Кости в телах обитателей ада их зубы и грубость кожи на их телах.
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах о пророке, Да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Между плечами неверующего расстояние равное трём дням для быстрого наездника».[286]
С его же слов, да будет доволен им Аллах, рассказавшего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Зуб неверующего или клык неверующего подобен горе Ухуд. Толщина его кожи составляет расстояние трех (дней)».[287]
Сказал Всевышний, хвала ему: (Истинно, отвергающих наши знамения Мы велим жечь в огне: каждый раз как пропечётся на них кожа их, Мы заменим её другою кожею, для того, чтобы им наслаждаться этой мукою…).[288]
Сказал Всевышний, хвала ему: (Огонь её будет опалять лица их, и они в нём будут морщиться от боли).[289]
Зубы их показались вследствие сварившейся (обожжённой) головы или опалённой огнём до тех пор, пока не появились их зубы и не сократились (съёжились) их губы.[290]
Сказал Всевышний: (В тот день, в который они свои лица обратят к огню, скажут: «О, если бы повиновались мы Богу и повиновались его посланнику!).[291]
Огромные размеры неверующего в огне для того, чтобы увеличить муку, удвоить боль и усилить наказание. Не вызывает сомнений, что обитатели ада имеют различие в муках, как это известно из Священного писания и сунны с указанием последнего хадиса.[292]
Со слов Амра ибн Шуайба от его отца и деда о Пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Высокомерные соберутся в Судный день подобно муравьям в образе людей, повсеместно охватит их покорность. Их отправят в тюрьму в преисподней, которая называется Булис. Возвышается над ними самое высокое пламя. Их будут поить гноем (тинату ль-хабаль), который выделяется у неверующих в огне?».[293]
Исследование двадцатое: деревья рая и тени от них и деревья и тени ада.
Деревья рая и тени от них.
Со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В раю есть дерево, великодушный подготовленный быстрый всадник скачет сто лет, чтобы достичь границы тени от него».[294]
Сказал Аллах Всевышний: (Стоящие на правой стороне…Кто они стоящие на правой стороне? Они будут среди лотосов, не имеющих шипов, среди бананов, на которых висят ряды плодов, в тени широко расстилающейся, среди воды разливающейся, среди обильных плодов, которые не прекращаются, и никогда не запрещаются…).[295]
Учёные заявили: Под тенью подразумевается сень дерева или то, что покрывается ветвями дерева.[296]
Сказал Аллах Всевышний: (Благочестивые будут под сенью и среди источников, и плодов, каких только пожелают).[297]
Сказал, хвала ему: (Тем, которые боятся место Господа своего, будут два сада (Какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным?) Обильные деревами. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным? В обоих по два рода всяких плодов).[298]
Сказал Великий и Всемогущий по поводу рая и другое: (В обоих плоды, пальмы, гранаты).[299]
Сказал Всевышний: (…тень дерев его над ними будет простираться, грозди плодов их низко к ним будут опускаться).[300]
Сказал, хвала ему: (Для такого будет отрадная жизнь в высшем райском саде, в котором плоды близки. Кушайте, пейте на здоровье, за то, что вы прежде сделали в минувшие дни!).[301]
Сказал Всевышний: (А для благочестивых блаженное жилище: сады и виноградники, полногрудые, равные им по летам и полные чаши. Там не услышат они пустословия и лжи. Это в награду им от Господа твоего, в дар и воздаяние).[302]
И увидел пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он молился стыдливо рядом с гроздьями винограда. В хадисе Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им: Сказали: О, посланник Аллаха мы видели тебя, когда ты что-то ел на своем месте, затем увидели, как ты питался. Ответил он: «Я увидел рай и я съел гроздь и если бы я взял ее, то вы бы съели то, что осталось в этой жизни. И я увидел ад, до сего дня не видел зрелища более отвратительного. Я увидел, что большинство обитателей его – женщины».[303]
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал, что пророк, Да благословит его Аллах и да приветствует, однажды говорил, а рядом находился человек из жителей пустыни: «Что один из обитателей рая просил позволения у Господа своего заняться обработкой земли, на что он сказал: А ты неправильно передал то, чего ты хотел? Он ответил: Да, конечно, но я люблю возделывание. И он поспешил осуществить посев и, тут же созрели растения его и налились соками, и стали огромными подобно горам. И говорит Аллах Всевышний: «Берегись, о, сын человеческий, ничто тебя не насыщает!» И сказал кочевой араб: О, посланник Аллаха, это касается только Курейшитов или Ансаров. Они обладают знанием как сеять. Что касается нас, то мы не умеем делать это. Засмеялся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.[304]
Этот хадис подтверждает, что всё чего хотят обитатели рая достается им, поскольку для них в раю имеется всё, что захочется душе и чем наслаждается глаз. Они вечно живут в раю, да поможет нам Аллах стать одними из них.[305]
2 – Деревья ада и их тени.
Сказал Аллах Всевышний: (Дерево заккум будет пищей грешникам; как расплавленная медь, она будет кипеть во чреве, как кипит кипящая вода).[306]
Сказал, хвала ему: (Тогда вы блуждающие и верующие лжи, будете есть плоды с дерева заккума, им будете наполнять чрева ваши, будете запивать это кипящей водою, и будете пить, как пьют мучащиеся неутолимой жаждой верблюды).[307]
Сказал, хвала ему: (Это ведь дерево,которое выходит из корня геенны. Плоды его точно головы дьяволов. И они едят его и наполняют им животы. А потом есть вода для них, горячее питьё из кипятка.).[308]
Сказал Всевышний и Благословенный: (Стоящие на левой стороне…Кто они – стоящие на левой стороне? Они будут среди знойного самума и кипящей воды, в тени от черного дыма: не будет им ни прохлады, ни отрады! Прежде сего они услаждались всем; и упорно коснели в великом грехе).[309]
В словах Всевышнего: «Уа зиллин мин йахмумин» «…в тени от черного дыма» – тень от дыма. Во фразе Всевышнего: (…идите во тьму, извергающую три столба дыма, который ни тени не даст, ни от пламени не защитит: он будет извергать искры, величиной как башни, цветом, как желтые верблюды. В тот день горе верующим в ложь!).[310]
Упомянутая тень – это черный, дурно пахнущий дым, не дающий густой тени. Она не спасёт от пламени, то есть не предохраняет от жара пламени.[311]
Его фраза «фи самум» «среди знойного самума…». Самум – это раскаленный воздух. «Ар-Рахик – «старое выдержанное вино» – одно из «хамим» – кипящая вода.[312]