Порядок выполнения квалификационных работ
Темы квалификационных работ ежегодно утверждаются на заседании кафедра по профилю (специализации) обучения. При разработке тематики квалификационных работ кафедры учитываются теоретическое и практическое значение включаемых проблем исследования и возможность студентами их написания. Преподаватели кафедры обязаны предоставить студенту перечень тем квалификационных работ до его ухода на практику. Студенту предоставляется право выбора темы квалификационной работы, вплоть до предложения своей собственной при соответствующем обосновании целесообразности ее разработки.
Кафедра обеспечивает студента до начала выполнения исследования, через библиотеку, учебно-методической разработкой, в которой устанавливается обязательный перечень требований к объему, структуре и оформлению квалификационных работ.
Темы выпускных квалификационных работ, выбранные студентами, утверждаются на заседании кафедра с указанием предполагаемых научных руководителей и консультантов, затем утверждаются деканом факультета приказом по вузу в срок не позднее 6 месяцев до защиты.
Квалификационные работы выполняются и защищаются в сроки, обозначенные в действующих учебных планах в зависимости от формы обучения (очная или заочная).
Выполнение квалификационных работ можно разделить на три этапа.
1 этап – выбор и утверждение темы квалификационной работы.
Тематика квалификационных работ должна быть актуальной, отвечающей задачам подготовки специалистов в области игровых видов спорта, соответствовать основным направлениям и проблемам научно-исследовательской и методической работы кафедры.
Тему для квалификационной работы рекомендуется выбирать заранее, не менее чем за 1 год до защиты, исходя из сформировавшихся интересов и приобретенных на практиках компетенций, а также из планируемой или осуществляемой профессиональной практической деятельности студента.
При выборе темы следует руководствоваться следующим:
- тема должна соответствовать направлению подготовки (специальности), по которой проходит обучение студент;
- тема должна быть актуальной, отражать современное состояние и перспективы развития науки;
- тема должна основываться на научно-исследовательской и учебно-методической работе, проводимой в процессе обучения в вузе;
- тема должна учитывать степень разработанности и освещенности в литературе;
- тема должна предусматривать возможность получения экспериментальных данных в процессе работы;
- тема должна соответствовать интересам и потребностям практики, на материалах которых выполнена квалификационная работа.
Тема квалификационной работы должна иметь определенные границы, четкую формулировку цели, которая обозначает факторы, определяющие успешность работы в целом, а ее актуальность определяется не формулировкой, а ее теоретической и практической значимостью.
Тема курсовой или квалификационной работы после их выбора, утверждается на заседании кафедры, назначается научный руководитель.
После выбора темы выпускной квалификационной работы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить выполнение исследования (Приложение 1).
Выбранная студентом тема выпускной квалификационной работы после письменного заявления рассматривается на заседании кафедры и закрепляется с согласия научного руководителя (консультанта). По предложению научного руководителя в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам квалификационной работы.
При положительном решении вопроса о закреплении темы выпускной квалификационной работы, деканом факультета издается приказ по вузу, в котором выбранная тема выпускной квалификационной работы окончательно закрепляется за студентом и его научным руководителем (консультантом).
2 этап – разработка задания и календарного плана выполнения квалификационной работы.
Научный руководитель совместно с консультантом дает задание на выполнение квалификационной работы. План выполнения квалификационной работы составляется студентом самостоятельно и согласовывается с научным руководителем (консультантом), который рекомендует ему необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме, проводит регулярные индивидуальные консультации, проверяет и оценивает выполнение квалификационной работы в соответствии с календарным планом.
В задании на квалификационную работу (Приложение 2) указывается: тема, цель, научная проблема исследования, календарный график выполнения.
Задание на квалификационную работу подписывается научным руководителем и студентом.
Дополнительно в задании научный руководитель может указать: предлагаемые методы и подходы, ожидаемые в конце исследования результаты, современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем, имеющийся у студента и его руководителя научный задел по предлагаемой теме (полученные ранее результаты), перечень оборудования и материалов, имеющихся для выполнения исследования, список основных публикаций руководителя в рецензируемых журналах, научная и практическая ценность ожидаемых результатов работы.
3 этап – непосредственное выполнение квалификационных работ. Выполняя работы по специализации, студенты обязаны:
- на 2 курсе, написать введение, сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования, определить перечень методов исследования, описать предполагаемую организацию исследования, провести обзор литературы, сформулировать выводы, определить список литературы, защитить курсовую работу на кафедре.
Весь процесс подготовки курсовой работы можно представить в следующем виде: выбор проблемы исследования; формулировка названия темы работы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение и интерпретация полученных данных; формулирование выводов; защита работы на кафедре.
- на 3 курсе, уточнить научный аппарат исследования, углубить обзор литературы, овладеть выбранными методиками исследования, самостоятельно провести педагогический эксперимент, провести математико-статистическую обработку полученных данных, сделать анализ и обобщение полученных результатов, сформулировать выводы, уточнить список литературы, защитить квалификационную работу.
Весь процесс подготовки квалификационной работы можно представить в следующем виде: определение проблемы исследования; выбор названия темы работы; уточнение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; углубленный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; подготовка и проведение исследовательской части работы; математико-статистическая обработка результатов исследований; обобщение и интерпретация полученных данных; формулирование выводов и разработка практических рекомендаций.
- на 4-м курсах, окончательно определить научный аппарат исследования, расширить обзор литературы, использовать выбранные методики и методы исследования, самостоятельно провести наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, провести математико-статистическую обработку полученных данных, сделать анализ, обобщение и интерпретацию полученных результатов собственных исследований, сформулировать выводы и разработать практические рекомендации, дополнить список литературы, оформить приложение и исследование в целом, защитить выпускную квалификационную работу.
Весь процесс подготовки выпускной квалификационной работы можно представить в следующем виде: уточнение темы, научного руководителя, консультанта; получение задания на выпускную квалификационную работу; подготовка работы (проблема исследования; научный аппарат исследования; анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; исследовательская часть работы; математико-статистическая обработка результатов исследований; обобщение и интерпретация полученных данных; выводов и практических рекомендаций, список литературы, приложение); представление работы на кафедру; проверка работы; рецензирование работы; предварительная защита работы на кафедре; представление работы к защите на заседании ГИА; публичная защита на заседании ГИА.
Перечисленные выше этапы выполнения работы тесно взаимосвязаны. Изменения в одном из пунктов приводят к пересмотру содержания всех остальных.
3. Объем, структура и содержание разделов квалификационной работы