому мнению, это притча о тех, кому поклоняются неверующие и о Том, Кому поклоняются благочестивые. Оба мнения взаимосвязаны. Иногда упоминается первое мнение, а иногда второе.
Также есть и третье мнение, которое гласит о том, что речь в аяте идет о верующем и неверном. Это мнение передается от Ибн Аббаса. Сказал ’Ата: «Немой - это Убайиа ибн Халяф. А те, кто приказывают справедливость - это Хамза, ’Усман ибн ’Аффан и ’Усман ибн Маз’ун».
Такое толкование также приемлемо. Нет между тремя мнениями противоречия. На прямом пути Всевышний Аллах, Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) и последователи пророка. И наоборот, немые - это идолы, предводители неверных и те, кто за ними последовал. И поэтому некоторые саляфы упоминали только Самого Высокого на этом пути. Другие же говорили о том, что в аяте речь о пророке (мир ему и благословение Аллаха). Другие же говорили о тех, кто ответил на призыв. Но самом деле все три мнения верные, и таких примеров в Коране много.
Но до этого был аят:
﴾ ﻢﻴﻘﺘﺴﻣٍَِْﱡ طاﺮﺻٍَِ ﻰﻠﻋََ ﻲﺑرﱢَ نإﱠِ ﺎﻬﺘﻴﺻﺎﻨﺑَََِِِ ﺬﺧآٌِ ﻮﻫَُ ﱠﻻإِ ﺔﺑآدٍﱠَ ﻦﻣِ ﺎﻣ﴿ﱠ
«Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь - на прямом пути».(Сура Худ,аят56)
И этот аят четко указывает на один единственный смысл. Всевышний Аллах на прямом пути и Он более всех других достоин этого. Так как во всех Его словах правдивость, наставление, мудрость и прямой путь. Всевышний Аллах сказал:
﴾ ًﻻﺪﻋوََْ ﺎﻗﺪﺻًِْ ﻚﺑرَﱢَ ﺖﻤﻠﻛََُِ ﺖﻤﺗو﴿ْﱠََ
«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо!»(Сура аль-Ан’ам,аят115)
Во всех Его действиях польза и мудрость, милость и справедливость, благо. Зло вообще не входит ни в Его слова, ни в Его действия. Потому что на прямом пути /ас-сырат аль-мустакъим/ нет зла. Зло входит в слова и действия того, кто отклонился от этого пути. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Вот перед Тобой я,о
Господь мой! Все благо в Твоих Руках, а зло не имеет к тебе отношения». См. «ТахриджКитабу-с-сунна», 789.
Поэтому все Его имена - прекрасные, атрибуты /сыфаты/ - совершенные, а действия - мудрые. Невозможно, чтобы в них было зло. Всевышний Аллах сказал о том, что Худ говорил:
﴾ ﻢﻜﺑروُﱢََ ﻲﺑرﱢَ ﻪﻠﻟاِّ ﻰﻠﻋََ ﺖﻠﻛﻮـﺗُْﱠََ ﻲﻧإ﴿ﱢِ
«Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа».(Сура Худ,аят56)
И затем пришли слова:
﴾ ﻢﻴﻘﺘﺴﻣٍَِْﱡ طاﺮﺻٍَِ ﻰﻠﻋََ ﻲﺑرﱢَ نإﱠِ ﺎﻬﺘﻴﺻﺎﻨﺑَََِِِ ﺬﺧآٌِ ﻮﻫَُ ﱠﻻِإ ﺔﺑآدٍﱠَ ﻦﻣِ ﺎﻣ﴿ﱠ
«Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь - на прямом пути».(Сура Худ,аят56)
То есть Он - мой Господь и Он меня не покинет, а также Он - ваш Господь, и Он не натравит вас на меня. Потому что вы в Его руке и вы ничего не можете сделать без Его воли. Никто не сможет даже шевельнуться без Его воли. Он распоряжается творениями, как пожелает. Все, что Он с ними делает - по мудрости и по справедливости. Даже если Он позволит вам напасть на меня, то это также из Его мудрости.
Те, которые облагодетельствованы, они спутники человека на прямом пути. Тот, кто стремится к прямому пути /ас-сырат аль-мустакъим/, он стремится к такому пути, на котором будет мало спутников. Ведь, большинство людей отклонены от этого пути. А душа человеческая устроена так, что она боится одиночества. Человеческая душа хочет общения, хочет поддержки. Однако, на этом пути малое количество спутников. Но посмотри, кто будет с тобой на этом пути. Всевышний Аллах сказал:
ِ ِ | ﱡ | ِ | ِ | ِ | ِ ﱠ | ِ | ِ | ||||||||||||||||||||||
ﻦﺴﺣو ﻦﻴﺤﻟﺎﺼﻟاوﱠ | ﻦﻴﻴﺒﱠﻨﻟاﱢ | ﻦﻣﱢ | ﻢﻬﻴﻠﻋَ | ﻪﻠﻟاّ | ْ | ﻦﻳﺬﻟا ﻊﻣ ﻚﺌﻟوﺄﻓََُ | لﻮﺳﺮﻟاوَﱠ | ﻪﻠﻟاّ ﻊﻄﻳِ | ﻦﻣو﴿ | ||||||||||||||||||||
ءاﺪﻬﺸﻟاو ﻦﻴﻘﻳﺪﺼﻟاوﱢﱢ | |||||||||||||||||||||||||||||
َ ُ َ َ َ | َ | َ َ | َ | َ | َ | َ | َ | ِ | ْ | َ | ُ | ﻢﻌـﻧَأَ | َ | َ َ َ | ْ | ُ | َ | َ | ُ | َ َ | |||||||||
ِ | |||||||||||||||||||||||||||||
﴾ ﺎﻘﻴﻓر ﻚﺌﻟوُأَ | |||||||||||||||||||||||||||||
ً | َ | َ |
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!»(Сура ан-Ниса,аят69)
И когда человек осознаёт, кто его спутники на этом пути, то уходит чувство одиночества, которое он испытывает, находясь среди современников. Зная, что его спутниками на этом пути являются те, кого облагодетельствовал Всевышний Аллах, исчезает чувство удрученности. А удрученность появляется в результате противодействия тех людей, которые отошли от прямого пути. Хотя количество их огромное, но по своему достоинству они ничтожны. Как говорили саляфы: «Придерживайся истинного пути и не пугайся малому количеству тех, кто следует по этому пути. Остерегайся лживого пути и не обманывайся большим количеством пропащих». Каждый раз,когда возникает чувствоодиночества, посмотри на тех, кто шел по этому пути до тебя. Постарайся догнать их и не оборачивайся назад. Если они будут звать тебя и кричать, не поворачивайся, так как это отвлечет тебя от прямого пути.
Я приведу два примера, постарайся сохранить их в своей памяти:
1 - Человек вышел из дома только для того, чтобы совершить молитву. По дороге он встречает шайтана из числа людей, и тот произносит какое-то обидное слово в его адрес. Человек останавливается, начинает отвечать ему и начинается схватка. Если шайтан сильнее человека, то он одолеет его и человек не попадет в мечеть, тем самым пропустим молитву. Даже если человек сильнее этого шайтана, то все равно эта схватка отнимет у него время. Эта схватка лишит человека возможности придти на молитву раньше и встать в первом ряду. Когда человек оборачивается на слова этого шайтана, то желание шайтана помешать ему становится больше. Намерение человека дойти до мечети ослабевает. И если бы человек обладал пониманием, он обратил бы все свои усилия на то, чтобы убыстрить свои шаги и не поворачиваться. Если бы человек шел на молитву и берег свое время, то врагу не удалось бы осуществить свой план.
2 - Антилопа, как известно, бегает быстрее, чем собака. Но когда она чувствует позади себя пса, она оборачивается на него и теряет скорость. Тогда собака догоняет и хватает
антилопу.
Как бы то ни было, воспоминания о спутниках не дают человеку испытать чувство одиночества и рождают у него желание догать тех, кто впереди.
У нас есть один полезный момент из /ду’а къунут/. А именно слова:
ﺖﻳﺪﻫ ﻦﻤﻴﻓ ﻲﻧﺪﻫا ﻢﻬﻠﻟا
«О Аллах, поведи нас с теми, кого Ты повел». То есть введи меня в число этих людей исделай меня их спутниками.
Также есть и другие пользы в словах: «Веди нас прямым путем». В них есть /тауассуль/ посредством милостей Всевышнего Аллаха. Милость состоит в наставлении людей на прямой путь. Как будто бы человек говорит: «О Аллах! Ты дал милость тем, кого наставил. Даруй же и мне из этой милости». Это обращение напоминает обращениебедняка к обладателю щедрости.
Мы знаем, что обращение к Аллаху с просьбой о прямом пути - это одна из главнейших задач человека. Ответ на эту мольбу - это один из самых величайших даров. И если это является таким важным, значит необходимо знать, каким образом просить этого пути. Всевышний Аллах учит Своих рабов, как просить у Него прямого пути. И перед тем, как
попросить прямого пути необходимо восхвалить Всевышнего Аллаха и восславить Его.
Затем мы упоминаем о нашем поклонении Ему и о нашем таухиде. Тут способа
/тауассуля/: /тауассуль/ посредством Имен и Атрибутов и /тауассуль/ посредством
признания того, что ты раб. При наличии этих двух способов, ду’а практически никогда
не отвергается. Это подтверждают два хадиса:
1 - Передал Бурейда от своего отца о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха)
услышал как один человек, делая /ду’а/, говорит:
ﺪﺣأ اﻮﻔﻛ ﻪﻟ ﻦﻜﻳ ﻢﻟو ﺪﻟﻮﻳ ﻢﻟو ﺪﻠﻳ ﻢﻟ يﺬﻟا ﺪﻤﺼﻟا ﺪﺣﻷا ﺖﻧأ ﻻإ ﻪﻟإ ﻻ ﷲا ﺖﻧأ ﻚﻧأ ﺪﻬﺷأ ﻲﻧﺄﺑ ﻚﻟﺄﺳأ ﻲﻧإ ﻢﻬﻠﻟا
«О Аллах! Я прошу Тебя посредством того, что я свидетельствую, что Ты - Аллах, кроме Которого нет божества достойного поклонения. Ты - Единый и Самодостаточный, Который не родил и не был рожден и Которому нет равных». Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем,
в Чьей руке моя душа! Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. И если Его просят этим именем, Он отвечает на /ду’а/». Передал Тирмизи, 3475.Шейх
Альбани назвал хадис достоверным.
В этом хадисе /тауассуль/ посредством упоминания Его таухида, посредством свидетельства о единственности Всевышнего Аллаха. Просящий упомянул имя Аллаха
«ас-Самад». Сказал Ибн Аббас: «/ас-Самад/ - это Знающий, Который обладает совершенным знанием и Могущественный, Который обладает совершенным могуществом». В другое версии: «/ас-Самад/ - это Господин, в Котором совмещены все виды власти и господства». Абу Ваиль сказал: «/ас-Самад/ - это Господин, власть Которого выше всех». Са’ид ибн Джубейр сказал: «/ас-Самад/ - это Совершенный во всех Своих атрибутах, действиях и словах». Также просящий отверг наличие у ВсевышнегоАллаха подобия, сказав: «Нет никого равного Ему». В этом ду’а заключены основы исламского вероубеждения.
2 - Хадис от Анаса, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как один человек обращется к Аллаху, говоря:
اﻟﻠﻬﻢ إﻧﻲ أﺳﺄﻟﻚ ﺑﺄن ﻟﻚ اﻟﺤﻤﺪ ، ﻻ إﻟﻪ إﻻ أﻧﺖ ، اﻟﻤﻨﺎن ﺑﺪﻳﻊ اﻟﺴﻤﺎوات واﻷرض ، ﻳﺎ ذا اﻟﺠﻼل واﻹﻛﺮام ! ﻳﺎ ﺣﻲ ﻳﺎ ﻗﻴﻮم
«О Аллах! Я прошу у Тебя посредством того, что признаю, что хвалы достоин только Ты. Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты - Создатель небес земли, Ты - Обладатель величия и почета! О Живой, о Вседержитель!»Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он попросил
Всевышнего Аллаха, посредством Его величайшего имени». Передал Мунзири в«ат-Таргъибуа-т-тархиб», 2/393; Хейсами в «Маджму’ аз-заваид», 10/159; Абу Дауд, 1495. Шейх Альбани назвал хадис
достоверным. См. «Сахих аби Дауд», 1495; «Сахих ат-Таргъиб», 1641; «Сахих ибн Маджах», 3126.
В этом ду’а также / тауассуль/ посредством Имен и Атрибутов. Сура «аль-Фатиха» объединила в себе эти два вида /тауассуля/. Только после этого человек упоминает свою самую главную просьбу. Это просьба о прямом пути после двух видов /тауассуля/. Тот, кто взывает к Аллаху таким образом, заслуживает получения ответа на свою мольбу.
Подобное сожержится и в мольбе пророка (мир ему и благословение Аллаха), с которой
он обращался к Аллаху, совершая ночную молитву. Он говорил:
اﻟﻠﻬﻢ ﻟﻚ اﻟﺤﻤﺪ ، أﻧﺖ ﻧﻮر اﻟﺴﻤﻮات واﻷرض وﻣﻦ ﻓﻴﻬﻦ ، وﻟﻚ اﻟﺤﻤﺪ ، أﻧﺖ ﻗﻴﻢ اﻟﺴﻤﻮات واﻷرض وﻣﻦ ﻓﻴﻬﻦ ، وﻟﻚ اﻟﺤﻤﺪ ، أﻧﺖ اﻟﺤﻖ ، ووﻋﺪك ﺣﻖ ، وﻗﻮﻟﻚ ﺣﻖ ، وﻟﻘﺎؤك ﺣﻖ ، واﻟﺠﻨﺔ ﺣﻖ ، واﻟﻨﺎر ﺣﻖ ، واﻟﺴﺎﻋﺔ ﺣﻖ ، واﻟﻨﺒﻴﻮن ﺣﻖ ، وﻣﺤﻤﺪ ﺣﻖ ، اﻟﻠﻬﻢ ﻟﻚ أﺳﻠﻤﺖ ، وﻋﻠﻴﻚ ﺗﻮﻛﻠﺖ ، وﺑﻚ آﻣﻨﺖ ، وإﻟﻴﻚ أﻧﺒﺖ ، وﺑﻚ ﺧﺎﺻﻤﺖ ، وإﻟﻴﻚ ﺣﺎﻛﻤﺖ ، ﻓﺎﻏﻔﺮ ﻟﻲ ﻣﺎ ﻗﺪﻣﺖ وﻣﺎ أﺧﺮت ، وﻣﺎ أﺳﺮرت وﻣﺎ أﻋﻠﻨﺖ ، أﻧﺖ إﻟﻬﻲ ، ﻻ إﻟﻪ إﻻ أﻧﺖ
«О Аллах! Только Ты достоин хвалы! Ты - Свет небес и земли, и того, что в них. Только Ты достоин хвалы и Ты - Вседержитель небес и земли, и того, в них. Только Ты достоин хвалы и Ты - Истина!Обещание Твое - истина, слова Твои - истина, встреча с Тобой - истина, Рай - это истина, Ад - это истина, (Судный) Час - истина, пророки - истина и Мухаммад - истина! О Аллах! Я предаюсь Тебе, уповаю на Тебя, верую в Тебя, к Тебе обращаюсь и споры мои только ради Тебя, только от Тебя жду
в решения ! Прости мне грехи, которые я совершил в прошлом, которые я совершу будущем, которые я совершил явно и те, которые совершил тайно. Тебе я поклоняюсь
и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя». Бухари, 7499.
ВИДЫ ТАУХИДА
Эта сура содержит все три вида таухида, о которых единодушно говорили все посланники (салявату Ллахи уа салямуху алейхим). С другой стороны таухид имеет два вида: