Исследование продуктивного и репродуктивного мышления
Сжатый язык
А. Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие'. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, "ба-ба" или "ля-ля"), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.
Исследование продуктивного и репродуктивного мышления
(влияние установки на оригинальность мыслительной
Деятельности)
Цель:экспериментальная проверка влияния установки на оригинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.
Ход работы.
Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:
экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих
группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-
бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.
На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-
провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.
Инструкция испытуемым.
Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I
этапа опыта:«На каждом из Ваших бланков написано, что именно
нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение
предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак
между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более оригинальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-
дачи Вам дается 60 секунд».
Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа
опыта:«На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,
наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи
Вам дается 60 секунд».
Инструкция испытуемым для II этапа:«На бланке даны аналогичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы
записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 секунд».
Методика «Поиск закономерности»
Цель:исследование уровня развития абстрактного, логического
Мышления.
Ход работы.
Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.
Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.
Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-
суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор
фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.
Методика «Выделение существенных признаков»
Цель:исследование операции абстрагирования, способности
дифференциации существенных признаков предметов или явлений от
несущественных, второстепенных.
Функции внутренней речи
Л. С. Выготский
- Умственная ориентировка
- Осознание и преодоление трудностей / ограничений
- Речь для себя
- Мысль
А. Р. Лурия
- Обогащение непосредственной апперцепции
- Прямое внимание (ориентировка)
- Саморегуляция (регуляция всех психических и поведенческих действий)
- Регуляция (особенно интеллектуальных и поведенческих элементов)
- Связующее звено между мыслью и словом
- Формирование сознания
- Формирование волевых актов
Б. Г. Ананьев
- Общий механизм сознания, тесно связанный с личностью и развитием личности
- Вид словесно-логической памяти, находящийся под влиянием убеждений, мировоззрения и морального самосознания
- Функция планирования
- Формирование речи (говорение, слушание) и письма (письмо и чтение), а также продуцирование и восприятие языка
Сжатый язык
А. Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие'. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, "ба-ба" или "ля-ля"), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.
Исследование продуктивного и репродуктивного мышления
(влияние установки на оригинальность мыслительной
Деятельности)
Цель:экспериментальная проверка влияния установки на оригинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.
Ход работы.
Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:
экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих
группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-
бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.
На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-
провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.
Инструкция испытуемым.