Исследование продуктивного и репродуктивного мышления

Сжатый язык

А. Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие'. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, "ба-ба" или "ля-ля"), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

Исследование продуктивного и репродуктивного мышления

(влияние установки на оригинальность мыслительной

Деятельности)

Цель:экспериментальная проверка влияния установки на оригинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.

Ход работы.

Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:

экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих

группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-

бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.

На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-

провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.

Инструкция испытуемым.

Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I

этапа опыта:«На каждом из Ваших бланков написано, что именно

нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение

предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак

между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более оригинальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-

дачи Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа

опыта:«На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,

наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи

Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым для II этапа:«На бланке даны аналогичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы

записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 секунд».

Методика «Поиск закономерности»

Цель:исследование уровня развития абстрактного, логического

Мышления.

Ход работы.

Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.

Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.

Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-

суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор

фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель:исследование операции абстрагирования, способности

дифференциации существенных признаков предметов или явлений от

несущественных, второстепенных.

Функции внутренней речи

Л. С. Выготский

  • Умственная ориентировка
  • Осознание и преодоление трудностей / ограничений
  • Речь для себя
  • Мысль

А. Р. Лурия

  • Обогащение непосредственной апперцепции
  • Прямое внимание (ориентировка)
  • Саморегуляция (регуляция всех психических и поведенческих действий)
  • Регуляция (особенно интеллектуальных и поведенческих элементов)
  • Связующее звено между мыслью и словом
  • Формирование сознания
  • Формирование волевых актов

Б. Г. Ананьев



  • Общий механизм сознания, тесно связанный с личностью и развитием личности
  • Вид словесно-логической памяти, находящийся под влиянием убеждений, мировоззрения и морального самосознания
  • Функция планирования
  • Формирование речи (говорение, слушание) и письма (письмо и чтение), а также продуцирование и восприятие языка

Сжатый язык

А. Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие'. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, "ба-ба" или "ля-ля"), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

Исследование продуктивного и репродуктивного мышления

(влияние установки на оригинальность мыслительной

Деятельности)

Цель:экспериментальная проверка влияния установки на оригинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.

Ход работы.

Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:

экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих

группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-

бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.

На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-

провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.

Инструкция испытуемым.

Наши рекомендации