Социально-психологическая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
И теперь, зная какие компоненты необходимо формировать у вашего ребенка, попытаемся сами подготовить малыша к
школьному обучению так, чтобы он не только не испытывал трудностей, но и пошел в школу с радостью и учился с удовольствием.
II. Цели и задачи программы.
Цель: подготовка ребенка к обучению в школе. Программа направлена на решение следующих задач:
- создание позитивного настроя на обучение;
- формирование произвольности (развиваются произвольная
память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности);
- развитие мелкой моторики;
- знакомство с цифрами и алфавитом.
III. Арсенал методических средств.
На занятиях используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности:
- рассказ;
- рисунок;
- лепка;
- мозаика;
- вырезание;
- физкультминутки, загадки и др.
IV. Материалы.
- тетрадь для отработки навыков письма;
- пластилин;
- мозаика;
- ножницы и карточки с написанными буквами и цифрами.
V. Технология работы.
Занятия с ребенком проводятся регулярно, каждый день или через день по 30-40 минут.
Если занятие длится более 30 минут, увеличивается время на активные движения (физкультминутка).
Занятия построены по одному принципу:
1. Пальчиковые игры.
2. Отработка навыков письма.
3. Сложи из мозаики или вырежи из карточки цифру, слепи
из пластилина.
4. Физкультминутка.
5. Подумай:
- отгадай загадку;
- выполни задание.
6. Посмотри на букву и выучи короткое стихотворение.
Возможно изменение порядка видов деятельности, упражнений на занятиях. Физкультминутка должна быть в середине занятия, чтобы ребенок мог отдохнуть.
Для лучшего запоминания стихотворение, прочитанное во время последнего упражнения, рекомендуется родителям повторять с ребенком перед сном и утром.
VI. Результативность работы.
После проведенных занятий у ребенка должно сформироваться позитивное отношение к обучению, исчезнуть страх перед будущим поступлением в школу.
Проведение комплексно-игровых занятий по данной программе может послужить толчком для более полного развития ребенка, его интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление) и физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышения двигательной активности).
Программа «В школу с радостью» может быть использована воспитателями в детском саду, учителями на этапе подготовки детей к школьному обучению, родителями.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. БУКВА «А»
Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памяти, внимания, мышления.
I. Знакомство с буквой «А», цифрой «1».
1. Пальчиковая игра «Аист».
Пальчики - головка, ладошка - крылышки.
Аист-мама, аист-папа Гнездышко на крыше свили, Аистенка-малыша
С клювика кормили.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Отработка навыков письма.
Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.
Сложи из мозаики цифру «1».
На что похожа цифра «один»?
1) Вот один, иль единица, 2) Похожа единица на крючок,
Очень тонкая, как спица. А может, на обломанный сучок.
С. Маршак Г. Виеру
Физкультминутка.
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Ребенок должен стоять, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка.
Темп постепенно убыстряется.
III. Закрепление. Подумай.
1.Отгадай загадку:
К нам приехали с бахчи Полосатые мячи.
(Арбузы.)
2. Выполни задание. Кто лишний? Почему?
3. Посмотри на букву и выучи стишок:
Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то.
Занятие 2. БУКВА «Б»
Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памяти, внимания, мышления.