Проективная методика изучения мотиваиии достижений Люннеборга и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас
Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Сейчас я задам вам два вопроса. Постарайтесь искренне на них ответить. Отвечайте первое, что вам приходит в голову, в свободной форме — в виде рассказа, состоящего из нескольких предложений. Ваш ответ будет записан на магнитофон, и если захотите, мы его вместе потом прослушаем. Можно отвечать последовательно: сначала на один вопрос, потом — на другой, а можно объединить два вопроса. Итак, вопросы: «Что делает вас счастливым?» и «Что делает вас несчастным?».
По окончании эксперимента прослушайте запись и выставьте оценку по следующей схеме: один балл за присутствие темы достижений (успех или неудача) во всем рассказе; по одному баллу за каждое предложение, в котором присутствует эта тема, и по одному баллу за каждое слово, непосредственно связанное с этой темой. Если позволяет материал, отдельно подсчитайте баллы для мотивации успеха и мотивации неудачи.
Проведите эксперимент с испытуемыми разного пола. Проанализируйте, различаются ли их результаты (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).
Проективная методика избегания успеха М. Хорнер(Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас
Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будет предложен рассказ. Прочитайте его и напишите продолжение, отвечая на следующие вопросы:
1. О чем думает главный герой (героиня)?
2. Какие чувства он (она) испытывает?
3. Какое решение примет герой (героиня)?
4. Как к этому решению отнесутся окружающие?
Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 41Т
5. Какие события ожидают его (ее) в профессиональной сфере?
6. Какие события ожидают его (ее) в личной жизни?
7. Какие личностные качества присущи герою (героине)?»
Рассказ1. Саша учился на психологическом факультете престижного российского вуза. Его успехи были замечены преподавателями и студентами. Он принимал участие в научных конференциях, его диплом был отмечен специальной грамотой на конкурсе студенческих работ. Производственную практику он проходил вместе с однокурсницей Наташей в хорошей фирме, и оба они понравились руководству. Но позже эта фирма прислала запрос только на одного психолога. Сашаи Наташа влюблены друг в друга и собираются пожениться. Преподаватели (членыкомиссии) предложили самим ребятам решить вопрос, кто из них примет предложение фирмы. Сашу пригласили на собеседование первым. В настоящее время он сидит перед членами комиссии, которые ожидают его решения. Наташа ждет в коридоре...
Рассказ2. Наташа училась на психологическом факультете престижного российского вуза. Ее успехи были замечены преподавателями и студентами. Она принимала участие в научных конференциях, ее диплом был отмечен специальной грамотой на конкурсе студенческих работ. Производственную практику она проходила вместе с однокурсником СашсгЧ в xopouieii фирме, и оба они понравились руководству. Но позже эта фирма прислала запрос только на одного психолога. Саша и Наташа влюблены друг в друга и собираются пожениться. Преподаватели (члены комиссии) предложили самим ребятам решить вопрос о том, кто из них примет предложение фирмы. Наташу пригласили на собеседование первой. В настоящее время она сидит перед членами комиссии, которые ожидают ее решения. Саша ждет в коридоре...
Эксперимент проводится в двух вариантах.
Вариант 1. Для исследования приглашаются двое студентов: юноша и девушка. Ему предлагается первый, а ей — второй рассказ.
Вариант 2. Испытуемые те же, но обоим испытуемым предлагаются оба рассказа (начиная с того, в котором пол главного героя совпадает с полом испытуемого).
Методика демонстрирует наличие или отсутствие боязни успеха у испытуемого. О наличии боязни успеха свидетельствуют следующие аспекты ответов на вопросы: а) в них преобладают негативные эмоции; б) герой (героиня) принимает решение отказаться от предложения фирмы в пользу любимого (любимой); в) испытуемый полагает, что профессиональная карьера героя (героини) не состоится;
г) испытуемый полагает, что личная жизнь героя (героини) не будет удачной;
д) среди характеристик личности присутствуют неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, боязнь утраты женственности и т. п.; е) в ответах присутствует суждение о том, что его (ее) будут осуждать окружающие.
I Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V
Эта шкала создана американскими психологами Р. Кристи и Ф. Гейзом (Christie, Geis, 1970). Она представляет собой 60 тщательно подобранных суждений, сгруппированных по «тройкам». Здесь приводится пятый вариант методики, носящий название «Мак-V».
412 Приложение к главе 7
В каждом изнижеследующих «троек» одно из суждений отражает макиавелли-стские взгляды, адва других служат для маскировки и нивелируют стремление испытуемогодавать социально желательные ответы.
Испытуемомудается следующая инструкция: «Вам будут предложены 60 суждений, сгруппированных в 20 "троек". В каждом случае вначале прочитайте все 3 суждения и выберите одно, с которым вы наиболее согласны (поставьте плюс) и одно — с которым вы наименее согласны (поставьте минус). При этом одно из суждений, относительно нейтральное, должно оставаться непомеченным: более одного плюса илиминуса в одной тройке ставить нельзя».
А. Длятого, чтобы быть успешным преступником, нужно больше фантазии, чемдля того, чтобы быть успешным бизнесменом. | ||
Б. Утверждение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» в чем-то справедливо. | ||
В. Большинство людей легче забывают о смерти отца, чем о потере кошелька. | ||
А. Мужчины больше интересуются машинами, которые они водят, чем одеждой, которую носят их жены. | ||
Б. Очень важно развивать у детей воображение и творчество. | ||
В. Людям, страдающим неизлечимыми болезнями, необходимо предоставить выбор умереть безболезненно. | ||
А. Люди говорят правду о том, почему вы должны что-либо сделать, только тогда, когда им это выгодно. | ||
Б. Счастье человека состоит прежде всего в том, чтобы добиться своей цели. | ||
В. Так как большинство людей не знают, чего хотят, естественно, что кто-то должен им говорить, что надо делать. | ||
А. Несчастье нашей страны состоит в том, что люди слишком ленивы и снисходительны к себе. | ||
Б. Лучший способ управлять людьми — это говорить им то, что они хотят слышать. | ||
В. Было бы хорошо, если бы люди были добрее к тем, кто менее удачлив, чем они сами. | ||
о | А. Большинство людей по существу — хорошие и добрые. | |
Б. Совместимость — наилучший критерий для жены или мужа, остальные характеристики хороши, но несущественны. | ||
В. Только после того, как человек получил то, чего хотел от жизни, стоит проявить интерес к несправедливостям, существующим в мире. | ||
А. Большинство людей, добившихся успеха, ведут чистую и нравственную жизнь. |
Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 411
Б. Нельзя винить достойного человека за то, что карьера для него важнее, чем семья. | ||
В. Было бы лучше, если бы люди меньше интересовались тем. какчто-то делать, и больше — тем, что надо делать. | ||
А. Хороший учитель скорее обращает внимание на вопросы, оставшиеся без ответа, чем дает подробные объяснения. | ||
Б. Когда вы просите кого-то что-то сделать, лучше всего сообщить ему освоих истинных намерениях, чем давать объяснения, которые будут болееубедительными. | ||
В. Работа человека (то, чем он занимается) — лучший способ определить, что он собой представляет как личность. | ||
А. Египетские пирамиды были воздвигнуты за счет порабощения рабочих-строителей. | ||
Б. Лучший способ справиться с проблемой — решать ее, а не терпеть. | ||
В. Человек должен делать что-то только тогда, когда он уверен в своем моральном праве на это. | ||
А. В мире жилось бы лучше, если бы люди предоставили будущему самому заботиться о себе, а сами наслаждались бы настоящим. | ||
Б. Льстить важным людям — значит поступать благоразумно. | ||
В. Если решение принято, лучше всего не менять его, даже если обстоятельства изменились. | ||
. 10 | А. Лучший способ действовать — это поступать так, как будто у вас нет другого выхода. | |
Б. Преступники отличаются от обычных людей тем, что они так глупы, что их ловят. | ||
В. Даже самый закоренелый преступник в чем-то внутренне порядочен. | ||
А. Лучше быть скромным и честным, чем знаменитым и нечестным. | ||
Б. Человек, который способен и хочет усердно трудиться, имеет хорошие шансы добиться успеха в своих начинаниях. | ||
В. То, что не помогает нам в повседневной жизни, не слишком важно. | ||
А. Человека не следует наказывать за нарушение того закона, который он считает неразумным. | ||
Б. Слишком многие преступники не получают наказания за свои злодеяния. | ||
В. Ложь — самая непростительная вещь. | ||
А. Люди не хотят усердно работать, пока их не заставят. |
Приложение к главе 7
Окончание тзблииы
Б. Человеку надо дать шанс исправить ошибку, даже если она была серьезной. | ||
В. Не стоит волноваться о людях, которые сами не способны принять решение. | ||
А. Мужчина прежде всего ответствен за свою жену, а не за свою мать. | ||
Б. Люди в большинстве своем смелы. | ||
В. Лучше выбирать умных друзей, чем просто удобных. | ||
А. Немногие люди в мире заслуживают интереса к себе. | ||
Б. Трудно добиться успеха без того, чтобы не нарушить закон. | ||
В. Способный человек, действующий ради собственной выгоды, более полезен для общества, чем добропорядочный, но неуспешный. | ||
А. Лучший способ произвести впечатление на других — дать им понять, что вы свободно можете менять свои взгляды. | ||
Б. Самое лучшее — быть в хороших отношениях со всеми. | ||
В. В любой ситуации честность — лучшая линия поведения. | ||
А. Можно быть хорошим во всех отношениях. | ||
Б. Хорошо помогать себе, а другим — еще лучше. | ||
В. Война и ее угроза постоянно сопровождают человеческую жизнь. | ||
А. Барнум был, вероятно, прав, когда говорил, что каждую минуту в мире рождается по крайней мере один простак. | ||
Б. Жизнь достаточно скучна до тех пор, пока ее кто-то умышленно не взбудоражит. | ||
В. Большинству людей было бы полезно контролировать свои эмоции. | ||
А. В обществе больше ценится чувствительность к эмоциям других людей, чем уравновешенность. | ||
Б. Идеальное общество — то, где каждый занимает свое место и согласен с этим. | ||
В. Наиболее разумно исходить из того, что все люди имеют дурные черты характера, которые проявляются при первой возможности. | ||
А. Люди, рассуждающие об абстрактных проблемах, обычно не знают того, о чем говорят. | ||
Б. Полностью правдивый человек напрашивается на неприятности. | ||
В. Для осуществления демократии надо, чтобы каждый имел право голоса. |
Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 415
Подсчет баллов осуществляется в соответствии со следующей таблицей.
Номер вопроса | 1 балл | 3 балла | 5 баллов | 7 баллов |
А+ В- | Б+ В-А+ Б- | А- Б+ Б- В+ | А- В+ | |
А+ В- • | Б+ В- А+ Б- | А- Б+ Б- В+ | А- В+ | |
А- В+ | А- Б+ Б- В+ | Б+ В-А+ Б- | А+ В- | |
А+ Б- | Б- В+ А+ В- | А- В+ Б+ В- | А- Б+ | |
А+ Б- | Б- В+ А+ В- | А- В+ Б+ В- | А- Б+ | |
А+В- | Б+ В-А+ Б- | А- Б+ Б- В+ | А- В+ | |
А-Б+ | А- В+ Б+ В- | Б- В+ А+ В- | А+ Б- | |
Б- В+ | А+ Б-А- В+ | А+ В-А- Б+ | Б+ В- | |
Б- В+ | А+ Б-А- В+ | А+ В-Л- Б+ | Б+ В- | |
А+ Б- | Б- В+ А+ В- | А- В+ Б+ В- | А- Б+ | |
А+ Б- | Б- В+ А+ В- | А- В+ Б+ В- | А- Б+ | |
Б-В+ | А+ Б-А- В+ | А+ В-А- Б+ | Б+ В- | |
А- В+ | А- Б+ Б- В+ | Б+ В- А+ Б- | А+ В- | |
Б+ В- | А+ В-А- Б+ | А+ Б-А-В+ | Б- В+ | |
Б- В+ | А+ Б-А- В+ | А+ В-А- Б+ | Б+ В- |
Приложение к главе 7
Окончание таблииы
I Номер вопроса | 1 балл | 3 балла | 5 баллов | 7 баллов |
Б-В+ | А+Б-А-В+ | А+В-А- Б+ | _ Б+В- | |
А+ В- | Б+В-А+Б- | А-Б+ я Б- В+ | А-В+ | |
А-В+ | А- Б+ Б-В+ | Б+ В А+ Б- | А+ В- | |
Б+В- | А+В-А- Б+ | А+Б-А-В+ | Б- В+ | |
А+ Б- | Б-В+ А+ В- | А-В+ Б+В- | А-Б+ |
К полученной сумме баллов прибавляются 20 баллов, что дает Мак-показатель (который варьируется от 40 до 160 баллов). 100 баллов принимаются за медиану. Если Мак-показатель меньше медианы, делается вывод о низком макиавеллизме, если больше — о высоком, и индивид классифицируется как макиавелл.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8