Модель Р.Б. Кеттелла. Теория текучего и кристаллизованного интеллекта.
Рэймонд Бернард Кеттелл ( 1905-1998) британский и американский психолог. Автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, и теории текучего и кристаллизированного интеллекта. |
Р. Кеттелл был солидарен с Ч. Спирменом, что сущность интеллекта состоит в постижении отношений и зависимостей. Он показал, что фактор G складывается из двух общих факторов:
Ø «текучего интеллекта» (gf) , природно обусловленного, он способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Он может быть измерен тестами, «свободными от культуры».
Ø «кристаллизованного интеллекта» (gc), предстающего как своего рода конденсат социального опыта. Он изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.
Р.Кеттелл выделил три вида интеллектуальных способностей:
Ø Центральные (или общие) способности обусловлены структурными и функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние на все познавательные процессы. Центральные способности - основа текучего интеллекта. Они минимально зависимы от обучения.
Ø Парциальные способности связаны как с врожденной, так и с приобретенной организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнаруживаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности.
Ø Факторы-операции более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные, познавательные навыки (интеллектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Они относятся к кристаллизованному интеллекту.
Текучий интеллект (gf) | Кристаллизованный интеллект (gc) |
зависит от генетики на 90%, питания, особенностей пренатального развития | зависит от генетики на 70%, и 30% от культурных влияний |
подвержен внешним влияниям, воздействующим на биологическое развитие | подвержен влиянию образования и культуры |
возрастное снижение текучего интеллекта начинается до 30 лет | возрастное снижение может не проявиться и в глубокой старости. |
травмы мозга оказывают большее влияние в раннем возрасте | травмы мозга оказывают большее влияние в более позднем возрасте |
измеряется с помощью высокоскоростных тестов, требующих активного вовлечения сенсомоторных компонентов деятельности | измеряется с помощью вербальных тестов |
Задание для самопроверки:
К 50-60 летнему возрасту, когда у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, интеллектуальные профессиональные умения сохраняются. О каком интеллекте идет речь:
а) кристаллизованном
б) текучем
ответ: б) текучем. Это «свободный интеллект», «потенциальный» (аналог G-фактора).От него зависит успешность основных логических операций : часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индуктивные и дедуктивные рассуждения, оперирование пространственными отношениями. Он формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, и практически не зависит от культурных факторов. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга
Иерархические модели интеллекта Ф. Вернона и Д. Векслера.
Модель Ф.Вернона считается типичной иерархической моделью. Факторы в ней располагаются на четырех уровнях.
На вершине расположен фактор общего интеллекта («генеральный» по Спирмену). Ниже – основные групповые факторы: вербально - образовательный (V : ED) и практико-технический (K :M). Далее находятся специальные способности (техническая осведомленность, ручные факторы и пр.) и на последнем уровне расположены более частные субфакторы. На основе этой модели были разработаны тесты Векслера
Д.Векслер считает интеллект способностью к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. В его модели представлены три уровня:
Ø уровень общего интеллекта,
Ø уровень групповых факторов: невербального интеллекта и вербального интеллекта. Вербальный интеллект отражает приобретенные способности, а невербальный – природные психофизиологические возможности.
Ø уровень специфических факторов.