Введение в программу «Ультра-рапид»

Андреев О.А. Хромов Л.Н

Учимся быть внимательными

Содержание

Введение в программу «Ультра-рапид»

Беседа первая. Рефлекс сосредоточения — основа внимания

Беседа вторая. Симультанное опознание

Беседа третья. Три закона внимания

Беседа четвертая. Активизация зрительного сосредоточения посредством слуха

Беседа пятая. Третий глаз — что это такое?

Беседа шестая. Развитие внимания и памяти в процессе познания внешнего мира

Беседа седьмая. Интеллектуальный потенциал личности

Беседа восьмая. Партитурное чтение

Беседа девятая. Видеотренинг рефлекса сосредоточения

Беседа десятая. Сверхвнимание. Как его тренировать

Приложения

Приложение 1. Текст сеанса медитации

Приложение 2. Медитативные стихи

Приложение 3. Тесты на внимание

Приложение 4. Вопросы к тестам

Приложение 5. Ответы к упражнениям на развитие внимания и сообразительности

Приложение 6. Методика определения скорости чтения книги в программе «Ультра-рапид»

Приложение 7. Таблица «Итоги обучения»

Приложение 9. Биоэнергетическое поле человека

Литература

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

РЕФЛЕКС СОСРЕДОТОЧЕНИЯ — ОСНОВА ВНИМАНИЯ

Рефлекс сосредоточения

В числе рефлексов[1]говорил академик В. Бехтерев, определяющих внешние отношения человека с окружающей средой, особое значение имеют рефлексы сосредоточения внимания. По мнению Бехтерева, благодаря рефлексам сосредоточения выигрывает точность внешних впечатлений и точность воспроизведения. Значит, эти рефлексы важны как для внешних отношений человека, так и для тренинга, т. е. развития нервно-психической сферы личности.

Как же проявляется реакция сосредоточения при чтении? Во-первых, это комплекс сокращений глазных мышц, создающих наиболее благоприятные условия для восприятия текста. Одновременно устраняется в той или иной мере все то, что препятствует сосредоточению над текстом, например чересчур частое моргание.

Во-вторых, человек наклоняется к тексту, сосредоточивая на нем свой взгляд. Происходит соответствующее сокращение аккомодативной мышцы и сокращение зрачков, задержка дыхания на вдохе, а также задержка движении других частей тела и изменение частоты сердечных сокращений (пульса). Брови сдвигаются. помогая устранить посторонние зрительные раздражения, дыхание и сердцебиение, как правило, становятся более спокойными и ровными — мы «затаиваемся», как говорится, «я весь— внимание».

В-третьих, процесс сосредоточения лежит в основе триады:

анализ + сравнение + синтез, Отсюда следует вывод, что в процессе сосредоточения происходит установление соотношений между следами внешних объектов и личностной сферой человека. Мы легко воспроизводим события но памяти.

Опыт показывает, что, чем глубже сосредоточенность человека на своих мыслях, тем продуктивнее его отдача в работе. Вы читаете этот учебник, а в комнате раздаются звуки радио— Сосредоточившись на чтении текста, мы. как говорится, только краем уха улавливаем то, что передается по радио. Но и этого достаточно, чтобы вы услышали вашу любимую мелодию. И вот теперь сознание исключительно направлено на звуки радио, а глаза лишь машинально бегут по строчкам учебника. Вы «прочли» две-три страницы и понятия не имеете, о чем в них говорится. И вот. наконец, вы вспоминаете о том, что должны читать книгу, и заставляете себя отвлечься от звуков радио и вновь сосредоточиться на чтении текста. Звуки любимой мелодии продолжают раздаваться в комнате, но вы уже совсем или почти совсем не слышите их.

Отсюда следует, что различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания.

Психологи определяют внимание как направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете или явлении. Под направленностью подразумевается определенный выбор (различают целенаправленный, волевой или невольный» предмета или явления среди других. Таким образом, сосредоточенность-это отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или данной деятельности.

Внимание не существует вне каких-либо психических процессов, т. е. мы с вами можем внимательно воспринимать, думать, творить, запоминать, чертить, рисовать, читать, но быть просто внимательным независимо от ощущений и восприятий пяти органов чувств и мышления невозможно— Внимание характеризует состояние, уровень тонуса психических процессов и является одной из постоянных составляющих психической деятельности личности.

Рис. 1. Примеры реализации рефлекса сосредоточения (внимания): при многократном повторении ситуации в коре больших полушарий устанавливается система условных связей или стереотип нервных процессов (рефлекс сосредоточения), облегчающий и упрощающий реакции организма

Действительно, одновременно рассматривать какую-нибудь вещь и слушать незначимые для вас. не связанные с этой вещью звуки трудно: одно мешает другому. Но вот слушать речь оратора и внимательно следить за выражением его лица возможно. Одновременно слышать целый музыкальный аккорд также возможно, но прислушиваться сразу к разным, не связанным для нас в одно целое звукам партитуры трудно. То же необходимо сказать и о желаниях, намерениях, чувствованиях, мыслях, фантазиях и т. п. Примеры реализации рефлекса сосредоточения (внимания) показаны па рисунке 1.

Примером, демонстрирующим рефлекс сосредоточения, является слепой метод игры в шахматы. Например, гроссмейстер Михаил Таль играл в шахматы сразу на 10 досках, не присутствуя в зале, где находятся его противники— Причем если все 10 партий не доиграны, то М. Таль мог хранить в памяти все позиции фигур до следующего дня, чтобы продолжить игру. Известно, что шахматная доска является матрицей 8Х8, и, значит, М. Таль держит в уме 10 матриц одновременно! Удивительно и то, что гроссмейстер на второй день мог безошибочно вспомнить и переповторить ходы всех партий с первого до последнего!

Другой пример. Всем известна популярная игра в футбол. Вратарь команды мгновенно реагирует и ловит мяч, летящий в ворота. Разве это не яркий пример рефлекса сосредоточения?

Возьмем еще пример. Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»—это пример рефлекса сосредоточения плюс эрудиция и память соревнующихся.

А читающий в метро студент? Это еще один хороший пример использования рефлекса сосредоточения. Состояние сосредоточения студента усиливается с увеличением объемов читаемого за рабочий день текста, благодаря чему и работа становится более успешной. Количество пропусков значимых смысловых аспектов при чтении и ошибок при запоминании уменьшается, работать с текстами становится легко.

Степень сосредоточения отражается как на количестве прочитанного, так и на коэффициенте понимания, т. е. качестве чтения. Этим косвенным примером мы будем пользоваться для определения степени читательского сосредоточения. Тесты на проверку рефлекса сосредоточения (внимания) введены в психологическую практику французом А. Бине в 1900 г. Тесты приведены в конце каждой беседы. Но вначале давайте познакомимся со следующим очень важным разделом.

Рис. 2. Динамическая медитация на мантре «СО — ХУМ»

Продолжительность сеанса медитации на мантре «СО — ХУМ» 20 мин. При медитации на мантре «СО — ХУМ» можно сидеть в любой удобной для вас медитативной позе.

Тем, кто занимается хатха-йогой, лучше всего медитировать сидя на полу на шерстяном (хлопчатобумажном, шелковом) одеяле в любой удобной для вас медитативной позе.

Позвоночник должен быть выпрямлен, тело расслаблено. Можно медитировать сидя в кресле, однако необходимо правильно выбрать кресло—оно должно быть такое, чтобы вы чувствовали себя расслабленно и в то же время могли соблюдать полное внимание. Кресло должно твердо поддерживать вас. Слишком большое и мягкое кресло может оказаться неудобным для длительной медитации. Спинка кресла может использоваться для поддержки, если она прямая. Общая ошибка — свободное свисание ног. Важно, чтобы стопы стояли на полу с равномерной нагрузкой. Равномерная нагрузка обеспечивает устойчивость для бедер и поясницы. Допускается медитировать сидя на жестком стуле с прямой спинкой или табурете (рис. 2). Проследите за тем, чтобы ваши голова, шея и позвоночник составили прямую линию. При выполнении медитации в большинстве древних индийских текстов рекомендуется положение лицом на север или восток. Север—это страна всяческих восхождений, крайняя точка подъема солнца, при «северном» его пути—летнее солнцестояние.

Современная наука обосновывает интуитивно найденные йоговские положения в пространстве. Известно, что на поверхности земного шара от экватора к полюсам проходят электромагнитные течения, влияющие на живые организмы. Придавая определенную ориентацию организму, мы можем энергию земного магнетизма сделать действенным средством как для целей профилактики, так и для поднятия производительности труда—повышения скорости чтения.

Руки при медитации должны быть максимально расслаблены—лежать на коленях ладонями вверх. Руки человека имеют не только функциональное назначение, но оказывают прямое воздействие на работу мозга. С самого начала жизни мы исследуем мир при помощи рук. Если вы взглянете на ладони, то увидите, что линии образуют замысловатые рисунки. Помните, что для вас руки — это энергетическая карта вашего сознания и здоровья, через пальцы рук проходят энергетические каналы. Руки характеризуют состояние отдельных частей тела или мозга и соответствующих рефлексов.

Вход в состояние медитации. Принять удобную для медитации позу (позвоночник прямой, голова, шея и позвоночник составляют прямую линию, затылок не касается спинки кресла, если вы сидите в кресле). Закрыть глаза. Посидеть спокойно 30 с.

Процесс медитации на мантре «СО — ХУМ» . Медитацию следует начинать с возможно полного выдоха; с физиологической точки зрения это оправдано, — максимальный выдох нужен для удаления из легких застоявшегося воздуха. После такого проветривания в активные части легких сможет попадать более чистый воздух.

Сделать вдох носом с одновременным внутренним произнесением звукосочетания «СО», затем сделать выдох через нос с одновременным произнесением звукосочетания «ХУМ».

Направить свое внимание на дыхание, одновременно в ритме дыхания повторять про себя звукосочетание «СО — ХУМ». Внимание на протяжении всего сеанса медитации должно быть направлено на неменяющийся источник стимуляции—звукосочетание «СО — ХУМ» совместно с процессом дыхания.

Хотя мантра «СО — ХУМ» произносится про себя, эхо ее звуков безмолвно вибрирует вокруг вас. Все эти звуки вокруг вас, вибрации от них распространены в эфире. Если вам удастся уловить тонкий звук, он понесет вас без вашего усилия за границы сознания тела в высшие сферы «Я» и блаженства.

Нельзя допускать, чтобы дыхание совершалось с усилием, оно должно быть полным, ровным и свободным, в комфортном для вас индивидуальном ритме. Крайне нежелательно прерывать состояние медитации звонком будильника, желательно научиться определять продолжительность медитации по своим внутренним часам, со временем это начнет у вас получаться. На первых порах пусть это будет не 20 мин, а, например, 15–25 мин.

Выход из состояния медитации. Как только вам покажется, что время, отведенное на медитацию, закончилось, прекратите концентрировать свое внимание на дыхании и мантре «СО — ХУМ». Посидите спокойно с закрытыми глазами еще 30 с, затем медленно их откройте.

Если в процессе медитации у вас исчезнет эффект произнесения мантры, т. е. вы как бы потеряете мантру, это нормально, она снова к вам вернется через какое-то время.

После медитации на мантре «СО — ХУМ» вы должны глубоко расслабиться и отдохнуть.

Во время расслабления следует накрыть тело одеялом, чтобы не замерзнуть. Время, которое вы проводите в глубоком расслаблении, зависит от вашего распорядка, обычно нужно отдыхать от 10 до 20 мин. Способность к релаксации (расслаблению) — это бесценный дар.

Во время медитации происходит не только изменение сознания, меняется режим работы желез внутренней секреции, а также кровеносной системы и мозга. Вы можете заниматься мысленными упражнениями, видеть живые сны, можете вообще ничего не вспоминать после того, как закроете глаза. Вы, однако, не должны переходить в обычный сон, когда окончите процесс медитации.

Эффект от медитации на мантре действует в течение длительного времени. Необходимо дать время для того, чтобы энергии, которые вы освободили в теле и разуме, прошли необходимую циркуляцию и пришли в равновесие. Энергия знает, куда она должна попасть. Это делается автоматически.

Пальминг

Название пальминг происходит от слова palm, означающего в переводе на русский язык «ладонь». Наши ладони представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз.

Когда вы закрываете глаза, вы, конечно, способствуете некоторому их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже ничтожное количество его лучей.

Упражнение, позволяющее добиться этого, было названо Бейтсом «пальминг». Это упражнение, по всей видимости, было заимствовано Бейтсом из немедикаментозных методов лечения, издавна применяемых в Азии, в частности в Индии и Китае. Описание аналогичных упражнений можно встретить в древних трактатах по йоге в разделах, относящихся к медитации и расслаблению.

Зрение и сознание неразделимы; если возбуждено одно, то не будет покоя и другому. Необходимо воспитать в себе привычку расслабленного смотрения.

Пальминг можно делать лежа (на спине или на животе) и сидя (рис. 3).

Поза «лежа на животе». Можно перевернуться на живот и улечься ничком.

Поза «сидя за столом». Чтобы не напрягать руки, занимайтесь пальмингом, сидя за столом и опираясь на него локтями. (Под локти можно подложить подушку, чтобы избежать напряжения в руках, которое разрушит цель нашей тренировки — избавиться от напряжения.) Высота стула подбирается так, чтобы лоб оказался на уровне пальцев рук, а весь позвоночник до головы был выпрямлен.

Сидеть надо так, чтобы вы добились максимального физического расслабления. Ноги поставьте полной ступней на пол, не надо их закидывать одна на другую или скрещивать в лодыжках.

Ни в коем случае не выгибайте шею, не «переламывайте» ее, не сутультесь и не горбите спину, чтобы не пережать кровеносные сосуды, проходящие через шею и снабжающие кровью мозг и глаза. Таким образом вы сохраните правильную осанку и избежите излишнего напряжения.

Рис. 3. Упражнение «Пальминг», дающее полноценный отдых глазам

Не держите голову за счет напряжения шейных мышц, лучше легко обоприте ее на ладони так, чтобы вес головы через локти и подушку пришелся на опору.

Помните: во время пальминга не должно ощущаться никакого физического дискомфорта. Если он все же появится, лучше на некоторое время прекратить упражнение и приступить к нему позже, устранив всякие причины, вызывающие дискомфорт. В таком случае наиболее полезен принцип, предлагаемый автором книги «Как приобрести хорошее зрение без очков» Маргарет Корбетт, — «Делать все понемногу, но чаще».

Приступая к пальмингу, согреть ладони. Для этого достаточно подержать их некоторое время под не слишком горячей водой, интенсивно потереть одной ладонью другую или же некоторое вре мя интенсивно пожимать пальцы рук. Приливу тепла к рукам спо собствует и их массаж в течение непродолжительного времени. Теплые ладони более приятны для кожи лица, чем холодные Любое неприятное ощущение вызывает напряжение, любое напряжение препятствует улучшению зрения. Кроме того, предварительное согревание ладоней усиливает кровообращение в районе глаз.

Правильно сложить руки в пальминге не всегда удается с первой попытки. Края ладоней только слегка должны касаться носа, чтобы не стеснять дыхания, а большие пальцы спокойно лежат на височной скуловой части лица.

Сложите чашеобразно ладони рук и положите четыре пальца одной руки на четыре пальца другой (руки крест-накрест) так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой (по всей вероятности, у правшей пальцы правой руки окажутся сверху, а у левшей наоборот). Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу. При этом точку пересечения оснований мизинцев можно сравнить с дужкой очков, место которой на переносице она должна занимать. В этом случае впадины ладоней автоматически окажутся над глазными яблоками. Следите за тем, чтобы точка пересечения мизинцев «села» на твердую часть переносицы, а не на хрящевую. Иначе вы ограничите свое дыхание, в то время как поступление кислорода играет важную роль в улучшении зрения.

Помните: никакого напряжения в кистях. Кисти рук должны быть расслаблены.

Положение глаз . Мягко закрыть глаза, проследить, чтобы чашки ладоней не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить правильность положения ладоней, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно получиться свободно, без каких-либо помех, т. е. ладони не должны оказывать на глазные яблоки никакого давления.

Повернуть лицо, не снимая рук с глаз, в сторону какого-нибудь яркого источника света, например в сторону настольной лампы, люстры или солнца, если вы проводите пальминг на открытом воздухе. Откройте глаза под ладонями. Теперь вы сможете заметить, откуда пробивается свет под ладони. Исправьте недостатки в положении ладоней. Закройте глаза под ладонями рук, убедитесь в отсутствии напряжения в веках и бровях.

Собственно пальминг . Приняв соответствующую позу и изолировав глаза руками от доступа света, как было указано выше, приступить к пальмингу, наблюдая за своими ощущениями.

Во время пальминга вы можете концентрироваться на своем дыхании до счета «СО—ХУМ» 100 раз. Помните, что один цикл дыхания «вдох — выдох» равен примерно 4 с, тогда 4 с X 100 = 400 с. Значит, концентрация на дыхании займет примерно 7 мин.

Далее продолжать пальминг без концентрации на дыхании.

Пальминг считается легчайшим способом достижения расслабления. Это верно, если удастся в совершенстве овладеть обеими его сторонами — физической и психической. Вы только что ознакомились с простейшей, физической стороной пальминга. Освоение психической части пальминга начинается также с довольно простой его стадии—со стадии видения черного поля перед глазами.

Самая сложная деятельность во всей вашей тренировке— это деятельность мозга. То, о чем вы думаете во время пальминга, очень важно для достижения вами основной цели—расслабления.

Что вы увидите во время пальминга? Скорее всего, перед вашим внутренним взором предстанут довольно яркие штрихи, кружочки, облачка, полоски и т. д. Все эти калейдоскопические проявления являются результатом психического напряжения.

Основная задача пальминга —достижение такой степени (глубины) расслабления тела и психики, чтобы в результате этого черное поле перед вашим внутренним взором при закрытых глазах, изолированных от доступа света руками, появлялось автоматически, без усилий. Степень черноты этого поля будет показывать глубину достигнутого вами расслабления.

Для достижения основной задачи пальминга — автоматического появления черного поля нужна соответствующая направленность мыслей человека. Помочь в этом может рассматривание в течение 2–3 мин любого объекта черного цвета (кошка, шляпа, иконическая фигура—крест, круг, квадрат) на расстоянии, с которого он виден для вас лучше всего. Потом глаза закрываются, прикрываются ладонями, и вы вспоминаете этот объект.

Если он вспоминается хорошо, то весь фон становится черным; если же воспоминание объекта в черном цвете затруднено и поле перед закрытыми глазами не становится черным спустя несколько секунд, а имеет какой-нибудь другой цвет, например серый, то тогда весь процесс надо повторить заново. Если опять не получается, то прекратите делать пальминг. Лучше попытаться сделать это некоторое время спустя либо поменять объект вашего мысленного представления: представляйте вместо черной кошки черную шляпу.

Характерной ошибкой при достижении черного поля, как и при достижении видения черных объектов, является попытка сконцентрироваться на этом поле или. объекте. Многие во время пальминга сосредоточивают свои мысли на глазах, на их мышцах и так или иначе работают с ними, что также препятствует появлению черного поля.

Непрерывное перемещение взгляда и внимания снижает напряжение. Следует вспомнить одно за другим: черную шляпу, черный башмак, черную плюшевую занавеску, черные иконические фигуры—крест, круг, квадрат, удерживая каждый объект в памяти не более доли секунды.

Многим людям помогает перебор в памяти всех букв алфавита по очереди. Вспоминая их совершенно черными, они достигают видения черного поля. Другие предпочитают перемещаться с одного маленького черного объекта, такого, как черная точка или маленькая черная буква, на другой или «раскачивать» такой объект.

Пример использования перемещения в видении черного объекта. Посмотрите на какую-нибудь букву и непрерывно перемещайте взгляд с одного бока этой буквы на другой. Потом проделайте то же самое мысленно во время пальминга. Вы убедитесь, что таким способом удается удерживать внимание на одном объекте неопределенно долго. Этот способ концентрации действительно полезен для зрения.

Таким образом, когда вам удалось добиться представления, например, черной шляпы, никогда не фиксируйте свой мысленный взор на одной ее точке. Вместо этого начните свое маленькое путешествие по ней: сначала вдоль краев полей, потом вверх, по диагонали и т. д. Ваша фантазия в таких мысленных образах ничем не ограничена. Главное—это то, чтобы ваши упражнения были занимательны и интересны.

Может случиться, что вам так и не удастся на первых порах увидеть идеально черное поле. Но даже та степень черноты, которой вам удалось достичь, полезна.

Как часто надо делать пальминг? Как можно чаще, если у вас на это есть время:

всякий раз после медитации;

всякий раз после чтения в режиме «Ультра-рапид»;

всякий раз, когда вы чувствуете, что глаза утомились или напрягаются, например после чтения;

всякий раз, когда вы испытываете чувство физического или психического дискомфорта. Здесь проявляется универсальный расслабляющий и успокаивающий характер пальминга;

перед сном (желательно). После пробуждения у вас не будут болеть глаза, как это часто бывает, когда ложатся спать, не расслабив предварительно глаза.

Продолжительность выполнения пальминга . Все зависит от ситуации и времени, которым вы располагаете. Если вы хотите добиться ощутимого эффекта, вам надо делать пальминг как минимум 10–15 мин подряд. Чем дольше вы будете делать пальминг без каких-либо признаков дискомфорта, тем большего успеха вы добьетесь и тем лучше для вашего зрения.

В случае крайнего переутомления глаз благотворное действие оказывает часовой пальминг, который очень легко проводить за дружеской беседой или прослушиванием радиопередачи.

Обычно, чем дольше люди занимаются пальмингом, тем более глубокого оттенка черного им удается достичь и тем большего расслабления они добиваются. Другим же людям больших результатов удается добиться при непродолжительных, но более частых занятиях пальмингом. Попробуйте оба варианта и выберите лучший для себя.

БЕСЕДА ВТОРАЯ

СИМУЛЬТАННОЕ ОПОЗНАНИЕ

Рис. 5. Состояние зрачка глаза при различной силе света (эффект диафрагмирования)

Давайте вспомним теперь, как работают наши глаза. На сетчатке от хрусталика проектируется изображение вверх ногами, и лишь затем головной мозг переворачивает это изображение и ставит все на должное место. При слишком большой яркости внешнего источника света мышцы глаз диафрагмируют пучок поступающих лучей, уменьшая размер зрачка. Аналогичным образом мышцы глаз изменяют форму хрусталика, чтобы обеспечить наибольшую резкость изображения, когда мы смотрим вблизи или вдаль. Состояние зрачка глаза при различной силе света показано на рисунке 5.

Важно отметить, что на оптическую систему глаза воздействует ряд мышц, работающих по сложной программе. Что происходит со зрачком глаза в полной темноте? Он раскрывается, и, наоборот, на свету он сокращается. Теперь представим себе ситуацию, когда следует длительная яркая вспышка. Что же происходит с нашим зрачком в этом случае? Он сокращается и становится едва заметным. Подумаем о том, хорошо или плохо для эффективности восприятия такое сокращение зрачка. Плохо—потому что с уменьшением размера зрачка мы меньше сможем увидеть. Хорошо—потому что происходит естественная защита глаз от яркого света. Ну, а теперь представьте себе, что в полной темноте вдруг происходит мгновенная яркая вспышка света. Продолжительность вспышки подобрана таким образом, что мышцы глаз не успевают сократить зрачок и глаз воспринимает информацию в полном объеме. Яркость вспышки при этом не оказывает никакого отрицательного воздействия на сетчатку глаза. Таким образом в этих условиях создается ситуация, когда зрительная система за короткое время способна воспринять огромный объем информации. Потенциально каждый человек обладает такой способностью, а для ее формирования нужны тренировки. Очевидно, что возможны два способа таких тренировок. Первый, когда в абсолютной темноте вспыхивает яркая вспышка, например всем известная фотовспышка, освещающая объект восприятия, и вы широко открытыми глазами пытаетесь поймать мелькнувшее изображение. Второй способ более простой и потому предпочтительнее. Погрузив свои глаза в темноту с помощью пальминга, вы затем открываете глаза, бросаете взгляд, как бы моделируя вспышку, на объект восприятия. Вы можете попробовать любой из этих вариантов. Наилучшие результаты дает попеременное их использование. На основе этого явления мы разработали упражнение, помогающее тренировать новое качество зрительной системы, которое мы называем «симультанное опознание». В чем оно заключается?

После выполнения пальминга в течение не менее 10 мин на короткое время бросьте взгляд на ярко освещенную страницу книги и постарайтесь увидеть, опознать как можно больший объем информации. Возможно, это упражнение получится у вас сразу, но чаще всего удается увидеть и запомнить только небольшую часть текста. Продолжая тренировки, вы будете с каждым днем видеть все большие и большие куски текста. Наконец наступит день, когда, бросив взгляд после пальминга на страницу текста, как в открытое окно, вы увидите, поймете и запомните содержание всей страницы книги сразу. При использовании фотовспышки мы рекомендуем освещать вначале простые объекты: слова, фразы. Естественно, что их содержание вам должно быть неизвестно. Постепенно усложняя текст, вы также придете в итоге к опознанию целой страницы книги.

Обращаем ваше внимание, что при тренировках в этом режиме возрастают требования к качеству выполняемого вами предварительного пальминга.

Рис. 6 Комплекс асан

Классическая теория йоги говорит о том, что ваше потенциальное «Я» бесконечно независимо от того, знаете вы об этом или нет. Поэтому необходимы разнообразные приемы и средства, с помощью которых человек может расширить свои умственные возможности, чтобы достичь равновесия для управления своей физической структурой.

Предлагаемый комплекс (рис. 6) состоит из следующих асан (поз): ролик, махамудра, шавасана, ваджрасана. Этот комплекс асан направлен на проработку позвоночника.

Большинство ученых считают, что возраст человека измеряется гибкостью его позвоночника: чтобы оставаться молодым, нужно оставаться гибким. Предлагаемые упражнения способствуют улучшению циркуляции спинно-мозговой жидкости, которая, безусловно, связана с улучшением деятельности памяти, повышением внимания, что немаловажно при сверхбыстром чтении в режиме «Ультра-рапид».

При выполнении асан исходное положение тела следует ориентировать на север или восток. Движения должны быть плавными, дыхание — спокойным.

Ролик. Лежа на спине на коврике, согнуть обе ноги и подтянуть их к груди. Руками плотно обхватить ноги у колен, соединив крепко пальцы обеих рук (ноги плотно прижаты одна к другой). Выполнять перекаты на спине (сначала вдоль линии тела— вперед-назад, а затем поперек с боку на бок в левую и правую стороны. Дыхание произвольное).

Выполнять упражнение от 3 до 6 раз, считая перекатывание вперед-назад и влево-вправо за один раз. Упражнение «Ролик» укрепляет позвоночник, память, способствует концентрации внимания.

Махамудра. Сидя на коврике, ноги вытянуть вперед, развести их врозь пошире. Согнуть правую ногу в колене, ступню повернуть вдоль бедра левой вытянутой ноги. Сплетенными пальцами обеих рук, как петлей, захватить носок вытянутой вперед левой ноги. Сделать глубокий вдох. С выдохом наклониться вперед, попытаться коснуться лбом колена вытянутой левой ноги. Внимание на щитовидной железе.

Находиться в позе столько, сколько сможете. Расслабить мышцы, медленно со вдохом вернуться в исходное положение. Поменять положение ног (левую согнуть в колене, правую вытянуть), повторить упражнение.

Упражнение «Махамудра» тонизирует печень, почки, селезенку, надпочечники, желудочно-кишечный тракт, укрепляет дыхательную систему.

Шавасана. Эта асана имеет также название «поза мумии» (поза релаксации). Лечь на спину на коврик, руки вытянуть вдоль тела ладонями вверх, ноги сомкнуть и вытянуть, носки и пятки ног расходятся; голова направлена так, чтобы глаза смотрели вертикально вверх, глаза закрыты, мускулатура тела максимально расслаблена.

Без напряжения, насколько можно, замедляйте дыхание. Вы отдыхаете. Начиная со ступней, расслабляйте все мышцы, поочередно сосредоточивайтесь на ступенях, голенях, бедрах, животе, руках, шее, голове (сознательно полностью их расслабляйте). Язык тоже должен быть расслаблен, что при правильном положении головы получается автоматически. Все тело должно быть расслаблено до такой степени, чтобы вы его не ощущали.

Проконтролируйте мысленно полное расслабление, начиная от пальцев ног и до мельчайших мускулов на лице. Спустя некоторое время вы почувствуете тепло в руках и ногах, так как сосуды расширяются и происходит большой приток крови к конечностям. Деятельность мозга надо свести до возможного минимума. При расслаблении всех мышц не думайте ни о чем, т. е. не связывайте себя ни с чем, не задерживайте свои мысли, но дайте им возможность свободно течь, пока их течение не замедлится и мозг не «опустеет». Лежа в полной расслабленности, ждите, когда мысли иссякнут, «утратив» себя таким образом, отдыхайте. Последняя мысль перед расслаблением и первая мысль после оживления должны быть о том, что вы полностью отдыхаете, лежа без малейшего напряжения, и что самая последняя мышца вашего тела расслаблена.

Обращайте внимание на сердце и испытывайте глубочайший покой и отдых, приносящий нам новые силы.

Выполняйте асану с замедленным дыханием и мыслями, сконцентрированными на всеобъемлющем и совершенном отдыхе.

Упражнение «Шавасана» расслабляет физически тело, снимает утомление, успокаивает нервную систему, в результате чего она получает полный покой, снимается умственное напряжение. Поэтому расслабление тела важно не только для физического отдыха, но также для отдыха мозга. Поза благоприятно воздействует на сердце, на систему кровообращения. Нормализует кровяное давление.

Это упражнение можно выполнять для отдыха и расслабления после других упражнений, а в конце занятий — как завершающее упражнение. Продолжительность упражнения от 3 до 15 мин.

Ваджрасана . Эта асана имеет также название «поза несокрушимого». Встать на колени на коврик. Без напряжения, как можно более плавно сесть на пятки так, чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались коврика и на них приходилась вся тяжесть тела. Колени держать вместе, голова, шея, туловище образуют прямую линию. Руки положить на колени ладонями вниз.

Продолжительность — 1 мин.

Упражнение «Ваджрасана» активизирует пищеварительные процессы, развивает эластичность коленных суставов и голеностопных связок. Оно также используется для тренировки дыхания, концентрации внимания и созерцания.

В программе «Ультра-рапид» поза ваджрасана используется для реализации трех упражнений:

1) для произнесения медитативной фразы программы «Ультрарапид»

ВНИМАНИЕ!

ИНТЕЛЛЕКТ!!

СВЕРХБЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ!!!

2) для выполнения пранаямы—комплекса дыхательных упражнений;

3) для медитации на пламени свечи.

Медитация на пламени свечи

Техника выполнения упражнения . Сесть в удобную для вас медитативную позу, это может быть поза ваджрасана или любая привычная вам медитативная поза. Выполнять медитацию на пламени свечи допускается сидя в кресле или на стуле лицом на север или восток. Голова, шея и спина должны находиться на одной линии, а позвоночник — сохранять прямое положение. Расслабиться. Руки лежат на коленях ладонями вверх.

Рис. 7. Медитация на пламени свечи как психическая защита. Пять минут посмотрите на пламя зажженной свечи, и тонкая паутина чужого раздражения, злобы, облепившая вас, «сгорит» в маленьком язычке пламени

Пламя зажженной свечи должно располагаться на уровне глаз на расстоянии от 50 см до 1 м (рис. 7). Медитацию на пламени свечи лучше проводить вечером или днем при зашторенных окнах.

Вглядывайтесь широко открытыми глазами точно в центр пламени до тех пор, пока глаза не начнут слезиться. Закройте глаза. После продолжительного вглядывания в яркий объект перед закрытыми глазами остается его светлый «след», который должен возбуждать зрительные центры мозга. Попытайтесь спроецировать этот светлый «след» в межбровный промежуток («Третий глаз»—чакра «Аджна»). Сначала этот светлый «след» будет ярким, а затем побледнеет и исчезнет. Повторите упражнение. Продолжительность упражнения 10–15 мин.

Проделывайте так ежедневно, пока не достигнете способности смотреть на пламя в течение 5—10 мин не мигая. Не отводите взгляд от пламени свечи.

Когда же наконец вы не будете видеть ничего, кроме светлого пятна на месте свечи, это и будет означать, что вы овладели упражнением. Полное овладение упражнением наступит тогда, когда у вас появится ощущение, что вы утопаете в этом «следе» или как бы сливаетесь с ним.

Можно совместить медитацию на пламени свечи с медитацией на мантре «СО—ХУМ».

Следует немедленно прекратить медитацию на пламени свечи, если вы почувствуете как бы жжение в межбровном промежутке (внутри или снаружи).

При близорукости следует очень внимательно следить за своими ощущениями во время выполнения упражнения, особенно при проецировании светлого «следа» в межбровье; если это вызывает беспокойство, медитируйте на пламени свечи, просто открывая и закрывая глаза.

После медитации на пламени свечи обязательно проведите пальминг в течение 2–5 мин.

Медитация на пламени свечи повышает остроту зрения, помогает в лечении некоторых его аномалий. Глаза становятся блестящими, взгляд—острым. Помогает сосредоточению и концентрации внимания.

Центр народной медицины «Веды» рекомендует использовать медитацию на пламени свечи как психическую защиту: 5 мин посмотрите вечером на пламя свечи, и тонкая паутина чужого раздражения, злобы, облепившая вас, «сгорит» в маленьком язычке пламени.

А теперь переходите к упражнениям.

Упражнение 2–1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте тест № 2 за 1 мин (приложение 3) и ответь

Наши рекомендации