Развивайте чувствительность к противоречиям
Если рассматривать внимание как своеобразный фильтр, который пропускает в мозг для дальнейшей обработки только ту информацию, которая отвечает текущим интересам и потребностям человека, то цель данного упражнения - перестроить наш фильтр (или расширить его полосу пропускания) таким образом, чтобы улавливать слабые сигналы разногласия в потока позитивной информации. Можно сказать, что оно направлено также на развитие навыков слушания. Это упражнение полезно всем, но в первую очередь - Идеалистам, поскольку именно они склонны не замечать негативных оттенков в стройном хоре всеобщего согласия.
Итак, сидя на собраниях, совещаниях, встречах или в уютном кресле у телевизора, участвуя в переговорах, дискуссиях, работе всевозможных комиссий и комитетов, попытайтесь услышать и понять то, что скрывается за вежливыми, рафинированными фразами, многозначительными, всепрощающими улыбками, наигранным спокойствием и безразличием или юмором участников разворачивающегося на ваших глазах действа. Попробуйте услышать то, что не говорится, но присутствует как бы под шапкой-невидимкой, то, что выступающие старательно обходят, боясь нечаянно натолкнуться и вызвать ненужный шум. Проявляйте внимание даже к легкой натянутости в отношениях между людьми и к тому, как они пытаются скрыть под маской вежливости конфликт интересов, мнений или идей. Попытайтесь представить себе, как открытое выражение этого конфликта участниками диалога могло бы повлиять на исход совещания, переговоров и т. д.
Не забывайте и о собственном опыте общения. Говоря с другими, при первых ощущениях напряжения, вызванного реальным или воображаемым несогласием собеседника, не подражайте страусу, а открыто спросите себя, что бы это могло значить? В какой степени ваш партнер или вы чувствуете угрозу своим интересам? Почему?
Мы вовсе не хотим, чтобы, уподобляясь Фрейду, видевшему за каждой обмолвкой неудовлетворенное половое влечение, вы за всяким выражением согласия видели скрываемые разногласия. Избави вас Бог от излишней подозрительности! Однако как только вы начнете слушать других предлагаемым способом, вам, возможно, станет не по себе от того, сколько важной информации вы имели обыкновение пропускать мимо ушей.
Учитесь задавать неудобные вопросы
Такие вопросы приходят в голову многим, а у некоторых даже вертятся на языке, но только Синтезаторы (да, пожалуй, Реалисты), не долго думая, произносят их вслух. Поэтому не так уж трудно всем остальным интуитивно оценить степень "неудобности" того или иного вопроса. Вот несколько примеров. Сначала - вопросы напрямик.
"Простите, вы что - пытаетесь за мной ухаживать?"
"Если я вас правильно понял, вы хотите, чтобы я дал положительный отзыв на вашу книгу?"
"Мне кажется, что по каким-то причинам вам не хочется поручать эту работу мне?"
Теперь несколько проблемных, типично "синтеза-торских" вопросов.
"Хорошо, я понимаю ваше желание реорганизовать работу машбюро так, чтобы за каждым сотрудником отдела была закреплена определенная машинистка. Возможно, это повысит эффективность работы отдела. Но что произойдет, если один из нас в течение недели будет давать своей машинистке в два раза больше работы, чем другой?"
"Действительно, этот учебный план отвечает всем международным стандартам и требованиям, предъявляемым к содержанию и формам подготовки специалистов данного профиля. Однако преподаватели нашего университета могут обеспечить преподавание 30% входящих в новый план дисциплин. А как быть с остальными 70%?"
Если прямые вопросы могут вызвать разную реакцию окружающих, в зависимости от ситуации и типа личности реагирующего, то проблемные вопросы поначалу провоцируют у большинства не-Синтезаторов реакцию типа: "Ну, раз ты такой умный, предложи свой вариант!"
Не тушуйтесь и не раздражайтесь. Стойте на своем. Вежливо объясните бросившим вам вызов, что не собирались критиковать или перечить, а хотели только обратить их внимание на возможные противоречия и негативные последствия предлагаемых идей и решений, причем с единственной целью - подвести более прочный фундамент под их идеи, их решения. Когда ваши объяснения принимаются позитивно, можно считать, что вы добились успеха: кто-то наверняка еще раз задумается над своими оригинальными предложениями. Не забывайте оказывать таким людям моральную, а если нужно, и интеллектуальную поддержку.
Неудобные вопросы - хорошее средство стимуляции у окружающих ясности мышления и ответственности за предлагаемые идеи, планы, решения.
Развивайте навыки "стороннего наблюдателя"
Вам предстоит научиться произвольному раздвоению сознания. Ни к реальному раздвоению личности, ни к эзотерическим техникам изменения сознания наше упражнение не имеет никакого отношения. Все гораздо прозаичнее.
Человек живет в мире людей, поэтому львиную долю его поведения составляет ролевое поведение. Общаясь с другими, каждый из нас должен освоить и исполнять более или менее широкий репертуар ролей: отца или матери, дочери или сына, мужа или жены, врача или больного, поборника нравственности или распутника и т. д. и т. п. Но это означает, что у человека, во-первых, должны быть развиты механизмы сохранения собственного Я на всем многообразии ролей, а во-вторых, механизмы принятия роли и выхода из нее. Несмотря на практически неустранимую интерференцию ролей, именно эти механизмы позволяют нам участвовать в нескольких "спектаклях" сразу и одновременно оставаться собой, как бы со стороны наблюдая за жизненными комедиями, драмами и, увы, трагедиями.
Освоение ролевого поведения начинается в раннем детстве; уже в дошкольном возрасте дети начинают разделять два плана отношений в ролевых играх: сюжетно-ролевые отношения и организационные. В последних дети-персонажи на мгновение выходят из роли и осуществляют контроль за действиями других участников игры. "Шофер автобуса" Вова, "бросив на полном ходу руль", кричит на расшалившегося не в меру "пассажира": "Витька! Будешь мешать, дам по шее!"
Взрослея, мы развиваем в себе способность контролировать, выйдя из роли, не только действия других, но и свои собственные. В некоторых профессиях, например актерских, двуплановость сознания, позволяющая одновременно быть и исполнителем, и объективным зрителем своей игры, считается признаком высокого профессионализма.* Но, если вспомнить Шекспира, то:
Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
* Двуплановость сознания актера как критерий профессионализма впервые попытался серьезно обосновать один из великих французов XVIII века Дени Дидро в знаменитом трактате "Парадокс об актере".
Остается добавить: обладающие разным уровнем профессионализма. В том числе - разной степенью умения раздваивать сознание и наблюдать за происходящим со стороны. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Синтезаторам. И тем, кто задумал освоить навыки синтетического стиля мышления, без развития умения наблюдать со стороны не обойтись. Возможности для тренировки легко можно найти во многих житейских и рабочих ситуациях.
На первом же рядовом собрании, совещании, заседании кафедры или другом подобном мероприятии, которое вам не надо вести, попытайтесь занять позицию стороннего наблюдателя.
Примите удобную позу и следите за происходящим. Слушайте, о чем говорят окружающие вас люди, и - что более важно - прислушайтесь к тому, как они об этом говорят. Наблюдайте за тем, как люди взаимодействуют, как они пытаются повлиять друг на друга. Можно, воспользовавшись листком бумаги, набросать схему коммуникаций: кто с кем вступает в общение и как часто? Попробуйте проследить переходы инициативы и власти в группе. Наконец, не забывайте наблюдать за невербальной коммуникацией и интерпретировать замеченные вами взгляды, мимику, жесты, позы и т.д.
Постарайтесь не давать оценок высказываниям других, не вставать ни на чью сторону и не включаться в обсуждение или полемику. Неопределенное мычание или пара общих фраз - хорошее средство избежать участия в групповой активности. Отключитесь на короткое время от значения и значимости происходящего и просто фиксируйте в сознании то, что происходит вокруг.
Через некоторое время переместите фокус внимания на себя. Продолжая краем глаза следить за событиями, сосредоточьтесь на своих ощущениях и попытайтесь понять их причину. Вы испытываете чувство разочарования и досады от того, что никто не обратил внимания на вашу самоизоляцию и все идет так, как будто вас вообще нет в этом помещении? Вы еле сдерживаете желание ринуться в идущее полным ходом обсуждение или, того хуже, клянете последними словами авторов этой книги, послушав которых, вы упустили возможность повоевать на чьей-либо стороне, и все уже свершилось без вашего участия? А может быть, вы благодарите нас за то, что занятия самосовершенствованием уберегли вас от необдуманных поступков или от вовлечения в разгорающийся конфликт? Так или иначе, результаты самонаблюдения дадут вам пищу для размышлений.
Следующий шаг - наблюдение за собой, когда вы играете роль активного участника группового мероприятия. Вторая часть упражнения труднее, но выполнив ее несколько раз, сначала чередуя, а затем и совмещая с первой частью, вы обнаружите, что способны по своему желанию переходить от роли "актера" к роли "зрителя", и наоборот.
Идеальный сторонний наблюдатель - тот, кто одновременно выступает в двух ролях - активного участника и наблюдателя, произвольно акцентируя одну из ролей при необходимости. Возможно, кому-то из вас никогда не удастся достичь подобного уровня перцептивной гибкости, но повысить свой уровень, проявив известное упорство, - задача вполне реальная. И вы непременно почувствуете, как это упражнение расширяет объем и усиливает остроту вашего социального восприятия.