Исследование одиннадцатое: большинство обитателей Рая и большинство обитателей Ада
1 – Большинство из обитателей Рая:
А. – Умма Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
Передаётся со слов Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Говорит Аллах Всевышний: «О, Адам!» А тот ответит:
«Я ответил Твоему призыву и готов служить Тебе, и всё благо в Твоих руках!» И скажет Он тогда: «Выведи тех, кому суждено оказаться в огне (в Аду)!». Он спросил: «А кто они?» И Он скажет: «Из каждой тысячи – девятьсот девяносто девять. И там седеет дитя и разрешается от бремени беременная. И увидишь ты людей, которые пьяны, которые на самом деле не пьяны, но это – (из-за) сурового наказания Аллаха». И это стало неприятным для них, и они сказали: «О, посланник Аллаха! Назови же этого одного из нас (т.е. того, кто не войдёт в Ад)?» Он сказал: «Возрадуйтесь, если от вас один человек (т.е. попавший в Ад), то от Йа’джудж и Ма’джудж тысяча». Затем он добавил: «Клянусь тем, в чьих руках моя душах, я желаю, чтобы вы были четвертой частью обитателей Рая». И мы произнесли слова: «Аллах велик!» и он сказал: «Я желаю, чтобы вы были третью от обитателей Рая». И мы произнесли «Аллах велик!». А он сказал: «Я хочу, чтобы вы были половиной обитателей рая». А мы сказали «Аллах велик!». Тогда он произнес: «Вы по сравнению с (другими) людьми, всё равно, что черный волос на шкуре белого быка или белый волос на шкуре черного» (на русский может переводиться, как «капля в море»).[144]
Б. – Бедные.
Передаётся со слов Имрана ибн Хусайна, да будет доволен ими Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Я заглянул в Рай и обнаружил, что большинство его обитателей – бедняки, и заглянул в Ад и обнаружил, что большинство его обитателей – женщины».[145]
В. – Женщины.
Женщины – большинство обитателей Рая, если сложить гурий (аль-хур аль-айн) и земных женщин, оказавшихся в Раю. Что касается только земных женщин, то они составляют меньшинство обитателей Рая, но зато составляют большинство обитателей Ада.[146]
В Сахихе Муслима говорится, что Ибн Улаййа сказал: Рассказал нам Айюб от Мухаммада, сказавшего: «Или вы возгордитесь, или совместно вспомните: Кого больше в раю мужчин или женщин?» Сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Разве не говорил Абу-аль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует: «Истинно первая группа (людей), которые войдут в Рай будут подобны луне в ночь полнолуния (т.е. будут настолько красивы), а те, кто войдут вслед за ними будут подобны самым ярким по свечению звёздам на небесах. Она окрашивает свечением самых ярких звезд на небесах. У каждого мужчины (из них) будет две жены, чьи кости голени будут видны через плоть (т.е. из-за чистоты их тел). И нет в Раю одиноких (холостых)».[147]
Большинство обитателей Ада.
А – Йа’джудж и Ма’джудж.
Доказательством этого служит хадис Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что Аллах взывает к Адаму о том, чтобы тот вывел людей, которым суждено оказаться в огне (в Аду) – из каждой тысячи девятьсот девяносто девять человек. Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разъяснил, что если из его уммы один человек (войдёт в огонь), то из Йа’джуджа и Ма’джуд – тысяча.[148]
Б – Женщины.
Большинство обитателей Ада – женщины. Ведь в хадисе Абдуллы ибн Омара, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «О, женщины! Давайте подаяние и увеличьте покаяние! Поистине я видел, что вы большинство обитателей Ада!». И сказала одна красноречивая женщина из них: «Почему же, о, посланник Аллаха, на нас приходится большинство из обитателей ада?» И он ответил: «Потому что вы часто проклинаете людей и проявляете неблагодарность по отношению своим мужьям».[149]
Передаётся со слов Имрана ибн Хусейна, да будет доволен ими Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Я заглянул в Рай и обнаружил, что большинство его обитателей – бедняки, и заглянул в Ад и обнаружил, что большинство его обитателей – женщины».[150]
Исследование двенадцатое: степени Рая и степени Ада.
Степени Рая.
Сказал Всевышний Аллах: (Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и воюющие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах преимущество воюющим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а воюющим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде, в степенях у Него и прощении, и милости. Поистине, Аллах прощающий, милосерд!).[151]
Сказал (Аллах) Великий и Всемогущий: (Разве тот, кто последовал за благоволением Аллаха, таков, как тот, кто навлёк гнев Аллаха? Убежище его – геенна, скверно это прибежище! Они – по степеням у Аллаха, и Аллах видит то, что они делают!).[152]
Сказал (Аллах), хвала Ему: (Верующие только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа; которые простаивают молитву и расходуют из того, что Мы им даровали. Они – верующие по истине. Им – степени у их Господа, и прощение, и щедрый надел).[153]
Передаётся со слов Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Воистину обитатели Рая видят обитателей жилищ, которые выше них, из-за превосходства, которое между ними, подобно тому, как вы видите далекую звезду[154], на горизонте с западной или восточной стороны». И сказали они: «О, посланник Аллаха! Это жилище пророков, туда никто не попадет, кроме них». Ответил он: «Нет же!!! Клянусь Тем, в чьих руках моя душа (я сам), это люди, которые верили в Аллаха и считали правдивыми посланников».[155]
Со слов Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Скажут знатоку Корана в Судный день, когда он войдёт в Рай: «Читай и возвышайся!» И он будет читать, и возвышаться с каждым аятом на степень пока не завершит чтение из того, что он знает до конца».[156]
Со слов Абдуллы ибн Амра, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Скажут знатоку Корана: «Читай и возвышайся и делай это нараспев, так, как делал это в земной жизни. Твое обиталище (степень) определится последним аятом, который ты прочитаешь».[157]
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Тот, кто верил в Аллаха и в пророка Его, совершал молитву, соблюдал пост в месяц рамадан, Аллах обязуется ввести его в Рай независимо от того, совершил он переселение во имя Аллаха, или остался на той земле, на которой родился».
Сказали они: «О, посланник Аллаха! А не следует ли нам возвестить людям об этом?» Он ответил: «Воистину в Раю сто ступеней, которые подготовил Аллах для сражающихся на Его пути. А расстояние, что между каждыми двумя ступенями, равно расстоянию между небом и землёй. И если вы просите Аллаха, то просите Его о Фирдаусе (один из уровней Рая). Это середина Рая и самое высокое его место. Над ним находится трон Милостивого (Аллаха), и оттуда берут своё начало реки Рая».[158]
Наивысшая из степеней Рая – Аль-Василя. Со слов Абдуллы ибн Амра, да будет доволен ими Аллах, который слышал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если услышите муэдзина, то повторяйте то же, что он говорит. Затем благословите меня, ведь тот, кто благословил меня одним благословением, тому Аллах воздаст десятью. Затем испрашивайте у Аллаха для меня Аль-Василя. Ведь воистину Аль-Василя одна из степеней Рая, предназначенная только для одного из рабов Всевышнего, и я хотел бы быть им. И тот, кто будет испрашивать для меня эту степень, тому будет предоставлено (моё) заступничество».[159]
Ступень Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, была названа «Аль-Василя», поскольку она ближе всех к трону Милостивого и она ближе всех ступеней к Всевышнёму Аллаху.[160]
3- Степени Ада и его глубина.
Существуют ступени (дараджа), которые одна за другой ведут вверх и есть ступени (дарака), ведущие вниз. В Раю – ступени, ведущие вверх, а в Аду они ведут вниз. Ад также называют «дараджа».[161]Как сказал Аллах Всевышний, после упоминания обитателей Рая и обитателей Ада: (У каждого – степени по тому, что они…).[162]
И сказал Всемогущий и Великий по поводу лицемеров: (Поистине лицемеры – в самом нижнем слое Ада…).[163]
Передаётся со слов Абдуллы ибн Омара, да будет доволен ими Аллах, который увидел во сне, как два ангела забрали и перенесли его в Ад. А он – тоннель, подобен тоннелю колодца. И у него есть две (вертикальные) стойки. И сказал (Абдулла ибн Омар, да будет доволен ими Аллах): «А в нём люди, которых я знал, и я стал говорить: «О, Аллах упаси от Ада! (Прибегаю к Аллаху от адского огня!)». И затем он сказал: «И затем нас встретил другой ангел. И сказал: «Не бойся!».
После этого Абдулла ибн Омар сказал: «Я рассказал об этом Хафсе, а она поведала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. А он сказал: «Какой это прекрасный человек Абдулла, если бы он ещё совершал ночные (дополнительные) молитвы». После этого, он (Абдулла ибн Омар) спал ночью лишь немного.[164]
Со слов Утбы ибн Газвана, который сообщил о глубине ада следующее: «…поистине, нам было рассказано о том, что камень, брошенный с края Ада, падает в глубь него семьдесят лет, не достигая его глубины. И клянусь Аллахом, он (т.е. Ад) будет наполнен! А разве это не удивительно?!».[165]
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мы были у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вдруг услышали грохот. А Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Знаете ли вы, что это?» Мы ответили: «Аллах и посланник Его знают лучше!!!». Тогда он сказал: «Это камень, брошенный в Ад семьдесят осеней назад, паривший в Аду, достиг сейчас его дна».[166]