Глава 2. определение недостатков при перемещении объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу
При исследовании статей, были найдены следующие проблемы и недостатки:
1. Механизм обмена информацией между ФТС России и Роспатентом, касающейся проведения таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является достаточно урегулированным. В то же время за рамками Соглашения остались вопросы представления документов, выданных Роспатентом и удостоверяющих наличие правовой охраны объекта интеллектуальной собственности, при осуществлении административной процедуры включения правообладателем объекта интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС России. ТРОИС ФТС России в настоящее время является основой административного механизма защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Процедура включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России регламентирована приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» и реализуется на основании заявления, подаваемого автором или иным правообладателем в ФТС России. Данное заявление должно содержать сведения о заявителе; об объекте интеллектуальной собственности; о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары; о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров [1, c.52].
2. Сложная процедура внесения объекта интеллектуальной собственности в таможенные реестры (речь идет о таможенном реестре, который ведется таможенными органами в государстве - члене Таможенного союза, и о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза) [1, c.53].
3. Существующая система нормативно-правового регулирования рассматриваемого механизма, а также в целом таможенного дела в современный период выглядит крайне громоздкой и неповоротливой. И эта проблема беспокоит и участников ВЭД, и представителей таможенной службы [3, c.5].
Риc. 1. Нормативно-правовое регулирование трансграничной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в условиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана [3, c.3]
4. Особенности структуры ТРОИС и декларации на товары (ДТ) обусловливают то, что информация об ОИС, вносимая в ТРОИС, не используется впоследствии при таможенном декларировании и контроле. Это приводит к сложности идентификации ОИС, содержащихся в перемещаемых товарах, и значительно затрудняет осуществление таможенного контроля товаров, содержащих ОИС. Существующий порядок таможенного декларирования не обеспечивает достаточный уровень результативности таможенного контроля товаров, содержащих ОИС. Система форматно-логического контроля (ФЛК) не определяет даже самые очевидные ошибки при декларировании. Количество товаров, перемещение которых было сопряжено только с отдельными видами нарушений, измеряется миллиардами долларов США [4, c.166].
5. Не эффективное использование системы управления рисками и целевых методик минимизации рисков для надежного предотвращения нарушений в области трансграничного перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [5, c.49].
6. Действующий механизм межведомственного взаимодействия между ФТС России и Роспатентом в настоящее время ограничен одним аспектом, который заключается в обмене информацией в рамках осуществления таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Таможенные органы используют информационные базы Роспатента в целях проверки соблюдения законодательства в области интеллектуальной собственности при таможенном декларировании товаров [1, c.54].
Все эти проблемы и недостатки требуют определенных путей решения. Эти пути решения будут приведены в следующей главе моей работы.