Языковые и речевые стандарты-клише
ДЛЯ РЕФЕРИРОВАНИЯ
составленные А К ДЕМИДОВОЙ
(из книги «Пособие по русскому языку: Научный стиль речи.
Оформление научной работы: Учебное пособие»
– М., 1991. – С.62-72.)
При составлении текста реферата употребляются следующие стандартные выражения:
— В работе
— В книге
— В монографии
— В коллективной монографии
— В коллективной монографии (авторы: ...)
— В монографии, написанной коллективом авторов (...),
— В коллективной монографии, подготовленной авторским коллективом в составе: ...
— В брошюре
— В сборнике статей
— В статье
— В документе
В первой (во второй, в третьей) В этой В данной В одиннадцатой главе (автор...) | главе | работы книги монографии коллективной монографии сборника статьи документа |
В первой части (первая—третья главы) Во второй части (четвёртая—пятая главы) | ||
В первом Во втором В третьем В этом В данном | разделе | |
В первой Во второй В первой и второй В последующих | главах разделах |
анализируется (какая) проблема проблема (чего) соотношение таких явлений, как система (чего) положение (чего) роль (чего в чём) итоги (чего) | анализнруются (основные) проблемы (чего) такие проблемы, как противоречия (чего) структура и роль (чего) различные подходы (к чему) итоги (чего) |
даётся (какая) теория общая характеристика (чего) | даются результаты (чего) |
излагается (какая) теория теория (чего) | излагаются (какие) проблемы проблемы (чего) (общие) нормы (чего) правила (чего) |
исследуется (какая) проблема проблема (чего) процесс (чего) | исследуются (основные) проблемы (чего) такие проблемы, как принципы (чего) процессы (чего) (новейшие) применения (чего в чём) сдвиги (в чём) (существующие) методы (чего) формы и методы (чего) вопросы, связанные (с чем) вопросы, относящиеся (к чему) |
обосновывается (какая) теория тезис (о чём) | обосновываются (какие) взгляды |
обобщается опыт (кого, чего) | обобщаются выводы (кого в чём) |
опнсывается (какая) теория теория (чего) методика (чего) | описываются (какие) теории (основные) закономерности (чего) |
освещается (какая) проблема проблема (чего) система (чего) концепция (чего) | освещаются (какие) проблемы основные закономерности (чего) ход и результаты (чего) вопросы, относящиеся (к чему) |
показывается сущность (чего) | показываются возможности (чего) |
подвергается критике теория (чего) | подвергаютсякритике теории (чего) |
приводится (обширный, статический) материал (о чём) анализ (чего) | приводятся сведения (о чём) данные, характеризующие (что) |
разбирается (какая) проблема проблема (чего) | разбираются (какие) проблемы такие проблемы, как особенности (чего) |
раскрывается (какая) проблема содержание понятия роль (чего) значение (чего) соотношение (чего) связь (между чем) связь (чего с чем) сущность (чего) | раскрываются (какие) проблемы (основные) положения (чего) (основные) принципы (чего) основы (чего) закономерности (чего) теоретические и методологические положения степень и характер (чего) причины (чего) |
рассматривается (какая) проблема проблема (чего) сущность (чего) комплексный характер (чего) позиция (кого) место (чего в чём) система (чего) | рассматриваются (какие) проблемы проблемы (чего) (какие) вопросы (чего) природа и структура (чего) сущность и функции (чего) (основные) принципы (чего) (различные) формы (чего) (различные) аспекты (чего) связи (между чем) пути (чего) |
содержится изложение теории (чего) анализ (чего) | содержатся (основные) положения (чего) (основные) принципы (чего) |
характеризуется сущность (чего) (современный) этап (чего) значение (чего) механизм (чего) соотношение (чего) | характеризуются (основные) направления (чего) (основные) этапы (чего) особенности (чего) (объективные) предпосылки (чего, для чего) взгляды (кого) свойства (чего) роль и значение (чего) особенности и содержание (чего) |
устанавливается закономерность (чего) (новое) понятие (чего) тенденция (чего) | устанавливаются (основные) закономерности (чего) (основные) законы (чего) следующие положения |
речь идёт (о чём) речь идёт о том, что... говорится о возможности (чего) говорится о том, что... | |
проанализирован круг проблем (чего) проанализирована (какая) проблема проанализировано развитие (чего) проанализированы такие проблемы, как | |
дан (полный) анализ (чего) дана (какая) характеристика (чего) дано описание (чего) даны принципы (чего) | |
автор анализирует (какую) проблему автор анализирует (что) и даёт оценку (чему) автор выделяет следующие особенности (чего) автор выделяет четыре периода (в чём) автор выявляет сущность (чего) автор выявляет особенности (чего) автор даёт общую характеристику (чего) автор излагает свой подход (к чему) автор исходит из того, что... автор затрагивает также вопрос (о чём) автор раскрывает собственное понимание (чего) (к чему) автор относит (что) (под чем) автор понимает (что) (под чем) автор разумеет (что) автор считает правомерным тезис (о чём) автор предлагает уточнить (что) автор разграничивает понятия (чего и чего) автор последовательно рассматривает предпосылки (чего, для чего) автор решает комплекс задач автор считает необходимым начать разработку (чего) автор обращает внимание на то, что... автор подробно останавливается (на чём) на конкретных примерах... автор подробно показывает позитивные возможности (чего) свои рассуждения (о чём) автор иллюстрирует конкретными примерами, фактами приведённые примеры автор характеризует как... в данной связи автор выделяет (что) в этой связи автор касается (чего) |
вскрываются основные особенности (чего)
поднимается вопрос (о чём)
представляет интерес (о чём)
затрагивается проблема (чего)
критикуется тезис (о чём)
подчёркивается огромное значение (чего)
выясняются особенности (чего)
выявляются роль и место (чего в чём)
обосновывается тезис (о чём)
отмечаются сложность и противоречивость (чего)
предлагается определить (что)
указывается на необходимость (чего)
отмечается необходимость (чего)
подчёркивается необходимость (чего)
подчёркивается исключительно важное значение (чего)
подчёркивается важность (чего)
этот тезис иллюстрируется (чем)
приводится обширный, статистический материал (о чём)
приведенные данные свидетельствуют, что...
проведенный автором анализ показывает, что...
на примере ... показывается, как...
на большом конкретном материале освещаются (освещены) такие
проблемы, как...
на большом фактическом материале показывается (показано)
углубление (чего)
суть (чего) отражается (через что)
(под чем) следует понимать (что)
что касается основных направлений, то...
текстуально изложены правила (чего)
отдельно рассматриваются вопросы (чего)
отдельно характеризуется (что)
с этой точки зрения чётко прослеживается (что)
при этом (под чем) понимается (что)
в этой связи определяется значение (чего)
далее называются принципы (чего)
далее освещаются проблемы (чего)
далее отмечается, что...
но наряду с этим затронуты также некоторые специальные аспекты (чего)
по поводу противоречий (между чем) отмечается, что...
по поводу (чего) говорится, что...
по первому вопросу указывается, что...
данный тезис подтверждается, например, тем, что...
здесь, в частности, опровергаются утверждения (в чём)
здесь подчёркивается, что...
здесь отмечается, что...
в частности, отмечается, что...
отмечается, что...
подчёркивается, что...
указывается, что...
показано, что...
показано, как...
..., указывается в работе, ...
..., отмечается в работе, ...
..., подчёркивается в работе, ...
..., констатируется в этой связи в главе, ...
..., указывается в этой связи, ...
..., указывается далее, ...
..., указывается по этому поводу, ...
..., отмечается по этому поводу в статье, ...
..., подчёркивается в статье, ...
в заключение кратко разбирается (что)
в заключение автор говорит (о чём)
в заключение автор пишет: «...»
в заключение автор развивает идею (чего)
в итоге делается такой вывод: «...»
сделан такой вывод: «...»
на базе анализа автор приходит к выводу, что...
проведённый в третьей главе анализ... приводит автора к выводу
о том, что...
делается вывод о том, что...
глава завершается рассмотрением (анализом, освещением, характеристикой) (чего)
глава заканчивается освещением (чего)
анализ завершается выводом о том, что...
автор делает вывод о том, что...
развивая это положение, автор заключает: «...»
рассуждая далее, автор приходит к выводу, что...
прослеживая последовательно (что), автор завершает свой документально обоснованный анализ следующим выводом: «...»
говоря (о чём), автор делает вывод, что...
исследуя (что), автор приходит к ряду выводов
завершая свою работу, автор пишет: «...»
освещаются ход и результаты (чего)
отмечая, что…, автор подчёркивает, что...
в последней главе раскрывается значение (чего)
автор освещает (что)
свои рассуждения (о чём) он иллюстрирует конкретными фактами и примерами
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Общие требования и правила составления
М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т
Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004
РАЗРАБОТАН Российской книжной палатой Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой Министерства культуры Российской Федерации, Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело» ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12 от 2 июля 2003 г.)
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. № 332-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1–2003 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.
Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т. е. знаков, имеющих опознавательный характер для областей и элементов библиографического описания. Предписанная пунктуация (условные разделительные знаки) способствует распознаванию отдельных элементов в описаниях на разных языках в выходных формах традиционной и машиночитаемой каталогизации – записях, представленных на печатных карточках, в библиографических указателях, списках, на экране монитора компьютера и т. п.
Для более четкого разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после них.
Книга одного или нескольких авторов
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Новая Москва, 1925.- 240 с.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 1997. – 344 с.
Кедров Б.М. История науки и принципы исследования. - М.: Наука, 1971. – 28 с.
Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика. – М.: Наука, 1976. – 436 с.
Статья из ...