Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию
А:В. Цветков
Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию
Москва 2012
УДК 159.922.7 ББК 88.8 Ц 274
Ряд глав данного пособия (Современные научные данные о гиперактивности, Экспериментальное исследование саморегуляции у детей с СДВГ, Гиперактивный ребенок идет в школу) написан в соавторстве с Е.В. Власенко.
Цветков А.В.
Ц 274 Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию. -
М.: Издательство «Спорт и Культура - 2000», 2012. - 104 с.
ISBN 978-5-91775-085-9
В учебно-методическом пособии представлены как современные психологические и медицинские данные о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, так и ответы на популярные вопросы родителей и педагогов по воспитанию гиперактивных детей в виде рекомендаций по нейропсихологи-ческой коррекции саморегуляции и познавательных процессов (психомоторики, предметных образов-представлений, мышления). Пособие адресовано психологам, педагогам и родителям гиперактивных детей.
В оформлении обложки использован фрагмент картины X. Миро «Характер».
УДК 159.922.7 ББК 88.8
О Цветков А.В., 2012 ISBN 978-5-91775-085-9 О ООО «ИСК», о-макет, 2012
Оглавление
От автора (на какие вопросы отвечает данное пособие)............5
Современные научные данные о гиперактивности ....................7
Экспериментальное исследование саморегуляции
у детей с СДВГ ............................................................................. 15
Произвольная память у детей с трудностями в развитии:
диагностика и коррекция.............................................................34
Спокойно рисуем, играем, гуляем... А теперь попробуем
перейти к занятиям! .....................................................................49
Дома тихо, в гостях громко .........................................................54
Ребенок, который все понимает. Но в школе «забывает»........58
Почерк ужасен, чтение- с пропуском букв.............................61
Мой ребенок, сын компьютера - что с ним делать? .................68
Можно ли СДВГ «залечить таблеточкой»?................................71
Что нас ждет в подростковом возрасте? ....................................73
Гиперактивный ребенок идет в школу!......................................76
Что такое биологическая обратная связь? .................................87
Нейропсихологическая коррекция синдрома дефицита
внимания (СДВГ) .........................................................................89
Заключение ...................................................................................98
Литература.............................................................................••......99
Папе, сильному и мудрому, посвящаю
От автора
В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, еще его называют синдромом нарушения внимания - СНВ, или гиперкинетическим расстройством) относится к числу наиболее распространенных неврологических заболеваний в детском возрасте - до 15% от всех детей младшего школьного возраста [41].
Доходит до того, что, как пишет известный американский нейропсихолог Э. Голдберг, родители приходят к врачу с просьбой «диагностировать у ребенка СДВГ» - «магический диагноз служит оправданием школьных неуспехов» [10, с. 230].
Нет ничего удивительного в том, что родители, психологи и педагоги теряются в том потоке информации, - а это свыше 2000 публикаций в год (!), которые посвящены СДВГ [28, с. 5].
Данное пособие призвано ответить на самые популярные вопросы, которые задают специалистам родители, дать ряд авторских рекомендаций по коррекционной работе для педагогов, психологов и родителей, привести ряд новых данных, полученных в современных исследованиях психологов и медиков.
Вот список вопросов, с которыми чаще всего приходят к психологу родители гиперактивного ребенка:
1. Почему ребенок может спокойно рисовать или смотреть телевизор, но и пяти минут не может усидеть за домашним заданием?
2. Почему с ребенком можно сладить дома, но в школе или в гостях он совершенно неуправляем?
3. Дома ребенок понимает задачу, решает ее правильно, но такая же задача на контрольной - это катастрофа, он ее «забывает»...
4. Почерк - ужасен, ошибки - «дурацкие», чтение - с пропусками букв и слогов, вдобавок часто ребенок не может ответить на элементарные вопросы по прочитанному. Что делать?
5. Никакие воспитательные меры не помогают, - ругаешь ребенка, он смеется, хвалишь - ему все равно. Друзей у него нет, из интересов - телек и компьютер. Не гуляет, не играет. Это разве нормально???
6. Есть ли шанс, что все это «израстется», «пройдет с возрастом», «можно залечить таблеточками»?
7. Что нас ждет в подростковом возрасте?
8. Сможет ли ребенок освоить школьную программу? Не будет ли он «белой вороной»?
Этот список, конечно, можно продолжать. Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.
Автор выражает искреннюю признательность профессору Л.С. Цветковой за помощь в создании методов, использованных на страницах этого пособия, и сотрудникам Центра интеллектуального развития МПСИ (Сергиенко А.А., Котягиной С.Н.) за обсуждение проблемы гиперактивности.
Современные научные данные
О гиперактивности
Синдром дефицита внимания с гиперакгивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции.
Термин «минимальная мозговая дисфункция» официально введен в 1962 году на специальной международной конференции в Оксфорде и с тех пор принял статус в медицинской литературе. С этого времени термин ММД использовался для определения таких состояний, как расстройства поведения и трудности обучения, не связанные с выраженными нарушениями интеллектуального развития [21].
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности снижаются с возрастом, то нарушения внимания только нарастают (см. об этом в специальном параграфе) [43].
В развитии СДВГ наблюдаются также половозрастные различия. Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола по отношению к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированы, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций при поражении центральной нервной системы по сравнению с мальчиками [31].
Показано (российские данные) [52], что из детей, обращавшихся за неврологической помощью, 67% составляют мальчики (примерно такие же данные получены и в нейропсихологических
консультативных центрах). Синдром дефицита внимания встречается у 22% от общего числа обратившихся детей, что, в сравнении с наиболее распространенными расстройствами, - «школьным неврозом» (нарушение адаптации к школе или детскому саду) - 5% выборки, эпилепсией - 3%, и детским церебральным параличом -2% - выводит СДВГ в «лидеры» неврологической заболеваемости детей. Стоит отметить, что авторы цитируемого исследования работают в комплексном (медико-психолого-педагогическом) центре, где диагноз проверяется «со всех сторон».
Учитывая столь значительную распространенность СДВГ, неудивительно, что в последние годы наблюдается лавинообразный рост публикаций по этой проблеме - и научных исследований, и практических пособий. Когда готовилось это издание, книги «по проблеме» заняли полкомнаты. Неужели все авторы пишут о разном? Постараемся обобщить имеющиеся данные.
Исследователи еще не располагают убедительными доказательствами приоритета физиологических, биологических или социальных факторов при формировании изменений высших отделов мозга, являющихся основой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Проявления СДВГ могут быть распределены по трем основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивности и гиперактивности. Также значимой (хотя и не входящей в «клинические признаки») является социальная дезадаптация.
Диагностические критерии «гиперкинетического расстройства» по классификации болезней Всемирной организации здравоохранения МКБ-10 выглядят следующим образом [40]:
Дефицит внимания (для постановки диагноза требуется не менее шести признаков):
• часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
• часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
• часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
• ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
• часто нарушена организация заданий и деятельности;
• часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
• часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
• часто легко отвлекается на внешние стимулы;
• часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):
• часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
• покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
• часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
• часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
• обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
Импульсивность (требуется не менее одного признака):
• часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
• часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
• часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
• часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
В США принята другая классификация психических расстройств, DSM-IV, и, несмотря на общность глобального подхода, в двух классификациях есть ряд важных для нас различий.
Так, в МКБ-10 есть дополнительные требования и для постановки диагноза «гиперкинетическое расстройство» (СДВГ - это американский термин) необходимо, чтобы:
1. симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста;
2. симптомы проявлялись в нескольких ситуациях («ситуациями» называют поведение дома, в школе и в общественных местах);
3. все три типа симптомов были отмечены, по меньшей мере, в двух различных типах ситуаций, например, как дома, так и в школе, или в школе и в торговом центре;
4. расстройство не отвечает критериям, которые позволяют диагностировать общее нарушение развития (например, аутизм, депрессию и т.д.).
Обе диагностические системы (и МКБ-10, и DSM-IV) едины в том, что для точной постановки диагноза необходимо, чтобы симптомы проявлялись более чем в одной ситуации (в противном случае, это может быть невроз, проблемы воспитания и т.д.), однако по МКБ-10, в отличие от DSM-IV, для постановки диагноза должны присутствовать проявления как невнимательности, так и гиперактивности и импульсивности. DSM-IV таких требований не предъявляет и описывает различные клинические подтипы СДВГ:
а) сочетанную (или комбинированную), при которой присутствуют симптомы из всех трех групп симптомов СДВГ, проявляющиеся как дома, так и в школе;
б) СДВГ с преимущественными нарушениями внимания;
в) СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Таким образом, диагностические критерии в МКБ-10 более
строгие, чем в DSM-IV, и диагноз «гиперкинетическое расстрой-
ство» (ГР) определяет только сочетанную форму СДВГ по DSM-IV. В свою очередь, последняя классификация рассматривает его как тяжелую степень расстройства, требующего исключительно медикаментозной терапии (о которой мы подробно расскажем в соответствующем параграфе).
Как говорилось выше, отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших психических функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки [31].
Для детей младшего школьного возраста с СДВГ, по данным исследований электроэнцефалограммы (ЭЭГ) [2], характерным оказался дефицит неспецифической активации (ее обеспечивают стволовые структуры мозга, ретикулярная формация) и незрелость т.н. фронто-таламической системы - «петли обратной связи», в которой лобные доли, получив активационные влияния от ствола, регулируют уровень активации всего мозга в целом. Кроме того, у детей с СДВГ. снижен уровень внутриполушарных связей, в частности между*'лобными и височными, теменными долями.
Любопытными представляются данные о том, что у детей с СДВГ снижено церебральное энергообеспечение (примерно на 12%) [12], особенно - в лобных и правом височном отделах. Также исследование энергетики мозга (по данным уровня постоянных потенциалов) подтверждает данные о снижении у этой категории детей количества межрегиональных мозговых связей.
Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Развитие интеллекта у детей с СДВГ долгое время было предметом дискуссий - одни специалисты полагали, что оно не отличается от нормы, другие считали, что дефицит внимания приводит к серьезному снижению умственных способностей. Последние исследования [14] показали, что по таким показателям (использовался тест Векслера), как общая осведомленность и объем_простых знаний, дети с гиперактивностью не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умо-
заключения, способность к применению социальных правил и норм, самостоятельность, долговременная слухо-речевая память у них сформирована хуже нормы. В дипломной работе Ю.В. Се-мешиной (рук. - к.псх.н. А.А. Сергиенко) показано, что наглядно-образное мышление у детей с СДВГ также имеет особенности: есть трудности в выделении существенных признаков предмета (идет смешение похожих предметов), в различении предметов внутри одной группы (сапог-ботинок; жираф-верблюд; петух-цыпленок-курица), трудности в актуализации образа по слову-наименованию и в номинативной функции речи (называние образов). Есть и трудности в пространственном и квазипространственном (понимание логико-грамматических конструкций) восприятии, зрительно-предметной памяти.
Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психического развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей в общем сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ: беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо), что ведет к выраженной школьной дезадаптации [25].
Специфика интеллектуальной деятельности гиперактивного ребенка состоит из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью, а далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха -пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его деятельности [31].
IОбщая продуктивность памяти у детей с СДВГ может быть на уровне нормативных показателей, но из-за неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы» в хорошо усвоенном материале. Могут быть следующие расстройства кратковременной памяти: уменьшение объема запоминания, повышенная тормо-зимость посторонними раздражителями, замедленное запомина- I ние. При этом Усиледи*-мотивации или организация материала / дает компенсаторный эффект,"что "свидетельствует о сохранно- t сти корковой функции в отношении памяти.
Если говорить о собственно произвольной регуляции поведения гиперактивных детей [22], то здесь данные неоднозначны: показано, что такие дети испытывают трудности с выработкой стратегии поведения, хуже усваивают инструкции и алгоритмы действий, у них повышено число импульсивных ответов и персевераций (навязчивых повторов) предыдущих действий, их деятельность неустойчива к побочным влияниям. Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места, неспособность дождаться своей очереди), в неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого).
Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором: они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствии [25]. Зато по способности переключаться с одной программы на другую, способности пользоваться опосредующими звеньями в деятельности («узелок на память») и критичности к результатам своей деятельности гиперактивные ребята не отличаются от нормы.
У гиперактивных детей есть и свои личностные особенности [44]: отсутствие чувства безопасности, склонность к агрессии, нестойкость к стрессу, стремление удовлетворять свои эмоции в мире фантазии, тревожность. Все это, наряду со снижением внимания и познавательных функций, приводит к снижению их _,,./ адаптивного потенциала. В целом для обсуждаемой группы де-
тей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем бывает в их возрасте: будучи отстающими зачастую в психическом развитии от сверстников, эти дети стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.
Итак, дети с СДВГ имеют следующие характерные особенности: снижение процессов саморегуляции, выраженные нарушения структуры деятельности, сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности с концентрацией и распределением внимания), снижение способности к выделению существенных признаков и пространственных операций, изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга. Выявляемые у детей нарушения интерпретируются как отражение незрелости, а не как повреждение мозговой ткани.
Проба «Кулак-ребро-ладонь»
Цель: Исследование двигательной программы деятельности. Инструкция: «Делай как я. Смотри внимательно». Испытуемому предлагается последовательно придавать сво-
ей руке три различных положения: кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром, и ладони, ударяющей по столу плашмя. Инструкция сопровождается зрительным показом. У испытуемых с проблемами передних отделов коры «кинетическая мелодия» не устанавливается: теряется последовательность нужных ~ жестов, инертно повторяется один жест или прежнее пространственное расположение.
Если исполнение пробы в ее стандартном варианте упорно не получается, экспериментатор может предложить испытуемому помочь себе речевым сопровождением - командами: «Кулак, ребро, ладонь,кулак, ребро, ладонь».
Введение речевой регуляции само по себе становится дифференцирующим приемом, поскольку у больных только с дефектами премоторных систем такой дополнительный фактор может дать существенный эффект, а при более обширных или сдвинутых вперед поражениях регулирующее влияние речи настолько ослабляется, что даже при правильном повторении инструкции больной продолжает выполнять нужное действие с ошибками.
При работе с ребенком предлагается воспроизводить по образу серию из 9 движений, состоящую из 3 вышеназванных движений. Если ребенок не справляется с заданием. Образец демонстрируется повторно до 5 раз.
Обработка данных: Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение между движениями в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них [47].
Графическая проба «Забор»
Цепь: Исследование кинетической структуры движения и возможности правильно распределить двигательные импульсы во времени.
Инструкция: «Продолжай рисовать заборчик точно так же, как у меня; обрати внимание на рисунок».
Испытуемому предлагается, не отрывая руки от листа бумаги, рисовать до края страницы достаточно узор с чередованием треугольных и квадратных звеньев (образец см. в приложении), сначала правой рукой, затем левой.
Обработка данных:
1. Программа не усвоена - идет рисование только квадратных или треугольных зубцов (3 балла);
2. Вместо «заборчика» идет плавная волна (2,5 балла);
3. «Средний зубец» - компромисс между треугольным и квадратным (2 балла);
4. Дополнительные звенья, включенные в заданную программу - точки, черточки, дуги, пустые пространства между зубцами «заборчика» (1,5 балла);
5. Трудности переключения между зубцами, но без дополнительных звеньев - в виде «слипания» стенок треугольного и квадратного зубца (единичных) (1 балл);
6. Макрография, микрография, трудности удержания строки без нарушений выполнения программы (0,5 балла);
7. «Заборчик» нарисован безошибочно - 0 баллов.
В случаях повреждения премоторных отделов будут регистрироваться различные изменения рисунка, свидетельствующие о неспособности дифференцировать кинетическую структуру движения и правильно распределить двигательные импульсы во времени. Испытуемый при упомянутых поражениях начинает вырисовывать каждый элемент отдельно, либо после 1-2 правильных по чередованию фрагментов вырабатывает простой двигательный стереотип, состоящий из одного повторяющегося звена. Возможны персеверации, контаминации, неудержание программы. Возможна дисфункция задне-лобных зон коры левого полушария [47].
Проба «Кулак-палец»
Цель: Исследование реакции выбора, при которой испытуемого своеобразно провоцируют на демонстрацию эхотоаксда. Тем самым достигается конфликтность между условным значением раздражителя с его непосредственным воздействием.
Инструкция: «Я поднимаю палец, а ты в ответ должен поднять кулак и сразу опустить. А если я подниму кулак, ты должен поднять палец и сразу опустить».
Обработка данных: Возможно эхопраксическое движение -на поднятый кулак поднимают кулак, на поднятый палец поднимают палец. Персеверации. Эти ошибки проявляются при поражениях или дисфункциях лобных зон мозга, при грубом нарушении -незрелость стволовых структур с влиянием на лобную кору [47].
Копирование куба
Цель: Исследование произвольной деятельности.
Инструкция: Испытуемому предъявляется рисунок куба. Ребенку необходимо скопировать рисунок с учетом его трехмерных характеристик.
Обработка данных: Оценивается воспроизведение формы (квадратной), плоскостной или пространственный характер рисунка, адекватность соотношения частей рисунка и адекватность размеров по следующим параметрам:
1. Несмотря на несколько попыток (или при единственной попытке), не переданы ни общая форма предмета (квадрат), ни его объемные характеристики - 3 балла;
2. Передана форма (квадрат), однако рисунок «плоский», куб редуцирован до квадрата - 2,5 балла;
3. Передана форма, есть попытка(и) передать объем, но при этом нарушается соотношение частей куба (он «кособокий», или похож на кривоногий столик, или - на призму и т.п.) - 2 балла;
4. Передана форма, объем, в целом - соотношение частей, кроме деталей (типа заштриховки правой грани), рисунок «неаккуратный» - 1,5 балла;
5. Рисунок соответствует образцу, кроме линейных размеров - 1 балл;
6. Рисунок соответствует образцу по всем параметрам, но на рисование затрачено более одной попытки - 0,5 балла;
7. Полностью соответствующий образцу рисунок сделан за одну попытку - О баллов.
При снижении произвольной деятельности, замене ее привычными действиями или хаотическими можно думать о слабости или дисфункции коры лобных зон мозга.
Плоскостные рисунки говорят о несформированности пространственного восприятия и представления. Такой дефект возможен при незрелости зоны ТРО левого и правого полушарий. Он говорит о несформированности интеллекта [47].
Методика «Рисунок человека»
Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала систему критериев, позволяющую оценивать с помощью этого теста личностные особенности. С тех пор критерии оценки как познавательного, так и личностного развития многократно пересматривались и дорабатывались разными авторами, сам же тест до сих пор остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов.
Цель: Рисунок человека позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз-рука, сформи-рованность общих представлений о строении человеческого тела и другие), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь». Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.
Обработка данных: При оценке умственного развития опираются на следующие показатели: для 6-летнего возраста считается нормальным наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног. К 7-летнему возрасту руки и ноги должны изображаться Двойными линиями; должны появляться также пальцы, шея, волосы, одежда. С 8-летнего возраста к этому добавляются уши. Начиная с 9 лет, должны иметься ступни и по 5 пальцев на руках.
За основные части тела (туловище, голова, руки, ноги) начисляется по 2 балла и за дополнительные (уши, волосы, глаза, н°с, рот, пальцы, ступни) по 1 баллу [4].
Методика «Пиктограмма»
Методика «Пиктограмма» предложена А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти.
Цепь: Данная методика предназначена для выявления особенностей опосредованного запоминания, специфики мыслительной деятельности и ассоциативных процессов. Она заключается в предложении испытуемому ряда слов, которые нужно запомнить, а для облегчения запоминания к каждому слову на отдельном листе нарисовать такой рисунок, который позднее поможет вспомнить его. Качество рисунка не имеет никакого значения. Слова и буквы писать запрещается.
Инструкция 1: «Я буду говорить слова и словосочетания, а тебе нужно нарисовать что-нибудь такое, что поможет вспомнить каждое слово. Можно рисовать, как получается, лишь бы это помогло тебе вспомнить слово. Единственное, нельзя писать ни букв, ни цифр».
Если ребенок отказывается от выполнения, ссылаясь на то, что он не хочет или не любит рисовать, имеет смысл сказать, что это не трудно и нужно просто изобразить (как получится) то, что напомнит слово.
Предлагаемые слова: веселый праздник, страх, любовь, беззубый старик, грусть, справедливость, темная ночь, вкусный ужин, богатство, строгая учительница, отличник, дружба, развитие, обман.
Инструкция 2: «Посмотри на свой рисунок. Для какого ело- ] ва он нарисован? Вспомни это слово».
Можно предложить записывать соответствующие слова] (словосочетания) под рисунком, а можно, указывая ребенку на! изображения, просить его называть слово.
Обработка данных: При оценке умственного развития ис-! пользовались следующие критерии:
Адекватность ассоциаций: этот показатель характеризует] степень соответствия смысла изображения смыслу слов, пред-] ложенных для запоминания.
Абстрактность - конкретность рисунков: абстрактный ри-1
сунок говорит о высоком уровне интеллектуального развития и характеризуется экономностью, отсутствием лишних деталей. Чрезмерная конкретность рисунка свидетельствует о конкретности мышления.
Воспроизведение заданных слов. При воспроизведении слов ребенок должен произвести операцию, обратную по отношению к выполненной ранее операции обозначения. Общее количество правильно воспроизведенных слов отражает уровень опосредованного запоминания - культурной формы памяти.
Можно ориентироваться на следующие приблизительные границы нормы для разных возрастов: 7 лет - 7-10 слов и словосочетаний; 8 лет - 8-10 слов и словосочетаний; 9-10 лет - 12 слов и словосочетаний.
В оценке результатов пиктограммы за стереотипию давался 1 балл, конкретность мышления - 1 балл, неточность смыслов -1 балл, инертность - 1 балл, адекватность образов 1 балл. Итого от 0 до 5 штрафных баллов [4].
Школьников с СДВГ
1. Проба «Кулак-Ребро-Ладонь» направлена на исследование выполнения двигательной программы деятельности.
Средний показатель выполнения пробы 1,18 балла. Стандартное отклонение 0,37 балла. Детьми были допущены следующие ошибки: неусвоение программы - один человек, пять человек путали последовательность движений или пропускали некоторые из них. Двум человекам включение речи помогало регулировать правильность выполнения действия. В этом случае можно говорить о возможной дисфункции лобных долей мозга, о поражении двигательных систем (преимущественно пре-моторных их отделов) и модально неспецифическом дефиците сУкцессивных функций. При обработке данных были получены следующие результаты (см. Табл. 1):
Таблица 1. Результаты обследования детей по пробе «кулак-ребро-ладонь»
№ обследуемого | Имя ребенка | К-Р-Л, нейропсихоло-гический балл | № обследуемого | Имя ребенка | К-Р-Л, нейропсихоло-гический ба.и |
Максим С. | Степа Б. (левша) | ||||
Сережа С. | Юлий Щ. | ||||
Дима 3. (левша) | Миша Т. | ||||
Руслан С. | И | Дима Г. (левша) | |||
Саша П. | Ваня Т. | ||||
Артем Б. (левша) | Георгий Р. (левша) | ||||
Вова Ч. | Дима Н. (левша) |
2. В графической пробе «Забор» исследовалась кинетическая структура движения и возможность правильно распределить двигательные импульсы во времени.
Средний показатель выполнения пробы правой рукой 1,16 балла, левой рукой - 1,38 балла, стандартное отклонение выполнения пробы правой рукой 0,68 балла, левой рукой - 0,55 балла. В выполнении пробы правой рукой правшами и левшами были отмечены контаминации, неудержание программы, левой рукой правшами - рисование забора из одного повторяющегося звена, левой рукой левшами - персеверации, контаминации. В этих случаях у детей возможна дисфункция задне-лобных зон коры левого полушария. При обработке данных были получены следующие результаты (см. Табл. 2):
Таблица 2. Результаты обследования детей по пробе
«Забор»
№ | Имя ребенка | Забор | |
Правой рукой | Левой рукой | ||
Максим С. | 1,5 | 1,5 | |
Сережа С. | 1,5 | 1,5 | |
Дима 3. (левша) | |||
Руслан С. | 1,5 | 2,5 | |
Саша П. | 1,5 | ||
Артем Б. (левша) | 1,5 | 1,5 | |
Вова Ч. | |||
Степа Б. (левша) | 1,5 | ||
Юлий Щ. | 0,5 | ||
Миша Т. | 0,5 | 1,5 | |
Дима Г. (левша) | 1,5 | ||
Ваня Т. | 1,5 | ||
Георгий Р. (левша) | |||
Дима Н. (левша) | 1,5 | 1,5 |
3. В методике копирования куба по образцу исследовалась произвольная деятельность. Средний показатель выполнения пробы 2,25 балла. Стандартное отклонение 0,96 балла. Оценивалось воспроизведение формы (квадратной), плоскостной или пространственный характер рисунка, адекватность соотношения частей рисунка и адекватность размеров по соответствующим параметрам. У детей наблюдались плоскостные рисунки, которые говорят о несформированности пространственного восприятия
Таблица 5. Результаты обследования детей по пробе
«Поднимание руки на стимул»
№ обследуемого | Имя ребенка | Рука-стимул, нейропсихоло-гический балл | дообследуемого | Имя ребенка | Рука-стимул, нейропсихоло-гический балл |
1 | Максим С. | 0,5 | 8 | Степа Б. (левша) | 0 |
2 | Сережа С. | 0,5 | 9 | Юлий Щ. | 0 |
3 | Дима 3. (левша) | 0,5 | 10 | Миша Т. | 0 |
4 | Руслан С. | 0,5 | И | Дима Г. (левша) | 0 |
5 | Саша П. | 0 | 12 | Ваня Т. | 0 |
6 | Артем Б. (левша) | 0 | 13 | Георгий Р. (левша) | 0 |
7 | Вова Ч. | 0 | 14 | Дима Н. (левша) |
6. Методика «Пиктограмма» предназначена для выявления особенностей опосредованного запоминания, специфики мыслительной деятельности и ассоциативных процессов. При обработке данных мы оценивали умственное развитие и воспроизведение заданных слов. Средний показатель выполнения методики по умственному развитию 2,79 балла, стандартное отклонение 1,25 балла. Средний показатель воспроизведения слов 8,14 ба<