Характеристика выборки детей, принимавших участие в исследовании

  Характеристика
Мальчики (в процентах) Девочки (в процентах) Возраст Возраст
Экспериментальная группа        

Изучение психологической готовности детей строилось на основе конкретных методологических принципов, выработанных в отечественной психологии (Б.. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.). Они лежат в основе изучения психических явлений.

Принцип детерминизма. Объясняет особенности психики обусловленностью ее объективными материальными факторами как внешними, так и внутренними (индивидуальные особенности личности – пол возраст, тип нервной системы и т.д.).

Принцип единства сознания и деятельности. С.Л. Рубинштейн писал: «Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения» [44, 251]. На протяжении раннего и дошкольного детства ребенок овладевает все новыми и новыми внутренними, психическими действиями, которые позволяют ему решать сложные и разнообразные задачи. Именно в процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности. Важно подчеркнуть тот факт, что о внутренней психической жизни ребенка мы судим по внешним проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, продуктам детского творчества и т.д.

Принцип развития (или генетический принцип). Постулирует, что, любое психическое явление может быть правильно понято и объяснено. Психологические закономерности раскрываются в процессе их развития, их движения и их изменения. Поскольку продвижение детей с одного уровня на другой совершается в процессе обучения. Генетический принцип требует в качестве существенного своего развития и дополнения применительно к психологии ребенка, помимо индивидуализации, еще «педагогизации» психологического исследования [11]. Для детской психологии этот принцип очень важен. Согласно этому принципу при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками [7].

Принцип системности. Предлагает рассмотрение психических явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме его

элементов. В этом случае явление рассматривается как система, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в данной структуре.

Личностный подход. Предлагает рассмотрение психических явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме элементов. В этом случае явление рассматривается как система, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в данной структуре. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование идет к установлению общих и существенных закономерностей.

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.

При проведении исследования использовались следующие методы:

· анкетирование;

· тестирование;

· коррекционно-развивающая работа;

Метод анкетирования. Применялся на этапах исследования. Для его осуществления была использована анкета (приложение 1).

По данной анкете проводился опрос с целью получения информации об особенностях личности ребенка и условиях их семейного воспитания. Задавались следующие вопросы, в частности:

- Как тебя зовут?

- С кем ты вместе живешь?

- Занимаешься ли в какой-нибудь секции, кружке и др.?

Тестирование. С помощью этого метода автором осуществлялось основное исследование. Для его проведения использовались методики:

1) «Экспресс – диагностика готовности к школе» (Вархотова Е.К., Детко Н.В., Сазанова Е.В.);

2) «Умозаключение» (Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др).

Методика «Экспресс-диагностика готовности к школе» (Вархотова Е.К.; Детко Н.В.; Сазанова Е.В.) позволяет достаточно объективно оценить уровень подготовленности детей к школе. Данная методика состоит из 10 субтестов:

· 1 субтест «Нелепицы» (эмоциональная и смысловая сфера);

· 2 субтест «Пространственно-арифметический диктант» (на развитие навыков счета);

· 3 субтест «Последовательные картинки» (диагностика мышления);

· 4 субтест «Геометрические фигурки» (диагностика образного мышления);

· 5 субтест «Логопедический» (диагностика речевой сферы);

· 6 субтест «Запрещенные слова» (диагностика произвольной сферы);

· 7 субтест «Ключи» (выявление закономерностей);

· 8 субтест «Рисунок человека» («диагностика школьной зрелости»);

Субтест «Нелепицы». С целью диагностирования способности ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения нами использовался субтест «Нелепицы». Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. Субтест «Нелепицы» предполагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки, ребенок, как правило раскрепощается и успокаивается. В качестве материала мы брали сюжет из пособия С.Д. Забрамной «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических коммисиях». (М. Просвещение, 1985 г.) [15] и других пособий. В наших условиях приходилось использовать одновременно 5-6 вариантов рисунков. Обработка результатов производилась при помощи «Ключа».

Субтест Пространственно-арифметический диктант» позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики:

умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево. верх- низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Субтест «Последовательные картинки» применяется в тестах Бина – Симона и Векслера. Он позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ). Экспериментатор предлагает испытуемым наборы из 6 картинок. Ребенок самостоятельно правильно и логично должен определить последовательность картинок и составить связный рассказ. Обработка результатов производится при помощи «Ключа».

Субтест «Геометрические фигуры» был включен по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умение действовать по образцу и анализировать пространство.

Экспериментатор на стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладывает геометрические фигуры и образец. Испытуемому предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей. Обработка результатов производится при помощи «Ключа».

Субтест «Логопедический». Цель этого теста – в самом общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонетического слуха (звуко -буквенного анализа) у ребенка. Тест состоит из двух частей.

Часть 1 . Экспериментатор говорит ребенку слова, а он должен разделить их на части, хлопая в ладоши.

Часть 2 . Испытуемому предлагают назвать первый и последний звуки в словах: берет, волна, атаман, утка. Обработка результатов производится при помощи «Ключа».

Субтест «Запрещенные слова». По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности. Испытуемым предлагают поиграть в игру. правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова «Да», «Нет» и нельзя называть ЦВЕТА. Обработка результатов производится при помощи «Ключа».

Субтест «Ключи» направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. По результатам выполнения этого задания экспериментатор может сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребенка и о возможном левшестве.

В качестве стимульного материала используется карточка. изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству полосок на бородке (одна, две, три) и по количеству треугольников на бородке (один, два, три). Экспериментатор предъявляет ребенку карточку с нарисованными на ней ключами, испытуемый должен отгадать, какой ключик не дорисован и дорисовать его. (Предлагается Анкета-протокол с недорисованным шаблоном – см. Анкету для ребенка). Обработка результатов производится при помощи «Ключа».

Субтест «Рисунок человека» позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом. Экспериментатор дает ребенку Анкету для ребенка и, показав ему место для рисования, просит «Нарисуй пожалуйста здесь человека». Обработка результатов производится при помощи «Ключа».

Методика «Умозаключения»(Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом [51]. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Успешность выполнения задании позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как - «умозаключение».

Обследование проводится индивидуально, время на ответы не ограничено. Ребенку надо придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару. При выполнении задания возможна стимулирующая помощь. Оценка успешности выполнения заданий производится в соответствии с ключом. Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслeни. E. Мастюковой, Л. Чупрова [42, 51].

Диагностика мотивации.В основе методики положен принцип «персонификации» мотивов [39]. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются именно на содержание. Эксперимент предваряется инструкцией. Дети осуществляют последовательно три выбора. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений.

2.2. Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, направленная на психологическую подготовку к обучению в школе

Коррекционно-развивающая работа, направленная на подготовку детей к школьному обучению осуществлялась сразу после первичного исследования готовности детей к обучению в школе и проходила в двух руслах:

1.Групповое занятие на развитие интеллекта и навыков общения у ребенка по средствам групповых игр (программа разработанной психологом Психолого-педагогического центра «Здоровье» Петроградского района Санкт-Петербурга Т.Г. Сырицо) смотри приложение 2;

2. Подготовка детей к школе с помощью методического пособия в виде комплекта из 4-х книг (развитие речи в 2-х частях, математика, конструирование букв и цифр) для индивидуальной работы каждого ребенка. Данное методическое пособия в увлекательной и веселой форме позволяет обучить детей активной разговорной речи, сформировать первые представления о математике, развить фантазию и изобретательность при изучении букв и цифр. Руководитель программы – кандидат педагогических наук Н. А. Федосеева.

Цель коррекционно-развивающей работы: психологическая подготовка детей к школьному обучению.

Задачи:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);

- создать в группе эмоциональный подъем;

- формирование произвольности поведения у детей;

- формирование навыков общения, сплочения группы, дисциплины;

- развитие мелкой моторики руки;

- развитие речи, расширение кругозора;

- развитие и совершенствование учебной деятельности;

- повышение учебной мотивации.

Проходила подготовительная работа в течение 3-х месяцев, не реже 2-3 раза в неделю по 30 минут.

Основываясь на изложенных выше мето­дологических принципах и методике развития познавательной сферы и произвольности в учении, каждый раз мы подбирали наиболее адекватные для каждого момента работы игры (задания), и выбирали нужный темп продвижения вперед. Кроме того, я считаю, что тот, кто ведёт подготовку к обучению, вку к обучению, такие игры, которые ему самому нравятся. Если же игры будут ему навязаны, то он не сможет проводить занятия на нужном эмоциональном подъеме.

Наши рекомендации