Всех федеральных программ начальной школы
ВСЕХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ЧАСТИ ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБОГО КЛАССА
Выучить и знать всегда:
Компоненты любой задачи:
УСЛОВИЕ – ВОПРОС – РЕШЕНИЕ – ОТВЕТ
Задание
Прочитай задачу и подчеркни УСЛОВИЕ – синей ручкой, ВОПРОС – зелёной ручкой. ОПОРНЫЕ СЛОВА – обведи в овал простым карандашом.
Объяснение
Например, в задаче:
В вазе 3 белых и 2 розовых гвоздики. Сколько всего гвоздик в вазе?
------------------------------------------------- --------------------------------------
ОПОРНЫЕ СЛОВА нужно уметь находить для нахождения главного в задаче.
Опорные слова – это основа краткой записи.
В указанной задаче опорные слова:
Первое опорное слово – БЕЛЫХ (выделено жирным), который сокращаем в первом классе Б., но, начиная со второго класса, БЕЛ.
Второе опорное слово – РОЗОВЫХ (выделено жирным),, которое в первом классе сокращаем Р., но, начиная со второго класса, РОЗ.
Третье опорное слово всегда содержится в вопросе. В данной задаче третье опорное слово – ВСЕГО, которое в краткой записи задачи заменяется ФИГУРНОЙ СКОБКОЙ С ВОПРОСОМ ПОСЕРЕДИНЕ.
Б. – 3 г.
Р. – 2 г. ? г.
Потренируйся
Прочитай задачи и подчеркни УСЛОВИЕ – синей ручкой, ВОПРОС – зелёной ручкой. ОПОРНЫЕ СЛОВА – обведи в овал простым карандашом.
1)В вазе лежало 5 карамелек и 3 шоколадных конфеты. Сколько всего конфет лежало в вазе?
2)За два дня Вера прочитала 8 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы. Сколько страниц она прочитала во второй день?
3)У Оли было 3 куклы. На день рождения девочке подарили 4 куклы. Сколько кукол стало у Оли?
4)В автобусе ехало 9 человек. На остановке вышли 5 человек. Сколько человек осталось в автобусе?
5)У Юры 3 машинки, а у Максима 5 машинок. Сколько всего машинок у мальчиков?
6)Саша и Лёва поймали 8 карасей. Лёва поймал 3 карася. Сколько карасей поймал Саша?
7)У Васи 5 марок, а у Коли на 4 марки больше. Сколько марок у Коли?
8)Длина огорода 7 м, а его ширина на 2 м меньше. Какова ширина огорода?
9)У портнихи 5 катушек белых ниток, а чёрных катушек на 2 меньше. Сколько катушек чёрных ниток у портнихи?
10)На одном этаже 5 жильцов, а на другом этаже на 2 жильца меньше. Сколько жильцов на другом этаже?
11)За два дня турист прошёл 9 км. В первый день он прошёл 4 км. Сколько км он прошёл во второй день?
12)Длина синего отрезка 4 см, а красного на 2 см больше. Чему равна длина красного отрезка?
13)На столе стояли 4 тарелки. Мама поставила ещё 2 тарелки. Сколько тарелок стало на столе?
14)У Вани было 2 диска с мультфильмами. Ему купили ещё 3 диска. Сколько дисков стало у Вани?
15)В первой группе детского сада 5 детей, во второй на 3 ребёнка меньше. Сколько детей во второй группе?
16)На ветке сидело 3 воробья и 2 снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке?
17)Серёжа исписал за первую четверть 3 тетради, за вторую четверть – 4 тетради, а за третью четверть столько, сколько за первую и вторую вместе. Сколько тетрадей исписал Серёжа в третьей четверти?
18)В одном стручке 5 горошин и в другом столько же. Сколько горошин в двух стручках?
19)На стоянке было 2 машины. Вечером приехало ещё 2 машины. Сколько машин стало?
20)У кошки 4 белых и столько же черных котят. Сколько всего котят у кошки?
21)В букете 2 колокольчика, 5 ромашек, а васильков столько, сколько колокольчиков и ромашек вместе. Сколько васильков в букете?
22)На кусте было 3 распустившиеся розы. Скоро распустилось ещё 3 роз. Сколько роз стало на кусте?
23)В спортивном зале занималось 6 человек. Когда несколько человек пришло, то стало 10 человек. Сколько человек пришло в спортивный зал?
24)У подъезда росло 4 дерева. Дети посадили столько же деревьев. Сколько деревьев стало у подъезда?
25)У мамы было 4 гвоздики. Потом ей подарили ещё 3 гвоздики. Сколько гвоздик стало у мамы?
26)На даче росли 4 куста смородины. Посадили ещё 2 куста. Сколько кустов смородины стало на даче?
27)Бабушка испекла 10 пирожков. После обеда их осталось 9. Сколько пирожков съели за обедом?
28)На опушке играло 7 лисят. Когда несколько лисят убежало, осталось 3 лисёнка. Сколько лисят убежало?
29)В первый день Митя нарисовал 3 рисунка, во второй 6 рисунков. Сколько всего рисунков теперь у Мити?
30)В классе 9 дисков. Из них 7 с песнями, а остальные со сказками. Сколько дисков со сказками в классе?
ТИПЫ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ
Задачи на умножение
В одном наборе 3 ручки. Сколько ручек в 7 наборах?
1н.- 3 р.
7н. - ? р.
Рассуждай так: 3 ручки повторяются 7 раз, значит,
3 • 7 = 21(р.)
Ответ: 21 ручка в 7 наборах.
Задачи на кратное сравнение
В одной вазе 6 яблок, в другой вазе 3 яблока. Во сколько раз в первой вазе яблок больше, чем во второй? (Во сколько раз во второй вазе меньше яблок, чем в первой?)
I – 6 яб.
Во ? раз б. (м.)
II – 3 яб.
Рассуждай так: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее:
6:3= 2 (раза)
Ответ:в 2 раза больше яблок в первой вазе, чем во второй (в 2 раза меньше яблок во второй вазе, первой).
Методика Узоровой-Нефёдовой
ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ
После нахождения опорных слов, составления краткой записи или чертежа, мы настоятельно рекомендуем ЛЮБУЮ задачу начинать решать С КОНЦА, то есть с ВОПРОСА. Эта СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ приведет ребёнка к правильному решению ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ.
В приведённых ниже разборах задач, ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ ТОГО, ЧТО НАДО НАЙТИ сначала идёт после слов: Рассуждай так.
Потом ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ превращается в схему, типа:
Осталось Ушло
Как составлялась эта схема? Была задача:
При решении КАЖДОЙ ЗАДАЧИ?
· Потому что ТОЛЬКО при ТАКОМ систематическом ПОДХОДЕ Ваш ребёнок сможет решать ЛЮБУЮ ЗАДАЧУ в начальной и средней школе, экономя Вам лично время, силы и нервы.
· Потому что это развивает логику ребёнка
· Потому что такая ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ развивает ВСЕГО ребёнка по ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ.
P.s. Я знаю, что эту задачу можно решить другими способами. Тогда будут другие цепочки.
ТИПЫ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ
Задачи на нахождение суммы
Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон? (1 класс)
Б. – 5 п.
М. –? п., на 2 п. больше ?п.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл, мы знаем. Надо найти сколько маленьких.
1) 5 + 2 = 7 (п.) – маленьких.
2) 5 + 7 = 12 (п.)
Выражение: 5 + (5 + 2) = 12 (п.)
Ответ: 12 подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше, чем у Ани, а у Светы кукол столько, сколько их у Иры и Ани вместе. Сколько кукол у Светы? (1 класс)
Ир. – 5 к.
Ан. –? к., на 2 к. меньше С.- ? к.
Рассуждай так: Чтобы узнать сколько кукол у Светы, нужно знать, сколько кукол у Иры и Ани вместе. Сколько кукол у Иры мы знаем. Нужно узнать, сколько кукол у Ани.
1) 5 – 2 = 3(к.) – у Ани
2) 5 + 3 = 8 (к.)
Выражение: 5 + (5 – 2) = 8 (к.)
Ответ: 8 кукол у Светы.
Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?
Б. – 6 п.
М. –? п., в 2 раза больше? г.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл, мы знаем. Надо найти, сколько маленьких.
1) 6 • 2 = 12(п.) – маленьких.
2) 6 + 12 = 18 (п.)
Выражение: 6 + 6 • 2 = 18 (п.)
Ответ: 18 подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Иры и Ани вместе?
Ир. – 6 к.
Ан. –? к., в 2 раза меньше ?к.
Рассуждай так: Чтобы узнать сколько всего кукол Иры и Ани вместе, нужно знать, сколько кукол у Иры и сколько кукол у Ани. Сколько кукол у Иры, мы знаем. Надо найти, сколько кукол у Ани.
1) 6 : 2 = 3(к.) - у Ани.
2) 6 + 3 = 9 (к.)
Выражение: 6 + 6 : 2 = 9 (к.)
Ответ: 9 кукол у Иры и Ани вместе.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Серёжи. Сколько машинок у мальчиков?
В. – 4 м., это в 2 раза меньше
С. – ? к. ? м.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Серёжи их в 2 раза больше.
1) 4 • 2 = 8(м.) - у Серёжи.
2) 4 + 8 = 12 (м.)
Выражение:4 + 4 • 2 = 12 (м.)
Ответ: 12 машинок у мальчиков.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза больше, чем у Серёжи. Сколько машинок у мальчиков?
В. – 4 м., это в 2 раза больше ?м.
С. – ? к.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи их в 2 раза меньше.
1) 4 : 2 = 2(м.) у Серёжи
2) 4 + 2 = 6 (м.)
Выражение:4 + 4 : 2 = 6(м.)
Ответ: 6 машинок у мальчиков.
ВСЕХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ЧАСТИ ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБОГО КЛАССА
Выучить и знать всегда:
Компоненты любой задачи:
УСЛОВИЕ – ВОПРОС – РЕШЕНИЕ – ОТВЕТ
Задание
Прочитай задачу и подчеркни УСЛОВИЕ – синей ручкой, ВОПРОС – зелёной ручкой. ОПОРНЫЕ СЛОВА – обведи в овал простым карандашом.
Объяснение
Например, в задаче:
В вазе 3 белых и 2 розовых гвоздики. Сколько всего гвоздик в вазе?
------------------------------------------------- --------------------------------------
ОПОРНЫЕ СЛОВА нужно уметь находить для нахождения главного в задаче.
Опорные слова – это основа краткой записи.
В указанной задаче опорные слова:
Первое опорное слово – БЕЛЫХ (выделено жирным), который сокращаем в первом классе Б., но, начиная со второго класса, БЕЛ.
Второе опорное слово – РОЗОВЫХ (выделено жирным),, которое в первом классе сокращаем Р., но, начиная со второго класса, РОЗ.
Третье опорное слово всегда содержится в вопросе. В данной задаче третье опорное слово – ВСЕГО, которое в краткой записи задачи заменяется ФИГУРНОЙ СКОБКОЙ С ВОПРОСОМ ПОСЕРЕДИНЕ.
Б. – 3 г.
Р. – 2 г. ? г.
Потренируйся
Прочитай задачи и подчеркни УСЛОВИЕ – синей ручкой, ВОПРОС – зелёной ручкой. ОПОРНЫЕ СЛОВА – обведи в овал простым карандашом.
1)В вазе лежало 5 карамелек и 3 шоколадных конфеты. Сколько всего конфет лежало в вазе?
2)За два дня Вера прочитала 8 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы. Сколько страниц она прочитала во второй день?
3)У Оли было 3 куклы. На день рождения девочке подарили 4 куклы. Сколько кукол стало у Оли?
4)В автобусе ехало 9 человек. На остановке вышли 5 человек. Сколько человек осталось в автобусе?
5)У Юры 3 машинки, а у Максима 5 машинок. Сколько всего машинок у мальчиков?
6)Саша и Лёва поймали 8 карасей. Лёва поймал 3 карася. Сколько карасей поймал Саша?
7)У Васи 5 марок, а у Коли на 4 марки больше. Сколько марок у Коли?
8)Длина огорода 7 м, а его ширина на 2 м меньше. Какова ширина огорода?
9)У портнихи 5 катушек белых ниток, а чёрных катушек на 2 меньше. Сколько катушек чёрных ниток у портнихи?
10)На одном этаже 5 жильцов, а на другом этаже на 2 жильца меньше. Сколько жильцов на другом этаже?
11)За два дня турист прошёл 9 км. В первый день он прошёл 4 км. Сколько км он прошёл во второй день?
12)Длина синего отрезка 4 см, а красного на 2 см больше. Чему равна длина красного отрезка?
13)На столе стояли 4 тарелки. Мама поставила ещё 2 тарелки. Сколько тарелок стало на столе?
14)У Вани было 2 диска с мультфильмами. Ему купили ещё 3 диска. Сколько дисков стало у Вани?
15)В первой группе детского сада 5 детей, во второй на 3 ребёнка меньше. Сколько детей во второй группе?
16)На ветке сидело 3 воробья и 2 снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке?
17)Серёжа исписал за первую четверть 3 тетради, за вторую четверть – 4 тетради, а за третью четверть столько, сколько за первую и вторую вместе. Сколько тетрадей исписал Серёжа в третьей четверти?
18)В одном стручке 5 горошин и в другом столько же. Сколько горошин в двух стручках?
19)На стоянке было 2 машины. Вечером приехало ещё 2 машины. Сколько машин стало?
20)У кошки 4 белых и столько же черных котят. Сколько всего котят у кошки?
21)В букете 2 колокольчика, 5 ромашек, а васильков столько, сколько колокольчиков и ромашек вместе. Сколько васильков в букете?
22)На кусте было 3 распустившиеся розы. Скоро распустилось ещё 3 роз. Сколько роз стало на кусте?
23)В спортивном зале занималось 6 человек. Когда несколько человек пришло, то стало 10 человек. Сколько человек пришло в спортивный зал?
24)У подъезда росло 4 дерева. Дети посадили столько же деревьев. Сколько деревьев стало у подъезда?
25)У мамы было 4 гвоздики. Потом ей подарили ещё 3 гвоздики. Сколько гвоздик стало у мамы?
26)На даче росли 4 куста смородины. Посадили ещё 2 куста. Сколько кустов смородины стало на даче?
27)Бабушка испекла 10 пирожков. После обеда их осталось 9. Сколько пирожков съели за обедом?
28)На опушке играло 7 лисят. Когда несколько лисят убежало, осталось 3 лисёнка. Сколько лисят убежало?
29)В первый день Митя нарисовал 3 рисунка, во второй 6 рисунков. Сколько всего рисунков теперь у Мити?
30)В классе 9 дисков. Из них 7 с песнями, а остальные со сказками. Сколько дисков со сказками в классе?
ТИПЫ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ