I. знакомство с буквой «я», цифрой «10».
1.Пал ьчиковая игра «Яблоня».
У яблони ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
2. Отработка навыков письма.
Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.
3.Вырежи из карточки цифру «10».
П. Физкультминутка.
ЯНВАРСКАЯ СТУЖА Если замерзают ручки, Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем ручки, Как на печке разогреть.
А затем и ножки -Попрыгаем немножко.
Согрелись ножки,
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду,
А не понарошку.
Ребенок сопровождает чтение стихотворения движениями.
III. Закрепление. Подумай.
1.Отгадай загадку.
Круглое, румяное, я расту на ветке: Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко.)
2. Выполни задание.
Расселите фигурки в домиках так, чтобы на каждом этаже они находились в разном порядке.
3. Посмотри на букву и выучи стишок.
Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ
Цифра «1»
* ♦ * ♦ * ♦
Рисовал я единицу, В небе солнышко одно,
Получилась - ну и ну! Согревает всех оно.
Настоящая ракета Ночью на небе луна
Для полета на Луну. Среди тысяч звезд одна.
* * * * ♦ ♦
Поиграть решили дети. Тонкая, как спица,
Встали в круг все, кроме Пети. Цифра Единица.
Он один не захотел От нее ведется счет,
И, надувшись, в угол сел. И за это ей почет.
Но прошла одна минутка - Что же уместиться
Разревелся не на шутку. Может в Единице?
Догадались, почему? Может целый шар земной -
Стало скучно одному. Он ОДИН у нас с тобой!
Цифра «2»
* * * * ♦ ♦
Два на ножке приседает Видишь, смотрят из гнезда
И головку наклоняет. Два молоденьких дрозда.
Так красиво шею гнет - Клюв покажет первый дрозд,
Прямо лебедем плывет. А второй покажет хвост.
С. Маршак С. Маршак
* * * * * *
Купили два бублика Две сестрицы - две руки
Маленькой Ирочке, Рубят, строят, роют,
У каждого бублика Рвут на грядке сорняки
Было по дырочке. И друг дружку моют.
Два бублика Ирочка Месят тесто две руки -
Съест с молоком, Левая и правая,
А дырочки пусть Воду моря и реки
Полежат на потом. Загребают, плавая.
Е. Петрищева С. Маршак
Веселые задачи в стихах
* * * * * *
Зайчиха в корзине морковку несла, На крыльце сидит щенок,
Этой покупкой довольна была. Греет свой пушистый бок.
Если морковку еще ей купить, Прибежал еще один
Сколько их будет? И уселся рядом с ним.
Ты можешь сложить? (Сколько стало щенков?)
Физкультминутки
* * * * * *
Летели две птички, Буратино потянулся,
Собой невелички, Раз нагнулся, два нагнулся.
Как они летели, Руки в стороны развел,
Все люди глядели, Ключик, видно, не нашел.
Как они садились, Чтобы ключик нам достать,
Все люди дивились. Нужно на носочки встать.
Цифра «3»
* ♦ * * * *
А за двойкой - посмотри - Три зубца у старой вилки,
Выступает цифра три. Три - в тетрадке у Данилки:
Тройка - третий из значков - Он урок не доучил -
Состоит из двух крючков. Вот и тройку получил.
* * ♦ * ♦ *
3 - это заклинатель змей Три цвета есть у светофора,
Вышел с дудочкой своей. Они понятны для шофера:
Перед ним танцует змейка - Красный свет - проезда нет,
Хвост крючком, дугою шейка. Желтый - будь готов к пути,
Ты на змейку посмотри - А зеленый свет - кати.
Да ведь это цифра три!
Веселые задачи в стихах
* * * * * *
В класс вошла Маринка, На плетень взлетел петух,
А за ней - Аринка. Повстречал там еще двух.
А потом пришел Игнат. Сколько стало петухов?
Сколько стало всех ребят? У кого ответ готов?
* * ♦ * * *
Однажды Леший с Водяным Ежик по лесу пошел,
Бродили по местам грибным На обед грибы нашел:
И нашли под елью скоро Два - под березой,
Два огромных мухомора. Один - у осины.
Походили у осин Сколько их будет
И нашли еще один. В плетеной корзине?
(Сколько грибов нашли друзья?)
Физкультминутки
* * ♦ * * *
Мы считали и устали, Малыши, малыши -
Дружно все мы тихо встали. Дружные ребятки.
Ручками похлопали, раз, два, три. Малыши, малыши
Ножками потопали, раз, два, три. Вышли на зарядку.
Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Раз, два, три!
Раз, два, три, дыши ровней! Ноги поднимайте.
От зарядки станешь крепче. Раз, два, три! Раз, два, три!
Станешь крепче и сильней. Веселей шагайте.
Цифра «4»
* * * * * ♦
Четыре в комнате угла, Бегут четыре колеса,
Четыре ножки у стола, Резиною обуты.
И по четыре ножки Что ты пройдешь за два часа,
У мышки и у кошки. Они - за две минуты.
С. Маршак С. Маршак
* * * * * *
Шевелились у цветка Раз, два, три, четыре!
Все четыре лепестка. В день рожденья подарили
Я сорвать его хотел, Мне четыре новых книжки.
Он вспорхнул и улетел. Я читаю их братишке.
Веселые задачи в стихах
* ♦ * * * ♦
Под кустами у реки Два мяча у Ани,
Жили майские жуки: Два мяча у Вани.
Дочка, сын, отец и мать. Два мяча да два, малыш!
Кто успел их сосчитать? Сколько их? Сообразишь?
* * * * * *
Ну-ка, сколько всех ребят Подарил утятам ежик
На горе катается? Восемь кожаных сапожек.
Трое в саночках сидят, Кто ответит из ребят, 4
Один дожидается. Сколько было всех утят?
* * * * * *
Я рисую кошкин дом: В снег упал Сережка,
Три окошка, дверь с крыльцом. А за ним Алешка,
Наверху еше окно, А за ним Маринка,
Чтобы не было темно. А потом упал Игнат.
Посчитай окошки Сколько было всех ребят?
В домике у кошки.
* • * * * *
Два цыпленка стоят, Мышка, лягушка, еж, петушок
На скорлупки глядят, Строили в поле себе теремок.
Два яичка в гнезде Сделали крышу, крыльцо и окошки
У наседки лежат. И протоптали к дому дорожки.
Сосчитай поверней, (Сколько животных строили
Отвечай поскорей: теремок?)
Сколько будет цыплят У наседки моей?
Физкультминутки
* * ♦ ♦ * *
Руки в стороны - в полет Утром бабочка проснулась,
Отправляем самолет. Улыбнулась, потянулась!
Правое крыло вперед, Раз - росой она умылась,
Левое крыло вперед. Два - изящно покружилась,
Раз, два, три, четыре - Три - нагнулась и присела,
Полетел наш самолет. На четыре - улетела.
Цифра «5»
* * * * ♦ *
А потом пошла плясать Пять линеек нотной строчки
По бумаге цифра пять. Мы назвали нотный стан,
Руку вправо протянула, И на нем все ноты-точки
Ножку круто изогнула. Разместились по местам.
С. Маршак Н. Кончаловская
* * * ♦ ♦ *
С четверкой пять в соседстве встала. Пять - пятерка в дневнике.
Как цифра пять собой горда! Пять - пять пальцев на руке.
В вечернем небе заблистала Пять у звездочки концов.
Пятиконечная звезда. Пять в скворечнике скворцов.
Веселые задачи в стихах
* * • ♦ * *
Семь гусей пустились в путь, Два котенка - на диване,
Два решили отдохнуть. Три котеночка у Вани.
Сколько их под облаками? Теперь спросим у ребят:
Сосчитайте, дети, сами. «Сколько было всех котят?»
* * * * * *
Два щенка-баловника В снег упал Сережка,
Бегают, резвятся, А за ним Алешка,
К шалунишкам три щенка А за ним Маринка,
С громким лаем мчатся. А за ней Иринка.
Вместе будет веселей. А потом упал Игнат.
Сколько собралось друзей? Сколько было всех ребят?
Физкультминутки
* * * * * *
Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять!
Топаем ногами. Дети в лес пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, И увидели ребята
Хлопаем руками. Возле пня грибы - опята.
Руки вытянуть пошире, Стали их они считать:
Наклониться - три, четыре, Раз, два, три, четыре, пять.
И на месте поскакать - Ребятишкам повезло:
Раз, два, три, четыре, пять. Пять - хорошее число!
Цифра «6»
* * * * ♦ *
Рогалик к бублику приклей, Шесть подружек в парке были.
Да только есть его не смей. Шесть деревьев посадили,
Не крендель это, чтобы есть, Шесть березок на аллее,
А просто это - цифра шесть! Пусть растут они скорее!
* * * ♦ * *
Вот и гости собрались! Шесть котят есть хотят.
На столе стоит сервиз: Дай им каши с молоком,
Чашек шесть, тарелок шесть, Пусть лакают языком,
Чай попить и торт поесть. Потому что кошки »
Не едят из ложки.
Веселые задачи в стихах
* * * * * *
Майским вечером к пеструшке Рада Аленка -
На блины пришли подружки: Нашла два масленка!
Три несушки, две клохтушки. Да четыре в корзинке!
Сколько курочек в избушке? Сколько грибов на картинке?
* ♦ ♦ * * ♦
Все мы знаем сказку «Репка», Расставил Андрюшка
Все умеем мы считать. В два ряда игрушки.
Мы попробуем, ребята, Рядом с мартышкой -
Всех героев вам назвать: Плюшевый мишка.
Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Вместе с лисой - зайка косой.
Дед и бабушка при нем. Следом за ними - ёж и лягушка.
Ну, попробуйте, ребята, Сколько игрушек
Всех назвать одним числом. Расставил Андрюшка?
* * * ♦ * *
К Косолапому на день рождения Я нашел в дупле у белки
Пришли друзья по приглашению: Пять лесных орехов мелких,
Воробей, синичка, Вот еще лежит один.
Лисонька-сестричка, Ну и белка! Вот хозяйка!
Зайка здесь и белка здесь. Ты орешки сосчитай-ка!
Можете гостей всех счесть?
Физкультминутка
Поднимает руки класс - это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вниз, вперед смотри - это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Цифра «7»
* * * * * *
Цифра семь - подъемный кран - Над лесами, над рекой
Заглянула в гости к нам. Семицветный мост дугой.
Семь цветов с собой взяла, Если б мог я встать на мост,
В небе радугу зажгла. Я б рукой достал до звезд.
* * ♦ * ♦ »
Вот семерка-кочерга, Семь - точно острая коса,
у нее одна нога. Коси, коса, пока роса.
Веселые задачи в стихах
* * * * * ♦
Дружно муравьи живут Слон, слониха, два слоненка
И без дела не снуют. Шли толпой на водопой.
Два несут травинку, А навстречу три тигренка
Два несут былинку, С водопоя шли домой.
Три несут иголки. Сосчитайте поскорей,
Сколько их под елкой? Сколько встретилось друзей?
* * * * • *
Пять ворон на крышу сели, Дядя ёжик в сад зашел,
Две еще к ним прилетели. Десять спелых груш нашел.
Отвечайте быстро, смело, Три из них он дал ежатам,
Сколько всех их прилетело? Остальные же - зайчатам.
(Сколько груш он дал зайчатам?)
* * * ♦ * *
Как-то вечером к медведю На опушке в день весенний
На пирог пришли соседи: Под кудрявою листвой
Еж, барсук, енот, косой, К Белоснежке в день рожденья
Волк с плутовкою-лисой. Собрался народ лесной:
А медведь никак не мог Гном Тихоня, Безбородый,
Разделить на всех пирог. Мудрый, Рыжий и Ворчун,
От труда медведь вспотел, Забияка и Молчун.
Он считать ведь не умел. Сколько было там народа?
Помоги ему скорей, В. Усачева
Посчитай-ка всех зверей.
Цифра «8»
* * * * * *
На что похожа цифра восемь? Цифра восемь так вкусна -
Мы у ребят об этом спросим. Из двух бубликов она.
* • * * * *
Цифру восемь, цифру восемь Повстречал осьминога паук:
На носу всегда мы носи. - У тебя восемь ног или рук?
Цифра восемь плюс крючки - Повстречал паука осьминог:
Получаются очки. - У тебя восемь рук или ног?:
* * * * * *
К этой цифре ты привык, Диво дивное - паук:
Эта цифра - снеговик. Восемь ног и восемь рук!
Лишь зима сменяет осень, Если надо наутек -
Дети лепят цифру восемь. Выручают восемь ног.
Только к цифре ты, дружок, Сеть сплести за кругом круг -
Третий не лепи кружок. Выручают восемь рук.
Веселые задачи в стихах
* * * * * ♦
Кошка, кот и шесть котят Три гуся летят над нами,
Ехать в Кошкино хотят. Три других - за облаками.
Сели кошки у окошек. Два спустились на ручей.
Восемь окон, сколько кошек? Сколько было всех гусей?
* * * * ♦ *
Мы ходили на базар, По траве бежал котенок,
Выбирали там товар: А за ним бежал щенок,
Три морковки, две петрушки, Кто, ребята, сосчитает,
Перец, свекла, сельдерей. Сколько там бежало ног?
Сколько будет овощей?
Физкультминутка
Раз - согнуться-разогнуться. Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - за парты тихо сесть. Семь и восемь - лень отбросим.
Цифра «9»
* *- * * * *
Цифра девять, иль девятка - Цифра шесть вниз головой
Цирковая акробатка: Стала цифрою другой.
Если на голову встанет, Можете поверить -
Цифрой шесть девятка станет. Уже не шесть, а - девять!
С. Маршак В. Бакалдин
* ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
Девять, как и шесть, вглядись. Девять мальчиков в подъезде -
Только хвост не вверх, а вниз. Во дворе играют вместе,
Шесть и девять - близнецы, А с балконов на ребят
Смотрят в разные концы. Девять бабушек глядят.
Г. Виеру
Веселые задачи в стихах
* * * * * *
Повезло опять Егорке, Очень дружно мы живем,
У реки сидит не зря: В школьном хоре все поем:
Пять карасиков в ведерке Миша, Коля, Аллочка,
И четыре пескаря. Света, Таня, Галочка,
Посчитайте-ка улов. Два Сережи и Марат.
У кого ответ готов? Сколько в хоре нас ребят?
* * * * * *
В гнезде у синичек Дружно муравьи живут
Лежат семь яичек. И без дела не снуют.
Мама-синичка Три несут травинку,
Положила еще два яичка. Три несут былинку,
Сколько яичек Три несут иголки.
В гнезде у синичек? Сколько их под елкой?
* * * * ♦ *
Пошла курочка гулять, Сбежала от Федоры посуда -
Собрала своих цыплят. Три стакана, три чашки, три блюда
Шесть бежали впереди, Кто сосчитать готов,
Три остались позади. Сколько было беглецов?
Беспокоится их мать * * *
И не может сосчитать. Что подарил нам сосновый бор?
Посчитайте-ка, ребята, Восемь маслят и один мухомор.
Сколько было всех цыплят?
* * * ♦ * *
Два гуся летят над нами, Семь листьев Вася сам собрал,
Два других за облаками, Два листика Алеша дал.
Пять спустились за ручей. Скажите, сколько у него
Сколько было всех гусей? Осенних листиков всего?
* * * * * *
Посадила мама в печь Кот под лавку уволок.
Пироги с капустой печь. Да еще из печки пять
Для Наташи, Коли, Вовы Маме нужно вынимать.
Пироги уже готовы, Если можешь, помоги -
Да еще один пирог Сосчитай-ка пироги!
Цифра «10»
* * * * * *
Цифра вроде буквы «О» - Эти десять пальцев-братцев
Это ноль, иль ничего. Нам нужны, чтоб умываться,
Круглый ноль, такой хорошенький, Одеваться, обуваться
Но не знает ничегошеньки! И завязывать шнурки,
Если ж слева, рядом с ним, Чтоб лепить из пластилина
Единицу примостим, И пингвина, и дельфина,
Он побольше станет весить. Строить в парке космодром,
Потому что это - десять! Дом, в котором мы живем.
* * * ♦ * *
За девятью идет десятка. Две сестренки, две плетенки
Ты это знаешь? Молодец! Из овечьей шерсти тонкой.
Сочти все пальцы по порядку - Как гулять - так надевать,
И счету нашему конец. Чтоб не мерзли пять да пять.
Веселые задачи в стихах
* * * * ♦ *
Ежик по грибы пошел. Из-за камня пять котят
Десять рыжиков нашел. За утятами следят.
Восемь положил в корзинку, Видно, пять котят хотят
Остальные же на спинку. Научить нырять утят.
Сколько рыжиков везешь (Сосчитайте, сколько всего котят
На своих иголках, еж? и утят у реки?)
* ♦ * * * *
Пять котят песок копают, Подогрела чайка чайник,
Три на солнце загорают, Пригласила девять чаек.
Два купаются в золе. «Приходите все на чай!».
Сколько всех? Скажите мне. Сколько чаек, отвечай!
* * * * ♦ ♦
Стала курица считать Пять пальцев ловко рвут траву,
Маленьких цыпляток: Другой рукой я тоже рву.
Желтых пять и черных пять, Я травкой угощу коня.
А всего?.. (Десяток.) Сколько пальцев у меня?
* * * * * *
Раз к зайчонку на обед Вот задумал ёж друзей
Прискакал дружок-сосед. Пригласить на юбилей.
На пенек зайчата сели Пригласил двух медвежат,
И по пять морковок съели. Трех зайчат и пять бельчат.
Кто считать, ребята, ловок? Посчитайте поскорей,
Сколько съедено морковок? Сколько у ежа друзей?
Физкультминутки
* ♦ ♦ ♦ * *
До десяти досчитай, Раз, два, три, четыре, пять!
Упражнения выполняй! Начал заинька скакать.
Десять раз приседай, Прыгать заинька горазд,
Десять - головой качай, Он подпрыгнул десять раз.
Десять - топай,
Десять - хлопай,
Десять - прыгай, не ленись,
Отдыхай теперь, садись.
ЛИТЕРАТУРА
1.Веселые задачки для маленьких умников: тетрадь по развитию познавательных процессов / сост. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002.
2. Веселая школа для дошколят / сост. И. Остапенко. - Пермское
книж. изд-во, АО «Звезда», 1993.
3. Волкова, С. И., Столярова, Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. - М: Просвещение, 1994.
4. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Выготский Л. С. Собр. соч. -
Т. 4.-М..1983.
5. Занимательное азбуковедение: кн. для учителя / сост. В. Волина. -
М.: Просвещение, 1991.
6. Матыцин, В. П. Готовь руку к школе: сборник тренировочных упражнений для дошкольников. -Тверь: РИФ, 1993.
7. Петерсон, Л. Г., Кочемасов, Е. Е. Игралочка: математика для детей
и их родителей в 2-х частях. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2004.
8. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / под. ред. Е. И. Рогова. - Шахты, 1993.
9. Рабочая книга школьного психолога / под. ред. И. В. Дубровиной. -
М.: Просвещение, 1991.
10. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород: Флокс, 1995.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................................... 3
В школу с радостью (программа развивающих занятий с детьми
6-7 лет)............................................................................................................................ 4
Конспекты занятий
Занятие I. Буква «А»............ :........................................................................... 11
Занятие 2. Буква «Б».......................................................................................... 13
Занятие 3. Буква «В».......................................................................................... 15
Занятие 4. Буква «Г»......................................................................................... 17
Занятие 5. Буква «Д».......................................................................................... 19
Занятие 6. Буква «Е»......................................................................................... 21
Занятие 7. Буква «Ж»........................................................................................ 23
Занятие 8. Буква«3»........................................................................................... 25
Занятие 9. Буква «И»......................................................................................... 27
Занятие 10. Буква «К»....................................................................................... 29
Занятие 11. Буква «Л»....................................................................................... 31
Занятие 12. Буква «М»...................................................................................... 33
Занятие 13. Буква «Н»....................................................................................... 35
Занятие 14. Буква «О»....................................................................................... 37
Занятие 15. Буква «П»....................................................................................... 39
Занятие 16. Буква «Р»........................................................................................ 41
Занятие 17. Буква «С»....................................................................................... 43
Занятие 18. Буква «Т»....................................................................................... 45
Занятие 19. Буква «У»....................................................................................... 47
Занятие 20. Буква «Ф»...................................................................................... 49
Занятие 21. Буква «X»....................................................................................... 51
Занятие 22. Буква «Ц»....................................................................................... 53
Занятие 23. Буква«Ч»........................................................................................ 55
Занятие 24. Буква «Ш»..................................................................................... 57
Занятие 25. Буква «Щ»...................................................................................... 59
Занятие 26. Буква «Э»....................................................................................... 61
Занятие 27. Буква «Ю»..................................................................................... 63
Занятие 28. Буква «Я»....................................................................................... 65
Дополнительный материал к занятиям............................................................... 67
Литература................................................................................................................. 78
Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ