Исследование двадцать четвертое: наивеличайшее благо обитателей рая и наивеличайшая мука обитателей ада.
1 – Наивеличайшее благо обитателей рая:
Сказал Всевышний: (Тем, которые добродеяли, доброе и придача).[344]
Аль-Хусна (добро) имеется в виду рай, а под избытком (зийадат) подразумевается возможность увидеть Господа Великодушного.[345]
Сказал Всевышний: (В нём для них то, чего они захотят, а от Нас еще прибавится).[346]
Аль-Мазид (добавление) – возможность увидеть Господа Великодушного.[347]
Сказал, хвала ему: (В тот день у некоторых лица будут сияющие, взирающие на Господа их).[348]
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, люди сказали: О, посланник Аллаха, увидим ли мы Господа нашего в судный день? Ответил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Может ли что-нибудь помешать вам, увидеть луну в полнолуние?[349] Они ответили: «Нет, о, посланник Аллаха». Он спросил: «А мешает ли вам что-нибудь увидеть солнце в ясный день?» Они сказали: «Нет, о, посланник Аллаха». Он сказал: «Воистину вы увидите Его также».[350]
Со слов Джарира, да будет доволен им Аллах, который сказал: Мы сидели у Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он взглянул на луну в ночь полнолуния и сказал: «Воистину вы увидите Господа вашего, так как вы видите эту луну. Вы не ощутите трудности, когда будете смотреть на Него. Если вам ничего не препятствует молиться до восхода солнца и до его заката, то молитесь».[351]
Со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мы спросили: «О, посланник Аллаха! Увидим ли мы Господа нашего в Судный день?» Он ответил: «Препятствует ли вам что-нибудь видеть солнце и луну в ясную погоду?» Мы ответили: «Нет!». Он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: «Поистине вам ничего не помешает увидеть в тот день Господа вашего, кроме того, что препятствует видеть луну и солнце».[352]
Со слов Сухайба, да будет доволен им Аллах, сказанных о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Когда обитатели рая входят в него, говорит Аллах Всевышний: Если вы хотите чего-либо, я добавлю. Они говорят: А разве не Ты убелил наши лица, а разве не ты ввел нас в рай? Разве не ты избавил нас от адского огня? И раскрылся покров, и им было дано то, что является для них самым дорогим – посмотреть на Господа Великого и Всемогущего».[353]
Со слов Анаса, сообщившего: «Воистину в раю есть рынок, на который приходят каждую пятницу. И бушует северный ветер и обсыпает пылью лица их и одежды. И возрастают их красота и хорошие качества. Они возвращаются к своим близким, тогда как возросли их красота и хорошие качества. Их близкие говорят им: Ей богу! У вас возросли после нас красота и хорошие качества. А они отвечают: И у вас, ей богу, увеличились хорошие качества и красота».[354]
Со слов Абдуллы ибн Кайса, рассказавшего со слов своего отца, со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Два сада из серебра и посуда там из серебра и то, что в них. Два сада из золота и посуда там из золота и то, что в них. И нет ничего между людьми и между тем, когда они смотрят на Господа своего кроме плаща высокомерия на лике Его в саду Эдема».[355]
2 – Величайшая мука для обитателей ада:
Самой большой мукой для обитателей ада является покров, скрывающий Господа их Всемилостивого и Всевышнего: (Истинно, в тот день они завесою будут закрыты от Господа своего, и, после того, гореть в адском пламени. Тогда будет сказано: это то, что считали вы ложью).[356]
Самой большой мукой является вечная мука для лицемеров и неверующих. Сказал Аллах Всевышний: (Но подвергшиеся осуждению вечно будут в муке геенской. Она не утолится для них, и одно отчаяние будет там с ними).[357]
Сказал Аллах Всевышний: (Наслаждайтесь! Мы вам ничего не прибавим кроме муки).[358]
Сказал Всевышний: (Им в ней только будет один визг, и в ней они ничего больше не услышат).[359]
Сказал Всевышний: (Те, которые будут несчастны, будут в огне: там вопли их визг и рык ослов…).[360]
Сказал Аллах всевышний: (А тем, которые не уверовали, – им огонь геенны: им не предопределено ни того, чтобы они умерли, ни того, чтобы мука их там ослабела. Таково наше наказание всякому неверному! Там они жалобно будут кричать: «Господи наш! выведи нас отсюда: мы будем делать доброе, не то, что делали прежде». Но не давали ли Мы вам столь долгую жизнь, что в течение ее мог одуматься тот, кто мог одуматься. При том, к вам приходил и проповедник. Так наслаждайтесь здесь; для злых нет избавителя).[361]
Со слов Абдуллы ибн Кайса, да будет доволен им Аллах, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Воистину, обитатели ада будут плакать так, что если опустить в их слезы корабли, то они поплывут. Воистину, плакать они будут кровью», т.е. вместо слез.[362]
Путь в рай и пути в ад.
Путь в рай.
Повиновение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, ведёт в рай.
Сказал Всевышний Аллах: (О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет. И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем, и что к нему вы будете собраны!).[363]
(О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отвращайтесь от Него, в то время как вы слушаете).[364]
(...И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь. И бойтесь Аллаха, ведь Аллах силён наказанием!).[365]
(Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику! А если отвернётесь, то на нём – то, что возложено на него, а на вас – то, что возложено на вас. И если будете ему повиноваться, то пойдёте по прямой дороге. На посланнике – только ясная передача).[366]
(Не делайте обращения к посланнику среди вас таким же, как обращение вас друг к другу, Аллах знает тех из вас, которые пробираются ища убежища. Пусть берегутся те, которые нарушают Его приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное!).[367]
(...А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль).[368]
(...А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введёт в сады, где внизу текут реки, – вечно они будут пребывать там. И это – великий успех!).[369]
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все из моей уммы войдут в рай, кроме тех, кто отказался. «Они спросили: «О, посланник Аллаха! А кто отказался?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тот, кто повинуется мне войдёт в рай, а кто не подчиняется мне, поистине, он отказался».[370]
С его же слов, да будет доволен им Аллах, сказавшего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто подчиняется мне, тот подчинился Аллаху, а тот, кто ослушался, поистине, он ослушался Аллаха».[371]
Из величайших и славнейших деяний, которые ведут в рай – стремление к приносящим пользу знаниям, знание Корана и Сунны, выполнение содержащих в них наказов. В этой связи сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто двигался по пути, занимаясь поиском знания, тому Аллах облегчит дорогу в рай».[372]
Если раб Господа совершает деяния, присущие обитателям рая, отправится в рай, с согласия Аллаха Всевышнего.
И вот подробное изложение этих деяний. Вера в Аллаха, Его ангелов, писания, посланников, судный день, вера в предопределение хорошее и плохое. Совершение деяний в соответствии двух свидетельств: свидетельства, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершение молитв, уплата закята (милостыни), соблюдение поста в месяц рамадан, совершение хаджа (паломничества) для тех, кто имеет на это возможность. Поклонятся Аллаху так, как будто видишь Его, а если ты не видишь Его, то Он видит тебя. Правдивость в словах, исполнение того, что было вверено, верность обязательству и верность обещанию, почтительность по отношению к родителям, поддержание родственных связей, совершение благодеяний в отношении соседа, сироты, нуждающегося, раба, животных. Гостеприимство, помощь мусульманину в трудностях, помощь, оказавшемуся в трудном положении, скрывание недостатков мусульманина. Искренность и чистосердечность по отношению к Аллаху и упование на Него, любить Его и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, бояться Аллаха и надеяться на Его милосердие, проявлять покаяние и раскаяние, быть терпеливым к Его решениям, благодарить Его за дары, которыми Он нас одарил. Чтение Корана, упоминание Аллаха, обращение к Нему с мольбой (дуа), стремление к Нему, побуждение людей к совершению добрых поступков, и запрещение их от порицаемого, священная война на пути Аллаха против неверных и лицемеров. Поддерживание родственных связей с тем, кто его порвал, дать тому, кто отказал тебе, простить того, кто поступил с тобой несправедливо. Поистине, Аллах приготовил рай для богобоязненных, благочестивых.
Сказал Всевышний Аллах: (И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к раю, ширина, которого – небеса и земля уготованному для богобоязненных, которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро!).[373]
Следует сохранять справедливость во всём и по отношению ко всем людям, в том числе к неверующим; предоставлять пищу; распространять приветствие; молиться ночью, когда люди спят; быть с хорошим нравом, характером. Призывать к Аллаху; «ан-насыхату лиллахи» – вера в Него, подчинение Ему, боязнь Его, любить Его, и прочие поклонения, относящиеся к Нему. «Ан-насыхату лирасулихи» – вера в посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подчиняться ему, любить его, говорить благословения за него (салават), и прочие деяния, относящиеся к нему, «ан-насыхату ликитабихи» – верить, что Коран ниспослан Аллахом, читать его учить и следовать по нему, учить других, и пр. деяния; «ан-насыхату ли аиммати аль-муслимин» – подчинение руководителям мусульман, давать им советы, наставления и пр. деяния, «ан-насыхату ли амматихим» – проявлять благочестие к остальным мусульманам, наставлять, побуждать к добру, запрещать порицаемое и пр.
Имеются и другие примеры таких деяний, которые относятся к деяниям праведников – обитателей рая. Посредством их, по воле Аллаха, раб Господа попадает в сады благоденствия, а это – величайшая победа.[374] Невозможно рассмотреть подробности этих деяний, посредством которых человек и джинны достигают рая, однако все деяния обитателей рая относятся подчинению Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
Сказал Всевышний: (А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введёт в сады, где внизу текут реки, – вечно пребывать они будут там. И это – великий успех!).[375]
Пути, ведущие в ад.
Путей, ведущих в ад, множество. Их объединяет ослушание Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Этот путь соединяет в себе деяния обитателей ада. Этим путём раб Господа идёт к очевидной потере. Необходимо отдалиться от всех деяний обитателей ада. Рассмотрим деяния в подробностях:
Быть язычником (придавать сотоварищей Аллаху Всевышнему), упрекать во лжи пророков, неверие, зависть, ложь, разврат, предательство, несправедливость, непристойности явные и скрытые, вероломство, разрыв родственных связей, боязнь священной войны на пути Аллаха, скупость, скряжничество, несоответствие деяний скрытных с явными, отчаяние от милости Аллаха, чувство безопасности от коварства Аллаха, проявление нетерпения перед несчастьями, самовосхваление и надменность в благоденствии, несоблюдение предписаний Аллаха, переход границ установленных Аллахом, осквернение священного, страх не перед своим Создателем, надежда на создания, а не на Создателя, упование на существо, созданное Господом, а не на самого Создателя, деяния ради показухи и славы, противоречие Корану и Сунне. Повиновение существу созданному Господом в ослушании Создателю, приверженность ложному, высмеивание аятов (знамений) Аллаха, отрицание истины, скрытие того, что следует прояснить из знания и показаний (судебных), колдовство, непослушание родителей, прерывание родственных связей, убивать запрещённые Аллахом души, кроме как по праву, присвоение к себе имущества сироты, взимание ссудного процента, предоставление и получение взятки, несправедливое присвоение имущества людей, бегство при наступлении, клевета на высоконравственных и праведных женщин, злословить, порочить за спиной мусульманина, «ан-намима» сплетня (сеять раздор между двумя, доносить), лжесвидетельство, употребление спиртного, высокомерие и гордыня, воровство, ложная клятва, подражание мужчин женщинам и женщин мужчинам, поприкание подарком, сбывание товара ложной клятвой, вера предсказателям и гадателям по звёздам, изображение тех, кто наделён душой, избрание могил в качестве мечетей, оплакивание воплями умершего, опускание полов одежды, ношение шёлка и золота мужчинами, нанесение вреда соседу, нарушение обещания. Кроме изложенных существует и примеры других деяний, из-за совершения которых человек и джин попадают в ад, упаси нас Господь от этого.[376]
Не представляет возможным, пустится в подробности тех деяний, которые ведут в ад, однако все деяния обитателей ада входят в прегрешения перед Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.
Всевышний Аллах сказал: (А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и преступает Его границы, того Он введёт в огонь вечно пребывающим там, и для него – унижающее наказание).[377]
(А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение).[378]
Я прошу Аллаха с Его прекрасными именами и с высочайшими качествами, чтобы Он наставил нас на правильный путь. Храни нас Господь от огня – обиталища грешников, живущих в очевидной потере, и от того, что приближает к нему из слов и деяний. Мы просим Аллаха о рае – местопребывание обитателей Великой победы и то, что приближает к нему из слов и деяний.
Да благословит Аллах и приветствует пророка нашего Мухаммада, его род и его сподвижников, и тех, кто последовал за ним, и будет следовать до судного дня.
Оглавление:
Тема страница
Введение
Исследование первое:
Понятие Великой Победы и Очевидной Потери.
1. Понятие Великой победы.
2. Понятие очевидной потери.
Исследование второе: Радостная весть о рае и предостережение от адского огня.
1. Радостная весть о рае
2. Предостережение от адского огня.
Исследование третье: Имена рая и имена ада.
1. Имена рая.
2. Имена ада.
Исследование четвёртое: Место рая и место ада.
1.Место рая.
2. Место ада.
Исследование пятое: Существование рая и адского огня в настоящее время.
1. Существование рая
2. Существование ада.
Исследование шестое: Ведение в рай и в ад.
1.Ведение в рай
2. Ведение в ад.
Исследование седьмое: Врата рая и врата ада.
1. Врата рая.
2. Врата ада.
Восьмое исследование: Покров рая и покров ада.
1. Покров рая.
2. Покров ада.
Исследование девятое: Первый, кто вступает в рай и первый, кто вступает в ад.
1. Первый, кто вступает в рай – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Первый, кто вступает в ад.
Исследование десятое: Приветствие обитателей рая и приветствие обитателей ада.
1. Приветствие обитателей рая.
2. Приветствие обитателей ада.
Исследование одиннадцатое: Большинство обитателей рая и большинство обитателей ада.
1. Большинство из обитателей рая.
2. Большинство из обитателей ада.
Исследование двенадцатое: Ступени рая и ступени ада.
1. Ступени рая.
2. Ступени ада.
Исследование тринадцатое: Нижайшие по положению обитатели рая и наиболее облегчённые из обитателей ада по мукам.
1. Нижайшие по положению обитатели рая.
2. Наиболее облегчённые из обитателей ада по мукам, огромная степень жары в нём и различие между обитателями ада.
Исследование четырнадцатое: Одеяния обитателей рая и одеяния обитателей ада.
1. Одеяния обитателей рая.
2. Одеяния обитателей ада.
Пятнадцатое исследование: Постели обитателей рая и постели обитателей ада.
1. Постели обитателей рая.
2. Постели обитателей ада.
Исследование шестнадцатое: Питание обитателей рая и питание обитателей ада.
1. Питание обитателей рая.
2. Питание обитателей ада.
Исследование семнадцатое: Питьё обитателей рая и питьё обитателей ада.
1. Питьё у обитателей рая и сосуды для питья.
2. Питьё у обитателей ада.
Исследование восемнадцатое: Дворцы обитателей рая и жилища обитателей ада.
1. Дворцы обитателей рая и их шатры и палаты.
2. Жилища обитателей ада их цепи, оковы и крюки.
Исследование девятнадцатое: Огромность тел обитателей рая и обитателей ада.
1. Огромность тел обитателей рая их возраст и сила.
2. Огромность тел обитателей ада их зубы и грубость кожи на них.
Исследование двадцатое: Деревья рая и тени от них и деревья и тени ада.
1. Деревья рая и тени от них.
2. Деревья и тени ада.
Исследование двадцать первое: Слуги обитателей рая и стражи ада.
1. Слуги жителей рая и его сосуды.
2. Стражи ада и его хранители.
Исследование двадцать второе: Встреча верующих со своими возлюбленными и разлука обитателей ада со своими возлюбленными.
1. Встреча верующих со своими близкими и детьми.
2. Отлучение обитателей ада от своих возлюбленных и близких.
Исследование двадцать третье: Душевное благополучие обитателей рая и душевная мука обитателей ада.
1. Душевное благополучие обитателей рая.
2. Душевная мука обитателей ада.
Исследование двадцать четвёртое: Величайшее благо обитателей рая и величайшая мука обитателей ада.
1. Величайшее благо обитателей рая.
2. Величайшая мука обитателей ада.
Исследование двадцать пятое: Путь в рай и пути в ад.
1. Путь в рай.
2. Пути в ад.
Оглавление.
[1] Коран, Сура «Семейство Имрана», 3:185.
[2] Абу Дауд и Ибн Маджа со слов Джабира, да будет доволен им Аллах и со слов некоторых из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Уточнения вносил Аль-Албани в Сахих Абу Дауда, 150/ 2 и Сахих Ибн Маджа, 150/1.
[3] Муслим, 353 №489.
[4]Ла саика: это означает, что он упал бы в обморок от силы того, что он услышал. Возможно, он был бы поражён громом от звука на смерть. См.: аль-Фатх, 185/3.
Аль-Бухари № 1316, 138 со слов Абу Саида аль-Худри (Да будет доволен им Аллах!).
[5]См.: Словарь Аль-Мухит С.669, Мухтар ас-Сиххах С.215, Муфрадат гариб аль-Куран ли Исфахани С.647.
[6] Коран, сура «Сад», 38:67-68
[7] Коран, сура «Весть», 78:1-2.
[8] Так говорят относительно связанных друг с другом частей, составляющих одно целое – великий, то есть большой. См. словарь аль-Васит 609/1.
[9] Муфрадат гариб аль-Куран ли Исфахани С.573.
[10] Коран, сура «Покаяние», 9:72.
[11] Коран, сура «Покаяние», 9:100. Прим. по переводу для цитат из этих аятов: словосочетание «великая удача» и в том и в другом случае может передаваться дословно, как «великая награда».
[12] См: Алфавитный указатель слов благородного Корана. С.527. (аль-Муаджам аль-муфахрас ли алфаз аль-Куран аль-карим).
[13] Коран, сура «Башни», 85:11.
[14] Коран, сура «Скот», 6:15-16.
[15] Коран, сура «Коленопреклонная», 45:30.
[16] Коран, сура «Семейство Имрана», 3:185.
[17] Коран, сура «Стоящие в ряд», 37:58-61.
[18] Коран, сура «Дым», 44:51-57.
[19] Коран, сура «Трапеза», 5:119.
[20] См.: Коран сура «Покаяние» 9:100-111; сура «Железо» 57:12; сура «Ряды сражающихся» 61:12, сура «Взаимный обман» 64:9.
[21] Коран, сура «Сонмы», 33:70-71.
[22] Коран, сура «Женщины», 4:13.
[23] Коран, сура «Свет», 24:51.
[24] См.: словарь Аль-Мухит С.491, словарь аль-Васит 233/1, Муфрадат гариб аль-Куран лиль-Исфахани С.282, Мухтар ас-Сиххах С.74.
[25] Коран, сура «Толпы», 39:15.
[26] Коран, сура «Совещание», 42:44-45.
[27] Коран, сура «Женщины», 4:14.
[28] Коран, сура «Покаяние», 9:63.
[29] Коран, сура «Женщины», 4:118.
[30] Коран, сура «Трапеза», 5:5.
[31] См.: Алфавитный указатель слов благородного Корана, С.231-232.
[32] Коран, сура «Семейство Имрана», 3:133-136.
[33] Коран, сура «Семейство Имрана», 3:15-17.
[34] БАЛХА – то, о чем не оповестил вас Аллах: Позволь себе то, о чем оповестил Аллах, но то, о чем он не оповестил вас – самое великое!
[35] См. подробнее: Коран, сура «Поклоняющиеся» 32:7, «Ни одна душа не знает, сколько утех сокрыто для них за дела их».
[36] Аль-Бухари №3244, Муслим №2824.
[37] Аль-Бухари, 3250, аль-Бухари с аль-Фатх 13/6-15 №2793, 2796, Муслим, №1880.
[38] Аль-Бухари №6568, №2796.
[39] Коран, сура «Запрещение», 66:6.
[40] См.: Тафсир имама Ибн Касира 392/4, Тафсир аль-Багави 367/4.
[41] Коран, сура «Корова», 2:24.
[42] Коран, сура «Ночь», 92:14-16.
[43] Коран, сура «Поэты», 26:214.
[44]Увлажню (остужу) его влагой, т.е. буду поддерживать его (родство). Разрыв родственных уз подобен жаре, а поддерживание их подобно остужению жары влагой. Отсюда и слова: «Остудите родственные узы!», то есть поддерживайте их. Объяснение ан-Навави на Ас-Сахих Муслима 80/3.
[45]Поведал это Муслим 192/1 №204 теми же словами, а Аль-Бухари передаёт его в том же значении (но др. словами) №2753, 3527, 4771.
[46] ТАУИЙУН – колодец, выложенный камнями, ар-Раки – колодец, прежде чем его выложат камнями. И они сказали: он, словно выложен камнями, а затем он стал разрушенным, как ар-раки – как колодец, не обложенный камнями.
[47] Аль-Бухари, №3976, Муслим, №2875.
[48] АТ-ТАКАХХУМ – это смелость и выполнение трудных работ при отсутствии уверенности. АЛЬ-ХАДЖЗУ – это удерживание, пояс. Во множественном числе худжзатун – узел, завязка для пуговиц, брюк, штанов. Разъяснение см. ан-Навави, 55/15.
[49] Муслим 1789, №2284.
[50] См.: Хади аль-арвах Ибн аль-Киама, С.111.
[51] См.: Лисан аль-араб 99/13, Муфрадат аль-Куран лиль-Исфахани С.204=ал-Мисбах аль-мунир, 112/1.
[52] Коран, сура «Саба», 34:15.
[53] См.: Муфрадат гариб аль-Куран лиль-Исфахани С.223, словарь Аль-Мухит, С.1127, Тафсир Ибн Касира 366/4.
[54] Коран, сура «Весть», 78:31-32.
[55] См.: Алфавитный указатель слов благородного Корана С.80-82.
[56] Коран, сура «Скот», 6:127.
[57] Коран, сура «Йунус», 10:25.
[58] Хади аль-арвах С.113.
[59] Коран, сура «Худ», 11:108.
[60] Коран, сура «Каф», 50:34.
[61] Коран, сура «Сад», 38:54.
[62] Коран, сура «Творец», 35:35.
[63] Коран, сура «Звезда», 53:15.
[64] Коран, сура «Марйам», 19:61.
[65] Коран, сура «Верующие», 23:10-11.
[66] Фатх аль-Бари 13/6, словарь Аль-Мухит С.725.
[67] Коран, сура «Лукман», 31:8.
[68] Коран, сура «Дым», 44:51.
[69] Хади аль-арвах Ибн Аль-Кайима С.116.
[70] Коран, сура «Луна», 55:54-55.
[71] Хади аль-арвах Ибн Аль-Кайима С.117.
[72] Коран, сура «Корова», 2:39.
[73] См.: Алфавитный указатель слов благородного Корана С.723-725.
[74] Коран, сура «Весть», 78:21-22.
[75] Коран, сура «Вырывающие», 79:36.
[76] Коран, сура «Совет», 42:7.
[77] Коран, сура «Завернувшийся», 74:27-28.
[78] Коран, сура «Хулитель», 104:4.
[79] Коран, сура «Поражающее», 101:8-11.
[80] Коран, сура «Ибрахим», 14:28-29.
[81] Тафсир Ибн Касира 539/2.
[82] Тафсир аль-Багави 35/3.
[83] Коран, сура «Обвешивающие», 83:18-19.
[84] См.: Тафсир аль-Багави 460/4, Тафсир Ибн Касир 487/4.
[85] Тафсир Ибн Касира 487/4.
[86] Коран, сура «Рассеивающие», 51:22.
[87] Тафсир Ибн Касира 236/4.
[88] Аль-Бухари с аль-Фатх 11/6 №2790, и 404/13 №7423, а также см.: Шарх ан-Навави 579/2.
[89] Коран, сура «Обвешивающие», 83:7-9.
[90] См.: Тафсир аль-Багави 458/4–459., тафсир Ибн Касира 485/4–486, ат-Тахуиф мин ан-нар («Устрашение адским огнём») Ибн Раджаб С.62-63.
[91] Тафсир Ибн Касира 446/4.
[92] Коран, сура «Смоковница», 95:5-6.
[93] Коран, сура «Различение», 25:13.
[94] Тафсир Ибн Касира 486/4.
[95] Некоторые сделали вывод по поводу этого: то есть по поводу того, что адский огонь из семи земных сфер находится на самой глубокой =«нижайшей» седьмой.
[96] Коран, сура «Преграды», 7:40.
[97] Ат-Тахуиф мин ан-нар, ат-Таариф би хал дар ал-бауар С.63.
[98] Его извлёк Ахмад в аль-Муснаде 287/4, 295, 296 и у Абу Дауда №4353, у Ан-Нисаи 101/4, аль-Хаким 37/1-40 и др. Собирал их и занимался их этимологией и корректированием ученый Аль-Албани в книге «Ахкам аль-джанаиз» С.158.
[99] Ал-Джанабиз – купола, в единственном числе – джанбазатун. Это слово есть в книге о пророках в Сахихе аль-Бухари. Этот хадис является доказательством мазхаба людей Сунны и единства общины о том, что Рай и Ад являются сотворёнными и о том, что Рай находится на небесах. Но Аллах Всевышний знает об этом лучше! См.: Объяснение ан-Навави 579/2.
[100] Аль-Бухари №349, 1636, 3342, Муслим 163.
[101] Ат-Тирмизи №1297, Ан-Нисаи и он был дополнен у Аль-Албани в Сахихе Ат-Тирмизи 317/2 и в Сахихе Ан-Нисаи 797/2№3523.
[102] Аль-Бухари №1379, 3240, 6515; Муслим 2199/4 №2866.
[103] Ан-Нисаи №2073, Ибн Маджа №4271
[104] Коран, сура «Семейство Имрана», 3:169.
[105] Муслим 1502/3 №1887.
[106] Коран, сура «Толпы», 39:73-74.
[107] Аль-Бухари №3327, Муслим №2834.
[108] Коран сура «Толпы» 39:71-72.
[109] Коран, сура «Власть», 67:6-11.
[110] Коран, сура «Различение», 25:14.
[111] Коран, сура «Перенёс ночью», 17:97-98.
[112] Коран, сура «Месяц», 54:47-48.
[113] Коран, сура «Прощающий», 40:70-71.
[114] Коран, сура «Неизбежное», 69:30-33.
[115] Сахих Муслима 209/1 №234.
[116] Муслим 2278/4 №2967.
[117] Аль-Бухари №3257, Муслим №1112.
[118] Аль-Бухари с аль-Фатх.
[119] Коран, сура «Хиджр», 15:43-44.
[120] Коран, сура «Толпы», 39:71.
[121] Коран, сура «Город», 90:19-20.
[122] Коран, сура «Хулитель», 104:8-9.
[123] Муфрадат алфаз аль-Куран лиль-Исфахани С.872.
[124] Тафсир имама аль-Багави 491/4, 524 Тафсир Ибн Касир 516/4, 549.
[125] Ат-Тирмизи (хадис передан в его версии) 57/3, Ан-Нисаи №2097–2108, Ибн Маджа №16442, Ибн Хузайма 188/3. Основа этого хадиса у аль-Бухари №3277, Муслима №1079.
[126] Ат-Тирмизи вместе с Ат-Тухфа 281/7, Ан-Нисаи и другие. То, что между скобок из версии Ат-Тирмизи. Аль-Албани сказал, что этот хадис хасан в Сахихе Ан-Нисаи 797/2 №3523 в Сахихе Ат-Тирмизи 318/2№2075.
[127] Аль-Бухари с аль-Фатх 320/11, №6487, Муслим 2174/4 №2822.
[128] См.: Фатх аль-Бари 320/11.
[129] См. Шарх Ан-Навави 165/ 17.
[130] Муслим 188/1 №197.
[131] Муслим 188/1 №196.
[132] Муслим 585/2 №855.
[133] Передано Ат-Тирмизи №2472 и Ибн Маджа №4122, Аль-Албани сказал, что этот хадис хасан в Сахихе Ат-Тирмизи 275/2 и в Сахихе Ибн Маджа 396/2.
[134] Ат-Тирмизи №2474. См. также ранее приведенный хадис.
[135] Ат-Тирмизи №2443, См.: Сахих Ат-Тирмизи (автор Аль-Албани) 275/2, См. также: Тухфат аль-Ахвази (комментарии к Сунан Ат-Тирмизи) 18–23/7.
[136] Муслим 2285/4 №2979.
[137] Муслим 1514/3 №1905.
[138] Разъяснение имама Ан-Навави к Сахиху Муслима 54/13 (приводится вкратце).
[139] Коран, сура «Йунус», 10:9-11.
[140] Коран, сура «Гром», 13:20-24.
[141] Коран, сура «Преграды», 7:38.
[142] Коран, сура «Сад», 38:55-60.
[143] Коран, сура «Паук», 29:24.
[144] Аль-Бухари вместе с аль-Фатх 382/6, №3348, Муслим 201/1 №222.
[145] Аль-Бухари №3241, 5198, 6449, 6546.
[146] Хади аль-арвах. Ибн Аль-Кайим С.142.
[147] Муслим (приводится его словами) 2179/4, Аль-Бухари №3246, 3254, 3327.
[148] Содержание этого хадиса уже изложено ранее. У Аль-Бухари вместе с Аль-Фатх 382/6, и у Муслима 201/1.
[149] Аль-Бухари с Аль-Фатх 405/1№304, Муслим 86/1 №79.
[150] Аль-Бухари №3241, 5198, 6449, 6546.
[151] Коран, сура «Женщины», 4:97-98.
[152] Коран, сура «Семейство Имрана», 3:156-157.
[153] Коран, сура «Добыча», 7:2-4.
[154] Аль-Габир – идущий, который опустился к закату, а затем исчез из глаз.
[155] Аль-Бухари вместе с Аль-Фатх 320/5 №320 и Муслим (приводится его словами) 2177, №2831.
[156] Приводит имам Ахмад 40/3.
[157] Ат-Тирмизи №3093, Ахмад 192/2, а Аль-Албани сказал, что это хороший (хасан) хадис в своей книге Сахих Ат-Тирмизи 10/3.
[158] Аль-Бухари вместе с Аль-Фатх 404/13, 11/6 №2790, 7423.
[159] Муслим 288/1 №384.
[160] Хади аль-арвах ила билади аль-афрах: Ибн Аль-Кайима С.99.
[161] См.: ат-Тахвиф мин ан-нар ва ат-таариф би хал дар аль-бауар. Ибн Раджаба С.69.
[162] Коран, сура «Скот», 6:132.
[163] Коран, сура «Женщины», 4:144.
[164] Аль-Бухари №1121, Муслим №2479.
[165] Муслим 2278, №2967.
[166] Муслим 2184/4, №2844.
[167] Аль-Бухари 418/11 №6571, 474/ 13, №7511, Муслим 173/1, №186.
[168] Муслим 174/1, 175, №186, 188.
[169] Ахазу ахазатихим (взяли причитающееся им): то есть взяли и получили то, что причитается им от щедрот Господа.
[170] Муслим 176/1, №189.
[171] Аль-Мирджаль (букв: предмет, стоящий на ногах): котел, сделанный из меди. Он представляет собой сосуд, в котором кипит вода. Буква «Мим» добавлена. Он назван так в связи с тем, что когда он стоит он опирается на ножки (арджуль). Так называют любой сосуд для кипячения воды.
Аль-Кумкум – известный сосуд, используемый в парфюмерии. Он представляет собой сосуд с узким горлом, в котором нагревается вода. Он сделан из меди и прочих сплавов.
Некоторых приводят этот хадис в такой версии: «Как кипит аль-мирджал и аль-кумкум». И эта версия будет более ясной, если является достоверной. См.: Ан-Нихайа фи гариб аль-хадис Ибн Аль-Асира 110/4, 315, и Фатх Аль-Бари Ибн Хаджара 430/11 – 431.
[172] Аль-Бухари вместе с Аль-Фатх 417/11 №6562, 6561, Муслим 196/1 №213.
[173] Муслим 196/1, №213.
[174] Муслим 2184/4 №2843.
[175] Аль-Бухари №3260, Муслим 431/1, №617, Аз-Замхарир – сильный холод, стужа.
[176] Муслим 2184/4, №2842.
[177] Худжзат – узел, где завязываются изар и штаны.
[178] Муслим 2185/4, №2845.
[179] Разъяснение Аль-Убби к Сахиху Муслима (Шарах Аль-Убби ала Сахих Муслим) 287/9.
[180] Коран, сура «Пещера», 18:30-31.
[181] Коран, сура «Человек», 76: 21.
[182] Коран, сура «Хадж», 22:23.
[183] Коран, сура «Создатель», 35:33.
[184] Словарь Аль-Мухит С.1120.
[185] Ан-Нихая Гариб аль-хадис 96/2.
[186] Словарь Аль-Мухит С.710.
[187] Ад-Дурра – огромная жемчужина. Ад-Дирра (при касре над дал) – это то, чем наносят удар – плеть. Дуррийу – это сверкающий, яркий. Говорят сверкающий меч, из-за его блеска и сияния. См.: словарь Аль-Мухит С.500, словарь Аль-Васит 279/1.
[188] Муслим 219/1, №250.
[189] Приводит Ат-Табарани. Сказал Ибн Аль-Кайим в своей книге Хади аль-арвах…С.215: «Этот иснад (цепочка передатчиков) соответствует условиям сборника Ас-Сахих. И сказал Аль-Хейсами в Маджмаа Аз-Заваид 411/10: «А иснад Ибн Масгуда является достоверным (сахих).
[190] Аль-Бухари, №3249, Муслим 1916/4, №2468,2469.
[191] Коран, сура «Хадж», 22:19-20.
[192] Коран, сура «Ибрахим», 14:49-50.
[193] См.: Тафсир Ибн Касира 213/3, 42/4, 465, Тафсир Аль-Багави 67/4, 438.
[194] См.: Тафсир Ибн Касира 545/2.
[195] См.: Там же, 546/2.
[196] Муслим 644/2 №934.
[197] Коран, сура «Милосердный», 55:54.
[198] Коран, сура «Падающее», 56:33.
[199] Коран, сура «Милосердный», 55:76.
[200] Коран, сура «Покрывающее», 88:13-16.
[201] Тафсир Ибн Касир 504/4, также Хади аль-арвах Ибн Аль-Кайима С.220.
[202] Хади аль-арвах С.221, Тафсир Ибн Касира 281/4.
[203] Хади аль-арвах Ибн Аль-Кайима С.220, Тафсир Ибн Касира 281/4.
[204] Коран, сура «Преграды», 7:40-41.
[205] Коран, сура «Толпы», 39:16.
[206] Тафсир Ибн Касир 215/2, Тафсир Аль-Багави 160/2.
[207] См.: предыдущие источники 215/2, 160/2.
[208] Тафсир Аль-Багави 74/4, Айсар ат-тафасири лиль-Джазаири 34/4, Тайсир Аль-Карим Ар-Рахман лис-Саади 457/6.
[209] Коран, сура «Украшения», 43:70-73.
[210] Коран, сура «Гора», 52:17-23.
[211] Коран, сура «Падающее», 56:20-21.
[212] Коран, сура «Неизбежное», 69:18-24.
[213] Коран, сура «Постигающий», 56:51-56.
[214] Коран, сура «Дым», 44:43-46.
[215] Тафсир аль-Багави 154/4.
[216] Там же, 146/4, 154.
[217] Тафсир аль-Багави 154/4, Тафсир Ибн Касира 146/4.
[218] Коран, сура «Неминуемое», 69:35-37.
[219] Гариб аль-Куран лиль-Исфахани С.361, Тафсир аль-Багави 390/4, Ибн Касир 417/4.
[220] Коран, сура «Завернувшийся», 73:12-13.
[221] Тафсир Ибн Касира 438/4, Тафсир аль-Багави 410/4.
[222] Коран, сура «Накрывающее», 88:6-7.
[223] См: Гариб аль-Куран лиль-Исфахани С.290, Тафсир аль-Багави 478/4.
[224] Коран, сура «Человек»,75:5-6.
[225] Тафсир Ибн Касира 455/4.
[226] Тафсир Ибн Касира 455/4, Тафсир аль-Багави 428/4.
[227] Коран, сура «Человек» 76:15-18.
[228] Тафсир Ибн Касира 457/4, Аль-Багави 430/4.
[229] Коран, сура «Обвешивающие», 83:25-28.
[230] Ибн Касир 487/4, 488, Аль-Багави 461/4.
[231] Тафсир Ибн Касира 488/4, Аль-Багави 462/4.
[232] Коран, сура «Мухаммад», 17:15.
[233] Тафсир Ибн Касира 177/4, Аль-Багави 181/4.
[234] Аль-Бухари вместе с аль-Фатх 463/11№6579, Муслим 1793/4, №2292.
[235] См.: Шарх аль-акидат ал-васитийа ли шейх аль-Ислам Ибн Таймийа. Автор тот же, кто написал и эту книгу. С.64.
[236] Аль-Бухари №4964.
[237] Аль-Бухари №6581.
[238] Коран, сура «Обильный», 108:1-3.
[239] Аль-Бухари Китаб ар-рикак (Книга любезных) Раздел о водоёме. 262/7 – 266, №6583, Муслим Китаб аль-фадаил (Книга добродетелей) Раздел о доказательстве водоёма пророка, да благословит его Аллах и да приветствует и его особенностей 1792/4 – 1802.
[240] Коран, сура «Мухаммад», 17:15.
[241] Тафсир Ибн Касира 176/4, См.: С.85 (эта же книга).
[242] Коран, сура «Хадж», 22:19-20.
[243] Коран, сура «Ибрахим», 14:15-17.
[244] Тафсир Ибн Касира 537/2, Аль-Багави 29/3.
[245] Муслим №2002, См.: Хадисы по поводу Сахих Ат-Тирмизи (Ахадис филь-маудуи сахих Ат-Тирмизи) 169/2, Сахих Абу Дауда 701/2.
[246] Муфрадат гариб аль-Куран лиль-Исфахани С.476.
[247] Тафсир Ибн Касира 82/3, 421/4.
[248] Коран, сура «Пещера», 18:29.
[249] Коран, сура «Весть», 78:24-30.
[250] Тафсир Ибн Касира 465/42/4, Аль-Багави 67/4, 438.
[251] Коран, сура «Накрывающее», 87:2-5.
[252] Тафсир Ибн Касира 503/4, Тафсир аль-Багави 478/4.
[253] Коран, сура «Милостивый», 55:44.
[254] Устрашение огнём (Тахуиф мин ан-нар) Ибн Раджаба аль-Ханбали С.150.
[255] Коран, сура «Толпы», 39:20.
[256] Тафсир Ибн Касира 50/4.
[257] Ахмад в муснад 343/5, Ибн Хаббан (Маварид) №641, Аль-Байхаки Фи шуаб аль-иман «В отраслях веры» Ат-Тирмизи – со слов Али, да будет доволен им Аллах №2660, Ахмад филь муснад – со слов Абдаллы ибн Амра 173/2, Аль-Албани сказал, что это хороший хадис в Сахихе Ат-Тирмизи 311/2 и в Сахихе аль-Джамии 220/2 №2119.
[258] Аль-Бухари вместе с аль-Фатх 318/6, №3243, Муслим 1863/4, №2394, 2395.В другом варианте приводится, что он сказал: «Я готов пожертвовать своим отцом за тебя – о, посланник Аллаха -а тебе ревную». Муслим №2395.
[259] Аль-Бухари вместе с аль-Фатх 415/12, №7024.
[260] Аль-Бухари вместе с аль-Фатх 134/7 №3820, Муслим 1887/4, №2432.
[261] Фатх аль-Бари 138/7.
[262] Коран, сура «Различение», 25:11.
[263] Аль-Бухари вместе с аль-Фатх 624/8, 318/6, №3242, Муслим 2182/4, №2838.
[264] Шарх аль-Имам Ан-Навави 175/17.
[265] Муслим, и ему принадлежит фраза 378/1, №533, аль-Бухари вместе с аль-Фатх 544/1.
[266] Ат-Тирмизи со слов Абу Мусы Аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, улучшил его Аль-Албани в Сахихе сунны Ат-Тирмизи 299/1, в ряде праведных хадисов №1408.
[267] Муслим 503/1, №728.
[268] Коран, сура «Ряды», 61:10-12.
[269] Штукатурка (обмазка) – глина, которой обмазывают стену, она представляет собой смесь. В одном хадисе говорится: «Верблюд, примешивается к нему больной чесоткой» «В бочке с медом ложка дегтя» Конец в Гариб аль-хадис 357/4.
[270] Ат-Тирмизи 672/4, № 2526, Ахмад 305/2 его исправил (откорректировал) Аль-Албани в Сахихе Ат-Тирмизи 311/2.
[271] Коран, сура «Различение», 25:12-15.
[272] Тафсир Ибн Касира 312/3, аль-Багави 362/3.
[273] См.: Два вышеназванных источника 312/3, 362/3.
[274] Коран, сура «Прощающий», 40:71-72.
[275] Окончание в Гариб аль-хадис Ибн Аль-Асира 380/3, Тафсир Ибн Касира 89/3.
[276] Коран, сура «Неминуемое», 69:30-37.
[277] Коран, сура «Человек», 76:4.
[278] Коран, сура «Завернувшийся в одежду», 73:12.
[279] Тафсир Ибн Касира 438/4, тафсир аль-Багави 410/4.
[280] Коран, сура «Праздник», 22:20-22.
[281] Муфрадат гариб аль-Куран Лиль Исфахани С.684.
[282] Тафсир аль-Багави 281/3, Тафсир Ибн Касира 213/3.
[283] Аль-Бухари вместе с Фатх 362/6, №3337, Муслим (Ссылка на него уже дана ранее).
[284] Ат-Тирмизи №8226, улучшил (дополнил) его Аль-Албани в Сахихе Ат-Тирмизи 313/2 – 314.
[285] Ат-Тирмизи №2672, улучшил его Аль-Албани в Сахихе Ат-Тирмизи 313/2.
[286] Аль-Бухари вместе с аль-Фатх 415/11, №6552, Муслим 2190/4, № 2852.
[287] Муслим 2189/4, №2851.
[288]