Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)

3.2.1.Тифлопсихология как наукаПредмет и объект науки. Принципы, методы, основные задачи тифлопсихологии как науки. Становление и развитие тифлопсихологии. Причины нарушения зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей. Врожденная и приобретенная слепота. Прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора. Степень нарушения зрительной функции по уровню снижения остроты зрения. Группы детей в зависимости от использования зрительного анализатора в педагогическом процессе. Слепые дети. Абсолютно, или тотально, слепые дети. Частично или парциально, слепые дети. Слабовидящие дети. Слепорожденные дети. Ослепшие дети.

3.2.2. Особенности развития познавательной сферы Влияние нарушения зрения на качества внимания. Замедленность процесса восприятия и темпа переключения внимания. Свойства внимания. Ощущение и восприятие при нарушении зрения. Взаимоотношения осязания и зрения (С.В. Кравков, Л.А. Шифман, И.М. Соловьев, Ф.Е. Иванов, В.М. Воронин). Теории приоритета в познании мира или слуха (Ф. Цех, М. Сизеран) или осязания (А.В. Бирилев). Роль слуха в жизни слепых. (Д. Дидро, Н. Дюфо, Д. Грисбах). Современные экспериментальные психологические исследования. Осязание у слепых. Тифлопсихологические исследования осязания, осуществленные М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, Л.И. Солнцевой, В.М. Ворониным, Р.Б. Каффеманасом. Классификации осязания в тифлопсихологии: одномерное и последовательное формирование осязательного образа восприятия (Т. Геллер); активное и пассивное (А.А. Крогиус). Пространственное ориентирование детей с нарушениями зрения (Б.Г. Ананьев, Э.М. Айрапетянц, А.С. Батуев, А.А. Люблинская). Пространственная ориентировка слепых детей раннего и дошкольного возраста (Л.И. Солнцева). Уровни ориентировочной деятельности у детей школьного возраста (В.А. Кручинин). Исследования особенности памяти слепых (А.А. Крогиус, Г. Шауерте, Л.П. Григорьева, В.А. Лонина). Исследование соотношения зрительной, слуховой и осязательной памяти у слепых, частично видящих, и слабовидящих. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти. Специфика сохранения и забывания при слепоте и слабовидении. Особенности развития узнавания (Т.Н. Головина). Концепции развития мышления лиц с дефектами зрения (С.Ф. Струве, А.М. Щербина, А.А. Крогиус, К. Брюклен, Б.И. Коваленко, М.И. Земцова, ФН. Шемякин, А.И. Зотов, Л.И. Солнцева, С.М. Хорош). Развитие речи лиц с нарушениями зрения(С.А. Покутнева).

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы

Описание эмоциональных состояний слепых в тифлопсихологической литературе (А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бюрклен). Возрастные особенности эмоциональных состояний, возникающие у детей с нарушением зрения. Современные исследования эмоциональных состояний (Т.В. Корнева, А.А. Крогиус, Э. Келлер, Т.Руппонен). Влияние различных типов отношений в семье на развитие личностных качеств слепого и слабовидящего ребенка (Г.А. Буткина, С.М. Хорош). Исследование структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А. Курбанов, А.М. Виленская).

Особенности деятельности

Роль деятельности в компенсации дефектов зрения. Предметная деятельность. Особенности предметной деятельности: замедленный темп формирования, трудности переноса их в самостоятельную деятельность, расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом (А.М. Витковская, Н.А. Бернштейн). Игровая деятельность детей. Роль игры: в развитии компенсаторных процессов (Л.И. Солнцева), зрительного восприятия (Л.И. Плаксина), ориентации в пространстве (В.А. Кучин, Р.Н. Азарян, В.П. Никитин); в формировании нравственных качеств (Э.М. Стернина, И.П. Чигринова), предметных и игровых действий (С.М. Хорош); коррекции и развитии средств общения (М. Заорска). Типы социального поведения детей в игре (Д.М. Маллаев, Р.А. Курбанов). Учебная деятельность у слепых и слабовидящих младших школьников (А.Ф. Самойлов, А.В. Политова).

Психология детей с нарушением речи (логопатопсихология)

Предмет и задачи логопатопсихологии

Предмет логопатопсихологии. Задачи, принципы и методы логопатопсихологии. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений.

Наши рекомендации